Управление образования Администрации города Клинцы
Городской конкурс учебно-исследовательских работ младших школьников
«Юный исследователь»
Направление «Биология. Экология»
Исследовательская работа
«Бездомные кошки»
Исполнители:
Ручко Виктория
ученица 4-а класса МБОУ СОШ №4,
Порядина Наталья
ученица 4-а класса МБОУ СОШ №4,
Савченко Вероника
ученица 4-а класса МБОУ СОШ №4
Руководитель:
Скворцова Лидия Аркадьевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №4
Клинцы 2015
Оглавление
1.Введение……………………………………………..........................3
2. Основная часть
Глава I.
1.1. Из истории приручения кошки…………………………………...5
1.2. Источники появления бездомных животных в России…………6
1.3. Проблемы бродячих кошек ………………………………………7
Глава II.
1.1.Первый этап исследования………………………………………..8
1.2.Второй этап исследования………………………………………...9
3.Заключение………………………………………………………...10
4. Список использованных источников информации.................11
5. Приложение 1……………………………………………………...12
Приложение 2……………………………………………………...13
Приложение 3 ……………………………………………………..14
Приложение 4 ……………………………………………………..15
Приложение 5……………………………………………………...16
Введение
К уроку внеклассного чтения мы прочитали книгу Эрнеста Сетона-Томпсона «Рассказы о животных». Нас очень взволновал рассказ «Королевская Аналостанка», в котором описывается тяжёлая жизнь беспризорной кошки.
Конечно, эта история вымышленная. Но как часто в реальной жизни мы, проходя по улице, видим маленького котенка или больную исхудавшую кошку с жалобными глазами, которые лишены своих хозяев?
Мы думаем, достаточно часто.
Однако большинство людей не обращают внимания на них или делают вид, что не замечают, так как не хотят нести ответственность за братьев наших меньших.
Многих раздражает необходимость решать проблемы с надоевшими животными, с ненужным приплодом и т.д., поэтому они выбирают простейший выход - выбросить животное, обрекая его на тяжёлые испытания и смерть. Кошки, потеряв хозяина, вынуждены выживать сами.
Эта тема показалась нам актуальной, мы решили её исследовать и внести свой вклад в её разрешение, потому что мы желаем жить в цивилизованном обществе.
Объект нашего исследования – бездомные кошки.
Предметом исследования является отношение человека к бездомным кошкам.
Цель нашей работы – привлечь внимание взрослых и детей к решению проблемы бездомных кошек.
В качестве задач для нашей работы мы определили:
1.Выяснить, откуда берутся бездомные кошки.
2.Проанализировать проблемы, связанные с бездомными кошками.
3.Узнать, есть ли бездомные животные в микрорайоне нашей школы.
4. Анкетировать учеников нашей школы на отношение к бездомным животным.
5. Сделать вывод по результатам работы.
6. Предложить способы решения проблемы.
7. Создать и распространить агитационную листовку.
Гипотеза: мы считаем, что в нашем городе существует проблема бездомных кошек.
Для проведения исследования нами был составлен план работы:
1. Выбор проблемы исследования.
Изучение литературы по данной теме.
Проведение исследования.
4. Обработка полученного материала.
5. Составление и распространение агитационной листовки.
6. Защита исследовательской работы.
При проведении исследования мы использовали следующие методы:
прямое наблюдение;
изучение литературы, интернет источников;
анкетирование учеников нашей школы;
анализ полученных данных.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что многие взрослые и дети обратят внимание на эту проблему и примут участие в её решении.
Практическая значимость работы заключается в том, чтобы составить и распространить агитационную листовку, призывающую людей решать проблему бездомных кошек.
Основная часть
Глава I
1. Из истории приручения кошки
Прежде чем начать изучение данной проблемы, мы заглянули в «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и выяснили значение слова «бездомный».
Бездомный 1. Не имеющий своего дома, пристанища.
2.Не имеющий хозяина (о животных).
Значит, бездомные кошки – это кошки, которые остались без хозяина, без крова.
