Муниципальное казенное учреждение Управление образования
муниципальный район Белорецкий район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы г. Белорецк
муниципальный район Белорецкий район Республики Башкортостан
Муниципальная учебно-практическая конференция
исследовательских, проектных работ «Взгляд в будущее»
Секция: «Свет познания»
Направление: ОБЖ, ПДД
Дорожно-транспортные происшествия с участием детей и подростков
Работу выполнила:
Семёнова Олеся Дмитриевна
учащаяся МАУ ДО ЦВР г. Белорецк, 5 класс
Научный руководитель:
Разина Елена Римовна
социальный педагог, ПДО
МАУ ДО ЦВР г. Белорецк
Белорецк, 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3 стр.
Глава 1.Значение правил дорожного движения в современном мире4 стр.
1.1. История появления правил дорожного движения 4 стр.
1.2. Причины детских дорожно-транспортных происшествий 5 стр.
1.3. Последствия дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков 9 стр.
Вывод к первой главе 10стр.
Глава 2. Практическая часть 11 стр.
2.1. Статистика детских дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков по городу Белорецк и Белорецкому району 11 стр.
2.2. Анкетирование на знание правил дорожного движения 11 стр.
2.3. Эксперимент со световозвращающими элементами 12 стр.
Вывод ко второй главе 13 стр.
Заключение 14 стр.
Список источников литературы и интернет - ресурсов 16стр.
Приложение 1 17 стр.
Приложения 2 18 стр.
Приложение 3 19 стр.
Приложение 4 20 стр.
Приложение 5 21 стр.
Приложение 6 22 стр.
Приложение 7 23 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в том, что на современном этапе развития общества вопросы безопасности дорожного движения остаются чрезвычайно проблемными. С увеличением выпуска автомобилей в нашей стране, возрастает количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.
Гипотеза: если строго следовать правилам дорожного движения, то значительно снизится число дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.
Цель исследования: проанализировать соблюдения правил дорожного движения на дорогах г.Белорецка и Белорецкому району.
Задачи исследования:
1.Выяснить основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.
2.Вырабатать у воспитанников привычку правильно вести себя на дорогах.
3.Мотивировать родителей и их детей носить одежду со световозвращающими элементами.
Объект исследования: дорожно-транспортные происшествия с участием детей и подростков.
Предмет исследования: причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.
Методы исследования:
1.Изучение литературных источников по данному вопросу.
2.Изучение материалов ОГИБДД ОМВД России по Белорецкому району.
3. Анкетирование на знание правил дорожного движения.
4. Эксперимент со световозвращающими элементами.
Практическая значимость: заключается в представлении возможностей развития информационной культуры детей и подростков по проблеме дорожно-транспортной безопасности.
Глава I.ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1. История появления правил дорожного движения
Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. (Приложение 1, рисунок 1.1) Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным. (Приложение 1, рисунок 1.2)
Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре. (Приложение 2, рисунок 1.1)
Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только одностороннее движение.
В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать». (Приложение 2, рисунок 1.2)
В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки.1 Например, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была превышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.
Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно.
Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов. (Приложение 3)
В 1920 году появились первые официальные правила дорожного движения: «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила)». В этих правилах уже досконально регламентировались многие важные вопросы. Упоминались и водительские права, которые должен был иметь водитель. Был введен скоростной режим движения, превышать который было нельзя. Современные правила дорожного движения были введены в нашей стране в январе 1961 года.
. Причины детских дорожно-транспортных происшествий
А знают ли дети правила дорожного движения?
Дети быстро запоминают правила дорожного движения и так же быстро их забывают. Дети ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу и внезапно появляются перед машиной. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.
Среди детей, пострадавших на дорогах, мальчиков в два раза больше, чем девочек; при этом подавляющее большинство составляют школьники в возрасте от 8 до 16 лет. 2Наибольшее число травм дети младшего школьного возраста и подростки получают по дороге в школу или по возвращении из нее.
