Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение |
«Асекеевская средняя общеобразовательная школа» |
Доклад на тему:
«Исследовательская деятельность как эффективный метод повышения языковой компетенции»
заседание
РМО от 27.03.2025
Выполнила: Мифтахова ГЗ учитель АЯ
МБОУ Асекеевская СОШ
"Заинтересованность школьников в собственной исследовательской работе усиливается наглядностью результатов своего труда, а также успехом выступления на конференции или конкурсе. И задача педагога - довести юного исследователя до такого успеха, дать ему мощный стимул для дальнейшего творческого развития”.
А.В.Хуторской, д.п.н. член-корреспондент
Российской академии образования
Школа сегодня не может не реагировать на появление нового вектора общественного развития, который ставит перед ней задачу формирования независимой личности, способной к самоопределению, самоорганизации и самореализации, умеющей неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность. Научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении – задача новой школы. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. Подлинным образованием становится лишь то, что добывается (приобретается) в процессе разнообразной познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Исследовательская деятельность способна обеспечить формирование и повышение языковой компетенции и развитие таких качеств личности школьника, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способность и готовность к дальнейшему самообразованию.
Исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, основанную на поиске ответа на какой-либо вопрос, связанную с осмыслением и творческой переработкой информации.
Цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися навыка исследования как способа освоения окружающей действительности, развитии исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний.
Задачи исследовательской деятельности:
1. Развивать интерес к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности, к углубленному изучению дисциплин, повышение социального статуса знаний.
2. Развивать личностные качества учащихся, способствовать формированию логического, научного мышления.
3. Помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации: научной и специальной литературой, периодической печатью, справочниками, мультимедийным оборудованием.
4. Стимулировать к социальному и профессиональному самоопределению школьников, к ориентации на дальнейшее продолжение образования в вузе.
5.Познакомить учащихся с теоретическими основами исследовательской деятельности: методикой обработки полученных данных и анализом результатов, составлением и оформлением отчётов и докладов о результатах исследовательской деятельности
6.Организовать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей. Участвовать в проводимых в рамках деятельности ОУ конкурсах, конференциях, проектах, научно-практических семинарах; отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
Приобщение обучаемых к исследовательской деятельности позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и саморазвития. Любой педагог знает, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Но самое важное то, что для обучаемого естественнее и потому гораздо легче изучать и усваивать новое, действуя подобно ученому, чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде. Конечно же, исследовательская деятельность — процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование всех видов речевой деятельности, при этом участникам проекта необходимы хотя бы минимальные языковые знания.
Исследовательская работа учеников организуется по двум направлениям:
- урочная деятельность
- внеурочная деятельность, которая является логическим продолжением урочной деятельности: рефераты; проектная работа по интересам; учебно-исследовательские работы; интеллектуальные конкурсы; олимпиады по английскому языку.
На уроках английского языка в качестве творческих заданий ребятам предлагаются следующие виды работ с использованием исследовательской деятельности:
1. Дополни предложения собственными мыслями и расскажи классу;
2. Напиши открытку/электронное сообщение другу из-за границы;
3. Поработай в парах и составь диалог на предложенную тему;
4. Поделись мнением или идеями;
5. Вырази собственное мнение согласия и несогласия;
6. Прочти стихотворение, пословицу, сказку и задай вопросы другу;
7. Разработай и защите свой ответ по грамматическому явлению;
8. Напиши, используя картинку или сюжет;
9. Нарисуй услышанное;
10. Вообрази, что ты_____ и составь рассказ;
11. Какие твои действия будут в случае….
12. Опиши ситуацию прошлого и свои чувства.
Исследовательская работа начинается уже при изучении самых простых грамматических конструкций. Например, настоящего простого времени глагола to be (быть).
I am a teacher.
He is a doctor.
She is a nurse.
It is a cat.
They are pupils.
We are pilots.
You are my friend.
