Министерство образования и науки РБ
МКУ «РУО»
МАОУ «Селенгинская СОШ №1»
Экспериментальная работа
«Исследование состояния мотивов изучения иностранных языков у учащихся 8-11 классов как основного фактора, стимулирующего потребность в их изучении»
Выполнила: учитель английского языка
высшей квалификационной категории,
Кондратьева Ирина Логиновна
пгт. Селенгинск, 2018
Оглавлениие
I. Введение
1.1. Обоснование актуальности темы. ----------------------------------------------------стр. 2
1.2. Объект, предмет, цель, гипотеза,
Задачи исследования, методы исследования,
Этапы исследования, сроки эксперимента --------------------------------------------стр. 3
II. Основная часть
2.1. Базовые понятия – мотив, мотивация --------------------------------------------------стр. 4
2.2. Классификация мотивов учебной деятельности -------------------------------------стр. 5
2.3. Результаты экспериментального исследования
Мотивов изучения ИЯ у учащихся 8-11 классов -------------------------------------стр.7
III. Выводы -------------------------------------------------------------------------------------- стр. 12
IV. Литература _____________________________________________________ стр. 13
V. Приложение
Введение
1.1. Обоснование актуальности темы.
В программах обучения ИЯ конечной целью является обучение практическому владению речью. Однако, практика преподавания иностранных языков свидетельствует о том, что фактический уровень владения ИЯ не у всех выпускников соответствует выдвигаемым требованиям Федерального государственного стандарта. Считаю, что одной из причин такого несоответствия является низкий уровень мотивации изучения ИЯ некоторой части учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы процесс учения был максимально эффективным. Однако добиться этого одними лишь организационными мерами невозможно, поскольку обучается всегда личность со специфической, присущей именно ей системой ценностей.
Эффективность учения в каждом конкретном случае в очень большой степени зависит от содержания и силы мотивации учения. Вопрос о развитии и формировании мотивации учебной деятельности – одна из ведущих проблем современной педагогической науки. Мотивация является движущей силой познания и обучения, важнейшим условием, влияющим на эмоциональное и интеллектуальное развитие учащихся. Часто формирование учебных мотивов происходит стихийно, не являясь предметом специальной целенаправленной систематической работы. Поэтому, чтобы деятельность учения не была стихийной, а стала управляемой, регулируемой и организуемой системой умственных действий, необходимо исследовать структуру мотивации изучения иностранного языка и значимость мотивов изучения ИЯ для старших школьников. Идея эксперимента заключается в выявлении мотивов изучения ИЯ, обеспечивающих необходимость и эффективность изучения данного предмета.
1.2. Объект исследования: мотивы изучения ИЯ
Предмет исследования: мониторинговые процедуры по выявлению интересов учащихся к изучению ИЯ.
Цель исследования: изучение состояния мотивации овладения ИЯ учащимися старших классов.
Гипотеза: 1). Состояние мотивации изучения иностранных языков станет свидетельствовать о том, что в практике обучения реализуются резервы формирования положительного отношения к изучению иностранного языка.
2). Наличие интереса к предмету стимулирует потребность в изучении ИЯ.
Задачи исследования:
1) Выяснить, в какой степени испытывают учащиеся потребность в изучении ИЯ.
Методы исследования: Эмпирические: изучение литературы по теме эксперимента, нормативных, инструктивно-методических документов; педагогическое наблюдение, опросы (интервью, анкетирование), тестирование, определение рейтинга по различным основаниям.
Теоретические: сравнение, обобщение, классификация.
Этапы исследования\:
1. Прогностический.
а) постановка цели и задач эксперимента
б) формулирование гипотезы. Разработка программы эксперимента (сентябрь – декабрь)
2. Организационный
а) изучение научно-теоретических основ мотива и мотивации.
б) Анализ существующей классификации мотивов.
В). Обеспечение условий для реализации программы эксперимента (январь- апрель)
3. Практический.
а). Анкетный опрос с целью выявления мотивов изучения ИЯ.