Немаловажную роль в увеличении ДТП играют погодные условия, от которых зависит присутствие детей на улицах, характер их игр и продолжительность времени, которое они проводят вне дома. Наибольшее число травм (в среднем) отмечено весной (31 %), летом их число снижается до 25 %, а осенью и зимой ДДТТ составляет 44 % от общегодового показателя.
Детский дорожно-транспортный травматизм, как это показывает статистика, имеет, к сожалению, тенденцию к увеличению, а не к снижению, что связано с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий.
Основными причинами ДТП являются:
95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникает по данной причине в обманчивых ситуациях, когда детям кажется, что опасности нет, и они успеют перейти дорогу в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. Однако в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей поведения, они не могут этого сделать, так как дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают опасности.
По данным социологических исследований 9 из 10 пострадавших вовремя не заметили приближающейся транспорт и ошибочно считали, что они находятся в безопасности. В результате произошли наезды.
Дети попадают в ДТП из-за несформированности координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориентации в пространстве, в том числе есть трудности в ориентации, связанные с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.) и другие причины. Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих или движущихся транспортных средств, зеленых насаждений, строений и других препятствий, закрывающих обзор видимости. Чувство опасности у детей развито недостаточно, поэтому они порой стремглав бросаются на проезжую часть из-за закрытого обзора, забывая о мерах предосторожности. Выбегая на проезжую часть, ребенок видит, как правило, большие грузовые машины и не понимает, что за ними могут ехать с большей скоростью легковые автомобили. В результате происходит наезд. 3Кроме того, нередко дети пропускают автомобили, приближающиеся слева, выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих справа, в противоположном направлении и попадают в ДТП.
В силу своих психофизиологических особенностей поведения на дороге, дошкольники и дети младшего школьного возраста медленно реагируют на смену сигналов светофора. Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости и в результате произойдёт наезд. Многие дети не понимают значения зеленого мигающего сигнала, который горит всего 3 секунды. Видя зелёный мигающий сигнал, они переходят дорогу и попадают в ДТП.
Дети, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых попадают в ДТП именно по этой причине. Дошкольники и младшие школьники не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве, не осознают опасности транспортных средств. 4Они считают, что если они видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит, и дети попадают в ДТП по вине взрослых, которые предоставили своим детям самостоятельность в переходе проезжей части дороги.
В силу возрастных особенностей поведения дети не всегда понимают опасности игр вблизи и на проезжей части. Они легко увлекаются игрой, не замечая опасности на дороге. Мяч для них гораздо важнее приближающегося автомобиля. В результате неожиданного появления ребенка на проезжей части происходит наезд.
Одной из причин ДТП может быть переход дороги не по пешеходному переходу на перекрёстке, а по его центру. Не ожидая появления ребенка в зоне перекрёстка, а не на пешеходном переходе, водитель не успевает затормозить и происходит наезд.
Езда на велосипедах, самокатах, роликовых коньках по проезжей части дороги.
Не зная правила дорожного движения о том, что ездить на велосипеде по проезжей части разрешается только с 14 лет, дети катаются на велосипеде, роликах и самокатах там, где им удобно, нередко выезжая на проезжую часть. В результате происходит ДТП.
Дети, находясь на проезжей части, не могут рассчитать свои возможности. Они считают, что чем быстрее они будут бежать от транспортных средств,
тем безопаснее. При попадании детей в поток движущегося транспорта происходит наезд.
Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали.
Стремясь успеть на остановку к подъезжающему маршрутному транспорту, дети бегут по диагонали, смотрят при этом только вперед, не замечая приближающегося транспорта, и попадают в ДТП.
- усталость;
- отвлечение на окружающий пейзаж;
- разговорам с пассажирами;
-настройка магнитолы;
- чтение газеты, книги, изучение каких – либо документов во время вождения.
- сильный дождь;
-туман;
- гололед;
-снегопад.
Вождение в нетрезвом состоянии.
Превышение водителем скорости автомобиля.
Несовершенство автомобиля или его неисправность.
Неудовлетворительные дорожные условия - недостатки в обустройстве дорог, их состояние.
