Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Венгеровская средняя общеобразовательная школа №1
Утверждено: Директор МКОУ ВСОШ №1 __________/ Л.И. Свиридова / Приказ № От «____ » ________2016г. |
Согласовано: Зам.директора _________/ Е.Н.Матисон / «___» ________2016 г. |
Программа курса
«Индивидуальная исследовательская деятельность школьников»
для учащихся 8-11 классов
Секция «Экология»
Составитель:
учитель географии высшей
квалификационной категории
Цаца Елена Геннадьевна
с. Венгерово, 2016г.
Пояснительная записка
Использование исследовательского метода отвечает насущным требованиям образования сегодняшнего дня.
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации.
Выпускник школы, который будет жить и трудиться в 21 веке, должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. То есть речь идёт о формировании современных компетенций: информационной,познавательной,коммуникативной,социальной,компетенции личностного самосовершенствования. А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.
Исследовательская деятельность предполагает построение обучения на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, способствует раскрытию субъективного опыта ученика, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению умениями самообразования.
В основе исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Эта деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её проведения.
Данная программа предназначена для способных детей, учащихся 8-11классов и рассчитана на 26 часов.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.
Цель курса: ознакомление учащихся с основами исследовательской деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач.
Задачи:
1.Выявить интересы и склонности учащихся к научно-поисковой деятельности.
2.Расширить представления о способах получения информации.
3.Развить коммуникативные способности, создать условия для расширения среды общения.
4.Развить важнейшие интеллектуальные качества , обеспечивающие в дальнейшем активность в постоянном овладении знаниями и применением их на практике.
Исследовательские методики используемые при работе:
-определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
-выдвижение гипотезы их решения;
-обсуждение методов исследования;
-оформление конечных результатов;
-анализ полученных данных;
-подведение итогов;
-корректировка;
-получение выводов
Формы проведения занятий:
Содержание курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельной работы, использование различных источников информации. Программой предусматриваются различные формы и методы проведения занятий - лекционные, практические, экспериментальные. В ходе изучения курса учащиеся могут выполнить как индивидуальную, так и групповую исследовательскую работу.
Учебно-тематический план курса
«Индивидуальная исследовательская деятельность школьников»
Этап работы | Количество часов | Теория | практика |
1.Подготовительный | 1ч. | 1ч. | |
2.Теоретическая подготовка. | 4ч. | 1ч. | 3ч. |
3.Планирование исследования. | 4ч. | 1ч. | 3ч. |
4.Работа над основной частью исследования | 5ч. | | 5ч. |
5.Оформление научной работы (написание реферата) | 8ч. | | 8ч. |
6.Подготовка к защите научной работы. | 3ч. | 1ч. | 2ч. |
7.Защита работы | 1ч. | | 1ч. |
26 часов
Содержание программы
Этап работы | Содержание | Количество часов |
1.Подготовительный (1ч.) | Формирование группы для занятий ИИД. Разъяснение содержания и значения участия в работе ИИД. | 1ч. |
2.Теоретическая подготовка. (4ч.) | Ознакомление с целью, задачами, спецификой занятий ИИД, общие требования. | 1ч. |
| Знакомство со структурой ИИД и необходимыми знаниями по организации ИИД. | 1ч. |
| Отбор возможных тем исследования. Обсуждение предложенных тем. | 1 ч. |
| Ознакомление с применением компьютерных технологий в исследовательской работе. | 1ч. |
3.Планирование исследования. (4ч.) | Организация работы по определению видов деятельности по теме исследования. | 1ч. |
| Знакомство с требованиями при определении целей и задач ИД. | 1ч. |
| Индивидуальное консультирование по технике определения целей, задач. | 1ч. |
| Знакомство с понятием «актуальность исследования» и « методы исследования». Обоснование актуальности, примеры формулировок. | 1ч. |
4.Работа над основной частью исследования (5ч.) | Организация практического занятия по организации поиска литературы и по составлению списков литературы. | 1ч. |
| Поиск источников литературы, отбор фактического материала. Знакомство с информационно-поисковыми системами. | 1ч. |
| Определение способов сбора и анализа информации. Изучение методов научно-практической деятельности | 1ч. |
| Поиск информации, сбор и уточнение; отработка умения использовать специальную терминологию и литературу по теме. | 1ч. |
| Планирование и проведение предполагаемых экспериментов. | 1ч. |
5.Оформление научной работы (написание реферата)(8 ч.) | Индивидуальное консультирование о структуре реферата. Обучение оформлению реферата | 1ч. |
| Работа над оформлением реферата ( титульный лист, введение) | 1ч. |
| Работа над оформлением основной части исследования. | 2ч. |
| Анализ полученных данных эксперимента, наблюдения Оформление полученных данных (графики, таблицы) | 2ч. |
| Индивидуальное консультирование по формулировке выводов | 1ч. |
| Работа над приложением. Оценивание содержания и результата своей работы. | 1ч. |
6.Подготовка к защите научной работы.(3 ч.) | Работа над презентацией. Как правильно делать презентацию. | 1ч. |
| Рекомендации по составлению тезисов и доклада. Составление тезисов своего исследования. Заслушивание тезисов | 1ч. |
| Подготовка публичного выступления. Рецензия на работу. | 1ч. |
7.Защита работы(1ч.) | Представление исследовательских работ на конференции | 1ч. |
26 часов
Требования к уровню подготовки (прогнозируемые результаты)
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- понятие « исследовательская деятельность»;
- этапы выполнения исследования;
- структуру исследовательской работы;
- критерии оформления письменной части исследования;
- критерии оценки исследования.
В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:
- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;
- о ресурсах и их использовании;
- о способах презентации ;
- о написании отчета о ходе исследования;
- о рисках, их возникновении и предотвращении;
- об экспертизе деятельности.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- определять проблему и вытекающие из неё задачи;
- ставить цель;
- составлять и реализовывать план проекта;
- отбирать материал из информационных источников;
- анализировать полученные данные;
- делать выводы;
- оценивать работу по критериям оценивания;
- создавать основные слайды для презентации ;
- оформлять результаты исследовательской деятельности;
- проводить рефлексию своей деятельности;
- работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;
- работать в парах и в группах.
Учебно-методическое обеспечение
Техническое обеспечение курса
Интерактивные средства обучения: компьютер, проектор.
Технологические карты занятий, памятки, карточки-задания.
Материал и оборудование, необходимые для выполнений практических заданий.
Образовательные ресурсы к курсу
Литература :
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа исследовательской деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007.
Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006.
Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.
Сергеев И.С. Как организовать исследовательскую деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.
Щербакова С.Г. Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.
-