Высочайшие темпы развития современного общества предъявляют всё более высокие требования к образовательному и воспитательному процессам в школе. Именно сегодняшней школе будет принадлежать будущее нашего общества, так как мы формируем человека «завтрашнего дня» - личность с высокими научными и нравственными критериями, способную проявлять инициативу, творчески мыслить, находить нестандартные решения, с готовностью и умением учиться.
Основы желания учиться у школьников закладываются на самых начальных этапах образовательного процесса, поэтому наша задача в работе с учащимися состоит в том, чтобы развивать и проявлять их личную заинтересованность в приобретении знаний. На уроках использование исследовательской деятельности даёт возможность для развития воображения, мышления, формирует умения наблюдать, воспитывает любознательность, умение проводить сравнения, анализировать, обобщать факты, делать выводы, что ведёт к формированию личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, определению себя в новых культурно- исторических и социально-экономических условиях.
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности, на постижение окружающего мира Основной принцип исследовательской деятельности ребенка
“Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу..
Реализация исследовательской работы способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Основными целями исследовательской деятельности являются:
-развитие у школьников исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества, особенно в парной и групповой работе;
-развитие умений работать с информацией (учебники, словари, информационные технологии), формулировать проблемы и находить пути их решения;
-развитие критического мышления;
-воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях.
Четвертый год я работаю по ФГОС. Поняла, что в современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.
Исследование (как метод обучения) может быть использовано практически на каждом уроке.
. С первого класса начала вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках математики, окружающего мира, литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и осуществимо через дополнительное образование: защиту проектов и рефератов, учебно-исследовательскую, поисково-творческую деятельность. Хочу остановиться более подробно на исследовательской работе на уроках .
Как организовать исследовательскую работу на уроке?
Поделюсь опытом применения исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературного чтения. В качестве примера приведу урок литературного чтения во 2 классе.
Тема урока: Б. С. Житков «Храбрый утенок».
До проведения урока дети были распределены на группы, и каждая группа получила задания:
1. Найти материал о стрекозе и изучить строение стрекозы.
2. Узнать чем она питается и какие издает звуки?
3. Чем полезна и вредна стрекоза?
4. Найти материал и рассказать об утках.
Прочитав рассказ, дети задались проблемой «Почему утята боялись стрекозы?». Для разрешения этой проблемы решили выдвинуть гипотезы:
1. Она большая и страшная.
3. Она больно кусается.
4. Почему утят не защищала мама?
Я распределила детей на группы, и каждая группа получила задание:
В результате поисков был найден и озвучен на уроке материал о стрекозах, об утках:
Настало время проверить предложенные гипотезы. При чтении рассказа дети работали теми же группами. В результате работы выяснили, что по сравнению с утятами стрекоза их меньше, ест очень мало, утят не кусает, страшные звуки издает крыльями. Почему утят не защищала их мама – потому что многие хозяева сами растят утят без утки. Прочитав рассказ, сделав рисунки стрекозы и утят, пересказав и разыграв этот рассказ, дети сделали вывод: почему утята боятся стрекозы?:
1. Потому что они были еще маленькие и глупые, и ничего не знали о стрекозах.
2. Когда стрекоза прилетала, на утят падала большая тень от нее, она издавала громкие звуки от крыльев, и им казалось что стрекоза очень большая.
3. Хозяйке нужно было покараулить утят и выяснить, почему утят ничего не едят.
Таким образом, учащиеся провели исследовательскую работу. А именно:
сами нашли и прочитали, узнали много интересного о стрекозах, об утках;
учатся работать с познавательной литературой и компьютером
повышали и развивали познавательный интерес, технику чтения, речь;
учились работать в группах;
Еще один урок литературного чтения во 2 классе с использованием исследовательской деятельности был проведен по теме «Весна в произведениях русских и современных поэтов». Для этого учащимся было предложено изучить:
1. Действительно ли у нас наступила весна.
2. Как в давние времена назывались весенние месяцы.
3. Найти и выучить стихотворения русских и современных поэтов о весне.
Результаты проделанной работы учащихся:
1. Рисунки о весне, иллюстрации к произведениям русских поэтов;
2. Сочинения о признаках наступления весны.
3. Выученные стихи;
4. Презентация (наблюдения за весенними изменениями);
5. Узнали, как называются весенние месяцы.
На уроках русского языка организовываем три вида исследования:
• исследование словарного слова;
• исследование текста;
• исследование фразеологизма.
. На одном из таких уроков мы знакомились с новым словарным словом ВЕТЕР.
Отгадав загадку:
По полю рыщет,
Поет, да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)
Учащиеся поспешили записать отгадку, но встретились с затруднениями, т.к. не знали какую гласную писать в слабой позиции. И, предложили решить эту проблему, исследуя слово.
На доске вывешивается табличка со словом ВЕТ.Р.
Я предложила учащимся побывать на заседании «Ученых советов».