Анализ данных предложений приводит учащихся к выводу, что глагол to be в настоящем простом времени имеет 3 формы – am, is, are. Дальнейший анализ предложений позволяет составить следующую таблицу, в соответствии с лицом / числом глагола:
I – am
He / She / It – is
They / We / You – are
Педагогический опыт подсказывает, что вместо скучной записи правила по образованию и употреблению того или иного грамматического явления и заучивания его наизусть, можно применить эвристический метод. Этот метод является одним из самых важных элементов языкового обучения и обязательной частью любого урока.
Основные виды исследовательской деятельности на уроках английского языка
1. Практические мини – исследование.
Мини-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Вот названия некоторых мини исследований: «Рейтинг самых опасных видов спорта», «Рейтинг любимых каналов», «Идеальная комната», «Разработка экскурсионного маршрута по столицам стран изучаемого языка», «За и против проживания в деревне, городе», «День в Московском зоопарке», «Школа моей мечты». Литературный перевод произведения на родной язык, составление алгоритма по составлению вопросов по изучаемым временам и др. Такая практическая, нехитрая творческая деятельность подталкивает к работе с дополнительной литературой, к использованию ресурсов Интернета.
2. Исследовательские проекты.
Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности обучаемых, являясь логическим продолжением урочной деятельности. На практике можно реализовать такие информативно-исследовательские проекты как «Молодёжные субкультуры », «Здоровый образ жизни», «Настольные игры подростков», «Традиции празднования НГ и Рождества», «Система образования в Британии», «Мифы и легенды», «Традиции британского чаепития», «Клички питомцев» др.
Владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда. В этой связи возникает необходимость связывать обучение иностранным языкам с будущей профессией обучаемого. В старших классах необходимо делать акцент все – таки на проекты профессионально – ориентированной направленности, что повышает практическую значимость приобретаемых умений и навыков для профессиональной деятельности. Ежегодно в нашей школе проходит защита исследовательских проектов, в прошлом году были представлены работы старшеклассников «Авиационный английский», «Английский язык в маркетинге», руководитель Сулейманова РА
3. Кейс-технологии
Кейс-метод может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У обучающихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. Успех кейс-метода зависит от трех основных составляющих: качества кейса, подготовленности обучающихся и готовности самого учителя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии.
Примеры тематики кейсов:
«Компьютерные игры ничему не учат, и молодым людям лучше их избегать. Каково Ваше мнение на этот счет? Аргументируйте».
Класс делится на 3 группы – 2 проблемные группы, 1 фокус-группа.
Группа 1 придерживается строго одной точки зрения на проблему, группа 2 – прямо противоположной.
Группы (после индивидуальной работы над кейсом, подготовки собственного выступления по теме в качестве домашнего задания) обсуждают свою точку зрения, выдвигают аргументы в его пользу.
Группы 1 и 2 представляют свое мнение с доказательствами. Фокус-группа отслеживает выступления, выбирает наиболее объективное и грамотно аргументированное мнение.
Завершающие проектные работы по разделам учебника. Например, «Составьте список архитектурных достопримечательностей России, по Вашему мнению, имеющих право считаться новыми чудесами света. Аргументируйте свой выбор».
Урок-беседа по темам разделов учебника. Список тем соответствует основным темам программы иностранных языков в средней школе, например, Семья, Еда, Хобби, Компьютерные технологии, Образование, Выбор профессии и проч.
Использовать эту технологию можно на разных этапах изучения темы. Приведу пример уроков с использованием кейс-метода
PAPERBAGS OR PLASTICBAGS: WHICH ARE BEST?
Класс — 8, общеобразовательный профиль
Время занятия — 3 учебных часа
Вид кейса — практический
Тип кейса — Исследовательский кейс (Case study method)
Задание подгруппам:
1. Провести социальный опрос на тему «Ваш выбор: бумажные, полиэтиленовые или эко пакеты в нашей жизни».
