«Исследование зависимости состояния иммунитета школьников 8-х классов от соблюдения правил личной гигиены и бактериальной загрязненности воздуха в школе»
Актуальность
Очень модно сейчас ставить самим себе диагноз и объяснять все неприятности, которые творятся с нашим здоровьем, словами: «Ну, конечно, иммунитет-то ослаблен». И часто – это так. На иммунной системе человека отражается все неблагоприятное, что его окружает: ухудшение экологической ситуации, увеличение нагрузок и стрессов на организм, изменение характера питания– все это приводит к нарушениям в системе иммунитета, увеличению аллергических и аутоиммунных заболеваний, иммунодефициту .
Гипотеза
Считается, что состояние иммунитета зависит от соблюдения правил личной гигиены. Проверим это опытным путём.
Объект исследования
Школьники 5-ых и 8-ых классов
МАОУ СОШ №31
Предмет исследования
Иммунитет школьников 8-ых классов
Цель работы
Изучить влияние факторов среды на иммунитет человека. Научиться быть здоровой без лекарств.
Задачи
- Поиск информации в интернете и литературных источниках.
- Сбор информации у школьников при помощи проведения различных тестов на иммунитет и личную гигиену.
- Исследование воздушно капельной среды кабинетов школы методом Коха.
- Анализ полученных результатов.
Методики исследования:
1.Тест: «Соблюдение правил личной гигиены».
2 .Анкета: «Состояние иммунитета».
3.Седиментационный метод (Метод Коха), определение загрязнённости воздуха в школе, дома.
В качестве испытуемых были выбраны
Школьники 8-х классов.
Тест «Соблюдение правил личной гигиены»
1. Я мою руки перед едой.
2. Я ежедневно перед сном принимаю душ.
3. Я чищу зубы каждый раз после еды.
4. Придя домой, я переодеваюсь в домашнюю одежду.
5. Я меняю постельное бельё раз в 2 недели.
6. Нижнее бельё я меняю каждый день.
7. Каждую неделю я моюсь в бане(тщательно моюсь в душе/ванне)
8. Я пользуюсь только своими предметами личной гигиены (полотенце, зубная, щетка, расческа, косметика, крема).
9. Я каждый день проветриваю спальню перед сном минимум 10 минут.
10. Я ем из чистой посуды из проверенных местах общественного питания.
11. Я обращаюсь к врачу при любых признаках нарушения здоровья.
12. Я делаю влажную уборку дома еженедельно.
13. Я бываю на свежем воздухе более 2 часов в день.
14. Я слежу за чистотой ногтей и делаю себе маникюр раз в неделю.
15. Я слежу за чистотой волос и мою голову минимум 2 раза в неделю.
16. Я меняю носки каждый день.
17. Я меняю повседневную одежду раз в пять дней.
18. Я умываюсь, каждое утро после сна косметическими (средствами для лица/мыло).
19. Я ношу только свою одежду.
20. Я мою руки после контакта с животными.
70% учеников 8 «А» класса соблюдают правила личной гигиены, 30% учеников не соблюдают правила личной гигиены.
Видно, что 55% учеников 8 «Б» класса соблюдают правила личной гигиены, 45% учеников не соблюдают правила личной гигиены.
Анкета «Состояние иммунитета»
1) Я заболеваю простудой не меньше 4 раз за год.
2) В моем рационе фруктов и овощей не больше 300 г. в сутки.
3) Я не высыпаюсь, моя работа меня изнуряет.
4) Я легкораним и быстро выхожу из себя.
5) У меня ломкие ногти и шелушится кожа.
6) Я просыпаюсь совершенно разбитым, во сколько бы не лег спать.
7) Я мало двигаюсь и у меня сидячая работу.
8) У меня вес не соответствует норме(больше или меньше нормы).
9) У меня всегда холодные конечности.
10) У меня был тонзиллит, и удалили миндалины.
11) Я постоянно загораю, и летом и зимой.
12) Все дела по дому на мне, меня это выматывает.
13) Я курю
14) Я житель мегаполиса
15) Я быстро утомляюсь и часто зеваю
16) У меня есть хронические болезни
17) У меня бывают аллергии
18) В принципе я общительный, но иногда меня не растолкать
19) Если хоть кто-то рядом зачихал, я точно заболею
20) Если я простудился, то это надолго
Анкета «Состояние иммунитета»
На основании этой методики мы разделили учеников 8-х классов на две группы:
1. Ученики, которые соблюдают правила гигиены.
2. Ученики, которые не соблюдают правила гигиены. Затем мы провели анализ результатов теста на состояние иммунитета.
Ученики в 8 «А» и в 8 «В» классов, соблюдающие правила личной гигиены, имеют более сильный иммунитет, чем ученики 8 «А» и 8 «В» классов, которые не соблюдают правила личной гигиены.
Седиментационный метод
Чашки Петри с мясо-пептонным агаром оставляют открытыми в течение 40 минут, вместе с пылью и капельками влаги на поверхности агара оседают и микробы. По истечение установленного времени чашки закрывают крышками, ставят их вверх дном и выдерживают при t 22ºС в течение 5 дней, затем производят подсчёт выросших колоний, полагая, что каждая колония выросла из одной осевшей микробной клетки. По Омелянскому, на поверхность чашки площадью 100 см² оседает столько микробов, сколько содержится в 10 дм³ воздуха.
При помощи седиментационного анализа проб воздуха мы исследовали чистоту воздуха в помещениях школы:
- Туалет
- Кабинет математики
- Кабинет биологии
- Спортивный зал
- Женская/мужская раздевалка
- Коридор
Анализ пробы воздуха был проведен микроскопическим методом. Были изучены микроорганизмы, так же подсчитано их количество.
Для пересчёта количества микробов на 1 м 3 воздуха пользуются формулой В. Л. Омелянского:
X= a*100*1000*5
b*10*t
- X - количество микробов в 1м3 воздуха.
- а - количество колоний в чашке.
- b- площадь чашки (таблица 2).
- t-время, в течение которого чашка была открыта.
- 5 - время по расчёту В. Л. Омелянского.
- 10 -объем воздуха (в литрах) из которого происходит оседание микробов за 5 минут.
- 100 -площадь (в см 2 ) на которую происходит оседание.
- 1000 -искомый объём воздуха (в литрах).
Мужская раздевалка.
Женская раздевалка.
Кабинет математики.
Кабинет биологии.
Коридор.
Спортивный зал.
Туалет.
Выводы
- Наша гипотеза подтвердилась: иммунитет зависит от соблюдения правил личной гигиены. Поэтому всем без исключения необходимо соблюдать простые правила: мыть руки перед едой, иметь в обиходе только свои личные вещи (расчески, полотенца, зубные щетки), регулярно мыться, менять одежду на чистую и проводить дома уборку. Особенно это важно сейчас, когда обострилась эпидемия гриппа.
- Биологический анализ воздуха в помещениях школы показал удовлетворительный результат, воздух в помещениях щколы биологически чистый
Спасибо за внимание!