МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕЧЕТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА
Начальная школа
Исследовательская работа:
«Эта загадочная пыль»
Автор работы:
Максимова Кира
обучающаяся 3 класса «Б»
МБОУ Мечетинской СОШ
Руководитель:
Шатога Елена Евгеньевна -
учитель начальных классов
Содержание:
Введение ……………………………………………………………. с. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Источники пыли . ………………………………………………… с. 4-5
Пылевые клещи. Борьба с ними. …………………………………с.5-6
Интересные факты.…………………………………………………с. 6-7
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
I этап.
Определение уровня загрязнённости воздуха в помещениях школы .
II этап.
Определение санитарных условий работы кабинета………………. с. 8
Вывод ………………………………………………………………….с. 9
Заключение……………………………………………………………..с.10
Литература ……………………………………………………………..с.11
ВВЕДЕНИЕ
«Здоровье - бесценный дар природы.
Оно даётся, увы, не навечно, его надо беречь».
И. П. Павлов
Пыль - загадочная штука. Сколько ни убирай ее, она все равно накапливается. Откуда? Уезжаешь в отпуск, предварительно вымыв до блеска всю квартиру, плотно заперев окна и двери, а вернувшись, обнаруживаешь на полу залежи домашней пыли!
Мы уехали, а пыль еще долго будет оседать. Как раз к нашему возвращению воздух за счет осевшей пыли станет более или менее чистым, зато мебель, полы — все покроется тысячами и тысячами частиц. Плотно закрытые окна и двери для пыли особой преграды не представляют. Была бы щелочка, а пыль, будьте уверены, ее найдет!
Пыль составляет неотъемлемую часть атмосферы.
Никакая самая тщательная уборка не может поменять состав воздуха в помещении.
Чудеса, да и только! Действительно чудеса, если к тому же знать, что она из себя представляет. И так как 2017 год – год экологии, это подтолкнуло меня к проведению исследовательской работы «Эта загадочная пыль».
Цель работы: определение уровня запылённости помещений школы, влияние пыли на здоровье школьников.
В ходе исследования решались следующие задачи:
- Узнать, что такое пыль.
- Какая бывает пыль; какую опасность представляет пыль; как с ней бороться.
- Выяснить, имеется ли польза от пыли.
Объект исследования: экологическое пространство помещений школы.
Предмет исследования: степень запылённости школьного пространства.
Гипотеза: пыль опасна для здоровья человека.
Актуальность работы: пыль – загадочная штука. Сколько не убирай ее, она все равно накапливается. Это исследование имеет практическую ценность для обеспечения чистоты в помещениях школы.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
И так что же такое пыль? Существуют разные виды пыли.
Обыкновенная пыль, которую можно найти повсюду, содержит мельчайшие частички самого разного происхождения. У нас дома в пыли можно найти частички песков пустыни Сахары, пепла из японского вулкана Сакурадзима, соли из Тихого океана, микрочастицы почвы из-под Воронежа, мраморные пылинки древних развалин, пыльцу далеких растений и даже космическую пыль с далеких планет. Или, например, в пыли на балконе можно найти частицы костей давно исчезнувших динозавров и неандертальцев, мельчайшие кусочки янтаря, возраст которых превосходит 50 миллионов лет, следы пингвиньих экскрементов из Антарктиды, а также собачьих из вашего двора, и множество других интересных вещей. Все это кружит в воздухе и проникает в наши квартиры.
Итак, на Россию ежегодно оседают десятки миллионов тонн пыли. Процентов семьдесят ее рождены природой, а оставшиеся тридцать — человеком.
Так вот, наиболее существенным источником естественной (природной) пыли является почва. Выдуваемые ветрами частицы земли поднимаются высоко в небо и переносятся на многие сотни километров.
Океанская пыль — маленькие кристаллики солей, выбрасываемые морями в воздух, - на втором месте. В атмосферу попадают не сами кристаллы, а мельчайшие капельки воды, возникающие при волнении и разрушении поднимающихся со дна пузырьков воздуха. (Кстати, именно поэтому возле морей воздух кажется соленым и пахнет водорослями). Капли мгновенно высыхают, и воздух насыщается солями. Так же, как и частицы почвы, кристаллики поднимаются высоко над землей и парят в соединении с водяными парами в виде облаков.
