УДК
Исследование проявление тревожности у юношей, занимающихся и не занимающихся спортом
Банин В.В., преподаватель физической культуры,
ГПОАУ БПК, г. Благовещенск
Воробьев М.Д., преподаватель физической культуры,
ГПОАУ БПК, г. Благовещенск
Аннотация: Тревожность рассматривается как личностная черта, связанная с толерантностью к стрессу вообще, и как «ситуативная» тревожность или страхи, специфические для данной ситуации или класса ситуаций. В связи с этим рассмотрение специфики проявления тревожности у юношей, занимающихся и не занимающихся спортивной деятельностью является значимым.
Ключевые слова: Занятия спортом являются одним из эффективных путей формирования личности.
Исследования обусловлена рядом факторов, среди которых можно отметить слабое физическое развитие подростков, недостаточный уровень их физической подготовленности, негативные тенденции в состоянии здоровья, отсутствие интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, несформированность мотивационно-потребностной сферы личности в здоровом образе жизни. При этом согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире наметилась устойчивая тенденция к возрастанию количества тревожных людей. Завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека, особенно в юношеском возрасте. Физкультурно-спортивная деятельность является средством развития физических качеств, укрепление здоровья, снятия отрицательных эмоциональных воздействий, повышения стрессоустойчивости и улучшения физического состояния. Существуют многочисленные характеристики тревожности у спортсменов и не занимающихся спортом.
Анализ литературы позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различных стрессов.
Исследование проводилось на базе политехнического колледжа со студентами 1го курса (база 9 классов).
Целью исследования было качественное и количественное изучение личностной и ситуативной тревожности студентов, физиологические показатели, связанные с соревновательной ситуацией.
Для выявления особенностей проявления тревожности всю выборку респондентов (n = 30) из трех учебных групп, по материалам медицинских карт и журналов, мы разделили на три группы. К первой группе мы отнесли, которые помимо уроков физической культуры занимаются спортивной деятельностью в различных секциях (n = 10). Во вторую группу вошли учащиеся, с уровнем физического развития, соответствующего возрастным нормам, не имеющих каких-либо хронических заболеваний и не посещающих специализированные спортивные кружки и секции, отнесенные по состоянию здоровья в основную физкультурную группу (n = 12). В третью группу вошли студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, имеющие отклонения в уровне физического развития, такие как недостаток (или избыток) веса, роста, заболевания опорно-двигательного аппарат, а также хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, отклонения в деятельности дыхательной системы (n = 8).
В нашем исследовании для изучения тревожности школьников были использованы тесты Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л Ханина. Параллельно осуществлялось фиксирование физиологических показателей организма частота сердечных сокращений (пульс), артериальное давление в спокойном и тревожном (стрессовом) состоянии.
Для изучения ситуативной тревожности студентов 1курса в качестве стрессовой ситуации мы использовали контрольные испытания на уроке физической культуры (сдача на оценку нормативов), с целью определения и стрессоустойчивости студентов.
В процессе нашего исследования установлены достоверно различные показатели уровня личностной тревожности у юношей-спортсменов и у юношей, не занимающихся спортивной деятельностью, а также у студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья (табл.1).
Таблица 1 - Уровень личностной тревожности у юношей, выделенных групп
| спортсмены (n = 10) M1 ± σ | не спортсмены (n = 12) M2 ± σ | Р М1-М2
| имеющие отклонения в состоянии здоровья (n = 8) M3 ± σ | Р М1-М3 |
Показатели ЛТ (баллы) | 42,40 ± 8,87 | 47,54 ± 7,21 | ˂ 0,05 | 53,21 ± 9,31 | ˂ 0,05 |
m | ± 2,8 | ± 2,6 | | ± 3,1 | |
Данные исследования показывают, что уровень личностной тревожности у юношей спортсменов достоверно ниже, чем у студентов, не занимающихся спортивной деятельностью, и особенно отличен от студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Анализ данных, полученных относительно ситуативной тревожности, показал более низкие значения во всех группах, но они достоверно различны между юношами спортсменами и не занимающихся спортивной деятельностью, а также со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (табл.2).
Таблица 2 - Уровень ситуативной тревожности у юношей, выделенных групп
| спортсмены (n = 10) M ± σ | не спортсмены (n = 12) M ± σ | Р М1-М2 | имеющие отклонения в состоянии здоровья (n = 8) M ± σ | Р М1-М3 |
Показатели СТ (баллы) | 37,8 ± 6,4 | 41,1 ± 7,21 | ˂ 0,05 | 45,3 ± 8.23 | ˂ 0,05 |
m | ± 7,9 | ± 9,2 | | ± 8,3 | |
Кроме этого нами были выявлены показатели деятельности сердечно-сосудистой системы занимающихся (табл. 3) на основе измерения АД и частоты сердечных сокращений (пульс) в покое.
