Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
"Братский педагогический колледж"
Заочное отделение
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста»
по МДК.04.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов
Автор разработки:
студентка заочного отделения 41 Н группы
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Грачева Анжелика Сергеевна
Братск, 2024г.
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста.
В методической разработке представлены дидактические основы исследовательского обучения детей; применение технологий и подборка заданий для развития исследовательских умений детей младшего школьного возраста.
Методический продукт может быть полезен педагогическим работникам всех типов образовательных организаций, студентам педагогических колледжей.
Содержание
Введение 3
Исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста. 7
1.1. Дидактические основы исследовательского обучения детей: принципы, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, способов работы с информацией, организация коллективных/тренировочных занятий и индивидуальной исследовательской деятельности. 7
1.2. Применение технологии исследовательского обучения детей: этапы проведения учебных исследований. 31
1.3. Методы и приемы активизации исследовательской деятельности детей. 33
2. Подборка заданий для развития исследовательских умений детей младшего школьного возраста. 37
Заключение 47
Список литературы 53
Введение
«…главное для педагога - не мешать детям в их естественном развитии как маленьких исследователей…»
Я.А. Коменский
Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Постоянное желание быть в поиске новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются, как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития.
Поэтому главным направлением системы обучения и воспитания является формирование у детей способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Главная задача данного направления - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.
Одной из основных задач, поставленных перед школой, является подготовка всесторонне развитой личности, способной к самостоятельным исследованиям и открытиям.
Не редко можно столкнуться с такой ситуацией, когда ребенок успешно обучаясь в младших классах, начинает отставать в старших. Одной из причин, является недостаточное развитие способностей к самостоятельным исследованиям. В практике обучения младших школьников можно проследить, что учителя увлекаются обучением по готовому образцу. Упор в таком обучение делается на механическую память, а не на творчество и размышление. Так же упражнения, которые предлагают учителя, лишены всяческих исследовательских элементов, а имеют только тренировочный характер, что в свою очередь лишает ребенка мыслить самостоятельно и творчески.
В результате у детей задерживается развитие активной деятельности, не получают развития такие качества, как мышление, глубина, прочность, систематичность, аргументированность, последовательность, гибкость и т.д.
Цель - развивать познавательные способности учащихся за счет развития мышления.
Задачи:
Изучить дидактические основы исследовательского обучения детей: принципы, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, способов работы с информацией, организация коллективных/тренировочных занятий и индивидуальной исследовательской деятельности.
Узнать, как применяются технологии исследовательского обучения детей в начальной школе: этапы проведения учебных исследований.
Проанализировать методы и приемы активизации исследовательской деятельности детей в начальной школе.
1. Исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста.
1.1. Дидактические основы исследовательского обучения детей: принципы, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, способов работы с информацией, организация коллективных/тренировочных занятий и индивидуальной исследовательской деятельности.
Деятельность в целом, по мнению выдающегося отечественного психолога А.Н.Леонтьева, представляет собой процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности.
Исследование - творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом.
Исследовательская деятельность по определению И.А.Зимней и Е.А.Шашенковой - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом, которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели.»
Фундаментальные основы, на которых строится исследовательское обучение, отражены в следующих принципах:
Ориентация на познавательные интересы учащегося. Исследование - процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае потребности в познании.
Свобода выбора и ответственность за собственное обучение. Только при условии его реализации образование способно стать адекватным индивидуальным целям личности.
Освоение знаний в единстве со способами их получения. Это значит, что обучаемый должен не только получать конечный продукт образования, а постигать сущность эволюционного процесса и способов приобретения знаний.
Развитие умений самостоятельного поиска информации. Главной задачей современного образования кроме безусловной необходимости сообщения знаний является в первую очередь развитие у ребенка потребностей и способностей эти знания добывать. Только на этой основе можно обеспечить превращение знаний в инструмент творческого освоения мира ребенком.