Вулканы и большие лесные пожары – ещё один значительный источник пыли. Вулканы не только извергающиеся, но и курящиеся, находящиеся в неактивном периоде жизни. Таких «курительных трубок» по всей планете — сотни. Так, чадящий потихоньку вулкан Сакурадзима (Япония, остров Кюсю) ежегодно «награждает» человечество 14 миллионами тонн пыли.
Наконец, не оставляют нас без внимания и пустыни. Например, огромная Сахара, от 60 до 200 миллионов тонн пыли которой оседает каждый год в горах Центральной Америки, осаждается в городах России, Англии, далекой Австралии. Не удивляйтесь, но ваша домашняя пыль может содержать любой из перечисленных выше образцов! А также… космическую пыль, попадающую на планету вместе с метеоритными дождями.
Человеческая пыль это в основном отходы от сжигания минерального топлива — нефти, газа, угля, дерева. С ними все более или менее ясно. Важной составной частью оказалась резиновая пыль от истирающихся об асфальт и бетон автомобильных шин. Как правило, ее тучи не поднимаются выше четвертого этажа, а на уровне седьмого этажа ее уже практически нет. К этой основной, встречающейся повсюду пыли добавляется и пыль, характерная для того или иного региона. Если недалеко от вашего дома добывают известняк, производят цемент или керамзит, все это отражается на составе пыли у вас на кухне, на шкафу или на подушке. Также добавляется «профессиональная» пыль: мука у мукомолов и пекарей, сахарная и шоколадная пудра у кондитеров, древесная пыль у мебельщиков. Огромное количество пыли образуется и из-за постоянного отшелушивания омертвевших частиц кожи человека. За год человек отшелушевает около 2 кг омертвевшей кожи. Больше всего чешуи человек теряет во сне. Можно сказать, что каждого из нас окружает персональная «пыльная аура», которой мы дышим всю жизнь и распространяем повсюду. Туда входят частицы пыли из наших волос, перхоти, волокон одежды, каучука и кожи нашей обуви.
Впрочем, есть и еще кое-что, причем в очень больших количествах.
Это… клещи — микроскопические живые существа, живущие в домашней пыли.
Эти страшные звери, похожие на микроскопических носорогов, обитают в матрацах, подушках, в постельном белье и мягкой мебели, в скоплениях пыли на полу и прочих «пылесборниках».
Сегодня известно, примерно, 150 видов таких клещей. Питаются они омертвевшими чешуйками человеческой кожи. Но не стоит бояться быть съеденным заживо — к живой плоти они равнодушны. В среднем в помещениях около 100 клещей на грамм пыли. Подсчитано, что в двуспальной кровати их порядка двух миллионов. Дома с повышенной влажностью - любимое место клещей. Поэтому, кстати, они не боятся влажной уборки, но их число резко уменьшается после сухой уборки. Из квартиры в квартиру клещи переносятся сквозняками, заносятся на одежде, обуви или с мебелью, но перейти самостоятельно в соседний дом для них то же самое, что человеку пешком пересечь Россию. Клещей преимущественно находят в матрасах, которые обеспечивают им подходящий климат и пищу (кусочки отшелушевающейся с человека кожи). У некоторых людей эти клещи и их экскременты (каждый выделяет до 20 микроскопических горошин в сутки) вызывают аллергию. Аллерген клеща является относительно крупной частицей, которая летает в воздухе.
С клещом трудно бороться, т.к. в течение своей жизни (а это около 4-х месяцев) он откладывает около 300 яиц, а по количеству экскрементов превосходит свой собственный вес более чем в 200 раз.
Традиционные способы борьбы с пылевыми клещами:
- Мороз (низкие температуры)
- Солнце (ультрафиолетовое излучение)
- Влажная уборка 20%-ным раствором поваренной соли
- Пароочистители
- Регулярная уборка с пылесосом
Специальные способы борьбы:
- Регулярная замена матрасов, подушек, постельных принадлежностей
- Замена ковров виниловым полом
- Покрытие матрасов и подушек полиэтиленом
- Понижение влажности в доме отчасти помогают сократить популяцию клещей.
Покупайте синтетические подушки. Постельные клещи любят синтетические подушки так же сильно, как и подушки из пуха и перьев, но у синтетических есть одно главное преимущество: их можно стирать в горячей воде.
Также существуют химические средства против пылевых клещей (добавки в стирку, спреи для обработки мягкой мебели и т.д.) Действие препаратов начинается сразу после проведения обработки и сохраняется 30-60 дней. Однако при их использовании следует соблюдать инструкцию и меры предосторожности.