б). Изучение состояния мотивов учебной деятельности.
в). Статистическая обработка результатов. (март-май)
4. Обобщающий.
а) Анализ состояния мотивов учебной деятельности по ИЯ старшеклассников МАОУ «Селенгинская СОШ №1» на основе данных анкетного опроса.
б) оформление выводов (сентябрь – ноябрь)
Сроки эксперимента: 1. 5 года.
2.1. Основная часть.
Мотивационная сфера деятельности – проблема сложная и многоаспектная. В ее научную разработку внесли вклад выдающиеся ученые. Как психологическую категорию мотивацию изучали С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Г. Асеев, Б.И. Додонов, И.В. Имедадзе, Б.Ф.Ломов, В.А, Иванников, В.К, Вилюнас, Е.П, Ильин. Широко известными зарубежными авторами психологических теорий мотивации являются Х.Хекхаузен, Дж.Аткенсон, Ж. Нюттен и другие.
Психологам и педагогам еще предстоит осуществить исследования структуры и содержания учебной мотивации на новом методологическом и теоретическом уровне, глубоко осмыслить и обосновать отечественный и зарубежный опыт, создать новые современные технологии обучения, направленные на формирование положительной мотивации учения.
Мотивационно-побудительная часть является одной из наиболее важных составляющих структуры деятельности – важнейшие формы проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. Деятельность учения может быть определена как деятельность по самоизменению, саморазвитию, и в этом случае может трактоваться как деятельность познавательная. В отличие от учебной деятельности, смысл которой состоит в присвоении уже готовых, добытых другими знаний о мире, познавательная деятельность направлена на достижение научного понимания окружающей действительности.
Мотивация является движущей силой человеческого поведения и деятельности, она инсценирует и энергетизирует активность человека, а также направляет, поддерживает и приводит к ее завершению. Базовые понятия «мотив» и «мотивация» используются в разных смыслах, но с ними связывается все то, что касается стимуляции или побуждения деятельности человека. Мотивация – это довольно общее, широкое понятие, и трактуется оно по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение (Немов Р.С, 1994), а в другом – как совокупность мотивов (Платонов К.К, 1996).
В отличие от мотивации мотив – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является ее устойчивым личностным свойством, побуждающим к совершению определенных действий.
Мнения авторов по определению мотива расходятся. Психологи высказываются за определение мотива как побуждения (Хеккаузен Х, 1986) как потребности (Рубинштейн С.Л. 1946; Платонов К.К, 1986), как цели (Леонтьев А.Н, 1975), свойства Личности (Мерлин В.С, 1971). В каждой концепции сущности мотива имеется «рациональное звено», отражающее одну из сторон мотива, как основания действия, поступка, деятельности, поведения. Мотив правомерно рассматривать как сложное интегральное образование. Целесообразно придерживаться в определении мотива точки зрения А.Н.Леонтьева. Мотив деятельности есть объект, включенный в систему реализации отношений «субъект – мир» как предмет потребности и приобретающий в этой системе свойство побуждать и направлять деятельность субъекта.
Личностный фактор поведения человека служит основанием для выделения внутренней мотивации и соответственно внутренне мотивированного поведения, ситуационный же фактор выделяет внешнюю мотивацию и внешне мотивированное поведение. Внешняя мотивация служит для описания поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я- личности или вне поведения. Многочисленные исследования продемонстрировали, что внешняя и внутренняя мотивация могут значительно энергетизировать поведение и существенно изменять его направление.
2.2. В структуре мотивации учебной деятельности выделяются разные группы мотивов, но их научная классификация далека от завершенности и весьма условна.
Анализ существующих классификаций мотивов, предложенных П.М.Якобсоном (1969), Г.И. Щукиной (1972), Л.И. Божович (1972), Г.Н. Александровым (1973), В.Д.Шадриновым (1982), А.К.Марковой (1992), А.А. Вербицким (1997), Т.А.Ждановой (1999) и другими исследователями мотивации, позволил сделать обзор предлагаемых подходов и представить структурообразующие группы мотивов в виде схемы (приложение 1).
