Районная дистанционная научно-практическая конференция школьников
«Живая память поколений» секция «Дети войны»
«Дети, лишенные детства»
Автор исследовательской работы:
Лупсанова Дашима Доржиевна, МАОУ «Бургуйская СОШ», учащаяся 6 класса
Научный руководитель:
Добдонова Елена Базаржаповна, МАОУ «Бургуйская СОШ», учитель истории и обществознания
Закаменск, 2020
Тема «Дети, лишенные детства»
Введение
Узнав от мамы, что мои дедушка и бабушка – дети войны, я не могла понять, что это значит? Вроде же они взрослые, дедушки уже нет в живых, а бабушке 82 года. Но услышав рассказ об их детстве в военные годы, мне стал понятен смысл и значение этих слов.
О Великой Отечественной войне я знаю из фильмов, книг, интернета. Об известных героях войны, об их подвигах написано много, но лишь немногие знают, как жили в войну обычные девчонки и мальчишки из маленьких деревень и сел, как наше, что им пришлось вытерпеть. Поэтому считаю, что данная тема тоже заслуживает внимания, потому что живых свидетелей тех лет с каждым годом остается все меньше и меньше.
Эта работа посвящена моей бабушке, детство которой прошло в годы Великой Отечественной войны. Война сделала из них маленьких взрослых, она заставила терпеть голод и холод, познать изнурительный труд, отучила жаловаться и плакать. Каждый раз слушая рассказы о войне, я представляю себя на месте моей бабушки, и думаю, что я бы не смогла выдержать и половины тех испытаний, которые выпали на ее долю.
Актуальность работы:
Я считаю, что тема моей исследовательской работы актуальна и в наши дни. Уходят из жизни те, чье детство прошло в военные годы. Истории обычных детей, их ежедневные будни, тяготы, с которыми им пришлось столкнуться заслуживают особого внимания. Мое поколение должно сохранить память о прошлом своей страны, помнить какой ценой досталась победа в Великой Отечественной войне.
Проблема исследования:
Я провела небольшое анкетирование среди учащихся 2 -11 классов нашей школы. По результатам этого анкетирования мною было установлено, что опрошенные хотели бы больше знать о жизни детей в Великую Отечественную войну. Почти в каждой семье есть родственники – ветераны войны или чье детство пришлось на военные годы, но школьники мало что знают об этом. К сожалению, ветеранов и многих детей войны уже нет в живых и восполнить все досконально не представляется возможным. В селе Бургуй на сегодняшний день нет ни одного живого ветерана войны, участников трудового фронта осталось всего двое, детей войны - шесть человек. Поэтому моя работа направлена на то, чтобы сохранить память об этих людях для будущих поколений.
Цель исследовательской работы: собрать информацию и показать на примере биографии моей бабушки, как жили дети в годы Великой Отечественной войны; показать, что они тоже внесли свой вклад в общую победу.
Задачи:
изучить жизнь людей, детство которых прошло в годы Великой
Отечественной войны;
сохранить память о детях войны;
рассказать о результатах своей работы в классе, школе и за ее пределами, чтобы привлечь моих сверстников к изучению истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.
Методы исследования:
беседы с родственниками;
анкетирование учащихся школы;
изучение семейного архива, документальных источников, Интернет-ресурсов; - изучение архивных документов Бургуйского, Хамнейского, Цакирского СП; - анализ и обобщение полученной информации.
Объект исследования: дети войны
Предмет исследования: детство моей бабушки в годы Великой Отечественной войны.
Практическая значимость: материал, который я получила в ходе исследования, можно использовать на классных часах, на уроках и занятиях по внеурочной деятельности, посвященных Великой Отечественной войне. Также материал поможет сохранить память о детях войны на примере сурового детства моей бабушки и будет способствовать тому, что другие школьники, возможно, тоже напишут о своих родственниках.
Глава 1. Что мы знаем о детях войны?
1.1 . Кто такие дети войны?
