Муниципальный этап научно - практической
конференции школьников «Старт в науку»
Секция «Обществознание»
Исследовательская работа
«Есть ли свобода слова у ребенка?»
Автор исследовательской работы:
Перетрухин Олег Сергеевич,
обучающийся 8а класса
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной
школы с. Верхний Ломов
имени Ивана Ивановича Привалова
Руководитель исследовательской работы:
Смагина Юлия Николаевна
учитель истории и обществознания
с. Верхний Ломов, 2022г.
Содержание
1. Введение
1.1. Актуальность темы
1.2 Объект исследования
1.3.Предмет исследования
1.4. Цели и задачи работы
1.5. Гипотеза
1.6. Методы исследования
2. Основная часть
2.1. Свобода слова как одна из форм выражения мысли
2.2. Свобода слова в нормативно – правовых актах
2.3. Свобода слова ребенка
2.4. Мера свободы и ответственности ребенка.
2.5. Уровень информированности о свободе слова ребенком
3.Заключение
Литература
Приложение
1. Введение
1.1. Актуальность темы
На протяжении многих столетий, да что там столетий – тысячелетий, подрастающее поколение расходилось и расходится во взглядах со старшим поколением. При общении детей с взрослыми часто возникают проблемы, рождаются конфликты. Многочисленные конфликты между взрослыми и детьми создают сплошную полосу непонимания и недоверия. Взрослые заставляют думать как они, не дают свободно выражать свое мнение. Дети начинают замыкаться в себе и уже не хотят больше высказывать свою точку зрения, боясь, что их мнение в очередной раз будет отвергнуто взрослыми.
С одной стороны, это нарушение прав ребёнка. Но с другой стороны, учителя, родители делают это для воспитания детей, для их дисциплинированности. Ведь от свободы в словах и мыслях недалеко и до свободы в делах.
Часто мы можем наблюдать, как подростки говорят нелицеприятные вещи родителям, учителям, да и просто людям старше их. Так говорит ли это о том, что подросток, таким образом, реализует право на свободу слова? Не грозит ли это серьёзными последствиями?
Эти вопросы заставили меня задуматься «Есть ли свобода слова у ребёнка?» Исследование по данной теме, считаю актуальным, поскольку оно затрагивает проблему свободного выражения ребенком своих мыслей, взглядов. В современном обществе не все подростки понимают, что свобода самовыражения позволяет не только проявить себя как личность, но и в некоторых случаях влечет ответственность.
1.2. Объект исследования: право ребенка на свободу слова
1.3.Предмет исследования: условия формирования понятия «свобода слова»
1.4. Цели и задачи работы
Цель: выяснить, имеет ли ребенок право на свободу слова и несет ли за это ответственность
Задачи:
- проанализировать отношение современных подростков к проблеме свободы слова;
- исследовать правовые источники, регулирующие права человека на свободу слова;
- определить границу прав каждого человека, особенно права на свободу слова;
- сформулировать основные выводы о необходимости учиться защищать свои права, уметь правильно пользоваться свободой слова;
- разработать информационный материал для обучающихся по данной проблеме.
1.5. Гипотеза
Подростки понимают что такое «право на свободу слову», но не всегда правильно пользуются данным правом
1.6. Методы исследования
- определение понятий;
- анализ источников;
- сравнение;
- метод опроса (анкетирование)
2. Основная часть
2.1. Свобода слова как одна из форм выражения мысли
Каждый человек свободен в выражении своих взглядов, идей, убеждений. Именно благодаря свободе человек приобретает способность не просто приспосабливаться к окружающей действительности, но менять, преобразовывать окружающий его мир в соответствии со своими целями. Для того, чтобы понять, что такое свобода необходимо рассмотреть данное понятия с разных позиций.
Так, например, в толковом словаре С.И Ожегова свобода определяется как отсутствие каких-либо стеснений и ограничений.1 Польский писатель Генрик Сенкевич утверждал, что «свобода - это право делать, что хочешь, и мешать другим, делать то, что они хотят»2.
С точки зрения психологии, свобода понимается человеком не только как отсутствие ограничений, но и ответственность. По мнению З. Фрейда не все люди хотят обладать свободой, потому что это – ответственность3.