Как и любой другой деятельности, образованию присущи внутренняя и внешняя стороны, находящие выражение в мотивации. П.М.Якобсон (1969), И.А.Зимняя (1989) выделяют внутреннюю мотивацию, заложенную в самом процессе учебной деятельности (когда сам процесс познания побуждает учиться, овладевать определенным кругом знаний, умений и навыков). При внутренней мотивации происходит более успешное освоение учебной программы, выше уровень освоения теоретического материала, преобладание внутренней мотивации повышает самоуважение учащегося (Чирков В.И. 1970). Относительно сферы учебно-познавательной деятельности внутренняя мотивация представлена прежде всего познавательными мотивами. Познавательные мотивы осознаваемы и реально действующие. Они осознаются человеком как жажда знаний, необходимость в их присвоении, стремление к расширению кругозора, углубление систематизации знаний (Зимняя И.А. 1989). Роль познавательных мотивов усматривается в том, что они вызывают познавательную активность и инициативу, обеспечивают преодоление трудностей в учебной работе. Познавательную мотивацию выделяют Божович Л.И. (1972), Александров Г.Н. (1973), Бирбих Р.Р. и Васильев И.А. (1987), Рогов М. (1998) и др. Эта группа мотивов делится на широкие познавательные, учебно-познавательные и мотивы самообразования. Широкие познавательные мотивы определяются глубиной интереса, отражают осознание важности знаний в настоящем и будущем. Руководствуясь учебно-познавательной мотивацией, учащиеся усваивают способы добывания знаний. Эти мотивы стимулируют их желание находить несколько вариантов решения поставленной задачи и ориентированы на результат учения.
Важнейшим мотивом учения, по мнению исследователей Грабал В,1987, Щукиной Г.И. (1971), Ждановой Т.А. 1999 и других, является познавательный интерес. Познавательный интерес обусловлен определенными параметрами: интеллектуальной активностью, эмоционально благополучным фоном познавательной деятельности, волевыми проявлениями учащихся – сосредоточенностью внимания, слабой отвлекаемостью, стремление к завершенности учебных действий (Щукина Г.А, 1979).
Важную роль в структуре мотивации учебной деятельности играют мотивы самообразования. Мотивы самообразования ориентируют учащихся на самостоятельное добывание знаний, организацию собственной интеллектуальной деятельности, познавательной активности,
стремление к успеху в постоянном совершенствовании самого себя, управление собой и мобилизацию своих сил (Кошкин М.С, 1982, Куликова Л.Н, 1997, Жданова Т.А. 1999).
Выделяя группу социальных мотивов, связанных с различными социальными взаимодействиями учащихся в ходе учения, исследователи характеризуют их как стремление получить знания с целью быть полезным обществу, исполнять обязанности перед родителями, учителями. В социальных мотивах выражается желание помочь людям, потребность в общении, признании и общественной значимости. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования.
Социальные мотивы включают в себя несколько групп. Широкие социальные (Якобсон П.М, 1969; Бирбих Р.Р. и Васильев И.А.,1987) отражают общественную значимость учебы и выражаются в понимании необходимости учения для освоения ценности культуры, осознание общественных потребностей, интересов, социальных норм и установок (Ф.М. Рахматуллина).
Узколичностная форма социальной мотивации означает, что процесс учения представляет дорогу к социальному благополучию, средством продвижения\, возможностью создать себе соответствующее положение среди окружающих. К ним Р.Р.Бирбих и А.И. Васильев относят мотивы социального престижа (престижные), когда ученик стремится к успехам в учебе, чтобы иметь достаточно высокий статус среди окружающих (одноклассников, семьи, приятелей). В.Д. Шадриков подчеркивает, что в одноличностной мотивации могут проявляться некие негативные тенденции – учащиеся стремятся занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.
Другими словами, утилитарные мотивы можно назвать мотивами собственного благополучия, личной выгоды (Шадриков В.Д., 1986; Печникова А.Н. и Мухина Г.В, 1996).
