СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа. Доклад. Необычные методы рисования. Терехова Саргылаана 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность исследовательской работы.

В начальных классах дети любят рисовать. Рисование помогает в обучении. Рисование развивает интуицию, воображение, вызывает интерес к жизни через увлечение искусством, помогает видеть и слышать окружающий мир.

На уроках изобразительного искусства мы выполняли рисунки кисточкой, карандашом. Естественно возник вопрос, а чем ещё можно рисовать?  Так появился исследовательский проект.

Целью работы является изучить нетрадиционные техники рисования, выполнить работу в нетрадиционной технике рисования.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа. Доклад. Необычные методы рисования. Терехова Саргылаана 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Момская начальная общеобразовательная школа»























Исследовательский проект по теме:

«Необычные методы рисования»




















Работу выполнила: Терехова Саргылаана,

ученица 4 «а» класса

Руководитель: учитель начальных классов

Карпова Любовь Павловна









с. Хонуу, 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………………….……3 с.

1. Теоретическая часть

1.1. Обзор литературы и интернет источников о методах нетрадиционного рисования..4с.

1.2. История рисунка………………………………………………………………………..4с.

1.3. Виды нетрадиционных техник рисования……………………………………………..5с.

.

2. Практическая часть 

2.1. Результаты анкетирования «Необычные методы рисования»...........................………7 с.

2.2 «Творческая мастерская». Изготовление картины при помощи нетрадиционных техник рисования.………………………………………………………………………………....……8 с.

2.3 Вывод по практической части……………………………………………………………9 с.

Выводы……………..……………………………………………………………………….…9 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………10 с.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………….…….…11 с.

Приложения






































Введение

Взрослые часто спрашивают, что любят делать дети. Я думаю, что дети любят играть, слушать сказки и, конечно, рисовать. С раннего детства мы любим рисовать.

С самого раннего возраста человек пытается отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Существует много приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков.

Рисовать можно не только карандашами и красками. Я решила провести эксперимент - попробовать создать рисунок, используя разные техники рисования.

Актуальность исследовательской работы.

В начальных классах дети любят рисовать. Рисование помогает в обучении. Рисование развивает интуицию, воображение, вызывает интерес к жизни через увлечение искусством, помогает видеть и слышать окружающий мир.

На уроках изобразительного искусства мы выполняли рисунки кисточкой, карандашом. Естественно возник вопрос, а чем ещё можно рисовать? Так появился исследовательский проект.

Целью работы является изучить нетрадиционные техники рисования, выполнить работу в нетрадиционной технике рисования.

Объектом исследования являются рисунки, а предметом - техника рисования.

Гипотеза: используя разные методы рисования можно создать красивые рисунки.

Задачи:

- познакомиться с историей рисунка;

- исследовать разные приемы и техники рисования;

- изучить литературу по данной проблеме;

Методы исследования

1. Теоретический - анализ научной литературы, анкетирование;

2 Исследование разных приемов и техник рисования;

3. Выполнение рисунков разными приёмами (мастер-класс);

4. Анализ полученных результатов.

















1. Теоретическая часть

1.1. Обзор литературы и интернет источников о методах нетрадиционного рисования.

Согласно энциклопедии рисунок – это изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна. Чем же он отличается от живописи? Кисть и краски дают художнику богатый выбор выразительных средств и технических приемов. Можно, например, нанести на полотно несколько слоев краски, придавая живописи определенную фактуру. Рисунок выполняется на бумаге (в античную эпоху на папирусе, в средние века – на пергаменте) карандашом, пастелью, углем или пером. Он может быть многоцветным. Художественный рисунок составляет одну из важнейших областей изобразительных искусств и лежит в основе всех видов художественного изображения на плоскости (живопись, графика, рельеф, гравюра, офорт).

1.2. История рисунка.

Из истории известно, что рисунок появляется как средство общения между людьми задолго до создания письменности. В древности многие народы любую информацию ( донесение о боевых походах, сообщения делового и политического характера, охотничьи сообщения, магические заклинания) передавали с помощью рисунков. Сохранившиеся наскальные рисунки свидетельствуют об этом. Как правило, наскальные рисунки наносились в пещерах. Материалом для красок служили органические красители ( растения, кровь).

Первобытные художники стали основателями всех видов изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры, декоративно - прикладного искусства.

1.3. Виды нетрадиционных техник рисования

Я узнала о том, что техники бывают традиционными и нетрадиционными. Под традиционной техникой подразумеваются приёмы, используемые для развития воображения, творчества. Это использование в работе цветных карандашей, фломастеров, гуаши, акварели без внесения различных дополнительных средств и способов. К традиционным техникам относят и карандашный графический рисунок.

Монотипия - (от греч. mуnos - один и tэpos - отпечаток), вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на гладкую поверхность, с последующим печатанием на станке. Полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным и уникальным.

