СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Черный мост города Брянска: история и современность"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа посвящена одному из нескольких мостов в городе Брянске, соединяющих районы города. На основе фотокопий дореволюционных , военных  и послевоенных лет, а также современных фотграфий удалось восстановить историю возниковения моста. Итогом исследовательской работы стало оформление информационной справки "Черный мост".

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Черный мост города Брянска: история и современность"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Свенская средняя общеобразовательная школа №1»

Брянского района Брянской области














Тема работы:

Черный мост города Брянска: история и современность







Автор: Кузнецов Макар,

учащийся 8 класса

филиал МБОУ «Свенская СОШ №1»

пос. Свень - Траспортная




Руководитель: Шантарас Наталья Васильевна,

учитель истории и обществознания

филиала МБОУ «Свенская СОШ №1»

пос. Свень - Траспортная














Брянская область, п. Свень-Транспортная - 2022

Содержание:

Введение…………………………………………………………………...…..3

1.История происхождения и создания Черного моста………..………..…...5

2. Черный мост на открытках и фотографиях.………………………............6

3. Современные мосты через Десну в Фокинском районе г.Брянска.....…..7

Заключение…………………………………………………………………….9

Список источников и использованной литературы……………………..….10

Приложение………………………………………………………….…….…..11















Введение

Город Брянск раскинулся на берегах реки Десны. Для того, чтобы попасть из одного района города в другой, жители Брянска постоянно пересекают реку по мостам. Я проживаю в Фокинском районе города Брянска, и мне часто приходится бывать в Советском районе города. Каждый раз я проезжаю реку Десну по мосту, который в народе называют Черным. Меня заинтересовала эта информация, захотелось узнать историю создания и происхождения названия моста. Ведь я уверен, что многие жители Брянска даже и не задумываются, почему мост получил такое название.

Многие мосты существуют столетиями, соединяя и объединяя разные эпохи. Каждый из них не похож на другой, и каждый из них имеет свою историю. Мне хотелось бы исследовать мосты не как инженерные конструкции, а выяснить, какую историческую ценность имеют эти сооружения. Поэтому возникла идея не просто проследить историю создания и использования моста, а составить информационную историческую справку о нем. Так родилась моя идея и гипотеза, что Черный мост вчера и сегодня является важный объектом для жизни города.

Цель работы: разработать и составить информационную историческую справку о Черном мосте в Фокинском районе г.Брянска.

Задачи исследования:

  1. изучить историю создания моста;

  2. найти информацию о происхождении названия моста;

  3. определить местонахождение старого Черного моста относительно современных мостов через Десну в Фокинском районе г.Брянска;

  4. раскрыть значение моста в прошлом и настоящем города Брянска;

  1. собрать материал о строительстве новых современных мостов через Десну на месте старого Черного моста;

  2. обобщить и отобрать материал о Черном мосте, а также о современных мостах Фокинского района для информационной исторической справки;

  3. оформить информационную историческую справку;

  4. развить навыков поисковой, исследовательской работы, умения анализировать источники, работать картами;

Объект исследования: мосты и их значение в жизни города.

Предмет исследования: Черный мост через Десну, соединяющий Фокинский и Советский районы г.Брянска.

Методы исследования: частично-поисковый метод (найти и изучить литературу по данной теме, изучить архивные фотоматериалы, карты); метод сопоставления источников; анализ источников и литературы, метод обобщения и систематизации полученных знаний.

Результаты моего исследования помогут дополнить сведения по истории родного города. Выявленный материал можно использовать на уроках по краеведению и внеурочных классных мероприятиях, для написания творческих работ, будут способствовать расширению знаний по истории родного края.


















1. История происхождения и создания Черного моста.

На первом этапе своего исследования я нашел и изучил все источники по истории происхождения и создания Черного моста.

Мост является одним из древнейших инженерных изобретений человечества. Мост – это сооружение, предназначенное для перевода дороги через любое препятствие над рекой, оврагами, ущельями. Мосты не только связывают или разделяют берега, у них есть своя история, свое назначение.

Как известно, по своему назначению современные мосты бывают железнодорожные, автодорожные, городские, а также мосты для пропуска водных путей (мосты-каналы) и мосты для  целей водоснабжения – акведуки. Применяются и совмещенные мосты, например железная дорога и шоссе размещаются на одном пролетном строении.