Мотивы социального сотрудничества основываются на сотрудничестве и взаимоотношениях учителя и учащихся, на разных способах взаимодействия с другим человеком. Данную группу мотивов рассматривают В.Я.Ляудис (1989), А.Т. Цветкова (1999) и другие. Учащийся обретает свою собственную роль в выполнении общей задачи, сравнивает себя с другими. Работа всей группы в сотрудничестве мотивирует деятельность ее отдельных членов. Достижения одних служат показателями для других.
Что касается отрицательной мотивации, то под ней понимаются стремления и побуждения учащихся под влиянием осознания или определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если они не будут учиться, наказаний, выговоров, плохих оценок, отрицательного отношения и т.п. (Якобсон П.М.1969). Отрицательные мотивы представлены в рассматриваемых классификациях мотивами вынужденности.
Исследование мотивации учебной деятельности невозможно без профессиональных мотивов (Гребенюк О.С, Букина А.Н, Калюжный Н.П.), когда изучение ИЯ связано с мыслями о будущей профессии.
Существующие классификации мотивов учебной деятельности отличаются сходством подходов к изучаемой проблеме. Традиционно выделяются мотивы познавательные и социальные. Наличие указанных групп мотивов необходимо для успешного осуществления учебной деятельности, оказывает непосредственное воздействие на учащихся, помогая ему преодолевать встречающиеся трудности. Мотивы никогда не выступают в чистом виде, имеет место их соединение в динамическую систему.
Оптимальным является достижение такого соответствия между группами мотивов, которое способствует росту эффективности познавательной деятельности. Обобщение основных подходов к исследованию мотивации учения позволило выявить основные группы мотивов учебной деятельности учащихся. Данная структура мотивации и была положена в основу исследования мотивов изучения ИЯ учащихся 8-11 классов. А само исследование проводилось в форме анкетирования по методике, предложенной А.А.Реаном и В.А. Якуниным.
2.3. Результаты экспериментального исследования мотивов изучения иностранных языков у учащихся 8-11 классов.
Экспериментальное исследование мотивов изучения иностранного языка у старшеклассников проводилось в 2016-2017 году в форме анкетного вопроса, в котором приняли участие 98 учащихся МАОУ «Селенгинская СОШ №1». Именно в этом возрасте учащиеся способны осознать значимость ИЯ с разных сторон, поскольку основы языка уже заложены, учащиеся вышли за рамки ограниченных языковых возможностей. Целью проводимого исследования явилось изучение мотивации овладения ИЯ. Полученные результаты исследования представлены в таблице (приложение 2).
Поскольку мотив рассматривается как предмет потребности, то при исследовании мотивов изучения ИЯ было целесообразно выяснить, испытывают ли учащиеся потребность в изучении ИЯ. Результаты тестирования показывают, что 80% опрошенных учащихся имеют осознанную потребность изучения ИЯ, хотя у некоторой части она практически отсутствует – 9% или не осознанна в достаточной степени – 11%. Высокие показатели наличия осознанной потребности в изучении ИЯ, по нашему мнению, обусловлены тем, что в последнее время большинство людей почувствовали необходимость практического владения иноязычными знаниями, которая вызвана большими изменениями, происходящими в политической и социально- экономической жизни страны, и значительным увеличением деловых и культурных контактов. Наличие потребности стимулирует интерес к предмету. Данные исследования демонстрируют, что интерес к предмету движет большинством опрошенных учащихся – 75%. Немногие из них отметили отсутствие интереса к предмету. 5.5% и 15.5% участников исследования затруднились ответить на этот вопрос.
Познавательная мотивация определяется познавательным интересом. При наличии познавательной мотивации процесс учения увлекает, приносит радость и удовлетворение, учащимися движет стремление проявить интеллектуальную активность. 68% всех участников исследования указали, что при изучении ИЯ ими движут познавательные мотивы. Эти данные дают основание утверждать, что развитие познавательного интереса еще остается задачей, которую можно решать, применяя современные педагогические технологии, стимулирующие творческую активность учащихся.