А ещё швейцарскими учёными разработана вакцина против аллергии на пылевых клещей.
Наиболее высокая концентрация загрязняющих веществ в воздухе приходится на высоту 1-1,5 метров. А, значит, больше всего от вредной пыли страдают дети! В жилых помещениях с гладкими полами скапливается чуть ли не вдвое больше пыли, чем в комнатах с ковровым покрытием. И это неудивительно: ковер является своеобразным пылеуловителем. Там, где его нет, пыль при малейшем сквозняке, при каждом шаге поднимается в воздух.
В типичной трехкомнатной квартире за год образуется до 40 кг пыли.
Учёными были проведены эксперименты, и выяснилось, что в плотно запертой квартире с закрытыми окнами за две недели набралось около 12 тысяч пылевых частиц на квадратном сантиметре пола и горизонтальных поверхностей мебели.
В обычной городской квартире содержится около 100 миллионов частиц пыли в одном литре воздуха, а мы вдыхаем до 5 миллиардов частиц в день, что составляет примерно две столовые ложки пыли.
Наш организм имеет не плохую защиту от пылевых частиц. Они прилипают к слизи, покрывающую поверхность дыхательных путей и вместе с этой слизью к выходу - в гортань. Движут их бесчисленные реснички, которыми усажена выстилка дыхательных путей. Эти реснички синхронно выполняют волнообразные движения, выводящие все микроскопические частицы, попавшие внутрь легких, наружу. Откашливание и отхаркивание удаляет их. Однако если запыление воздуха превышает нормы, эта система не справляется.
До 80 % резервных возможностей иммунной системы расходуется на нейтрализацию пыли, попадающей в дыхательные органы и в кровоток.
Пыль представляет собой предмет серьезных научных исследований. В библиотеках можно найти огромное количество книг, посвященных разным видам пыли. Есть среди них даже труд «Пыль и закон».
Нельзя сказать, что пыль совершенно бесполезна для жизни на Земле. Пыль составляет неотъемлемую часть атмосферы. Она уменьшает количество солнечных лучей, доходящих до поверхности Земли. Нагреваясь лучами, пыль нагревает и саму атмосферу; поглощая излучение, она одновременно сохраняет и тепло земной поверхности.
Она обогащает почву микроэлементами, а невидимые простым глазом клещи, живущие в постелях, уничтожают отшелушенные частички нашей кожи.
Однако вреда в пыли значительно больше, чем пользы. Отдельные составляющие пыли, в частности, выделения того же постельного клеща, могут вызвать аллергию, а большие массы пыли приводят к болезням дыхательных путей.
Влияние «профессиональных» пылей на здоровье человека – отдельная проблема, которой занимаются врачи. Накапливаясь в организме, та или иная пыль может через много лет вызвать характерные для данной профессии изменения в организме человека. Отметим, что наибольшему влиянию пыли подвержены органы дыхания, кожа, глаза, кровь и пищеварительный тракт.
Исследования атмосферы крупных городов показали, что над ними всегда висит постоянная пылевая шапка, высота которой достигает 500 метров и более.
Если сельский житель вдыхает приблизительно 40 миллионов пылинок в минуту, то горожанин за это же время загружает в свои легкие до миллиарда пылинок. Причем городская промышленная пыль часто содержит мышьяк, свинец, марганец, селен и другие элементы, которые могут вызвать хронические отравления. Пылинки с острыми режущими гранями (стеклянная, кварцевая пыль) вызывают развитие хронических воспалительных процессов в верхних и средних дыхательных путях.
Человек изобрел множество способов и приспособлений для борьбы с пылью - от метлы и мокрой тряпки до современных пылесосов, однако все они далеки от совершенства. Пыль всегда была, есть и будет, можно только уменьшить её видимое или невидимое количество. Также можно сделать вывод: если пыль существует, значит это для чего-нибудь нужно. Это нужно хотя бы для того, чтобы приучать к труду детей: ведь не сложно взять тряпочку и вытереть пыль с поверхности стола или тумбочки. Вот еще один, на этот раз воспитательный, плюс в пользу пыли: она помогает в воспитании и развитии трудолюбия.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Чтобы узнать от чего зависит уровень запыленности в школе, решила провести практическую работу.
