Исследовательская и проектная деятельность в работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью
Т.В. Миронова, педагог ГБОУ СО «Центр «Дар», г.Реж
В процессе обучения детей с тяжелой умственной отсталостью исследовательская и проектная деятельность занимает ведущее место. Она позволяет учащимся легче ориентироваться в мире информации, знакомиться с принципами комплексного подхода в создании творческого продукта совместной деятельности. Работая над проектом, учащиеся размышляют в контексте изучаемой темы, сравнивают, анализируют, делают выводы, используют информационно-коммуникационные технологии при оформлении результатов, систематизируют свои знания, знакомятся с комплексом материалов, выходящих за пределы программы. Учащиеся учатся применять знания в новых условиях. В ходе реализации образовательной программы для детей с тяжелой умственной отсталостью применение исследовательских проектов дает эффективный результат. Примерами исследовательских проектов, применяемых мною на уроках биологии и географии с тяжело умственно отсталыми детьми, являются: «Мир металла», «Наши горы», «Почва», «Наблюдение за комнатными растениями», «Наблюдение за домашними животными», «Вода», «Воздух», «Растения нашего края» и т.д.
Проект «Мир металла» помогает научить детей с умственной отсталостью узнавать предметы из металла, определять их качественные характеристики (структуру поверхности, цвет), свойства (теплопроводность, металлический блеск, твердость), дать информацию об использовании металла человеком. Данный проект реализуется через разные виды деятельности умственно отсталых детей. Это игры, беседы, эксперименты. Например, проводится игра «Найди нужный предмет», в которой дети находят металлические предметы, объясняют, как именно они догадались, что это металл, перечисляют его свойства: гладкий, твердый, имеет металлический блеск, нагревается в тепле и т.п. Кроме игр и бесед детям предлагаются эксперименты с металлическими предметами. Учащиеся проводят серию опытов:
Опыт 1. Опускаем металлический предмет в воду. Что с ним случилось? Металлический предмет тонет, он тяжелый, тяжелее воды.
Опыт 2. Кладем металлический предмет в теплое место. Что с ним происходит? Он быстро нагревается, потому, что металлический.
Опыт3. Притягиваем скрепку магнитом. Почему скрепка притягивается магнитом? Скрепка железная, а железо обладает особым свойством притягиваться магнитом.
Опыт 4. На подносе лежат разнообразные предметы, учащийся при помощи магнита определяет, какие их них железные.
По результатам работы над проектом учащиеся делают выводы о свойствах металлов.
Для изучения растений своей местности с тяжело умственно-отсталыми учащимися внедрялся проект: «Растения нашего края». Задачами проекта являлись: развитие познавательных и исследовательских навыков учащихся с умственной отсталостью, умение находить информацию, используя традиционные и нетрадиционные источники информации, развитие коммуникативных навыков, умение учащихся увидеть, сформулировать и оформить результаты исследования. Учащиеся во время работы над проектом вовлекаются в разнообразные виды деятельности: они наблюдают, сравнивают, экспериментируют, играют, рисуют, ведут наблюдения за деревьями: сравнивают внешний вид разных деревьев, делают выводы, чем отличаются деревья, произрастающие в своей местности. Проводились эксперименты, например: «Тонет, не тонет». Цель: выяснить, плавают ли шишки в воде. Для этого были использованы шишки двух разных деревьев, их опускали в сосуд с водой и сравнивали плавучесть. Совместно с педагогом учащиеся собирают информацию по теме проекта, создают памятки для жителей своего населенного пункта, памятки о правилах поведения в лесу.
Памятка для жителей города
1.Не срывайте и не топчите растения.
2.Не рубите деревья.
3.Охраняйте зеленые растения – это природные фильтры.
4.Лес – наше богатство.
Знание подробной исчерпывающей информации о домашних животных очень важно для детей с умственной отсталостью, так как многие домашние питомцы находятся в непосредственном контакте с детьми.
Для этого мною проводилась исследовательская работа по теме: «Наблюдение за домашним животным» (см. табл. 1).
Таблица 1
Исследовательский проект по биологии «Наблюдение за домашним животным»
Этапы исследования | Деятельность учащихся |
1.Выбор темы исследования 2.Постановка целей исследования 3.Задачи исследования 4.Гипотеза исследования 5.План исследования | Наблюдение за домашним животным Изучить внешний вид, образ жизни и особенности поведения одного из домашних животных (собака), получить подробные сведения об этом животном Проводить наблюдения за домашним животным (собакой), анализировать, делать выводы, заносить результаты в презентацию, изучить соответствующую литературу Создание наилучших условий для жизнедеятельности домашнего питомца Как зовут вашу собаку? Почему вы ее так назвали? Сколько ей лет? Как вы о ней заботитесь? Можете ли вы определить, какое у вашей собаки настроение? Чем вы кормите вашу собаку, что она любит больше всего? Какой смысл вы вкладываете, когда гладите свою собаку? Как вы думаете, зачем нужно гладить животных? Выполняет ли ваша питомица какие-либо команды и как вы научили ее этому? Может ли собака думать, и как это можно доказать? Узнает ли вас ваша любимица и как она это делает? Умеет ли ваша собака различать «своих» и «чужих», что она при этом делает? Каким образом можно определить, что собака насторожилась? Рассмотрите шерсть вашей собаки, густая она или нет? Что происходит с ее шерстью весной и осенью? Где живет ваша собака, на улице или дома? Почему? Надо ли ставить прививки вашей собаке и для чего это делают? За что вы любите свою собаку? Почему говорят: «Собака – друг человека?» |
Кроме того, мною разработан план исследовательской работы по темам: «Снег», «Тела и вещества», что позволяет детям с тяжелой умственной отсталостью более доступно и подробно изучить окружающие их объекты и явления.