Таким образом, свобода слова — право человека свободно выражать своё мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и, свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей, и независимо от государственных границ. Осуществление этих свобод, налагает обязанности и ответственность.4
2.3. Свобода слова в нормативно – правовых актах
Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин, поэтому, может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.
В современном законодательстве выделяются различные группы прав: гражданские, экономические, политические, культурные. Право на свободу слова можно отнести к группе политических прав. Оно закреплено на международном, государственном уровне, а также на уровне школы.
10 декабря 1948 года была принята «Всеобщая Декларация прав человека», которая явилась первым в истории международным документом общего значения о правах человека.
Статья 19 «Всеобщей Декларации прав человека» гласит: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ»5
Право на свободу слова зафиксировано в статье 10 «Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод». В статье 19 «Международного пакта о гражданских и политических правах».6
Основной документ, регулирующий свободу слова граждан РФ – Конституция Российской Федерации. В статье 29.1 нам гарантируется свобода мысли и слова. Так, Конституция РФ запрещает пропаганду, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также распространение сведений, составляющих государственную тайну. В пункте 3 статьи 29 Конституции РФ закреплено, что: «никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них», то есть юридически закрепляется запрет на принудительное ограничение интеллектуальной свободы. В части 4 статьи 29 фиксируются общие юридические условия и пределы информационной деятельности, обеспечивающей интеллектуальную свободу: “Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом”. Наконец, часть 5 статьи 29 устанавливает: “Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается”7
2.3. Свобода слова ребенка.
У человека есть права; ребенок – человек, значит, у ребенка тоже есть права. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «Великой хартии вольностей для детей, мировой конституции прав ребенка», которую сразу стали именовать Конвенцией ООН о правах ребенка (ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.). В ст.13 Конвенции о правах ребенка сказано, что ребенок имеет право свободно выражать свое мнение и получать информацию в любой форме с учетом ограничений, которые предусмотрены законом и необходимы для соблюдения прав других лиц, государственной безопасности, здоровья и нравственности населения8.
Не менее важным документом не только в сфере образования, но и прав ребенка, является Федеральный закон «Об образовании». В п. 10 ч. 1 ст. 34, которого к основным правам обучающегося также отнесено право на свободу слова.9
У несовершеннолетних возможность свободно выражать свое мнение устанавливается и локальными нормативными актами. Так, например, в МБОУ СОШ с. Верхний Ломов им. И.И. Привалова действует Устав. Согласно этому документу каждый обучающийся может свободно выражать собственные взгляды и убеждения. 10
Таким образом, проанализировав законодательную базу, можно сделать вывод о том, что свобода слова – это право каждого человека и гражданина выражать свои мысли. Указанное право является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения, независимо от пола расы, национальности и даже возраста. Оно закреплено как на международном уровне, так и в нормативных документах Российской Федерации.
2.4. Мера свободы и ответственности ребенка
Великий русский поэт Федор Тютчев почти полтора века назад написал "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…".
Не только дети, но и многие взрослые, к сожалению, этой истины не понимают. Нецензурную речь, пошлые мысли, грязные поступки мы постоянно видим и слышим не только на улице, но и в средствах массовой информации. Поэтому я считаю, что культуру свободы слова надо воспитывать с детства. Именно культуру, потому что свобода слова - это очень ответственно.
Я интересовался у ребят моей школы: должны ли быть какие-нибудь ограничения права свободы мысли и слова? Есть ли такие убеждения, распространению которых нельзя помогать? Ответы были такие: нельзя призывать к насилию, войне, ненависти, нарушению закона, терроризму, клеветать на какого-либо человека, распространять какие-то ложные сведения.
Не могу с ними не согласиться, ведь перечисленные действия являются преступлениями, а следовательно подвергаются уголовному наказанию. Например, безобидная шутка по телефону о том, что «школа заминирована», в уголовном праве называется «заведомо ложное сообщение об акте терроризма». За совершение такого преступления предусмотрена ответственность в виде принудительных работ от 2 до 3 лет.11
За нарушение права на свободу слова, честь и достоинство, предусмотрена не только уголовная, но и административная ответственность. Возраст, с которого она наступает – 16 лет.12
Никто не должен использовать свои права и свободы, чтобы злоупотреблять ими, ущемлять права и свободы других людей, приносить вред обществу и государству. Это должен понимать каждый ребенок.