1.3. Последствия дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков
ДТП никогда бесследно не проходят. Ежегодно в Российской Федерации в дорожно-транспортных происшествиях гибнет 35000 человек (каждое третье происшествие — по вине пешеходов), 1500 из которых — дети. И еще около 20000 детей получают травмы различной степени тяжести.
Ранения, полученные в дорожно-транспортных происшествиях, чрезвычайно опасны: особенно черепно-мозговые травмы, в сочетании с тяжелыми повреждениями органов грудной и брюшной полости, переломами конечностей. 5Последствия автотравм оставляют на всю жизнь физические увечья и морально-психологические потрясения, и не всегда проявляются сразу. В среднем каждый травмированный ребенок проводит на больничной койке около двух месяцев, а срок реабилитации составляет 8-10 лет. Некоторые остаются инвалидами на всю жизнь.
Выводы по первой главе
Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре. Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Современные правила дорожного движения были введены в нашей стране в январе 1961 года. К сожалению не все соблюдают правила дорожного движения.
Основная масса пострадавших на дороге — это дети школьного возраста, причем чаще всего это подростки 13-16 лет. Среди детей, пострадавших на дорогах, мальчиков в два раза больше, чем девочек. Немаловажную роль в увеличении ДТП играют погодные условия, от которых зависит присутствие детей на улицах, характер их игр и продолжительность времени, которое они проводят вне дома. Наибольшее число травм (в среднем) отмечено весной (31 %), летом их число снижается до 25 %, а осенью и зимой ДДТТ составляет 44 % от общегодового показателя. Последствия ДТП очень серьёзны и негативно сказываются на здоровье человека.
Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Статистика детских дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков по городу Белорецк и Белорецкому району
Меня заинтересовала информация о ДТП с участием детей по моему городу Белорецк и Белорецкому району. Чтобы это узнать я обратилась за консультацией к инспектору по пропаганде безопасного дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Белорецкому району младшему лейтенанту полиции Ахметяновой Айгуль Айратовне. За 10 месяцев 2024 года по Белорецкому району с участием детей произошло 9 ДТП, в которых пострадало 11 детей. Кроме этого, Айгуль Айратовна сообщила, что по статистике аварийными днями являются пятница (13 ДТП), среда (8 ДТП), понедельник и вторник (6 ДТП), четверг (5 ДТП), в субботу по 3 ДТП, в воскресенье по 2 ДТП. По времени суток больше всего ДТП приходится на период с 16.00 до 16.59 и с 17.00 до 17.59. Чаще всего ДТП происходят на пересечений улиц Ф.Алексеева и 50 лет Октября, а также улица Косоротова и 50 лет Октября.
Статистика дорожно-транспортных происшествий, связанных с участием детей по годам Белорецк представлена в таблице 1 (Приложении 4). Где можно увидеть, что за три года пострадали от аварий на дороге 33 ребенка.
Айгуль Айратовна рассказала мне о распространенных причинах и последствиях ДТП. Сведения оформлены в таблице 2. ( Приложение 4) Сравнив года по нарушениям ПДД, я увидела рост нарушений , но где то меня порадовал спад нарушений по распространённым видам. Безопасность на дороге создает себе сам человек. Многие причины, названные специалистами, детьми и взрослыми повторяются.
2.2. Анкетирование на знание правил дорожного движения
В ходе моего исследования мне стало интересно, знают ли мои одноклассники правила дорожного движения. Для этого я провела анкетирование. Опрошено было 21 ученик.
Ребята отвечали на следующие вопросы:
(Да, нет, не совсем знаю)
Кто должен принимать участие в обучении правилам дорожного движения? (инспекторы, родители, школа, совместно)
Всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения?(всегда, иногда, никогда)
Какие вы знаете причины дорожно-транспортных происшествий?