Всем известно, что одомашнивание кошки произошло в глубокой древности, так как кошки были необходимы человеку, чтобы охранять запасы зерна от нашествия грызунов. Прирученные кошки помогали бороться с массовыми эпидемиями, вызываемыми грызунами. Нам, располагающим современными эффективными средствами борьбы с грызунами, трудно представить себе, как много значили кошки для наших предков, поэтому их оберегали.
В Древнем Египте кошки почитались как священные животные; наказанием за убийство кошки служила смертная казнь.
На Руси домашняя кошка стоила дорого и могла служить ценным подарком, поскольку гарантировала защиту урожая от грызунов. Она была символом мира и благополучия в доме, защищающим дом от нечистой силы.
Всем известны лечебные свойства кошек.
Как же так получается, что в настоящее время ежегодно сотни тысяч кошек становятся беспризорными и погибают из-за того, что для них невозможно найти хозяев? Как помочь тем, кто оказался без присмотра?
Мы обратились к научной литературе и интернет–энциклопедии «Википедия» и выяснили основные источники появления бездомных кошек в России.
2. Источники появления бездомных животных
Источниками появления бездомных животных в России в наше время являются выброшенные, потерявшиеся кошки, а также те, которые родились на улице, т.е. изначально одичавшие. Ещё одной причиной, косвенно влияющей на появление бездомных животных в крупных городах, является бесконтрольная деятельность клубов по разведению породистых животных.
Животные, родившиеся на улице
Согласно исследованиям биологов, в течение года одна кошка способна дать жизнь множеству котят. За шесть лет пара кошек, с учётом потомства её потомков, может произвести на свет 420 000 особей.
Потерявшиеся животные
Большинство жителей России содержат у себя дома или в квартире собаку или кошку. Ежегодно теряются более 100 тысяч домашних животных, из них только 20 процентов находят хозяина. К сожалению, в нашей стране нет системы чипирования, и на кошек ошейники вообще не одевают.
Выброшенные животные
Около 2 процентов бродячих животных – это выброшенные кошки. Часть людей подбрасывают родившихся котят в чужие подъезды, просто вывозят за город и оставляют их на произвол судьбы.
Одна из причин, по которой люди выбрасывают животных – это непопулярность такой операции, как стерилизация. Многие владельцы домашних животных считают жестокостью стерилизовать своего питомца. Но разве топить или закапывать рождённое потомство – это не жестокость. Нестерилизованные животные чаще становятся агрессивными, убегают из дома, попадают под машины.
Так пополняется и без того бесчисленная армия бездомных животных.
Бесконтрольная деятельность клубов по разведению породистых собак и кошек
Ещё одна причина появления бездомных животных заключается в том, что в последнее десятилетие племенные клубы получили возможность для бесконтрольного разведения породистых животных.
3. Проблемы бродячих кошек в городе
Из-за отсутствия в нашей стране государственной системы контроля за численностью бездомных животных подсчитать даже примерное количество бездомных кошек, бегающих по улицам городf или укрывающихся в подвальных помещениях невозможно. Бродячие кошки часто организуют целые колонии, в которых потомство воспитывается сообща.
Несмотря на то, что кошки легко приспосабливаются к самым разным условиям, жизнь бродячих кошек полна проблем.
Бездомные кошки питаются отходами, сталкиваются с нехваткой пищи и протеина, голодают.
Усатые создания определённых пород, например, персы, обречены на верную гибель без ухода человека, так как были специально выведены как декоративная порода. Изменённая лицевая часть черепа не позволяет им пережёвывать твёрдую пищу, у них низкая сопротивляемость к заболеваниям.
Отдельно следует отметить проблему жестокого обращения некоторых людей к бездомным кошкам и их травмирование. Многие избивают беззащитных котят, а водители автомобильного транспорта, сбив кошку, уезжают, даже не останавливаясь. Животное погибает или остаётся мучиться на дороге в ожидании помощи.
Кроме того, бродячие кошки являются распространителями опасных болезней (блохи, гельминты, лишай, бешенство, туберкулёз и многие другие). От них может заразиться и человек, и здоровое домашнее животное.