Группы – «ученые советы» - формируются по цвету (В начале урока на партах лежат цветовые элементы карт. Дети ищут свою группу по цвету, пересаживаются за определенный стол и складывают карту. Получаются слова-названия разделов русского языка: «Морфология», «Фонетика», «Словообразование», «Орфография» и т.д. – это и есть названия «Ученых советов»). Таких советов 4, по 3 человек в каждой, а остальные «ученые» выполняют спецзадание: работа с фразеологизмами – 1 человек и синтаксический разбор предложения – 1 человек.
Каждой группе выдается чистый лист, памятка и словарь.
ПАМЯТКИ:
«Морфология» - изучает части речи.
- часть речи;
- вопросы;
- что обозначает;
- характеристики этого слова.
«Фонетика» - изучает звуки.
- удареные и безударные гл.;
- слоги;
- транскрипция;
- согл., гл.;
- буквы, звуки.
Начинается самостоятельная исследовательская работа групп. Выбранный детьми ученик (докладчик) записывает результаты исследования на листе.
Затем прикрепляет лист с полученными результатами на доску и рассказывает о том, что узнал «ученый совет». Остальные ученики слушают и оценивают работу данной группы.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА:
Докладчик «ученого совета» «Орфография»:
В слове ВЕТЕР ударение падает на гласную Е, значит вторая гласная – безударная, в слабой позиции ее нужно проверить. Гласная непроверяемая, ее следует проверить по словарю и запомнить. В слове ВЕТЕР пишется буква Е. В этом слове 1 орфографическая трудность.
Докладчик «ученого совета» «Морфология»:
Ветер – имя существительное, т.к. отвечает на вопрос что? И обозначает предмет.
Предмет - неодушевленный, мужского рода, ед.числа.
Докладчик «ученого совета» «Словообразование»:
Однокоренные слова: ветерок, ветрище, ветреный, обветрить и т.д.
Корень слова – ветер.
Докладчик «ученого совета» «Фонетика»:
Демонстрирует транскрипцию слова: [в' э т' и р]. Дает полную характеристику звукам. Называет количество букв и звуков в слове.
Проверка выполнения спецзадания.
Ученики исследовали слово ветер с точки зрения фразеологии. Они нашли определения фразеологизмам в литературе и заслушивают ответы учащихся, соглашаясь с их мнениями или опровергая их.
Например:
Ветер в голове – речь идет о человеке несерьезном, легкомысленном, ненадежном.
Ветер свистит в карманах – карманы пусты.
Закрепим наши знания, из данных слов составьте предложение.
Березки, веет, сквозь, ветерок, тихо, теплый.
Какая наука поможет нам продолжить исследования?
(Наука синтаксис, которая изучает связь слов и предложение).
Сквозь березки тихо веет теплый ветерок.(синтаксический разбор предложения)
2 ученика, которые отвечали за это задание, в последствии, предлагают выполнить дополнительные задания: отметить части речи, выписать словосочетания с новым словарным словом; составить следующие предложения, продолжая речь о ветре и т. д.
Подведение итогов работы:
С какой целью мы сегодня выполняли исследовательскую работу?
(Узнали, как писать еще одно слово с непроверяемой гласной – это слово ВЕТЕР.)
Можем ли мы утверждать, что все знаем о слове ветер? (нет)
Мы не исследовали его с точки зрения этимологии. Узнать историю происхождения слова ВЕТЕР вам предстоит дома – это и будет вашим домашним заданием.
Хотелось бы вам узнать научные данные о ветре, о том, какие бывают ветры и почему они возникают? Желающие могут подготовить об этом доклад к уроку «Окружающий мир».
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, дополнительной литературой (газеты, журналы, энциклопедии, справочники и т.д.), что в наше время – в век компьютеризации немало важно.
Следующий проект и проведенная исследовательская работа на уроках русского языка и чтения «Фразеологизмы в нашей речи».
Задача проекта:
Узнать, что такое фразеологические обороты и научиться их применять в своей речи.
В течение проекта собирали и обрабатывали информацию, собранную детьми совместно с родителями в форме:
1. Выполнение упражнений по распознаванию фразеологизмов.
2. Научились разгадывать и составлять ребусы
3. Учились употреблять фразеологизмы в своей речи.
Следующей большой работой было провести опрос и понаблюдать в своей речи, среди родственников, соседей и выяснить какие фразеологизмы употребляются и какие из них чаще всего.
Итог работы был подведен на занятии по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика». Приведу фрагмент занятия:
А сейчас начинаем нашу творческую мастерскую по теме «Фразеологизмы».
Надеюсь, что гонять лодыря, и сидеть, сложа руки мы на уроке не будем.
- Как вы понимаете выражения, которые услышали?
- Как называются такие выражения?
- В нашей жизни и в русском языке встречается много фразеологизмов, которые тонко подмечают недостатки людей, их хорошие или плохие качества.
-Сейчас вы услышите фразеологизмы о части тела человека, вам нужно догадаться о каком предмете там говорится, объяснить значение фразеологизма и закодировать это слово. Закодировать можно разными способами: рисунком, ребусом, кроссвордом и т.д.