Кого называют «дети войны»? Чтобы найти ответ на этот вопрос, я зашла в интернет и узнала, что есть проект Федерального закона «О детях войны», где дается разъяснение, кого следует к ним относить.
«К категории детей войны относятся граждане Российской Федерации, родившиеся в период с 22 июня 1928 года по 4 сентября 1945 года, постоянно проживавшие на территории СССР в годы Великой Отечественной войны. К данной категории не относятся лица, отбывавшие наказания в местах лишения свободы в этот период».
Статус «Дети войны» в разных регионах России присваивается при различных условиях.
Жизнь детей войны складывалась по-разному.
Есть среди них дети - герои Советского Союза. В рядах защитников
Отечества было много детей. Мальчишки и девчонки сбегали из дома на фронт. Они становились «сыновьями полка», партизанами в лесу. К сожалению, не все из них вернулись домой живыми.
Дети блокадного Ленинграда видели все ужасы войны. Они испытали страшный голод, холод, постоянные бомбежки. Они видели смерть близких людей. Многие из них не пережили блокаду.
Еще более страшная участь ждала детей в концлагерях. О Бухенвальде и Освенциме слышали все. Взрослых и детей заставляли выполнять самую тяжелую работу, над ними проводили страшные опыты, брали кровь для немецких солдат, издевались, убивали.
Тяжело приходилось детям на оккупированных территориях. Фашисты не жалели никого. Часто их сжигали вместе со взрослыми, расстреливали.
Детям в тылу тоже приходилось непросто. Почти все мужское население было на фронте. Всю тяжелую работу приходилось выполнять женщинам и детям. Они также терпели голод и холод, теряли близких людей.
Но где бы ни были эти дети, на линии фронта или в тылу, каждый день каждый из них совершал свой маленький подвиг.
1.2 . Анкетирование учащихся школы
Мною было проведено анкетирование учащихся 2-11 классов нашей школы, с целью выяснить, что они знают о детях войны; интересна ли им данная тема; хотели бы они узнать о детях войны больше. Опрошено всего 42 человека.
Результаты этого анкетирования следующие:
Результаты этого анкетирования следующие:
На вопрос «Кто такие дети войны?» были получены такие ответы: учащиеся начальных классов ответили, что дети войны - это ветераны (5 учеников), солдаты (6 учеников) и дети, которые воевали (5 учеников). Учащиеся старших классов ответили, что дети войны – это те, которые родились во время Великой Отечественной войны (20 учеников). Затруднились ответить 6 учеников.
На вопрос «Есть ли в вашей семье дети войны?» 10 человек ответили положительно, 24 человека отрицательно и 8 человек ответили «не знаю». На вопрос «Если есть, то знаете ли вы историю их детства?» были получены следующие ответы. 10 человек ответили «да, немного», остальные ответили отрицательно, поскольку думают, что среди их родственников нет детей войны. На вопрос «Рассказывают ли Вам родственники о событиях Великой Отечественной войны?» 15 человек ответили положительно, 25 человек отрицательно, 2 человека не дали ответа.
На вопрос «Хотели бы Вы узнать больше о жизни детей в годы Великой Отечественной войны?» 35 человек ответили, что хотят узнать, а 5 человек – нет, 2 – не знаю, не думал об этом.
Глава 2. Дети, лишенные детства
Детство моей бабушки Заятуевой (Пыльжитовой) Еши Раднаевны Моя бабушка Заятуева Еши Раднаевна родилась в 1937 году в местности Хулзурга. На момент начала войны ей было 4 года, к концу войны исполнилось 8 лет. Детство пришлось на военные годы. У детей мирного времени первые годы жизни - это самый лучший период, от которого остаются яркие воспоминания. А какие воспоминания у детей, которые пережили эти четыре страшных, жестоких и суровых года?