Исследования показали, что большинство учащихся руководствуется при изучении ИЯ широкими социальными мотивами. Так 65.5% учащихся считают, что ИЯ необходим каждому образованному человеку, 50.3% отмечает, что ИЯ необходим им как язык международного общения, а 48% рассматривает ИЯ как средство расширения кругозора, получения новых знаний.
Высокий рейтинг широкосоциальных мотивов не подтверждается на практике. В данном случае можно говорить о различии между мотивами, понимаемыми и реальнодействующими. То есть, хотя учащиеся осознают их значимость, это не означает, что в своей учебной деятельности они ими руководствуются. Например, несмотря на то, что ИЯ рассматривается учащимися как источник новых знаний, на самом деле их интерес к изучаемому ощущается не всегда. Учащиеся объясняют это трудностью освоения ИЯ, высокими требованиями программы по ИЯ. Не все темы программы отвечают мотивам учащихся. Наибольший интерес вызывают темы «по странам изучаемого языка», «спорт», «хобби». Учащимся интересно не просто чтение текстов учебника, а более глубокое освещение жизни, интересов и проблем сверстников в нашей стране и за рубежом. В этом случае широкосоциальные мотивы изучения ИЯ могут стать реальнодействующими и сочетаться с познавательными. Основной задачей педагога в развитии данной группы мотивов заключается в организации их перехода из разряда понимаемых в разряд реальнодействующих. С этой целью необходимо более продуктивно выстраивать пропаганду общественной необходимости ИЯ.
Рассматривая следующую группу мотивов долга и ответственности, мы выяснили, что изучение ИЯ как долг учащегося является мотивом лишь на 11%, что объясняется на первый взгляд, чувством независимости, свободы от каких –либо обязательств, свойственных молодым людям. К мотивам долга и ответственности мы отнесли мотивы, согласно которым учащиеся изучают ИЯ, чтобы сдать ЕГЭ (20%) и так как этого требует программа обучения (35%). Состояние мотивов долга и ответственности не позволяет с уверенностью судить о их сформированности. Из сказанного следует, что для развития данной группы мотивов учителю, кроме выставления традиционных отметок, следует выработать определенную тактику поощрения тех учащихся, которые добросовестны и исполнительны. Рейтинг успеваемости может стимулировать рост мотивов долга и ответственности за осуществление учебной деятельности у каждого учащегося.
Узколичностные мотивы изучались с помощью целого спектра вопросов. 23% учащихся считают, что изучение ИЯ дает возможность получения дополнительной специальности, например, секретаря-референта.
40% учащихся считают, что ИЯ каким-либо образом пригодится им в будущей профессии, а именно, участвовать в широко распространенных международных деловых контактах, конференциях, перенимать опыт зарубежных коллег, осуществлять деловые поездки.
Далее участникам опроса было предложено рассмотреть изучение ИЯ как основу для освоения других языков. В результате выяснилось, что 30% учащихся не исключают возможность изучения второго ИЯ на основе имеющихся иноязычных знаний. И это не удивительно, поскольку знание нескольких ИЯ стало реальным требованием настоящего времени. Так, в прошлом году трое моих выпускников поступили в языковые вузы, выбрав восточные языки. Узколичностная мотивация изучения ИЯ была представлена и в следующих ответах на вопрос: «Для чего вы изучаете иностранный язык? – для чтения художественной литературы; для чтения газет и журналов; для чтения и перевода поэзии, песен. Показатели по данным параметрам оказались не высоки – 3% учащихся продемонстрировали положительное отношение к чтению художественной литературы, что свидетельствует о том, что знания ИЯ у учащихся недостаточно совершенны для чтения художественной литературы в оригинале; 1% - к поэзии.
Чтение газет и журналов на ИЯ служит мотивом изучения ИЯ также для небольшого числа учащихся (8%), хотя значимость ИЯ как средства получения информации отметили 35% учащихся. Высокий показатель данного мотива объясняется развитием новых иформационных технологий и популярностью телекоммуникаций как источника информации. Знание ИЯ становится действительно необходимым для того, чтобы ориентироваться в информационных ресурсах Интернета.