Обучаемый не просто потребляет информацию, а сам порождает знание. Главное в наше время - развить потребность в познании, формировать жизненно необходимые для выживания в современном мире умения и навыки исследовательского поиска.
Еще С.Л. Рубинштейн утверждал, что начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять.
Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи.
В реальном процессе обучения есть опыт использования различных способов создания проблемных ситуаций, разработанных, например, М.И. Махмутовым:
1 способ - побуждение школьников к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность школьников и приводит к активному усвоению новых знаний.
2 способ - использование учебных и жизненных ситуаций, возникших при выполнении школьниками практических заданий в школе, дома или в ходе наблюдений за природой и т. д. Проблемные ситуации возникают при попытке школьников самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно они в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.
3 способ - постановка проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения (например, любая исследовательская работа школьников).
4 способ - побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
5 способ - выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
6 способ - побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
7 способ - побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение. Проблемная ситуация возникает, так как сравнение выявляет особые свойства новых фактов.
8 способ - ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими к постановке научной проблемы. Обычно эти факты, явления как бы противоречат сложившимся у детей представлениям и понятиям из-за недостаточности их прежних знаний.
9 способ - организация межпредметных связей.
10 способ - варьирование задачи, переформулировка вопроса.
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса - фаза решения проблемы. Как говорил в связи с этим Г. Гегель, мысль «должна возвыситься над точкой зрения удивления, дабы действительно осознать свой объект»
Поэтому одно из главных, базовых умений исследователя - умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.
Гипотеза — это предположительное, вероятностное значение, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом.
Одно из главных очевидных требований к гипотезе - её согласованность с фактическим материалом, поэтому некоторые исследователи склонны считать, что не всякое предположение можно назвать гипотезой. Гипотеза, утверждают они, в отличии от простого предположения должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска.
Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше».
Рассмотрим, как рождаются гипотезы. Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это - проблема.
Способы проверки гипотез обычно делят на две группы: «теоретические» и «эмпирические». Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.
Итак, гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: давайте вместе подумаем: Как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему дует ветер? Почему металлические самолёты летают? Почему бывают день и ночь?…
Чтобы выдвинуть предположение, в первую очередь необходимо использовать следующие слова:
Может быть;
Предположим;
Допустим;
Возможно;
Что, если…
Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. При данном виде работы необходимо строить предложения используя такие слова, как: может быть, если, наверное. Примеры заданий:
Упражнение «Давайте вместе подумаем».
Выдвижение гипотез: Как муравьи в лесу находят дорогу к своему муравейнику?
Может быть определяют дорогу по природным приметам: мхи и т.д.
Предположим, что муравьёв ведут за собой те, кто давно бегает по этим дорожкам.
Наверное, они метят дорогу, выделяя какую-нибудь кислоту.
А может быть, у них есть внутренний компас- такой, как в самолёте или на корабле.
«Упражнение на обстоятельства».
При каких условиях каждый из этих предметов будет полезным? Можешь ли ты придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов? (письменный стол, нефтяное месторождение, игрушечный кораблик, апельсин, чайник, мобильный телефон, букет ромашек, охотничья собака).
После того, как выявлена гипотеза, необходимо ее подтвердить соответствующей информацией, но чтобы ее найти, необходимо правильно работать с ней. На сегодняшний день, научная информация отображается адекватно современному состоянию науки объективные закономерности природы, общества и мышления.
К способам работы с научной информацией относятся методы поиска информации; методы обработки полученной информации; методы систематизация и хранение научной информации.
Рассмотрим, что же такое научная литература и какие существуют способы работы с ней.
Научная литература — это совокупность произведений письменности и печати, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результатах исследований.
Б. Г. Тяпкин обращает внимание, что ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, рассуждений, «поучений», «путешествий», жизнеописаний и даже в стихотворных жанрах (оды и поэмы).
Постепенно эти формы сменились новыми формами: появились монографии, обзоры, статьи, доклады, рецензии, очерки, авторефераты, рефераты, тезисы докладов и сообщений, распространяемые в виде публикаций.
