Министерство просвещения Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 МО «Ахтубинский район» пос. Верхний Баскунчак Астраханской области
Тема: “Форпост Сталинграда”
Секция:
“Моя малая Родина и ее герои”
Выполнилa:
Ученица 8 класса “А”
Епифанова Ксения Владимировна
Научный руководитель:
Куаналиева Гульжан Ержановна,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Контактные телефоны:
8 937 139 75 12 (научный руководитель)
8 927 582 50 15 (автор работы)
Е-mail: [email protected]
Волгоград 2020
Содержание
1.Введение
2.Основная часть
* “Когда тыл становится фронтом.”
*“Сталинград, Сталинград, ты огнем был объят!”
*“Что гибель нам? Мы даже смерти выше…”
*“На войне маленьких не бывает!”
3.Заключение
4.Список используемой литературы
5. Интернет-ресурсы
6. Приложение 1.
Карта железной дороги Верхний Баскунчак - Сталинград
Введение
Мы ходим по жизни
и совершенно не знаем и даже не можем
себе представить, сколько больших
трагедий, прекрасных человеческих
поступков, сколько горя, героизма,
подлости и отчаяния происходило на
любом клочке земли, где мы жили или
живем теперь. А между тем
воспоминания о таком клочке земли
вводит нас в мир людей и событий,
достойных занять своё место в
истории человечества
Константин Паустовский
Много книг написано о боях под Сталинградом. Но не так много сказано о трудовом подвиге железнодорожников в битве на Волге. В то критическое время единственная железнодорожная станция Верхний Баскунчак имела выход к Сталинграду. Во время Сталинградской битвы боевыми помощниками и соратниками героических защитников Сталинграда стали мои земляки, железнодорожники станции Верхний Баскунчак.
Актуальность исследования: Сталинградская битва вошла страницей немеркнущей славы в боевую летопись нашей страны. Победа на Волге продемонстрировала перед всем миром несокрушимое могущество нашей Родины, железную стойкость и героизм советских людей. Она положила начало новому периоду борьбы с фашизмом-периоду коренного перелома не только в ходе Великой Отечественной войны, но и всей Второй мировой войны.
Обоснование выбора темы: многие годы поисковый отряд нашей школы ведет активную работу в виде исследования и изучения событий военного времени. Ребятами разных поколений был собран очень богатый материал о Сталинградской битве, о наших односельчанах, принимавших в ней участие, о работе в тылу наших железнодорожников.
Проблематика исследования: печально думать, когда представляешь, что интересные события моего родного поселка вдруг не окажутся достоянием молодежи. Подрастающему поколению надо знать о войне, чтобы не утратить память о героическом прошлом, и помнить о нашей Победе.
Гипотеза исследования: в тяжелое для страны время на дальних подступах Сталинграда железнодорожники, простые советские люди независимо от пола, национальности, возраста, совершали свои трудовые подвиги, обеспечивая своими действиями необходимую помощь Сталинграду.
Цель исследования: в контексте изучения данной темы осветить историю железнодорожной станции Верхний Баскунчак на примере самоотверженных подвигов тыловиков.
Задачи исследования: получить и развить навыки исследовательской работы, поиска и отбора разнообразного материала; систематизировать архивный материал школьного музея; развить интерес к работе по изучению истории своего края; показать важную роль тыла в приближении Дня Победы.
Данная работа имеет практическое значение: мы получаем навыки исследовательской работы, обобщаем краеведческий материал периода Сталинградской битвы, который в дальнейшем будет использован в проведении уроков истории, обществознания, краеведения.
Новизной работы является обобщение материала о фронтовых и трудовых подвигах односельчан - тружеников тыла периода Сталинградской битвы.
Источники информации: литературные, музейные, архивные, краеведческие, интернет, личные воспоминания.
Объектом исследования является история моего поселка в период Сталинградской битвы, предметом исследования воспоминания, биографии, газеты, книги из фондов школьного музея.
Хронологические рамки: 17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.
Методы исследования: документальный, литературный, устный опрос старожилов поселка.
Основная часть
"Когда тыл становится фронтом"
Мы хотим вам рассказать историю о стратегическом значении нашего поселка Верхний Баскунчак, о трудовых подвигах железнодорожников в период Сталинградской битвы. Давайте и мы вновь возьмем в руки старые фотографии, пожелтевшие письма, архивные документы школьного музея, наброски - воспоминания и стихи.