ИЯ для успешного овладения им должен быть включен в сферу жизненных интересов учащихся. В таком случае изучение ИЯ приобретает для них личностный смысл и становится постоянно действующим фактором мотивации. Анкетирование показало, что учащиеся применяют свои знания в повседневной жизнедеятельности. Так, 15% опрошенных изучают ИЯ, чтобы смотреть иноязычные фильмы; 3% - слушать радио; 24% - понимать песни.
40% учащихся изучают ИЯ для общения с носителями ИЯ. В последнее время вероятность такого общения стала вполне возможной. Все чаще можно встретить иностранных туристов на улицах города и поселка, растет интерес мировой общественности к озеру Байкал и проблемам, связанным с его охраной. Популярными среди учащихся становятся летние лагеря с представителями США. Все это порождает определенные мотивы изучения ИЯ. Так, 20%опрошенных отмечают, что ИЯ необходим для зарубежных поездок. Причем те учащиеся, которые имеют постоянный доступ в Интернет, работают с электронной почтой, чаще других указывают данный мотив.
Развитие мотивов данной группы может привести к актуализации других групп мотивов, и поэтому целесообразно развивать узкосоциальные мотивы. Разноплановость узколичностной мотивации может служить основанием для дифференциации и индивидуализации обучения ИЯ, организации обучения в группах по интересам, внедрения педагогических технологий, соответствующих потребностям учащихся.
В следующей группе мотивов были представлены как престижные, так и утилитарные мотивы. 35% указывают, что знание ИЯ открывает дорогу в более перспективной работе и благополучной жизни.
Изучение ИЯ, как и постижение любой другой науки, связано с самоутверждением личности. Так, 30.3% учащихся считают, что изучение ИЯ способствует их самоутверждению или самосовершенствованию. Полученные данные говорят о том, что учащимся важно заслужить одобрение учителя и оправдать надежды и доверие родителей, заслужить их одобрение. 10% учащихся изучают ИЯ, чтобы не отстать от одноклассников. А чтобы заслужить одобрение преподавателей и родителей, ИЯ изучают 35%.
Итак, наличие престижных и утилитарных мотивов стимулирует собственное развитие учащегося, его представление о своем социальном положении, повышает его самооценку в собственных глазах. Наличие мотивов социального престижа связано со стремлением к самоотверждению.
Одним из мотивов учения у старшеклассников является профессиональный. Поэтому, чтобы исследовать влияние будущей профессии на формирование мотивации, в анкету был включен вопрос «Пригодится ли вам ИЯ в будущей профессии?». Анализ ответов позволяет сделать вывод, что этот фактор развития мотивации изучения ИЯ недостаточно учитывается учащимися. По всей вероятности, это объясняется тем, что большинство из них еще не определились в выборе будущей профессии. Лишь 30% опрошенных желают изучать иностранный язык, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, и только 9% учащихся предполагают чтение литературы по специальности.
Некоторая часть старшеклассников никак не связывает свою будущую профессиональную деятельность со знанием ИЯ – 13.5%, но следует отметить, что большая часть учащихся считает, что знание ИЯ необходимо для работы с компьютером – 70%. Показатель данного мотива свидетельствует о том, что внедрение современных информационных технологий в процесс обучения ИЯ должно рассматриваться как один из важных факторов создания положительной мотивации образовательной деятельности в целом и иностранному языку в частности.
Исходя из результатов исследования профессиональных мотивов, следует вывод о недостаточной сформированности этих мотивов, что свидетельствует о неполноценности процесса профессионального самоопределения старшеклассников.
3.1. Выводы
Основные результаты исследования могут быть обобщены следующим образом:
Обобщенные в работе исходные понятия – мотивация, мотив, внешняя и внутренняя мотивация, мотивационно-ценностное отношение к деятельности составили теоретическую основу исследования мотивации изучения ИЯ старшеклассников.