Во многих городах в нашей стране нет приютов для бездомных животных, а те, что созданы, переполнены, нуждаются в кормах, лекарствах, финансовой поддержке. Им требуются просто волонтёры, готовые поработать в приюте.
Мы узнали, что в нашем городе Клинцы нет приюта для бездомных животных, действует только группа энтузиастов «Помоги бездомным животным».
Глава II
Первый этап исследования
Изучив информацию по этому вопросу, мы решили выяснить, есть ли бездомные животные в микрорайоне нашей школы. Провести точный учёт численности бездомных кошек невозможно, потому что основное место обитания кошек – это подвальные помещения, куда у нас не было доступа, поэтому мы провели выборочный учёт, и учитывали только тех кошек, которых встретили на улице.
Для этого мы выборочно обследовали территорию дворов ближайших к школе домов № 39 и № 20 на перекрёстке улиц Щорса и Урицкого, а также территорию дома № 51 по улице Лермонтова в течение 7 дней ежедневно 1 раз в сутки (днём), подсчитывая общее число встреченных животных (приложение 1).
Во дворе дома № 51 по улице Лермонтова было обнаружено 2 кошки и 2 котёнка обычной породы, а во дворе дома № 1 по улице Щорса – 2 кота обычной породы, 1 кот сибирской породы и 2 сиамских кошки. И это только в двух дворах! А сколько же их по всему городу?
Большинство встреченных нами кошек не боялись людей, разрешали себя гладить, сами подходили к людям. Это говорит о том, что когда-то они были домашними (приложение 2).
Но необходимо помнить, что среди беспризорных животных есть одичавшие, и они могут быть агрессивными.
Чтобы избежать неприятностей, мы предлагаем соблюдать особые правила поведения при встрече с бездомным животным (приложение 3). С этими правилами мы ознакомили всех ребят нашего класса.
Второй этап исследования
Кроме того, мы решили узнать отношение учащихся нашей школы к проблеме бездомных кошек и провели анкетирование среди учеников 4-х классов. Всего было опрошено 51 человек (приложение 4).
Нами были предложены следующие вопросы и получены такие результаты.
1.Существует ли проблема бездомных животных?
(Все считают, что существует проблема бездомных животных.)
2.Какое чувство у вас вызывают бездомные животные?
(Бездомные животные вызывают у большинства чувство жалости.)
3.Где вы видите чаще бездомных кошек?
(70% опрошенных видят бездомных животных у себя во дворе и в подъезде.)
4. Опасны ли бродячие животные для человека?
(81% опрошенных понимает, что бродячие животные могут быть опасны.)
5. Как Вы считаете, откуда берутся бездомные животные на улицах нашего города?
57% считают, что их выбросили
13% потерялись
30% родились на улице
6. Предложите способы решения проблемы бездомных животных?
36% надо открыть специальный приют
24% не надо выбрасывать животных
25% стерилизовать
15% отдавать в добрые руки
По результатам анкетирования, можно сделать вывод: в нашем городе существует проблема бездомных кошек, и виноваты в этом чаще всего сами люди.
Заключение
Мы исследовали проблемы, связанные с бездомными кошками в нашем городе. Провели анкетирование среди учеников нашей школы и узнали их отношение к бездомным животным.
Мы доказали, что в нашем городе существует проблема бездомных кошек, выяснили источники их появления, установили, что виноваты в этом чаще всего сами люди. Каждое выброшенное на улицу животное – это чьё-то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам.
Официальное решение этой проблемы пока не найдено, ведь в нашем городе нет приюта для бездомных кошек и собак.
А силами одних школьников, к сожалению, этой проблемы не решить, но смотреть и ничего не делать тоже невозможно, поэтому мы создали и распространили агитационную листовку (приложение 5).
В дальнейшем мы будем стараться:
подкармливать бездомных кошек;
отдавать бездомных котят в «добрые руки»;
призывать – стерилизовать/ кастрировать своих домашних питомцев;
с помощью наглядной агитации разъяснять жителям города, что они «в ответе за тех, кого приручили», что нельзя выкидывать животных на улицу, нужно относиться к ним, как к самим себе!