2.1. Уровень информированности о свободе слова ребенком
Главным показателем свободы слова является возможность открыто выражать собственное мнение в любом месте. Я провел небольшое исследование среди учащихся 8-х классов (в опросе участвовали 33 человека) с целью определения уровня информированности подростков по проблеме исследования. Мною была разработана анкета, содержащая вопросы, позволяющие говорить об уровне информированности о свободе слова ребенком. Вопросы анкеты размещены в приложении.
Было обследовано 33 анкеты, из них 14 (42%) девочек и 19 (58 %) мальчиков 14 лет. После сбора и обобщения данных получены следующие показатели: на вопрос «Что, по Вашему мнению, означает «свобода слова»? дети дали, следующие ответы: «Говорю все, что захочу» - 14 человек (42%) «Возможность выражать свое мнение» - 17 человек 51%. «Затруднились ответить» – 2 человек (6%). Данные ответы свидетельствуют о том, что большинство опрошенных, считают, что свобода слова – это возможность выражать свое мнение. Но есть и те обучающиеся, которые понимают это как вседозволенность.
На предложение «Успеха можно достичь через выражение своего мнения» положительный ответ дали 28 учащихся 85%, 5 (15%) это говорит о том, что ученики сами добиваются успеха, и не остаются в стороне.
На вопрос «Стараетесь ли вы улучшить отношение через общение?» положительный ответ дали 19 учащихся 56% , 14 (44 %) не считают главным общение в отношениях.
На вопрос «Злитесь ли вы, когда с вашим мнением не соглашаются?» положительный ответ дали 33 учащихся 100%, это говорит о том, что каждый ученик желает быть услышанным.
На вопрос «Что происходит, если выражаемое мнение не совпадает с мнением окружающих?», дети давали следующие ответы: «Большинство всегда право, изменю свое мнение» - 5 человек (15%), «Стою на своем до конца, мнение других меня не касается»- 7 человек (21%), «Постараюсь найти компромисс»- 14 человек (43%), «Не знаю, как поступлю»- 6 человек (18%), «Затруднились ответить» - 2 человек (6%). Таким образом, из 33 респондентов, 14 считают, что возможно найти компромисс, если мнения не совпадают. Но 7 человек придерживаются противоположных взглядов.
На вопрос «Можете ли вы выражать свое мнение?» положительный ответ дали 14 учащихся 44%, 19 (56%) не могут высказать свое мнение по какому-либо вопросу.
На вопрос «Часто ли к вашим словам не прислушиваются родители?» положительный ответ дали 7 учащихся 25%, 26 (75%) ответили отрицательно. Что является показателем семейных взаимоотношений.
На вопрос «Говорите ли вы неприятные слова в сторону окружающих вас людей?» положительный ответ дали 7 учащихся 21%, это говорит нам, что большинство респондентов стараются неприятные слова держать при себе, но некоторые принимают слободу слова за вседозволенность.
На вопрос «Знаете ли Вы об ответственности за нарушения права других людей, связанных со свободой слова?» «Да»-14 человек (43%), «Нет»-19 человек (56%). Таким образом, можно отметить низкий уровень информированности о границах дозволенного при осуществлении права на свободу слова.
На вопрос: «В каких нормативно-правовых актах закреплено право на свободу слова?» были даны ответы: Всеобщая декларация прав человека 6 учащихся (18%), Конституция РФ 23 учащихся (67%), Конвенция о правах ребенка 4 учащихся (12%). Таким образом, можно сделать вывод о недостаточных знаниях учащихся 8 классов о международных документах, закрепляющих свободу слова, и о более уверенном знании нормативно-правовых актов Российской Федерации.
В целом, ответы ребят показали, что большинство обучающихся, участвовавших в опросе понимают свободу слова как возможность выразить свое мнение. Однако не все ребята могут выражать свободно свои мысли как в обществе сверстников, так и обществе взрослых. Очевидно, что им легче следовать чьей-то воле, чем делать свободный выбор и отвечать за свои действия, к тому же, учащиеся недостаточно осведомлены об ограничениях свободы слова.