Монография - научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая проблема или тема.
Брошюра - непериодическое печатное произведение небольшого объёма (в международной практике не менее 5 и не более 48 страниц); небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.
Сборник научных трудов - сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
Статья - научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования.
Тезисы доклада - краткое изложение содержания научного сообщения.
Учебное пособие - учебная книга, предназначенная для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет (частично или полностью) учебник.
Рассмотрим методы фиксации полученной информации. Информация становится ресурсом, если она может распределяться во времени и пространстве, использоваться для решения определенного круга задач. Информация становится ресурсом с момента фиксации ее на носителе (бумажном, электронном).
Фиксировать информацию можно и в виде записей: планов, тезисов, конспектов.
Теперь перейдем к организации коллективно\тренировочных и индивидуальной исследовательской деятельности. Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы:
выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез;
поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных;
подготовку и защиту итогового продукта.
Оценить сформированность исследовательских умений учащиxся начальных классов позволяют следующие критерии:
Практическая готовность ученика к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.
Мотивированность исследовательской деятельности учащиxся рассматривается, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании.
Проявление креативности в исследовательской деятельности детей принимался индивидуальный подход к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.
Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит учителю или другим взрослым.
Для организации коллективного научного исследования естественно, необходим его руководитель (учитель). Перед руководителем исследования стоят непростые задачи:
Прежде всего, он сам должен освоить методику научного исследования и иметь собственный опыт исследования.
Сформировать коллектив исследователей (учеников), обучить их методике проведения научного исследования.
Спланировать весь комплекс научных исследований, необходимых на данном этапе. Организовать и помочь спланировать индивидуальные исследования каждого ученика исследовательского коллектива, обеспечить контроль выполнения всех планов. Обобщать полученные результаты.
Спланировать и организовать публикацию и внедрение полученных результатов.
Руководитель исследовательского коллектива, в первую очередь, задается вопросом: как сформулировать общую, единую тему коллективного исследования.
Существенной особенностью исследовательской деятельности, которую должен постоянно учитывать руководитель, это особенности психологических и физиологических особенностей учащихся
У руководителя исследовательского коллектива должен быть свой кабинет, где он может обсуждать или проводить исследование с учениками, а также оформлять полученные результаты.
После проведения всей подготовительной работы руководитель исследовательского коллектива приступает к составлению плана исследовательской работы.
При этом необходимо отметить особенности составления планов.
Каждая тема начинается с разработки методики исследования.
Работы планируются как можно более дробно по срокам, чтобы иметь возможность на каждом этапе обсуждать получаемые результаты, контролировать ход выполнения работ.
Работа планируется таким образом, чтобы каждый ученик исследовательского коллектива видел в плане работы свое определенное место и те работы, которые он должен выполнить один персонально.
Далее, деятельность руководителя исследовательского проекта будет заключаться в контроле выполнения планов и регулярном обсуждении получаемых результатов. Обсуждения хода и результатов исследований важны потому, что это позволяет выработать общие точки зрения учеников.
При этом руководитель обсуждения должен обязательно придерживаться определенных правил ведения научных дискуссий:
Каждый ученик обсуждения имеет право на свое мнение, имеет право его высказывать и отстаивать.
В одно время может говорить только один человек. Его ни в коем случае не перебивают, дают высказаться до конца.
Выступающему может быть задан любой вопрос, но только о том, что им делалось и только в таких формах как «правильно ли я понял ...», «поясните, пожалуйста ...».
Важной функцией руководителя коллектива на последующих стадиях исследований является обобщение получаемых результатов.
1.2. Применение технологии исследовательского обучения детей: этапы проведения учебных исследований.
Исследовательские работы детей, образно говоря, обычно возникают из специальных занятий по развитию мышления детей и из мини-курсов.
Руководство детскими исследованиями и проектами осуществляется чаще всего практическими психологами, а также педагогами, но нередко в этом участвуют и руководители мини-курсов (специалисты, а также родители, дедушки и бабушки).
