СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Исследовательская деятельность учащихся на уроке математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Исследовательская деятельность учащихся на уроке математики"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чинарская средняя общеобразовательная школа №2 имени М.М.Гусаева"






"Исследовательская деятельность учащихся на уроке математики"









Алиева Д.И. учитель математики

МБОУ Чинарская СОШ № 2 им. М.М Гусаева








Необходимость введения нового Федерального государственного

образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего

образования – веление времени.

Согласно ФГОС ООО предполагается «формирование у обучающихся

основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой

проблемы».Таким образом, в современных условиях обучения по новым Госстандартам образования все большее внимание уделяется развитию исследовательских способностей обучающихся, формированию специалистов, готовых добывать и применять знания. Впервые в государственном документе обозначена необходимость овладения школьниками исследовательскими Немаловажное значение для этого имеет то, каким образом учитель организует познавательную деятельность учеников.

Можно создать ситуацию, позволяющую ребенку самостоятельно прийти к выводу, сделанному до него великими математиками много веков назад. Старшеклассники, определившиеся с профилем, могут самостоятельно разобрать доказательства теорем, позволяющих углубить знания, и рассмотреть способы их применения к решению задач определенного типа. Для школьников помладше на уроке может быть организована практическая деятельность, позволяющая анализировать полученные данные, делать выводы, характеризующие определенные свойства чисел или фигур.

Такой вид работы дает возможность детям увидеть особенности рассматриваемого предмета, буквально «пощупать» его свойства. Позже, через год-два, школьники будут изучать этот материал на теоретическом уровне. Эти знания займут места в головах детей быстрее и основательно. Материал, который и так понятен, легко усваивается.

Предлагаю определить взаимосвязь исследовательской деятельности обучающихся и пропедевтики основного курса математики. Для этого рассмотреть возможный формат организации исследования на уроке и проследить возможные «цепочки» от тематики исследований к темам основного курса математики.

Исследование как известный способ освоения действительности рассматривается в работах О.А. Завьяловой и С.Г. Шаповаленко. П.А. Карасев в середине столетия писал: «Необходимо отказаться от заучивания определений, правил и др. Вместо этого необходимо вводить «живое описание» детьми своих наблюдений, подмеченных геометрических свойств. …Учителям… надо отрешиться от обычных приемов преподавания… с обязательным заучиванием определений…».

С.В. Саволикова предлагает осуществить пропедевтическое преподавание задолго до изучения темы в основном курсе, а в процессе ее преподавания теоретически осмыслить уже известный материал. В своей работе «Реализация идеи пропорциональности величин в курсе математики 5-6 классов» проводится взаимосвязь уровня владения учебным материалом по теме "Пропорции" и уровнем усвоение таких тем математики как: "Проценты", "Арифметическое действия с обыкновенными дробями", "Теорема Фалеса", "Коллинеарность векторов", "Подобие фигур", "Теорема синусов", предлагает пути совершенствования преподавания данной темы. Информации по использованию тем исследований как пропедевтики тем основного курса математики в литературе не найдено.

Учебно-методические комплекты, предлагаемые сегодня по математике, различаются не только порядком и уровнем сложности изучаемого материала, но и наличием или отсутствием заданий-исследований. Задания такого плана присутствуют в представленных учебниках. Учитель вправе использовать эти задания как для обязательного изучения всеми детьми класса, так и в рамках работы с детьми, проявляющих особый интерес к математике.

Современный учитель в своей практике все чаще использует уроки-исследования для усвоения учениками новых знаний. В основном используется форма ролевой игры, когда обучающиеся «примеряют» профессии исследователей, первооткрывателей, ученых. Важно закрепить и развить умения определять проблему, выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку с помощью анализа, сравнения или классификации.умениями, которая отражает потребность общества в специалистах, способных

проводить самостоятельное исследование, основанное на научных принципах.