В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В междуречье Волги и Дона развернулось величайшее в истории войн сражение. 12 июля 1942 года был образован Сталинградский фронт, а день 17 июля вошел в историю как начало Сталинградской битвы. Мамаев курган стал главной высотой России. На высоте 102,0 велись ожесточённые бои. День и ночь, день и ночь - двести суток шли бои, горел Сталинград, горела Волга, плавился металл, горела земля. Битва под Сталинградом принимала все более ожесточенный характер. Астраханское направление стало левым флангом Сталинградского фронта.
На территории моего родного поселка более двух десятков памятников, установленных на братских могилах. Большинство памятных мест связано, конечно, с Великой Отечественной войной, прошедшей по нашей узловой станции смерчем яростных бомбежек немецко-фашистской авиации. И это понятно. Ведь через нашу станцию шли эшелоны с горючим и техникой, со снарядами и воинскими частями на Сталинград. А оттуда шли с ранеными, с беженцами... Работать приходилось в невероятно трудных условиях. И после каждого налета железнодорожники не только восстанавливали разрушенное путевое хозяйство, ремонтировали технику и оборудование, вели поезда под огнем противника, но и выполняли печальные обязанности по преданию земле останков погибших и умерших от ран моряков, артиллеристов, зенитчиков, летчиков, а также своих земляков, своих родных и близких.
Знакомясь с воспоминаниями и письмами Георгия Георгиевича Латунова, начальника станции Верхний Баскунчак в годы Великой Отечественной войны, нам стало известно нам о том, что первый массированный налет на станцию Верхний Баскунчак был совершен на 25 августа 1942 года. Затем вражеские самолеты стали приходить и уходить по графику. Война изменила условия работы железнодорожного транспорта. Большое влияние на условия работы железных дорог оказывали частые налеты вражеской авиации на узлы, станции и перегоны. Немецко-фашистское командование хорошо понимало важность линий Ахтуба-Баскунчак-Эльтон. Железнодорожный узел был разрушен. В иные дни на Верхне-Баскунчакский узел одновременно налетало до 35 вражеских бомбардировщиков, но благодаря удачной развязке имеющихся путей на станции и строительству обводных путей движение поездов почти не нарушалось.
Георгий Георгиевич рассказал в своей биографии, как в ночь на 2 августа 1942 года собрался весь командный состав Управления дороги. Совещание было необычное. Присутствовали первый секретарь Саратовского обкома партии, представители военного командования. Военные товарищи сообщали, что железнодорожники Сталинграда в тяжелейших условиях, под непрерывными ударами с воздуха продолжают подвозить все необходимое фронту. Люди показывают чудеса героизма. Но натиск фашистов был силен. Основные железнодорожные линии с часу на час будут перерезаны. Остается единственная магистраль - Саратов-Баскунчак-Паромная, которая сможет питать фронт всем необходимым для отражения натиска противника. Государственный Комитет Обороны обязал в кратчайший срок удвоить пропускную способность Астраханской ветки. Принято решение построить двадцать разъездов. Задача трудная. В мирное время на дороге строилось в течение года 3 - 4 разъезда, а теперь за один месяц надо построить в пять раз больше. В тот же день железнодорожники отправились на строительство разъездов.
Путейцы, строители, стрелочники, машинисты, инженеры работали, когда требовалось, и землекопами, и молотобойцами, и грузчиками. Не хватало механизмов. Плохо обстояло дело с материалами, недоставало питания, но люди трудились героически. Приказ Государственного Комитета Обороны был выполнен: все двадцать разъездов построены точно в установленный срок. Пропускная способность Астраханской линии была увеличена в два раза.
Георгий Георгиевич вспоминает, что после 13 сентября 1942 года, когда Сталинградский узел перестал действовать, питание фронта шло бесперебойно по единственной Астраханской линии. Несмотря на то что территория не находилась в зоне боевых действий, суровое дыхание войны ощущалось всюду. В своих письмах Георгий Георгиевич сравнивает коллективный подвиг железнодорожников нашей магистрали с ратными делами защитников Сталинграда.
Немецкие самолеты-разведчики держали каждый поезд под наблюдением, и достаточно было из Астрахани выйти наливному составу, как на подходе к Верхнему Баскунчаку он подвергался бомбежке. Наливные поезда отправляли и пропускали через Верхний Баскунчак вагонами вперед. Таким образом, удалось ввести в заблуждение вражеских воздушных разведчиков. 786 налетов совершила немецко-фашистская авиация на объекты Астраханской линии.