В ходе исследования выяснил, что в конце XVIII века появился паром «Черный перевоз», который осуществлял перевоз через Десну, в 1840-х годах – наплавной мост, а деревянный свайный мост, получивший название «Черный», был построен в 1858-60 годах.

Существует много версий происхождения названия моста «Черный». По одной из них в старину через этот брод татары и но­гайцы угоняли в рабство людей, захваченных при набегах на донские и российские земли. Если до Десны у несчастных еще теплилась какая-то надежда быть отбитыми казаками, то после переправы они этой надежды лишались. Для них наступали черные дни рабства.

Еще одна легенда о происхождения названия гласит, что когда-то стоявший здесь деревянный мост был пропитан смолой и выглядел черным, отсюда и название. Бытует и другое предание о том, что паромный перевоз осуществлял здесь когда-то человек по прозвищу Черный.

На самом деле, задолго до появления паромного перевоза и первого моста через Десну существовал Черный брод. Образовался брод в дале­ком прошлом, когда река Снежеть впадала в этом месте в Десну. А в наводнение и после сильных дождей сюда, ниже устья Снежети, выносилось много песка, и Десна мелела. На этих местах черные крестьяне жили общинами и несли повинности в пользу государства. «По мнению брянского краеведа П.Н. Тихонова, а он высказал его еще в начале двадцатого столетия, название «черный» означало: брод, не имею­щий хозяина, то есть государственный, иначе государев брод. «Черный» - черного цвета, масти, цвета сажи. В старину существовала «черная дань» - подушное, «черноле­сье» - лиственный лес, «черный передел земли» - после переписи новый надел и раскладка повинностей... «В черный день не мирись, не кумись - ссора будет. Работа черна, да денежка бела. Черный глаз опасный». Под черным глазом под­разумевается худой, плохой. Возможно, поэтому и возникло название «Черный брод», ведь река то мелела, то песок сносило, и брод становился коварным.»1

2. Черный мост на открытках и фотографиях.

На втором этапе своего исследования я изучал и анализировал фотографии с изображением Черного моста, которые есть в свободном доступе в сети Интернет и в литературных источниках. Сопоставляя информацию источников и фотографий, я проследил дальнейшую судьбу моста.

В 1860 году открылось регулярное движение по деревянному свайному мосту. Мост неоднократно ремонтировался, капитально перестраивался в 1875 и 1888 годах. Изучив технологии строительства деревянных мостов, я пришел к заключению, что наш мост относится к свайным мостам с фермами и ледорезами. Фермы применяют для перекрытия больших пролетов (от 20 до 40 м и более) в деревянных мостах. «Фермы делаются из брусьев, бревен или досок… Срок службы деревянных мостов 8-15 лет. Для предохранения от загнивания применяют осмолку горячей древесной смолой, пропитку разными составами или окраску... Для предохранения опор от действия ледохода устраивают ледорезы.»2 (Приложение 1).

На дореволюционных открытках, посвященных городу Брянску присутствует только Черный мост (Приложение 2). Сам Фокинский район современного Брянска отсутствует. «Эта территория на карте 1906 года не относилась к городу Брянску… Район Черного моста являлось границей города. Ещё при Николае I тут появились полосатые полицейские будки и полосатые шлагбаумы. Они красо­вались у начала и конца Московской улицы. Это были Московская и Орловская заставы. Проехать от начала улицы (район Чёрного моста) до Привокзальной слободы можно было в конце XIX – нача­ле XX века на трёх видах транспорта: извозчиком, водным путем и автомобилем.»3 (Приложение 3).

Примечательно, что сохранилось много фотографий Черного моста времен немецко-фашистской оккупации 1941-1943 гг., сделанных самими немецкими солдатами (Приложение 4). Такое большое количество сохранившихся фотографий говорит о том, что мост был важен для немцев – он соединял центр города с железнодорожной станцией Брянск – Льговский.

На фотографии выглядит мост как впечатляющее сооружение – 26 пролётов, 25 опор, 22 ледореза (16 ближних и 6 дальних).

По информации из источников Черный мост был разрушен в Великую Отечественную войну. Сопоставив эти данные с фотографиями, я сделал вывод, что мост был разрушен в сентябре 1943 года в ходе боев за освобождение Брянска, что подтверждается фотографиями (Приложение 5).

После освобождения Брянска армейские саперы отстроили заново деревянный мост.

3. Современные мосты через Десну в Фокинском районе г. Брянска.