Варианты монотипии:

- Монотипия с симметричным оттиском: лист бумаги складывают пополам, наносят цветные пятна с последующим отпечатыванием на чистый формат.

- Монотипия с дорисованными элементами: нанесение цветных пятен на поверхность, с последующим отпечатыванием на чистый формат и дорисовкой различными элементами, переходящими в фантазийный образ.

Аэрография – заключается в нанесении рисунка с помощью техники набрызга. На смоченную кисть водой набирается краска и пальцем проводят по ворсу кисти, капли попадают на лист бумаги образуя эффект множества точек.

Варианты аэрографии:

- аэрография фона: лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга.

- аэрография с применением шаблона (лист дерева, вырезанный силуэт и т. д.) предварительно положить на поверхность шаблоны, а затем лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга.

- аэрография с дорисованными элементами: лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга и дорисовываются элементы, подходящие по смыслу.

Граттаж - буквальный перевод этого слова – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать). Граттаж – это фактически вид гравюры. Техника выполнения: картон раскрасить цветными восковыми мелками не оставляя белых пятен. Черной сухой гуашью заполнить весь лист. Когда лист высохнет можно процарапывать различные рисунки.

Виды граттажа:

- с помощью восковых мелков: картон раскрасить цветными восковыми мелками не оставляя белых пятен. Черной сухой гуашью заполнить весь лист. Когда лист высохнет можно процарапывать различные рисунки.

- с помощью восковой свечи: готовый цветной рисунок на картоне обработать свечой. Черной сухой гуашью заполнить весь лист. Когда лист высохнет можно процарапывать различные рисунки.

Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Заключается в выполнении различных упражнений с помощью рисовании клякс на поверхности, затем из полученных изображений получить фантазийный рисунок.

Виды кляксографии:

- раздувание краски: капнуть на лист плотной бумаги цветную жидкую краску и дунуть на каплю в соломинку под разными углами, затем получить фантазийный рисунок с помощью дорисовку подходящей по смыслу.

- с помощью нитки: на чистую поверхность положить нитку различными узорами предварительно смоченную в воде и гуаши, затем приложить лист бумаги и примять оба листа. Аккуратно, но резко вытащить нитку не открывая листов. Полученное изображение откорректировать недостающими линиями.

- клякса закрытыми глазами: предварительно закрыв глаза, нарисовать на листе различные узоры. Затем из полученных клякс создать образ при помощи раскрашивания и добавления, подходящих по смыслу линий.

- ладошка: приложить ладонь ребенка к листу бумаги и обвести. Ученик должен из ладошки создать свой неповторимый образ, желательно из мира фауны.

Смешанная техника – сочетание в рисунках нескольких материалов для рисования, что дает возможность вариативно и творчески подходить к детским работам.

Виды смешанной техники:

- акварель или гуашь в сочетании с фломастерами, черной гелиевой ручкой или черной тушью, цветными карандашами и ручками.

- цветные карандаши в сочетании с черной ручкой или фломастером

Рисование на различных поверхностях - заключается в нанесении рисунка на различные поверхности различными техниками рисования.

Виды рисования на различных поверхностях:

- рисование на цветном фоне

- на сыром листе

- на жатой, зернистой, наждачной бумагах

-на фактурных обоях, стекле, материале, деревянной и пластиковой поверхностях.

Нетрадиционные техники рисования - это когда помимо обычных инструментов (кисточка, карандаш), будут использоваться нетрадиционные. Уголь, свеча, мелок, спица для вязания, зубная щётка, крупа. Пробки от пластиковых бутылок, листья деревьев, травы, целлофан, соломка, пористые губки, песок, жидкое тесто, пластилин и даже шоколад. Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, неуверенности в себе, в своих способностях. Ведь в такой работе не важен результат, важно экспериментаторство.










2.Практическая часть

2.1. Результаты анкетирования «Необычные методы рисования»

Нами была разработана анкета «Необычные методы рисования».и проведен опрос среди учащихся МБОУ «Момская начальная общеобразовательная школа», в основном это были ученики 2-4 классов. В опросе приняли 24 учащихся. Опрос показал, что большинство учеников не знакомы с нетрадиционной техникой рисования, но многие хотят познакомиться.

Ребятам была предложена анкета с четырьмя вопросами:

1.Нравится ли тебе рисовать?

1.Нравится рисовать

2.не нравится рисовать

3.не знаю


2.Умеешь ли ты рисовать?

1.Умею рисовать

2.немного

3.не умею рисовать


3.Ты пробовал рисовать необычным способом?

1.Да

2.Нет


4.Какие необычные способы рисования ты умеешь?

В опросе участвовало 24 человек. По итогам опроса были сделаны следующие выводы:

  • 18 человек, а это 75 % опрошенных, ответили, что любят рисовать;

  • 2 ученикам не нравится рисовать, 4 ответили «не знаю».