Проанализировав ответы, я увидела что большинство ребят знают ПДД, не смотря на это есть все же те кто нарушают правила. Сравнительно много детей, которые часто нарушают правила дорожного движения хоть и знают их. Анализ первого и второго вопросов представлены в диаграммах 1 и 2. (Приложении 5) На третий и четвертый вопрос большая половина опрошенных ответила развернутыми ответами, что говорит о их знании ПДД. Среди основных причин ДТП были названы: не знание правил дорожного движение, не соблюдение их, а также, безответственность взрослых. Можно с уверенностью сказать, что мои одноклассники знают правила дорожного движения, понимают, что их необходимо строго соблюдать, но из-за баловства и хвастовства перед друзьями не желают им подчиняться.
2.3. Эксперимент со световозвращающими элементами
Сейчас у нас осенне-зимний период, а это время, когда значительно уменьшается световой день. Зимой пешеход плохо виден на дороге из-за ухудшения видимости. В сумерках и в темноте видимость значительно снижается, а снег залепляет глаза пешеходам и мешает обзору дороги. А эта одна из причин ДТП с участием детей на дорогах в это время года.
Чтобы быть более заметным для водителя, рекомендуется использовать световозвращающие элементы. Световозвращающие элементы — это важный инструмент для повышения безопасности на дороге. Они помогают сделать нас заметными в темное время суток и значительно снижают риск несчастных случаев. Каждый пешеход в тёмное время суток должен быть обозначен этими элементам независимо от того, двигается он по краю проезжей части за городом или в городской черте. На сегодняшний день торговые объекты предлагают широкий ассортимент световозвражающей продукции: нарукавные повязки, пояса, браслеты, брелки, накидки. Это можно увидеть на картинке 1 (Приложение 6) Их можно носить на головных уборах, одежде, на цепочке, наклеивать или привязывать к сумочке и портфелю, крепить на велосипеде, роликах, коляске. Представлено на картинке 2 (Приложение 6)
В своем исследование я решила проверить, действительно ли световозвращающие элементы, делают пешехода более заметным для водителя, видно ли водителям пешеходов без световозвращателя на расстоянии 100 метров в тёмное время суток?
Дождавшись наступления темноты, я с папой и мамой пошла на улицу проводить эксперимент. Папа выгнал машину и поставил её напротив нашего дома, в то время мы с мамой отошли на расстоянии 100 метров от стоящего автомобиля. Для сравнительного анализа я надела сигнальный жилет со световозвращающими элементами, а мама стояла рядом без световозвращающих элементов в одежде. (Приложении 7)
Проведя эксперимент я сделала следующий вывод, что в темное время суток я надев сигнальный жилет со световозвращающими элементами стала намного заметнее на дороге, а мама в свою очередь стояла рядом ее было видно хуже. Я убедилась в пользе световозвращающих элементов в одежде.
Вывод по второй главе
Пообщавщись с инспектором по пропаганде безопасного дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Белорецкому району младшим лейтенантом полиции Ахметяновой Айгуль Айратовне я узнала ,что за 10 месяцев 2024 года по Белорецкому району с участием детей произошло 9 ДТП, в которых пострадало 11 детей. Кроме этого, Айгуль Айратовна сообщила нам, что по статистике самым аварийным днем в нашем городе являются пятница. По времени суток больше всего ДТП приходится на период с 16.00 до 16.59 и с 17.00 до 17.59.
Я провела анкетирование среди своих одноклассников и увидела, что большинство ребят знают ПДД, не смотря на это есть все же те, кто нарушают правила. Сравнительно много детей, которые часто нарушают правила дорожного движения хоть и знают их.
А после того как я провела наглядный эксперимент со световозвращающими элементами на одежде, я лично убедилась в пользе световозвращающих элементов в одежде.
Таким образом собранная мною информация подтверждает выдвинутую гипотезу «Если строго следовать правилам дорожного движения, то значительно снизится число дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занимаясь исследованием я нашла ответ на вопрос:
По каким причинам происходят дорожно-транспортные происшествия?
Причиной дорожно – транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части, отрицательный пример взрослых. Также зачастую дети понимают, что они нарушают ПДД, и тем не менее делают это.
Для того, чтобы снизить количество дорожно-транспортного травматизма, необходимо не только повысить уровень знаний, но изменить отношение к существующим правилам, выработать устойчивые положительные привычки у детей и взрослых.