Результаты исследования позволяют утверждать, что систематические занятия спортом положительно влияют на деятельность сердечно-сосудистой системы. У юношей-спортсменов ЧСС несколько ниже, чем у студентов, не занимающихся спортивной деятельностью. Показатели артериального давления в юношей, имеющих отклонения в состоянии здоровья выше, чем у здоровых студентов.
Таблица 3 - Средние функциональные показатели юношей различных групп
| спортсмены (n = 10) M ± σ m | не спортсмены (n = 12) M ± σ m | Р М1-М2 | имеющие отклонения в состоянии здоровья (n = 8) M ± σ m | Р М1-М3 |
Частота сердечных сокращений уд/мин. | 68,72 ± 1,07 ± 0,65 | 70,21 ± 1,05 ± 0,71 | 0,05 | 75,65 ± 1,94 ± 0,84 | ˂ 0,05 |
АД верхнее | 105,20 ± 1,79 | 109,41 ± 1,95 | 0,05 | 132,44 ± 2,32 | ˂ 0,05 |
нижнее | 69,83 ± 1,52 | 70,14 ± 1,81 | 0,05 | 85,2 ± 1,93 | ˂ 0,05 |
Полученные результаты позволяют утверждать, что у юношей, имеющих отклонения в состоянии здоровья снижены функциональные возможности организма, что не позволяет им достаточно хорошо справляться с эмоциональными и физическими нагрузками, что может приводить к повышенной тревожности.
Кроме этого, нами проводились наблюдения за студентов по методике Д. Хогт и Т. Моргун, с целью диагностики тревоги в условиях учебной деятельности. У школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья чаще наблюдались состояния нервозности и напряженности, а также возникновения чувства опасения за результат учебного труда. Юноши, занимающиеся спортивной деятельностью, и не занимающиеся спортом практически в одинаковой степени проявляли некоторые признаки тревожного состояния, находящиеся в зависимости от готовности к той или иной учебной деятельности. Как правило, при невыполненных заданиях школьники испытывали склонность к замешательству, краснели и волновались.
Для исследования влияния стресс генного фактора на личностную и ситуативную тревожность юношей - спортсменов и не занимающихся спортивной деятельностью, а также их стрессоустойчивости, нами были проведены контрольные испытания в виде тестирования (выполнение физических упражнений на результат). Учащиеся были поставлены в известность, что испытания будут проходить в виде соревнований. Перед выполнением задания, нами была изучена личностная и ситуативная тревожность юношей (табл. 4).
Таблица 4 - Уровень личностной и ситуативной тревожности под влиянием стресс генного фактора
| спортсмены (n = 10) M ± σ m | не спортсмены (n = 12) M ± σ m | Р |
Показатели ЛТ (баллы) | 45,2 ± 6,21 ± 2,4 | 50,1 ± 8,45 ± 3,1 | ˂ 0,05 |
Показатели СТ (баллы) | 43,5 ± 7,21 ± 2,6 | 44,3 ± 5,21 ± 3,4 | 0,05 |
Рассматривая данные показатели, можно отметить, что ситуативная тревожность юношей-спортсменов и не занимающихся спортом не имела достоверных отличий. Это можно объяснить тем, что спортсмены не любят проигрывать и каждое соревнование может вызывать дополнительные переживания. Поражение в соревновательной деятельности может нарушать положительное представление спортсмена о самом себе.
На основании анализа медицинских карт, опроса учащихся, предварительного наблюдения за ними были выявлены такие особенности, как ощущения переносимости нагрузок, оценка общего состояния. Регистрация повышения давления, частоты пульса происходила за 10-5 мин до старта. Давление измерялось при помощи прибора Omron F3. Результаты показали, что у всех испытуемых до начала испытаний наблюдались симптомы повышенного возбуждения.
Кроме этого, у юношей, не занимающихся спортом, перед тестированием частота сердечных сокращений была выше, чем у юношей-спортсменов, однако, достоверных различий в показателях артериального давления не выявлено.
Выше изложенное позволяет утверждать, что ситуативная тревожность в меньшей степени связана с тем, занимаются юноши спортом или нет, нежели личностная тревожность.
На основе анализа полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Существует неоднозначная связь между тревожностью личности студента и тем, занимается он спортивной деятельностью или нет. Занятия спортом сказываются на уровне физического развития и физической подготовленности, детерминированной особенностями формирования личности, ее сложной иерархической структурой, а также возрастными факторами.
Показатели тревожности у юношей спортсменов достоверно ниже, чем у юношей, не занимающихся спортивной деятельностью.
2. Личностная тревожность юношей в большей степени связаны с показателями физического развития и подготовленности, чем ситуативная тревожность, поскольку СТ изменяется скорее отношением к стрессору, а не состоянием организма в целом.
3. Общая психологическая устойчивость юношей – спортсменов достоверно выше, чем у студентов, не занимающихся спортивной деятельностью.
Список литературы
Бароненко В.А. Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М. - 2009. - 336 с
Ильин E.II. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер. - 2004. - 701 с.
Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. - М.: АСТ-Пресс, 1999. - 367 с.
Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. - М.: Советский спорт. - 2008. - 620 с.
3