Основными этапами исследовательской деятельности являются:
Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи).
Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
Определить последовательность проведения исследования.
Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10) Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
1.3. Методы и приемы активизации исследовательской деятельности детей.
В младших классах первичное включение детей в практику исследовательского обучения осуществляется во вторых, третьих и последующих классах.
1 метод. «Мини-курсы в практике исследовательского обучения»
Идея мини-курсов активно используется в школах для одарённых детей во всём мире. Суть идеи проста: приглашённый специалист читает краткий курс по специальной программе, обычно это предмет его собственных научных исследований. Всё это расширяет кругозор детей и создаёт базу для их собственных изысканий. В дальнейшем кто-то из детей под руководством автора данного мини-курса начинает собственное исследование.
Вместо специалиста, могут выступать авторами мини-курсов родители, бабушки, дедушки, ветераны Великой Отечественной войны, школьная медсестра, реже учителя и психологи.
Тематика мини-курсов разнообразна:
«История возникновения цифр и чисел». Учитель математики.
«Что такое бешенство? Как происходит заражение человека и животных?». Школьная медсестра.
«Война в сердце каждого». Урок Мира. Ветераны ВОВ.
2 метод. «Экскурсия как способ стимулирования поисковой активности»
В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников традиционно особое место занимает экскурсия.
Ещё в начале XX века экскурсия рассматривалась, как постоянный спутник исследовательского метода обучения. Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, даёт бесконечно большой материал для собственных наблюдений.
3 метод. «Продолжи исследование»
Данная методика позволяет включать в собственное исследование даже самых малоактивных детей. Выписываются из научно-популярных книг, журналов, газет, энциклопедий, словарей отрывки статей, можно по определённой тематике, немного редактируются для того, чтобы они лучше воспринимались детьми.
Предлагается задание продолжить работу в направлении, указанном в отрывке. Отрывок выступает в данном случае как площадка для старта детских исследований. Дети должны проявить креативность и собрать как можно больше материала, продолжая мысль. Творческая задача педагога заключается в том, чтобы предлагать детям, таким образом, материал для исследования, учитывать их индивидуальные особенности и интересы. После того как работа заканчивается, в классе заслушивается каждый ученик и обсуждаются доклады. Тому, чей доклад признаётся лучшим, предлагается выступить в роли научного редактора сборника научных трудов класса.
2. Подборка заданий для развития исследовательских умений детей младшего школьного возраста.
Задания, направленные на развитие умения видеть проблемы:
«Назовите как можно больше признаков предмета»
Это задание помогает ребенку учиться концентрировать свои мысли на одном предмете. Педагог называет любой предмет. Детям нужно вспомнить как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, диван может быть: мягким, большим, новым, высоким, раздвижным, детским, удобным и др. Такое упражнение можно провести в форме увлекательного командного конкурса.
«Составь рассказ, используя данную концовку»
Детям предлагается концовка рассказа.
Задание: подумай, а потом расскажи о том, что было в начале.
Например: «...Нам так и не удалось найти свой автомобиль», «… Этой зимой медведь так и не заснул», «Сколько значений у предмета»
«Составьте рассказ от имени другого персонажа»
Задание: Опишите один день этой вашей воображаемой жизни. «Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определённой профессии.».
Задания, направленные на развитие умения выдвигать гипотезы:
«Задания-рассуждения»
Например: «Давайте вместе подумаем, почему зебра полосатая? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему дует ветер?» и т.п.
«Найди возможную причину события»
Например: «Молоко прокисло. Дети стали больше играть во дворах.»
«Что случилось?»
Детям предлагаются ситуации. Задание: сформулируйте возможные причины и последствия описанных в них событий. Примеры ситуаций: «Мише не разрешили смотреть телевизор», «Катя поссорилась с подругами», «Мама не стала ругать Васю за то, что он уронил чашку» и т.д..
Задания на постановку вопросов можно проводить в виде соревнования, лучшие вопросы записывать на доске.