2. Составить сравнительную таблицу экологичности пакетов.
3. Провести экологический мониторинг уровня загрязненности своего села бумажными и полиэтиленовыми пакетами.
4. Исследовать особенности производства бумажного пакета и полиэтиленового пакета и их влияние на экологию.
Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены статьи о том, как провести социальный опрос, как составить сравнительную таблицу экологичности пакетов, как провести экологический мониторинг, как производятся бумажные и полиэтиленовые пакеты, и видеофильмы «Почему полиэтиленовые пакеты — это зло?» и «Бумажные, полиэтиленовые пакеты или сумки многократного использования».
Работа с кейсом
За несколько дней до урока обучающимся озвучивается тема занятия “Paperbags or plastic bags: which are best?”. Также проговаривается, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода. (Диалогам и дискуссиям в рамках кейса предшествует работа над лексикой и грамматикой.). Также обучающиеся должны провести экологический мониторинг уровня загрязненности своего села, составить сравнительную таблицу экологичности пакетов и провести социальный опрос на тему «Ваш выбор: бумажные, полиэтиленовые или экопакеты в нашей жизни», предложить меры по сокращению использования бумажных и полиэтиленовых пакетов, предложить экологически безвредные пакеты, обосновать свои предложения.
Содержание кейса
1. Социальный опрос на тему «Ваш выбор: бумажные или полиэтиленовые пакеты в нашей жизни»
2. Сравнение экологичности пакетов
3. — http://www.natures-gate.ru/info/ecobag.html — Сравнение экологичности пакетов
4. Экологический мониторинг уровня загрязненности территории своего микрорайона полиэтиленовыми пакетами
5.V. Evans, J.Vaulina. “Spotlight 8”, p.38–39— http://www.bcise.com/Guides/Sustainable31.pdf— статья «Что действительно лучше: бумажные или полиэтиленовые сумки». (Использовано для статей «О бумажных сумках» и «О полиэтиленовых сумках».— http://www.youtube.com/watch?v=i20tw5Gcjfg— видеофильм «Почему полиэтиленовые пакеты — это зло?»— http://www.youtube.com/watch?v=BeqMd5_12wg— видеофильм «Бумажные, полиэтиленовые или сумки многократного использования»
1.What is your choice?
We carried out a survey of … people and received the following results (illustrate your results in charts).
2. Environmental friendliness of bags
http://www.natures-gate.ru/info/ecobag.html — Сравнение экологичности пакетов
Используемые ресурсы
—ru.wikipedia.org/wiki/Экологический_мониторинг
— http://www.eclife.ru/education/apress/monitor/gl1.php
Where do paper bags come from?
Paper comes from trees — lots and lots of trees. Once the trees are collected, they must dry at least three years before they can be used. More machinery is used to strip the bark which is then chipped and cooked under tremendous heat and pressure, what was once wood becomes pulp. It takes approximately three tons of wood chips to make one ton of pulp. The pulp is then washed and bleached; both stages require thousands of gallons of clean water. Coloring is added to more water, and is then combined in a ratio of 1 part pulp to 400 parts water, to make paper. The pulp/water mixture is dumped into a web of bronze wires, and the water showers through, leaving the pulp, which, in turn, is rolled into paper. And that’s just to make the paper; don’t forget about the energy inputs — chemical, electrical, and fossil fuel-based — used to transport the raw material, turn the paper into a bag and then transport the finished paper bag all over the world.
Where do paper bags end their life?
When you’re done using paper shopping bags, for shopping or other household reuses, a couple of things can happen. They can be recycled in most mixed-paper recycling schemes ог they can be thrown away. If you compost them, the bags break down and go from paper to a rich soil nutrient over a period of a couple of months; if you throw them away, they’ll eventually break down of the period of many, many years. If you choose to recycle paper bags, then things get a little tricky. The paper must first be re-pulped, bleached and separated the pulp fibers. The fibers are then cleaned and screened to be sure they’re free of anything that would contaminate the paper-making process, and are then washed to remove any leftover ink before being pressed and rolled into paper, as before (it means more energy and chemicals are used).
