Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия №13 г. Майского»
Предметная секция: окружающий мир.
Исследовательская работа по теме:
«Роль светоотражательных элементов на безопасность пешехода»
Работу выполнили ученики 3 класса
МКОУ «Прогимназия №13 г. Майского»:
Карпенко Станислав,
Каров Астемир
Руководитель: Дутчина Наталья Николаевна,
учитель начальных классов.
К
БР, г.Майский
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
I.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...................3
II.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ …………...4
1.1. Роль световозвращателей на безопасность пешехода..........................4
1.2. История появления фликерных элементов.........................................5
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ………………………………...6
1.1.Зависимость наличия светоотражательных элементов на обнаружение пешеходов.........................................................................................................6
1.2. Опрос учащихся........................................................................................6
1.3. Фликеры своими руками.........................................................................6
IV. ВЫВОДЫ ……………….........................................................................7
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................8
VI. ПРИЛОЖЕНИЯ. … …………………………………………….……..9
I.ВВЕДЕНИЕ
Ежегодно огромное количество пешеходов и велосипедистов погибает на дорогах в результате дорожно-транспортных происшествий. Больше половины дорожно – транспортных происшествий приходится на тёмное время суток или условия плохой видимости, когда водитель замечает пешехода в самый последний момент и не успевает что-либо предпринять. Во всем мире принимаются меры по усилению безопасности на дорогах, в том числе и в России. Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым подписал постановление, которое обязывает с 1 июля 2015 года всех пешеходов носить светоотражающие элементы вне населённых пунктов. Мы задумывались над тем, почему ночью многие дорожные знаки и некоторые дорожные разметки ярко светятся, когда на них падет свет фар автомобиля, ведь на них нет лампочек? Мы решили узнать для чего многие люди, особенно рабочие и дети носят одежду со светоотражающими элементами, и как влияют эти элементы на безопасность пешехода.
Цель: изучение влияния ношения фликеров на видимость пешехода на проезжей части.
Задачи:
изучить историю появления фликерных элементов;
выяснить принцип действия фликеров;
провести эксперимент, доказывающий светоотражающий эффект фликерных элементов;
сделать фликеры своими руками.
Гипотеза: мы предположили, что применение фликеров увеличивает расстояние видимости пешеходов на дороге.
Объект исследования: пешеходы с фликерами.
Предмет исследования: применение светоотражающих элементов - фликеров.
Нами были использованы следующие методы:
изучение литературы и обобщение полученной информации;
интервью с инспектором ГИДД;
эксперимент.
II.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Роль световозвращателей на безопасность пешехода
По дорогам проезжают миллионы автомобилей, которые подчиняются Правилам дорожного движения Российской Федерации. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения. При возникновении опасности для движения, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Но правила дорожного движения должны строго соблюдать и пешеходы. Ежедневно на дорогах РФ происходят различные ДТП, связанные с нарушением движения не только со стороны водителей, но и по вине пешеходов. Далеко не все пешеходы знают, что в зависимости от условий торможения со скоростью 60 км/ч остановочный путь автомобиля может составлять как 25 метров, так и 150 метров.
Остановочный путь легкового автомобиля при скорости 60 км/ч
в зависимости от состояния проезжей части:
По статистике, большее количество дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, велосипедистов, в том числе и детей, происходит в темное время суток. И причиной тому – слабая видимость и недостаточная освещенность на дороге. Как же стать заметней на дороге и не стать жертвой ДТП? С этим вопросом мы обратились к инспектору ГБДД Дьяконенко А.И.. Он рассказал, что идеальные условия для торможения создаются, если человек на дороге виден на расстоянии не менее 200 м. Это даёт возможность водителю вовремя среагировать и применить торможение. Снизить риск дорожно-транспортного происшествия помогает ношение фликеров. Фликер, катафот, световозвращатель - устройство, предназначенное для отражения луча света в сторону источника. Оно изготавливается из специальных материалов и предназначено для повышения видимости пешеходов. Бывают светоотражатели: брелки, значки, наклейки, браслеты. Наилучшим светоотражающим эффектом обладают светоотражатели серо-белого и лимонного цвета.
1.2. История появления фликерных элементов
Еще в далеком 1939 году, американская компания изобрела очень эффективную пленку, которая возвращала свет, а сделана она была из микростеклошариков. Это изобретение сразу было применено в дорожных знаках. Материал одеждой обеспечивались работники дорожных служб, железнодорожники и работники в аэропортах, которые задействованы на взлетных полосах.
Кроме этого мы узнали, что маленькие блестящие брелочки придумал британский дорожный рабочий 70 лет назад. Проезжая ночью по неосвещенной дороге, он заметил, что глаза кота на обочине отражают свет фар. Происходит это потому, что глаза домашнего любимца имеют отражающий слой, который отражает свет таким образом, что часть лучей возвращается по тому же пути, по которому они попали в глаза.
Мы пришли к выводу: материал, помогающий увидеть объект в темное время суток с большого расстояния - очень полезное изобретение и область применения таких материалов достаточно широка.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
1.1.Зависимость ношения светоотражательных элементов на обнаружение пешеходов
Как влияет ношение световозвращателей на видимость пешехода на дороге в темное время суток мы решили проверить, проведя эксперименты.
Нам понадобились: рулетка, автомобиль с водителем, пешеходы, разноцветные фликеры-смайлики, световозвращающие полоски на одежде.