Обобщая результаты проведенного анкетирования, следует отметить что данное исследование подтверждает актуальность проблемы формирования мотивации изучения ИЯ. Несмотря на наличие потребности старшеклассников во владении иноязычными знаниями и интереса к предмету, их познавательные мотивы еще недостаточно развиты. Лидирующая позиция широких социальных мотивов не находит подтверждения в практике преподавания иностранного языка, что позволяет судить о данной группе мотивов, как осознаваемых, но не реальнодействующих.
Учащиеся изучают ИЯ, руководствуясь узкосоциальными мотивами. Немаловажную роль в структуре мотивации изучения ИЯ играют мотивы утилитарные и престижные. По своей значимости они превосходят другие мотивы изучения ИЯ. Мотивы долга и ответственности, скорее, наоборот, вымещаются из сознания учащихся. Профессиональная мотивация недостаточно сформирована. Она не проявляется в чистом виде, а прослеживается лишь во взаимодействии с мотивами других групп – узкосоциальных, престижных, утилитарных, долга и ответственности.
Таким образом, результаты исследования частично подтверждают выдвигаемую гипотезу, т.е. наличие интереса к предмету действительно стимулирует потребность в изучении ИЯ.
Однако, состояние мотивации свидетельствует о том, что не все резервы формирования у учащихся положительного отношения к изучению ИЯ реализуются в практике обучения. Отсюда возникает необходимость поиска путей и условий формирования положительной мотивации изучения иностранного языка.
3.2. Литература
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М, 1976
2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М, 1972.
3. Васильев И.А. Мотивация и контроль за действием. – М, 1999.
4. Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации. Психология. – 1998.
5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М, 1990.
6. Грабал В.В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся. - М, 1987
7. Ильин Е.П. Мотивации и мотивы. – СПб. Питер. 2000.
8. Ковалев В.И. Мотивы поведения деятельности. – М, 1971
9. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М, 2011
10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М, Просвещение, 2013.
11. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М, 1984.
Приложение №1
Мотивы изучения иностранного языка у учащихся 8-11 классов.
Мотивы изучения иностранного языка | Результаты анкетного опроса |
Потребность в изучении ИЯ | наличие | 80% |
отсутствие | 9% |
не ответили | 11% |
Интерес к предмету «иностранный язык» | наличие | 75% |
отсутствие | 5,5% |
не ответили | 15,5% |
Познавательные мотивы | интересно | 68% |
Широкие познавательные мотивы | ИЯ нужен каждому образованному человеку | 65.5% |
ИЯ расширяет кругозор | 48% |
ИЯ необходим как международный язык | 50.3% |
Мотивы долга и ответственности | Изучение ИЯ – долг учащегося | 11% |
Чтобы сдать экзамен | 20% |
Требует программа | 35% |
Узколичностные мотивы | ИЯ дает возможность получения дополнительной информации | 23% |
ИЯ пригодится в моей будущей профессии | 40% |
ИЯ- основа для изучения других языков | 30% |
ИЯ необходим для чтения художественной литературы | 3% |
ИЯ необходим для чтения газет и журналов | 8% |
ИЯ нужен для чтения и перевода поэзии | 1% |
ИЯ необходим, чтобы смотреть иностранные фильмы | 15% |
Чтобы слушать радио | 3% |
Чтобы понимать песни | 24% |
ИЯ для общения с носителями языка | 40% |
ИЯ необходим в зарубежных поездках | 20% |
Престижные / утилитарные мотивы | Изучение ИЯ связано со стремлением к самоутверждению | 30,3% |
Знание ИЯ открывает дорогу к более перспективной работе и, соответственно, благополучной жизни | 35% |
Изучение ИЯ необходимо, чтобы не отставать от класса | 10% |
Заслужить одобрение преподавателей, родителей | 35% |
Профессиональные мотивы | ИЯ необходим, чтобы стать высококвалифицированным специалистом | 30% |
ИЯ- для чтения литературы по специальности | 9% |
ИЯ – для работы на компьютере | 70% |
ИЯ мне пригодится в будущей профессиональной деятельности | 13.5% |
15