Используемые ресурсы
V. Evans “Spotlight 8”, p.38–39http://www.bcise.com/Guides/Sustainable31.pdf
How are plastic bags made?
Plastic bags are typically made from oil, a non-renewable resource. The biggest energy input for the plastic bag creation process is electricity, which, in this country, comes from coal-burning power. The oil industry causes pollution. Furthermore, the manufacturing of plastic bags uses a lot of electricity which is not good for the environment.
How does plastic bag recycling work?
Like paper, plastic can be recycled, but it isn’t simple or easy. In fact, we recycle only 1 in 200 plastic bags. Recycling involves essentially re-melting the bags and re-casting the plastic, though; manufacturing new plastic from recycled plastic requires two-thirds of the energy used in virgin plastic manufacturing. But, the quality isn’t quite good. So what happens to the rest? We throw them away. A plastic bag takes more than 1,000 years to decompose. In meantime, plastic bags cause over 100,000 sea turtles and other marine animals to die every year, when animals mistake them for food.
Используемые ресурсы
V. Evans “Spotlight 8”, p.38–39http://www.bcise.com/Guides/Sustainable31.pdf
Применение кейс-метода требует от учителя больше времени на подготовку по созданию кейсов, но данный метод позволяет учителю сформировать у обучающихся самостоятельность мышления, умение аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Когда учитель видит результаты своего труда, он получает большое удовлетворение от своей работы.
Лабораторные работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер. На уроках английского языка можно провести фронтальные лабораторные работы, проведение которых возможно с использованием интерактивной доски и позволяет участвовать в эксперименте всем учащимся класса одновременно. Примеры заданий для фронтальных лабораторных работ: исправить ошибки; дописать; разгадать кроссворд; сопоставить; разбить на группы; заполнить пропуски; дорисовать; выполнить тестовые задания с дальнейшей проверкой и тд.. Лабораторную работу можно провести по любой теме курса. Анализ употребления в речи различных оборотов и грамматических структур во время фронтальной лабораторной работы активизирует мыслительную деятельность обучающихся и способствует развитию умения грамотного оформления речи.
5.Этапы организации исследовательской деятельности и роль педагога на разных этапах.
• I этап. Диагностика. Выявление учащихся, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.
• II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.
• III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
• IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) - равноправные партнёры.
На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения. Выбирая тему реферата или исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами. В конце работы учащиеся представляют творческие отчёты. Формы могут быть различны: выпуск газеты, школьного журнала, оформление выставки, творческий отчёт по эксперименту, защита реферата или исследовательской работы.
На начальном этапе учащиеся обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности.
В среднем и старшем звеньях школы подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока преподаватель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень.
При оценивании исследовательских работ учащихся старших классов необходимо обращать внимание на следующие моменты:
• работы должны быть выполнены самостоятельно;
• ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов;
• интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию;
• реферативная работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора;
• работа должна иметь практический и теоретический интерес;
• учитывается грамотность выполнения, тематическая широта использованного лексического материала.
Главным результатом использования исследовательского подхода в обучении является приобретение обучаемыми функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, приобретение личностного опыта познания. Для организации исследовательской деятельности необходимо постоянное совершенствование педагогического мастерства, учет индивидуальных особенностей обучаемых, разработка и использование дидактических средств
Используемая литература:
1. Белова С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся .
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. М.: Вербум-М, 2024.
3. Демин, И.С. Методика научного исследования// Интернет-портал. «Исследовательская деятельность школьников»
4. Сачева, О. С. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся при обучении английскому языку.
5. Теслина О. В. Проектные формы работы на уроке английского языка. // ИЯШ. 2022, № 3.
6. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., «Народное образование», 2021.