3.Заключение
На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том: «Есть ли свобода слова у ребенка?» Я отвечаю: «Да!» Только тогда, когда человек может свободно высказывать свое мнение в любом месте, не боится его отстаивать, тогда человек будет по-настоящему свободным.
Однако, выражать свои мысли можно как на пользу, так и во вред себе. Ведь говорить всем всегда только то, что думаешь, чревато неприятными последствиями: можно растерять всех друзей, стать изгоем. Правильно говорят: «Если бы люди знали всё, что они друг о друге думают, то все были бы врагами».
Поэтому, говоря о свободе слова, дети не должны забывать о том, что нести ответственность за последствия своих слов и поступков они должны сами, и, прежде всего, перед своей совестью.
Таким образом, выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась. Для повышения уровня информированности обучающихся о праве на свободу слова и мере ответственности необходимо участие не только школы, но и семьи, близких людей. Благодаря этому возможно воспитать свободную личность с чувством ответственности за свои взгляды, поступки.
Литература
Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) ст.19
Додонов В.Н., В.Д. Ермаков. Большой юридический словарь: - Издательство: Инфра-М. – 2001
Документы ООН о детях, женщинах и образовании// М., 1995 г.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамбллеей ООН 20.11.1989; ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 №1559-1) ст.13
Конституция РФ. Москва. 2020
Толковый словарь русского языка 80000 слов и фразеологических выражений/РАН.Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова.-М.:ООО «ИТИ Технологии», 2006.-с.704.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018)
Устав МБОУ СОШ с. Верхний Ломов им. И.И. Привалова (15 редакция) 2018г.
Интернет – ресурсы
http://ru.wikipedia.org/wiki
https://ru.citaty.net
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
Консультант Плюс – надежная правовая поддержка
Приложение
Анкета «Уровень информированности о свободе слова ребенком»
1. Что, по Вашему мнению, означает «свобода слова»?
2. Успеха можно достичь через выражение своего мнения» Да\ нет
3.Стараетесь ли вы улучшить общество через общение? да \нет
4.Злитесь ли вы, когда с вашим мнением не соглашаются? Да\нет
5. Что происходит, если выражаемое мнение не совпадает с мнением окружающих?
6. Можете ли вы выражать свое мнение? Да \ нет
7. Часто ли к вашим словам не прислушиваются родители? Да\нет
8.. Говорите ли вы неприятные слова в сторону окружавших вас людей? Да \нет
9. Знаете ли Вы об ответственности за нарушения права других людей, связанных со свободой слова?
10. В каких нормативно-правовых актах закреплено право на свободу слова?
1. Что, по Вашему мнению, означает «свобода слова»?
2. Успеха можно достичь через выражение своего мнения» Да\ нет
3.Стараетесь ли вы улучшить общество через общение? да \нет
4.Злитесь ли вы, когда с вашим мнением не соглашаются? Да\нет
5. Что происходит, если выражаемое мнение не совпадает с мнением окружающих?
Большинство всегда право, изменю свое мнение | Стою на своем до конца, мнение других меня не касается | Постараюсь найти компромисс | Не знаю, как поступлю | Затруднились ответить |
15% | 21% | 43% | 18% | 6% |
6. Можете ли вы выражать свое мнение? Да \ нет
7. Часто ли к вашим словам не прислушиваются родители? Да\нет
8.. Говорите ли вы неприятные слова в сторону окружавших вас людей? Да \нет
Знаете ли Вы об ответственности за нарушения права других людей, связанных со свободой слова?
10. В каких нормативно-правовых актах закреплено право на свободу слова?
1 Толковый словарь русского языка 80000 слов и фразеологических выражений/РАН.Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова.-М.:ООО «ИТИ Технологии», 2006.-с.704.
2 http://ru.wikipedia.org/wiki
3 https://ru.citaty.net
4 http://ru.wikipedia.org/wiki
5 http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
6 http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
7 Конституция РФ. Москва. 2020.с. 8
8 Документы ООН о детях, женщинах и образовании// М., 1995 г., с. 13
9 Консультант Плюс – надежная правовая поддержка
10 Устав МБОУ СОШ с. Верхний Ломов им. И.И. Привалова (15 редакция) 2018г.
11 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) ч.1 ст.207
12 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) ст.2.3
12