Эксперимент №1.Пешеход не имея на одежде фликеров становится на тротуаре. Машина разгоняется до скорости 60 км/ч. При первом обозначении пешехода машина останавливается. Производим замер расстояния от пешехода до машины.
Эксперимент №.2. Проводятся аналогичные действия, но автомобиль набирает скорость 40 км/ч.
Эксперимент №.3. Пешеход прикрепляет фликеры на одежду и повторяет предыдущие действия. Машина разгоняется до скорости 60 км/ч и при видении пешехода останавливается. Производим замер расстояния.
Эксперимент №.4. Проводятся аналогичные действия с лишь за исключением того, что автомобиль набирает скорость 40 км/ч. Все результаты заносим в таблицу (Приложение 1).
Вывод: исследования показали, что применение фликеров увеличивает расстояние до пешеходов примерно в два раза, а значит ношение световозвращающих элементов сокращает риск ДТП пешехода в темное время суток.
1.2. Опрос учащихся
В сентябре в нашей школе прошла акция "Безопасны пешеход", где ученики нашей школы приклеили к своим портфелям фликеры. А все ли их носят? Мы посетили классы нашей школы, чтобы выяснить, какой процент учащихся имеют светоотражающие элементы на одежде.
Вывод: в результате опроса мы выяснили, что из 409 человек носят светоотражающие элементы на одежде только 172 человека. Это 42,5%. Результаты представлены в таблице. (Приложение 2).
1.3. Фликеры своими руками
Мы решили проявить фантазию и сделать фликеры своими руками.
Нам понадобилась: пластиковая крышка, светоотражающая бумага, нож. Делаем надрезы по краю крышки. Отгибаем края. Вырезаем из светоотражающей бумаги круг, равный окружности центра крышки. Приклеиваем серединку в центр крышки. Фликер-ромашка готова. (Приложение 3 ).
Вывод: фликеры, которые мы сделали своими руками, займут достойное место на одежде и рюкзаках и обезопасят нас в темное время суток.
IV. ВЫВОДЫ
В ходе эксперимента мы выяснили, что фликерные элементы обладают большим светоотражающим эффектом. Мы подтвердили нашу гипотезу: применение фликеров увеличивает расстояние видимости пешеходов на дороге.
Существуют специальные правила ношения таких элементов. На пешеходе должно находиться не меньше 4 фликеров: на левой и правой руках, на поясе и рюкзаке и чем больше фликеров, тем лучше. Фликеры должны быть видны из любого направления.
В целях повышения видимости пешеходов в тёмное время суток устанавливается требование об обязательном применении пешеходами светоотражающих элементов при движении по проезжей части вне населённых пунктов.
В результате проделанной работы мы сделали фликер своими руками.
Но фликер фликером, а соблюдать правила дорожного движения и быть внимательным на дороге необходимо постоянно!
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИСТОЧНИКОВ ИНТЕРНЕТ
1. Правила дорожного движения ПДД РФ 2010
(Утверждены Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г.№ 1090. Редакция от 27.01.2009. Вступили в действие с 01.03.2009);
2. Сосунова Е. М., Форштат М. Л. Учись быть пешеходом.1997 с-96.
3. Ресурсы интернет
Официальный сайт телепередачи «Галилео» (www. galileo-tv . ru);
http://pddmaster.ru/documentsnews/vvedenie-obyazatelnyh-svetootrazhatelei-dlya-peshehodov-s-1-iyulya-2015-goda.html;
VI. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Определение расстояния от автомобиля до пешехода, не имеющего светоотражательные элементы
Определение расстояния от автомобиля до пешехода, имеющего светоотражательные элементы
Результаты измерения расстояния от автомобиля до пешехода
Дата | Скорость | Расстояние видимости пешехода, м. |
С использованием фликеров | Без использования фликеров |
7.01.2016 | 40 км/ч | 107 м | 63м |
8.01.2016 | 60 км/ч | 67м | 35 м |
7.01.2016 | 40км/ч | 100 м | 54м |
8.01.2016 | 60 км/ч | 79м | 45м |
В
ывод: исследования показали, что применение фликеров увеличивает расстояние до пешеходов примерно в два раза.
Приложение 2.
Таблица с результатами исследования ношения учениками прогимназии светоотражающих элементов на одежде
Класс | 1 А | 1 Б | 1 В | 1 Г | Итого |
Кол-во уч-ся | 26 | 27 | 27 | 25 | 105 |
Носят светоотражающие эл-ты | 15 | 12 | 13 | 12 | 52 |
| 2 А | 2 Б | 2 Б | 2 Г | Итого |
Кол-во уч-ся | 27 | 28 | 26 | 27 | 108 |
Носят светоотражающие эл-ты | 15 | 8 | 11 | 9 | 43 |
| 3 А | 3Б | 3 В | 3Г | Итого |
Кол-во уч-ся | 25 | 23 | 22 | 20 | 90 |
Носят светоотражающие эл-ты | 12 | 10 | 8 | 8 | 38 |
| 4 А | 4 Б | 4В | 4Г | Итого |
Кол-во уч-ся | 27 | 28 | 25 | 26 | 106 |
Носят светоотражающие эл-ты | 10 | 11 | 8 | 10 | 39 |
Количество учащихся | | | | | 409 |
Носят светоотражающие эл-ты | | | | | 172 |
П
риложение 3.
П
ластиковая крышка, светоотражающая бумага. Делаем надрезы по краю крышки.
Отгибаем края.
В
ырезаем из светоотражающей бумаги круг
Приклеиваем серединку в центр крышки. Фликер-ромашка готова.