I этап. Определение уровня загрязнённости воздуха в помещениях школы.
Для исследования повесила листочки бумаги, смазанные вазелином в кабинет начальных классов и коридор. При проведении данного эксперимента школьная жизнь шла своим чередом. Через неделю сняла эти листочки, рассмотрела полоски невооружённым взглядом и через лупу. На них я увидела прилипшие черные точки, волоски, загрязнение. Рассмотрев, распределила места по степени загрязнённости:
коридор
классная комната
II этап. Определение санитарных условий работы кабинета.
Класс на втором месте по загрязнённости. Это оттого что большую часть дня ученики проводят именно здесь, именно в классе содержится особенно большое количество разнообразных микроорганизмов, которые попадают в воздушную среду с частичками поднятой пыли.
Коридор на первом месте по загрязнённости, потому что не все обучающиеся имеют сменную обувь. Но и сменная обувь не всегда бывает чистой. На полу остаются следы, мусор, грязь.
В заключении я провела опрос среди учеников своего класса, попросив их ответить на вопрос «Влияет ли пыль на здоровье человека?» и выяснила: большинство ребят считает, что пыль оказывает влияние на наш организм.
Результаты анкетирования:
все учащиеся нашего класса считают нужным носить сменную обувь.
за проведение влажных уборок высказались все опрошенные.
все опрошенные учащиеся считают пыль вредной для своего организма.
Поэтому-то и нужно постоянно следить за чистотой воздушного пространства нашего класса, нашей школы. Для этого нужна сменная обувь, постоянные влажные уборки, проветривание помещений и др.
Вывод
Проведя данное исследование, я сделала вывод, что для того, чтобы в помещениях была чистота и свежий воздух необходимо:
1. Чаще делать влажную уборку.
2. Протирать пыль и соблюдать чистоту на своём рабочем месте.
3. Проветривать чаще помещения.
4. Посадить комнатные растения.
5. Не бегать по школе, так как при этом поднимаются частички грязи и пыли, которые плохо влияют на здоровье школьника и учителя.
Все эти рекомендации подходят и для домов и квартир, в которых мы проживаем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Великая Ф. Раневская как-то остроумно заметила, что пыль никому не мешает, если ее не трогать. Но беда в том, что трогаем-то мы ее постоянно. Так же постоянно, как она образуется. Это непрерывный процесс: вытираются ковровые покрытия и обивка мебели, осыпается краска со стен и потолков, приносится грязь с улицы на подошвах обуви и т. п.
Проводя исследование по данной теме, я изучила большой теоретический материал о пыли. Провела исследования и пришла к выводу, что моя гипотеза подтвердилась: пыль влияет на организм школьников.
Пыль обладает способностью оказывать влияние абсолютно на всё: на работу бытовой техники и всех существующих приборов, на состояние мебели и одежды, на качество воздуха в комнате, на здоровье обитателей помещения.
Каждому школьнику, каждому взрослому хочется жить в чистой, уютной комнате. Но одного желания мало. О чистоте и порядке надо постоянно заботиться, не жалея труда. Особое внимание в школе должно быть уделено борьбе с пылью:
Когда позволяет погода, форточки следует оставлять открытыми весь день. В холодную погоду проветривание классов проводится во время каждой перемены.
Перед входом в школу помещать скребки и деревянные решетки для очистки обуви от грязи. Обязательно иметь чистую сменную обувь.
Школьную мебель и оборудование протирать влажной тряпкой. Влажную уборку помещения школы проводить 2-3 раза за учебный процесс.
Особенно много пыли попадает в воздух при вытирании мела с доски сухой тряпкой. Поэтому твердо запомните правило: мел с доски надо стирать только влажной губкой, подушечкой или тряпкой.
Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
СОБЛЮДАЙТЕ ЧИСТОТУ!
ЛИТЕРАТУРА
Авдеева, Н.И. и др. Развитие исследовательских умений младших школьников [текст] / Н.И. Авдеева. – М.: Просвещение, 2011г. – С. 46—69.
Большая энциклопедия школьника, Москва «Махаон», 2007 г – 96с.
Феоктистова, В.А. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Проекты [текст] / В.А М. Феоктистова. – Издательство «Учитель», 2012г. – С. 59—133.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология – М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998-560с.
Влияние пыли на здоровье. — 2012 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.tribuna.ru/publications/domashnjaja-pyl.html
Интернет ресурсы