В 1961 году был построен железобетонный мост. В 1967 году возле Черного моста был установлен памятник гвар­дейским танкистам, которые одними из первых ворвались 17 сентября 1943 г. в центральную часть Брянска. Архитектор К.И. Митин. Памятник представляет собой четырехметровый четырехугольный железобетонный пьедестал. На нем установлен танк Т-34 с бортовым знаком 242 – знаком первого тан­ка, ворвавшегося в город. Открытие памятника состоялось в 1968 году в день двадцать пятой годовщины освобождения Брянска от немецко-фашистских захватчиков (Приложение 6). В начале 1990-х годов мост был признан аварийным, и уже к этому времени велось строительство нового.

В 1993 г. был открыт железобетонный мост рядом со старым аварийным (Приложение 7). Новый городской автодорожный дугообразный 380-метровый мост был построен с применением усложненной технологии. «Опоры моста попадают на скрытые под толщей ила и воды опоры первой послевоенной переправы, на окаменевшие стволы древних дубов. Из-за капризов реки пришлось отказаться от традиционного способа бетонирования фундаментов - бездонного металлического ящика. Применили сложное пунтовое ограждение.»4

В настоящее времени все жители и гости нашего города при поездке через Десну из Фокинского района в Советский район города Брянска могут наблюдать два моста, один действующий, другой – заброшенный и разваливающийся (Приложение 8). Но и по сей день и старый, и новый мост сохранил название Черный мост. Он, также как и первый мост, играет огромную роль в жизни города – соединяет не просто два района города , а способствует единению всех четырех удаленных друг от друга районов города, которые образуют единое целое под названием Брянск.

Я сопоставил карты города Брянска, чтобы выяснить, где находился деревянный Черный мост относительно современных, который известен нам лишь по фотографиям. В результате сопоставления и анализа карт, мне удалось нанести на карту приблизительное место расположения деревянного Черного моста (Приложение 9).

На заключительном этапе исследования, мне необходимо было отобрать и обобщить материал. И результатом моего исследования явилась оформленная мной информационная историческая справка о Черном мосте города Брянска (Приложение10).


Заключение:

Исследование, проведенное мною, позволило проследить историю создания, происхождения названия, судьбу Черного моста. Раскрыть значение моста в жителей города.

В результате проведенной исследовательской работы, применялись методы описания, анализа различных источников, обобщения полученных результатов исследования.

Цель, поставленная мной в начале работы, достигнута: собран материал об истории Черного моста через реку Десну и оформлена информационная историческая справка о мосте.

К сожалению, мне пока не удалось найти более подробной информации о современных мостах, поэтому работа в данном направлении будет продолжена мной. В перспективе мне бы хотелось исследовать историю мостов других районов города Брянска, и объединить собранный материал. Тем более что в этом плане Брянск оригинален. Ни в одном из ближайших городов такого количества мостов нет.

Собранные мною материалы, составленные исторические справки о мостах Брянска, могут быть полезны при изучении истории родного Брянского края.

















Список источников и использованной литературы:

  1. Статья «Черный мост». [Электронный ресурс] - URL: http://www.puteshestvie32.ru/content/chyorny. (Дата обращения 17.01.2022 г.)

  2. Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 6 – 1929 г. [Электронный ресурс] - URL:https://azbukametalla.ru/entsiklopediya/d/derevyannye-mosty.html. (Дата обращения 02.02.2022 г.)

  3. Путешествие в глубину веков. Альбом-путеводитель. Автор-составитель О.Евсюк, Брянск, 2013.

  4. Брянск глазами разных поколений. [Электронный ресурс] - URL: https://vk.com/bgrp32 (Дата обращений 07.12.2021- 30.01.2022 г.)

  5. Статья. Новый мост. Ю. Федоров. Газета Брянский рабочий. – 1990. – 13 июн. (№138). С. 2. [Электронный ресурс] - URL: https://vk.com/brvestnik (Дата обращения 4.02.2022 г.)


















Приложение 1

Фотокопия. Брянск. Черный мост.

Источник: Альбом-путеводитель. Автор фотокопии: Кузнецов М., 2022 г.




Фотокопия. Брянск. Черный мост через реку Десну.

Источник: Альбом-путеводитель. Автор фотокопии: Кузнецов М., 2022 г.






Приложение 2


Фотокопия. Брянск. Орл. губ. Дорога к Черному мосту.

Источник: группа Брянск глазами разных поколений сайта Вконтакте, 2022 г.


Фотокопия. Брянск. Черный мост на р.Десне.