Примерами таких вопросов могут быть следующие: «Кто главный герой в этом произведении?», «Что с ним произошло?», «Где все происходило?» и т. п.
Задания, направленные на развитие умения задавать вопросы.
«Уточняющие вопросы»
(Верно ли, что…?; Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие(Кто? Что? Где? Почему?). Показать ученикам картинки с изображениями людей, животных и предложить задать вопросы тому, кто изображён. Либо, попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке (По методике Э. П. Торранса).
Задания, направленные на развитие умения давать определение понятиям.
«Отгадай»
Педагог загадывает предмет, дает его словесное описание, дети пытаются отгадать его. Затем роль ведущего передается детям. Игра проводится три-четыре раза. По ходу игры педагог следит за тем, чтобы дети давали как можно больше характеристик предмету.
«Загадка»
Если смотреть на загадки не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка загадки — это ее определяемая часть, а формулировка — это вторая половина определения, его определяющая часть.
Задания, направленные на развитие умения классифицировать:
«Четвертый лишний»
Четыре карточки должны содержать различные изображения предметов. Дети могут классифицировать эти предметы по разным признакам: цвету, форме, назначению… Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления.
«Найди ошибки и их прокомментируй»
Например: Дятел, синица, бабочка, ворона – это птицы. Собака, корова, курица, лисица – это звери.
«Найди пару»
Прочитайте предложенные ниже слова и найдите пару:
Игла цыплята, Дерево пуговица, Чашка аквариум, Курица лист, Рыбка блюдце
Задания, направленные на развитие умения наблюдать.
«Рассматривание»
Педагог ставит перед детьми какой-нибудь предмет. Дети внимательно рассматривают его. Затем педагог убирает предмет, просит детей вспомнить и назвать все его детали, после чего предмет вновь предъявляется детям и проводится коллективное обсуждение того, что назвали, а что не заметили и не назвали.
«Кто пропал?»
Педагог выставляет перед детьми несколько предметов и просит запомнить их. Затем детям предлагается закрыть глаза, а в это время учитель убирает один или несколько предметов. Дети должны назвать недостающие предметы.
Задания, направленные на развитие умения проводить эксперименты
Игра «Волшебные превращения»
На её основе можно провести мысленный эксперимент, например, как «стихия огня» воздействует на изменения физических свойств воды. Педагог предлагает детям выбрать кого-либо, кто возьмет себе роль «Огня». Остальные становятся «капельками воды», которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно и превращаются в ледяные шарики или снежинки, когда «Огонь» далеко. Когда «Огонь» рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают).
«Мысленный эксперимент»
Детям предлагается решить в ходе мысленных экспериментов определенную задачу:
Что будет, если все станут выше ростом?
Что можно сделать из куска бумаги?
Предложить рассказать о возможных вариантах использования воды, глины, электричества и др.
«Неоконченный рассказ»
Детям читается начало рассказа. Например: «Ребята купили учительнице в подарок красивую вазу. Все дети с восхищением смотрели на вазу. Саша взял её в руки. Вдруг ваза упала на пол и разбилась…»
Задания:
Представьте, что вы стояли рядом. Что бы вы сказали?
Представьте, что вы учительница, которой вы должны были подарить вазу. Что бы она сказала?
Представьте, что бы сказали родители, которые давали деньги на вазу.
Что сказал бы Саша?
Задания, направленные на развитие умения высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.
«Проверьте правильность утверждений»
Например: Все мои одноклассники любят мороженое.
Паша - мой одноклассник. Следовательно, он любит мороженое. (утверждение верное)
«Скажи, на что похожи…»
Заключение
Исследовательская деятельность играет огромную роль в современной начальной школе. Организация исследовательской деятельности учащихся является одним из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе - наличие у них потребности узнавать новое.
Цель исследовательской деятельности заключается в следующем – это развивать познавательные способности учащихся за счет развития мышления.