Список использованных источников информации
1. Афонькин С.Ю. Школьный путеводитель «Кошки» - СПб: «БКК», 2011г.- 96 стр.
2. Всемирная декларация благосостояния животных Исполнительного комитета ВОЗЖ 2011г.-28 стр.
3. Журнал «Мой друг –кошка» - М.: Изд-во Энимал Пресс, 2014 №1-2
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ М.: Азбуковник. 1999.-944стр.
5. Пономарева О.Н., Кононова Е.В. Охрана животных. // Начальная школа 1999 №8
6. Септон- Томпсон Э. «Рассказы о животных» / Перевод Н.Чуковский.- Минск: Мастацкая литература,1980 г.
7. Чижевский А.Е. “Экология у нас дома. Малый экологический практикум” // Начальная школа 1998 № 6.
8.Школьник Ю. К. Животные. Полная энциклопедия.- М.: Изд-во ЭКСМо- Пресс, 2002 г.
9. http://schools.keldysh.ru/labmro/kollekz/pets1.htm
10. http://mau.ru/pub/misc/
11. http://ru.wikipedia.org/wiki/
12. http://www.samfact.com/node/54
13. http://shkolazhizni.ru
Приложение№1
Таблица учёта бездомных кошек
№ | | Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | Сб | Вс. |
1 | Кот сибирский чёрно-белого окраса | + | + | + | + | - | + | + |
2 | Кошка сиамская | + | + | + | - | - | + | + |
3 | Кот чёрного окраса | + | + | + | + | + | - | + |
4 | Кот чёрного окраса | + | + | + | + | - | - | + |
5 | Кошка сиамская пушистая | + | + | + | + | + | - | - |
6 | Кот рыжего окраса | + | + | - | - | + | - | - |
7 | Котёнок | - | + | + | + | + | - | + |
8 | Котёнок | - | + | + | + | + | - | + |
9 | Кошка черно-белого окраса | + | + | - | + | + | - | + |
Приложение№2
Приложение №3
Правила поведения при встрече с бездомным животным.
Кошка бездомная – чаще всего встречается на лестничных площадках, на крыльце дома, на пешеходных дорожках. Особенно агрессивными бывают коты – помни об этом!
Запрещается:
подкармливать различными сладостями (кондитерскими изделиями);
брать на руки, гладить, если животное больное;
близко наклоняться над животным;
дергать за хвост, причинять животному боль.
Собака бездомная – обычно бегает одна или в стае от 3 и более собак, без ошейника и поводка. Шерсть грязная, с прилипшими к шерсти травинками, листьями и опилками. Без причины и неожиданно может залаять и повернуть в твою сторону.
Помни:
при встрече с такой собакой постарайся повернуть в противоположную сторону;
не кричи, постарайся спокойно подойти к кому-нибудь из взрослых (когда опасность минует, продолжай свой путь);
если вдруг животное подкрадывается (подходит) к малышам, сообщи об этом взрослым;
не дразни собак, не издавай никакие звуки (подражание лая, крик и т. д).
Запрещается:
махать на собаку палкой или рукой; кричать; пытаться отобрать у нее то, что она ест (грызет); убегать с места встречи с животным; подходить и гладить незнакомую собаку.
Приложение №4
Анкета
Существует ли проблема бездомных кошек?
а) да б) нет
2. Какое чувство у вас вызывают бездомные животные?
а) безразлично б) мне их жалко
в) стараюсь покормить г) с жестокостью
3.Где чаще всего вы видите бездомных кошек?
а) на улице б) в подъезде в) во дворе
Опасны ли бродячие животные для человека?
а) да б) нет в) не знаю
5. Как Вы считаете, откуда берутся бездомные животные на улицах нашего города?
а) потерялись
б) выбросили
в) родились на улице
г) не знаю
6. Предложите, как бороться с проблемой бездомных животных?
а) организовать приют б) не выкидывать животных
в) стерилизовать г) отдать животных в добрые руки.
Спасибо!
Приложение №5
1