Источник: Альбом - путеводитель. Автор фотокопии: Кузнецов М., 2022 г.



Приложение 3



Фотокопия. Гор. Брянск. Черный мост и город.

Источник: Альбом - путеводитель. Автор фотокопии: Кузнецов М., 2022 г.


Фотокопия. Брянск, Орловской губ. №5. Вид на р. Десну во время разлива.

Источник: Альбом - путеводитель. Автор фотокопии: Кузнецов М., 2022 г.



Приложение 4


Фотокопия. Вид с самолёта на Чёрный мост (между Фокинским и Советским районами). Немецкое фото времён оккупации 1941-1943 гг. Источник: группа Брянск глазами разных поколений сайта Вконтакте, 2022 г.


Фотокопия. Вид на Чёрный мост (между Советским и Фокинским районами).
Начало 1942 г. Источник: группа Брянск глазами разных поколений сайта Вконтакте, 2022 г.


Фотокопия. Вид на Чёрный мост. Июль 1942 г.

Источник: группа Брянск глазами разных поколений сайта Вконтакте, 2022 г.


Приложение 5

Фотокопия. Разрушенные мосты между Советским и Фокинским районами города.
Первая половина сентября 1943 г.

Источник: группа Брянск глазами разных поколений сайта Вконтакте, 2022 г.


Приложение 6

Фотокопия. Памятник танкистам у Чёрного моста. Конец 1960-х годов.

Источник: группа Брянск глазами разных поколений сайта Вконтакте, 2022 г.


Приложение 7




Фотокопия. Новый Черный мост. 2000-е годы.

Источник: Интернет-ресурсы, 2022 г.



Фотокопия. Новый Черный мост. 2000-е годы.

Источник: Интернет-ресурсы, 2022 г.



Приложение 8


Фотокопия. Вид на старый и новый мосты через Десну в Фокинском районе. 2000-е годы.

Источник: Интернет-ресурсы, 2022 г.


Фотокопия. Старый Черный мост. 2000-е годы.

Источник: Интернет-ресурсы, 2022 г.


Фотокопия. Вид на старый Черный мост. 2000-е годы.

Источник: Интернет-ресурсы, 2022 г.




Приложение 9


Фотокопия. Копия план города Брянска Орловской губ.

Март 1906 г. Источник: Альбом - путеводитель. Автор фотокопии: Кузнецов М., 2022 г.


Фотокопия. Карта г.Брянска с нанесенной разметкой предполагаемого местонахождения деревянного Черного моста (линия красным цветом). Источник: Интернет-ресурсы, 2022 г.




Приложение 10



Информационная

историческая справка

Объект: Мост

Название: Черный (от «Черный (Государев)Брод»

Другие названия: Фокинский

Пересекает: река Десна

Место расположения: город Брянск


1858-60 гг. – построен деревянный свайный мост

1875 г., 1888 г. – капитальная перестройка моста. Конструкция - свайный мост с фермами и ледорезами.

1943 г. – разрушен в ходе боев за освобождение города Брянска в Великую Отечественную войн 1941-1945 гг. После освобождения Брянска был заново построен деревянный мост.

1961 г. – установлен новый железобетонный мост. В 1990-е гг. признан аварийным.

1967 г.– возле моста установлен памятник гвар­дейским танкистам, освобождавшим город Брянск 17 сентября 1943 г. - четырехметровый четырехугольный железобетонный пьедестал с танком Т-34 с бортовым знаком 242 – знаком первого тан­ка, ворвавшегося в город.

1993 г. – открыт городской автодорожный шестиполосный дугообразный 380-метровый мост с применением усложненной технологии строительства.

Ч ерный мост соединяет Фокинский и Советский районы города Брянска, является важным объектом для жизни города и горожан, соединяя районы Брянска, железнодорожную станцию с центром города.




1 Статья «Черный мост». [Электронный ресурс] - URL: http://www.puteshestvie32.ru/content/chyornyy

2 Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 6 – 1929 г. [Электронный ресурс] - URL:https://azbukametalla.ru/entsiklopediya/d/derevyannye-mosty.html

3 Путешествие в глубину веков. Альбом путеводитель. Автор-составитель О.Евсюк, Брянск, 2013. – С.134,136.

4 Статья. Новый мост. Ю. Федоров. Газета Брянский рабочий. – 1990. – 13 июн. (№138). С. 2. [Электронный ресурс] - URL: https://vk.com/brvestnik