Убеждена, что проделанная, работа принесет огромную пользу для безопасного движения и жизни детей по проезжей части нашего города. Работа может быть использована на уроках ОБЖ, классных часах.
В заключении хотелось бы сказать, что бы родители не отпускали на самотек изучение правил дорожного движения со своими детьми и регулярное их повторение так как уже было отмечено в моей работе, школьники очень быстро забывают правила и начинают их нарушать, подвергая себя и своё здоровье большой опасности.
Хотелось бы обратиться с просьбой ко всем взрослым и ученикам старших классов не оставайтесь безучастными если вы видите, что ученики младших классов замешкались или растерялись при переходе через проезжую часть или иное препятствие, которое может повлечь наступление тяжких последствий. Сегодня вы поможете школьнику, а завтра он уже поможет бабушке или дедушке перейти дорогу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Статьи из книг и сборников
1.Рыбин, А. «История появления правил дорожного движения», Издательство: Издательское решение, 2017.-188с.
2.Волошин, Г. «Анализ дорожно - транспортных происшествий». Издательство:Транспорт, 2007.-240с.
3.Коноплянко, В. «Информация в дорожном движении». Издательство: Питер, 2007. -65с.
4.Лукьянов, В. «Безопасность дорожного движения». Издательство: Транспорт,2003.-260с.
5.Хомяк, Я. «Организация дорожного движения». Издательство: Питер,2006.-276с.
Статьи с сайтов, (интернет- ресурсов)
1.Правила дорожного движения :https://ru.wikipedia.org/wiki/(дата обращения 1.11.2024).
2.Методическая копилка :http://www.metod kopilka.ru/issledovatelskiy_proekt._bezopasnost_na_dorogah.-54293.htm
http://www.myshared.ru/slide/357438//(дата обращения 15.11.2024).
3. Всероссийский портал "Дорога без опасности"
https://www.dddgazeta.ru/ (дата обращения 16.11.2024).
Приложение 1
Рисунок 1.1-Первые транспортные средства
Рисунок 1.2-Первые транспортные средства
Приложение 2
Рисунок 1.1–Юлий Цезарь
Рисунок 1.2-Императница Анна Иоанновна
Приложение 3
Рисунок 1- Конвенция по автомобильному движению
Приложение 4
2022 г. | 2023 г. | 2024 г. |
9 чел. | 15 чел. | 9 чел. |
Таблица 1.Статистика дорожно-транспортных происшествий,
связанных с участием детей
Нарушения ПДД | 2022г | 2023г | 2024г |
Нарушение пешеходом ПДД | 56чел. | 86чел. | 70 чел. |
Выезд на встречную полосу | 463чел. | 529 чел. | 355 чел. |
Управление ТС в алкогольном состоянии | 152 чел. | 184 чел. | 185 чел. |
Нарушение правил применения ремней безопасности | 174 чел. | 164 чел. | 96 чел. |
Проезд на запрещающий сигнал светофора | 15 чел. | 39 чел. | 63 чел. |
Таблица 2. Административные правонарушения ПДД за 2022 -2024гг
Приложение 5
Диаграмма 1- Знаете ли вы в совершенстве правила дорожного движения
Диаграмма 2. Кто должен принимать участие в обучении правилам дорожного движения
Приложение 6
Рисунок 1- Ассортимент световозвражающей продукции
Рисунок 2 -Где можно носить световозвращатели
Приложение 7
Рисунок 1-Эксперимент
.
1 Рыбин, А. «История появления правил дорожного движения», Издательство: Издательское решение, 2017.-188с.
2 Волошин, Г. «Анализ дорожно - транспортных происшествий». Издательство:Транспорт, 2007.-240с.
3 Коноплянко, В. «Информация в дорожном движении». Издательство: Питер, 2007. -65с.
4 Лукьянов, В. «Безопасность дорожного движения». Издательство: Транспорт,2003.-260с.
5 Хомяк, Я. «Организация дорожного движения». Издательство: Питер,2006.-276с.