Детство моей бабушки прошло в Хасурте и в Хулзурге. Она рано осталась сиротой. После смерти мамы под опеку их с братом взял дедушка Заята. Было очень трудно, поэтому после 2 класса ей пришлось помогать дедушке на ферме. После войны ей так и не удалось продолжить учебу и получить образование.
А сколько было таких детей в стране, жизнь которых в один миг изменилась? По архивным данным Цакирского сельского совета 16 человек
1937 года рождения проживали на территории по течению рек Хамней и Хасурта. (Информация взята из похозяйственной книги №31 и из домовой книги).
Воспоминания моей бабушки: «Почти каждая семья была многодетная, поэтому надо было как-то выживать. В начале войны все работали как обычно, пока не объявили всеобщую мобилизацию и забрали на войну всех мужчин призывного возраста. Оставшись без крепкого мужского плеча, женщинам и детям пришлось работать от зари и до зари, чтобы выполнять норму. Дети быстро взрослели не потому, что они хотели, а потому, что в то время это было необходимо. Часто не доедали, собирали корни саранки, ягоды по берегам речки Хамнейки, чтобы хоть как-то утолить голод. В сенокосную пору вставали с первыми лучами солнца и до сумерек косили, вечером все валились с ног, казалось, что утро наступает очень быстро».
В начале 50-х годов началось объединение, и жители Хамнейской и Хасуртинской долин перебрались жить в Бургуй, где построили свои дома. Некоторые улицы нашего села сохранили название тех мест, откуда переселились жители.
В 1959 году мои дедушка с бабушкой построили дом в Бургуе на улице Каменной. Вместе с дедушкой родили и воспитали 10 детей, которые выросли очень трудолюбивыми и чистоплотными. Бабушка удостоена звания матьгероиня Мои тети и дяди говорят, что она не любит вспоминать детские годы, потому что рано осиротела, было тяжело и страшно. Она является примером стойкости внукам и правнукам. Глава 3. Результаты исследования
В ходе изучения семейного архива и опроса моих родственников я узнала много новых сведений о детстве моих дедушки и бабушки в военные годы. Они терпели голод, холод, теряли близких людей, но несмотря ни на что не сломались, продолжали жить и трудиться, не озлобились, смогли по мере возможности стать счастливыми.
В ходе исследования выполнена следующая работа:
уточнено понятие «дети войны»;
проведено анкетирование учащихся для выявления их знаний о детях войны; - изучены нормативные акты (ФЗ о «Детях войны»), семейный архив, архивные документы Бургуйского, Хамнейского, Цакирского сельских поселений и интернет-ресурсы;
проведен опрос моих родственников о жизни детей в годы Великой
Отечественной войны;
В процессе работы узнала более подробно о моих односельчанах, воевавших на фронте, отдавших свою жизнь за победу в Великой Отечественной войне. Также было выяснено, что мои сверстники хотели бы знать больше о Великой Отечественной войне, поэтому хочу продолжить работу над сбором и систематизацией информации, касающейся моих родственников со стороны отца.
Заключение
Дети войны сегодня глубокие старики. Многих уже нет в живых. Им пришлось быстро взрослеть. Наравне со взрослыми они терпели все тяготы военного времени. Им есть, что нам рассказать, поэтому нужно, не теряя времени, ловить и записывать каждое слово из их уст. Скоро мы будем изучать историю тех героических лет только по учебникам, поскольку живых свидетелей тех времен уже не останется.
Таким образом, цель моей работы достигнута, задачи выполнены. Дети войны – это маленькие герои, которые не только на фронте, но и в тылу каждодневно совершали свои большие и маленькие подвиги. Я чувствую безграничное уважение к ним и огромную благодарность за их жизненный подвиг.
Список использованных источников:
Проект федерального закона «О детях войны»
Архивные документы Бургуйского СП, Хамнейского СП, Цакирского СП
Семейный архив, воспоминания моих родственников
Архивные материалы школьного музея
Приложение 1
Архивные документы Цакирского сельского совета Закаменского района
Приложение 2
Архивные документы Хамнейского сельского совета Закаменского района