  • 11 человек, а это 45,8% ответили, что умеют рисовать, а 13 учеников (54,1%) немного умеют рисовать.

  • 13 человек, а это 54,1 %, ответили, что пробовали рисовать нетрадиционными методами рисования.

  • 13 человек, а это 54,1 % опрошенных, ответили, что они рисовали, смешивая разные виды красок, лимоном, пальцами, ладошками, левой рукой с закрытыми глазами.

  • 18 человек, а это 75 %, ответили, что хотели бы попробовать нетрадиционные способы рисования;

Полученные данные мы представили в виде диаграммы:



Проанализировав результаты учащихся, я пришла к выводу, что учащиеся любят рисовать, половина из опрошенных умеют рисовать. Ученики (54%) сами пробовали рисовать необычными способами дома, значит дети заинтересованы нетрадиционными техниками. Так как, 75% учащихся ответили, что хотели бы попробовать нетрадиционные способы рисования, в дальнейшем я хочу провести мастер-класс по необычным способам рисования. В ходе мастер-класса учащимися будут изготовлены различные рисунки в нетрадиционной технике: кляксография, монотипия, рисование пальчиками. Данные техники предоставят учащимся безграничные возможности для творчества.

2.2. «Творческая мастерская». Изготовление картины при помощи нетрадиционных техник рисования.

Познакомившись с нетрадиционными техниками рисования, мне захотелось самой создать картину пользуясь этими методами.

Определившись с темой картины, мы решили, что это будет рисование ватными палочками.

1 рисунок. Моя первая работа называется «Синица». Рисование ватными палочками.

Для этого нам понадобятся: лист бумаги, акварельные краски, ватные палочки и бумажные салфетки на тот случай, если вы испачкаетесь.

Итак, берем ватную палочку, обмакиваем ее в нужную краску и выполняем рисунок. Одна палочка используется для одного цвета, как только палочка приходит в негодность, берем другую. Можно использовать сразу несколько палочек с разными цветами. Чтобы отпечатки получились ровными и круглыми, ватную палочку необходимо держать строго вертикально и прижимать к листу с достаточным нажимом.

2 рисунок. «Сафари». Рисование ладошками.

Для этого нам понадобятся: лист бумаги, акварельные краски, кисточка.

Опускаем свои ручки в краску либо раскрашиваем их с помощью кисти, а затем оставляем на бумажном листе отпечаток. Этот увлекательный процесс похож на веселую игру. Мне очень понравилось рисовать пальчиками.

3 рисунок. «Цветы». Рисование ватными дисками.

Подготовить рабочее место, акварельные краски, ватные диски, лист бумаги.

С помощью ватных дисков наносим краску. Это может быть один определенный цвет или несколько.

2.3.Вывод по практической части.

Я считаю, что поставленные задачи выполнены и цель достигнута. Мы познакомились с историей рисунка, исследовали разные приёмы и техники рисования; изучили литературу по данной проблеме. Я поделилась с друзьями своими открытиями. Выяснила, что человек рисует для того, чтобы передать информацию, раскрыть красоту окружающего мира, выразить к нему своё отношение.



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занимаясь этой исследовательской работой, я много узнала интересного о рисунках: люди рисуют для того, чтобы украшать свои жилища, одежду, передавать информацию и красоту окружающего мира. Узнала о разных приёмах и техниках рисования.

В дальнейшем я хочу попробовать нарисовать разными приемами и техниками. Очень интересная техника для меня – кляксография, монотипия, аэрография.

Я считаю, что своим трудом мы подтвердила выдвинутую нами гипотезу. Если нетрадиционно подбирать техники исполнения для творческой работы, то повысится интерес к изобразительному творчеству и будет развиваться мотивация к экспериментированию с художественными материалами. Все задачи и цель исследовательской работы достигнута.

После проделанной работы я поняла, что овладеть искусством рисовать, может каждый из нас. Но для этого к творческой работе необходимо подходить с душой и не бояться экспериментировать с художественными материалами и техниками рисования.













































Список использованной литературы и информационных ресурсов

1. Емельянова Т., Большая книга рисования, Астрель. Полиграфиздат, Москва 2010г.

2. Шашков Ю.П., Живопись и ее средства, Академический проект, Москва 2010.

5. Марковская А.А., Рисуем фигуру человека, Клуб семейного досуга, Харьков, Белгород, 2013

1.Т. Емельянова «Большая книга рисования» Астрель. Полиграфиздат.

Москва 2010г.

2.Е.И.Коротаева «Искусство и ты» Москва «Просвещение» 2004г.

3.Б.М. Неменский «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2007г.

Интернет-ресурсы.

http://amideo.ru/historyrisunok.html

http://art.1september.ru/article.php?ID=200802303

http://way-art.ru/istoriya-zhivopisi/istoriya





12