• 1 группа. Его вешают, приходя в уныние; его задирают; его всюду суют.
• 2 группа. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают.
• 3 группа Его можно проглотить; за него тянут; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.
( ответы – рисунки)
- А сейчас попробуйте по иллюстрациям разгадать фразеологические
обороты и их объяснить. ( Делать из мухи слона, крутиться как белка в колесе, сходит как с гуся вода) Рефлексия.
- Ну а теперь давайте попробуем оценить свою работу в нашей творческой мастерской, выбрав тот фразеологизм, который соответствует вашему настроению.
Открыть Америку. Медвежья услуга. С открытой душой. Морочить голову.
Слов на ветер не бросает. Зарубить на носу. От зубов отскакивать. Держать ухо востро.
Создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос возможно на любом уроке. Сама по себе проблемная ситуация подразумевает поиск решения, а значит, и исследование проблемы с разных сторон.
Например, уроки окружающего мира дают прекрасную возможность использовать приём самостоятельного поиска информации в ходе изучения нового материала. До изучения новой темы ученики получают вопросы, для нахождения ответов на которые надо прочитать текст учебника. Вопросы формируются так, чтобы школьник не просто выбирал предложение из текста и прочитывал его, а должен был рассуждать. При изучении темы заранее подготовленные ученики сообщают новое знание, а учитель должен дополнять их ответы.
Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», ученики получали следующие задания.
1. Опишите, как выглядят известные вам полезные ископаемые?
2. Почему, на твой взгляд, полезные ископаемые выглядят по-разному?
3. Где могли быть использованы богатства природных ископаемых?
4. Почему люди до сих пор добывают природные ископаемые?
5. Почему природные ископаемые называют полезными?
Таким образом, новый материал преподнесли ученики, которые нашли ответы на эти вопросы, а в ходе коллективной работы школьники выяснили, когда люди научились добывать полезные ископаемые, как научились их различать, где в жизни применять. А в ходе изучения экологических проблем школьники были поделены на две группы: экологи и промышленники. Они получают задания, которые затем выполняют в парах: одному надо убедить всех в пользе добычи природных ископаемых, а другому доказать, что этим может быть нанесён вред. На уроке возникает своеобразный спор, где каждый считает себя правым и горячо доказывает свою точку зрения, но выход из ситуации находится совместно, чтобы можно было и правильно добыть и израсходовать ископаемое, и не нанести вред окружающей среде.
В любом курсе математики начальной школы изучению таблицы умножения уделяется большое внимание. Известно, как порой скучно и утомительно ученикам заучивать табличные случаи. При этом учителя сталкиваются с тем, что их ученики с разной скоростью запоминают табличные случаи. Одни учащиеся осваивают таблицу умножения легко и быстро. Им интересна любая деятельность, связанная со знакомством и выполнением табличного умножения. Другие, в силу своих индивидуальных особенностей, затрачивают гораздо больше времени на заучивание и запоминание таблицы умножения.
Как можно и нужно провести процесс изучения и запоминания таблицы умножения интересным и не скучным для любого школьника?
Этот вопрос всегда волнует большинство учителей начальных классов. У всех разные подходы к этому важному вопросу.
Вот какая исследовательская работа проведена при изучении таблицы умножения. По учебнику математики Н.Б. Истоминой изучение таблицы начинается с числа 9. Дети с интересом включились в процесс исследования и выделили много интересных и запоминающихся моментов.
Числа в десятке при умножении каждого числа увеличиваются по одному: 0-1-2-3-4-5-6-7-8.
9х1= 9 9х2=18 9х3=27 9х4=36 9х5=45 и т.д.
А числа в единице уменьшается: 9-8-7-6-5-4-3-2-1,
9х1= 9 9х2=18 9х3=27 9х4=36 9х5=45 и т.д.
На это необходимо и нужно обратить внимание учащихся.
Если сложить полученные в ответе числа - получится 9.
9х1=9=0+9=9; 9х2=18=1+8=9; 9х3= 27=2+7=9; 9х4=36=3+6=9 и т.д.
При такой работе качество и скорость запоминания таблицы умножения значительно возросла.
Таким образом, исследовательская деятельность позволяет на высоком эмоциональном и научном уровне обеспечить прочные знания, умения и навыки школьников. Что представляет возможность закрепить интерес к самостоятельной «добычи» знаний, учит находить нужную информацию, оценивать и перерабатывать её, проявлять деятельностный интерес, активно познавать новое. Это постепенно переходит во внутреннюю потребность ученика.
Литература:
1. Кобзарёва Т. А.(и др.) «Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС 1-4 классы»
2. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников.
Начальная школа .- 2007, №7
3. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы. –2007. Астрель, Москва. 123стр.
4. Федоровская Е.О. «Исследовательская деятельность учащихся как методика развития универсальных учебных умений» Астрель, Москва. 86стр.
5. Савенков А.И. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской деятельности. – 2008 Астрель, Москва. 204 стр.
6. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. –
Одаренный ребенок. 2003, №2.
7. Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников. – 2010. Просвещение.156стр.