Так же были раскрыты следующие задачи, во-первых - были изучены дидактические основы исследовательского обучения детей: принципы, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, способов работы с информацией, организация коллективных/тренировочных занятий и индивидуальной исследовательской деятельности.
Можно сказать, что исследовательская деятельность строиться на следующих принципах: в следующих принципах: Ориентация на познавательные интересы учащегося; Свобода выбора и ответственность за собственное обучение; Освоение знаний в единстве со способами их получения; Развитие умений самостоятельного поиска информации; Обучаемый не просто потребляет информацию, а сам порождает знание.
Дети учатся выстраивать гипотезы, их оформлять. Так же учащиеся получают навык в работе с группой и индивидуально. Исследовательская деятельность позволяет ребенку проявить себя, как человека, который может быть лидером в группе, и так же проявлять индивидуальные способности в работе, выполнять работу, которая конкретно отведена ему.
Во-вторых, был изучен вопрос, как применяются технологии исследовательского обучения детей в начальной школе.
Можно отметить следующе этапы исследовательской деятельности:
Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи).
Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
Определить последовательность проведения исследования.
Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы)
Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10) Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
В-третьих, были проанализированы методы и приемы активизации исследовательской деятельности детей в начальной школе. Они включали в себя:
1 метод. «Мини-курсы в практике исследовательского обучения». Он заключается в следующем: приглашённый специалист (родитель или ближайший родственник ученика) читает краткий курс по специальной программе, обычно это предмет его собственных научных исследований.
2 метод. «Экскурсия как способ стимулирования поисковой активности». Данный метод заключается в следующем: экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, даёт бесконечно большой материал для собственных наблюдений.
3 метод. «Продолжи исследование». Данная методика позволяет включать в собственное исследование даже самых малоактивных детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что при организации учебно-исследовательской деятельности учителю важно ознакомить младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формировать у учащихся умения самостоятельной работы, формировать умения самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы самих учащихся. Для того, чтобы исследовательская деятельность была эффективной, ученик должен хотеть проводить исследование, должен уметь провести это исследование и, важно, чтобы он получил удовлетворение от проделанной работы.
Список литературы
Гегель Г.В. Сочинения. Т. 3 / Г. В. Гегель. - М.: Ленинград, 1956. –473 с.
Зимняя И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности/ И. А Зимняя, Шашенкова Е. А. - М.: Ижевск, 2001. – 170 с.
Коменский Я.А. Школа детства. Опыты православной педагогики / Я. А. Коменский. - М.: Москва, 1993. - 411 с.
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся / А. В. Леонтович - М.: Москва, 2007. - 496 с.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2004. – 304с.
Махмутов, М.И. Избранные труды. Проблемное обучение. Основные вопросы теории: В 7 т. / М. И. Махмутов. - М.: Казань, 2016. - 423 с
Методика обучения индивидуальной исследовательской деятельности в начальной школе (из опыта работы). Автор: Олексенко Ольга Викторовна, учитель начальных классов МОУ гимназии № 87 города Краснодара. -Текст электронный. - URL: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=1970 (Дата обращения 25. 08. 2024)
Организация коллективного научного исследования.- Текст электронный.- URL: https://studopedia.ru/9_114984_refleksivnaya-faza-nauchnogo-issledovaniya.html (Дата обращения 25. 08. 2024)
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии /С. Л. Рубинштейн. - М.: Питер, 2000. - 712 с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. - М.: Учебная литература, 2004. –80 с.
Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. Одаренный ребенок / И. А. Савенков. - М.: Академия, 2003.- 76-86 с.
Система упражнений для развития исследовательских умений младших школьников. - Текст электронный. - URL: https://урок.рф/library/sistema_uprazhnenij_dlya_razvitiya_issledovatelskih_211450.html (Дата обращения 27. 08. 2024)
Тяпкин Б.Г. Научно-информационная литература: Виды изданий: Система информационных изданий СССР: Учеб. пособие по разд. «Редактирование науч.-информ. Литературы» / Б. Г. Тяпкин. – М.