В архивных материалах школьного музея мы нашли воспоминания под названием “Взрыва не произошло”.
Едва поезд № 1202 остановился на станции Богдо, как на него обрушились бомбы. Два вагона загорелись. Их отцепили и оттащили на другой путь. Только успели перевести дух, как заметили, что из люков одного вагона, стоящего в составе, повалил дым. Оказывается, угодил туда раскаленный осколок авиабомбы и зажег упаковку снарядов. Паровозники со всех ног кинулись к горящему вагону. Помощник машиниста, совсем еще “зеленый паренек”, вскочив на плечи механика, нырнул в люк вагона. Через секунду он выглянул оттуда и крикнул: - Владимир Николаевич, песок и воду!
Ему стали подавать ведра с песком и водой. Через несколько минут юноша высунулся, широко раскрыв рот, мигая слезящимися глазами:
- Окатите водой! – прохрипел он. На него плеснули из ведра. Ведра с песком и водой снова подаются в вагон и вылетают обратно пустыми. И вот вместо дыма повалил белесый пар из люка, затем, будто лоснящийся грач, выскользнул оттуда парень и опустился на полотно…
Еще одна история, которую мы нашли в архивных документах школьного музея, также записана по воспоминаниям Латунова Георгия Георгиевича. Самоотверженно и храбро вели себя наши железнодорожники, когда в поворотный круг депо Верхний Баскунчак враг сбросил бомбу большого калибра, которая не взорвалась. Георгий Георгиевич пишет:
"В котлован опустились несколько железнодорожников. Они деловито оплетают стальным тросом подкопанную со всех сторон бомбу. Двое тащат конец троса к стоящему невдалеке паровозу и закрепляют его на крюке. Раздается команда: - Всем укрыться в щели! Машинист Ивин, трогать осторожно! Звучит пронзительный свисток. Паровоз плавно двигается и натягивает трос. Стальная сигара кренится и распластывается на взрыхленной почве. Затем она медленно выползает из котлована. Вражескую бомбу взорвали за семафором. Освобожденные из ловушки локомотивы повели поезда к Сталинграду. А те, что рисковали жизнью, занялись очередными делами". Вот имена этих отважных людей. Руководил операцией главный инженер депо Верхний Баскунчак Алексей Панкратов, паровозный диспетчер Павел Краснов, мастер цеха теплой промывки Василий Мастюков, машинист Роман Ивин.
7 ноября 1942 года железнодорожники послали приветственное письмо героическим воинам Сталинграда, поздравляя их с 25-летием Великого Октября. В письме говорилось: “Мы полностью отдаем себе отчет в том, что успех вашей героической борьбы во многом зависит и от успеха нашей работы. Защитники Сталинграда требуют – будет сделано! – это лозунг имеет огромную популярность у нас, военных железнодорожников, свято выполняющих свой долг. Великая любовь к Родине, неистребляемая ненависть к врагу, непреодолимое стремление как можно лучше помочь вам, дорогие товарищи, - вот что воодушевляет нас на самоотверженный труд… Мы и впредь непрерывно будем снабжать вас всем необходимым!”
Свое слово железнодорожники сдержали. Они внесли весомый вклад в Великую Победу на Волге.
“Сталинград, Сталинград, ты огнем был объят!”
Биографический материал из архивных писем школьного музея Семененко Виктора Васильевича, жителя поселка Верхний Баскунчак, участника Сталинградской битвы.
Семененко Виктор Васильевич – житель нашего поселка, он родился 6 октября 1923 года на небольшой станции Сайхин, но учился на Верхнем Баскунчаке в средней школе № 37.
“На третий день после вручения аттестата началась Великая Отечественная война. Мы участвовали в уборке урожая, а также клали железнодорожные шпалы. В 18 лет я был мобилизован в армию и в начале ноября 1941 года меня отправили в Сталинградский военкомат. И мы пешком отправились до Бекетовки, пройдя не один десяток километров”, - вспоминает Виктор Васильевич.
Виктор Васильевич начал войну в звании рядового. “Когда строили боевые позиции, лес находился на берегу Волги, мы оттуда на плечах по несколько человек поднимали бревна и тащили. Однажды я оступился и надорвался от тяжести бревен. Я долгое время болел, но особенно ощущалась болезнь после войны” - вспоминает ветеран. В боевой обстановке Виктор Васильевич и его товарищи не были отправлены в госпиталь, ведь каждый боец был нужен для защиты города Сталинграда. 23 августа1942 года – это самый страшный день, который навсегда запомнился Виктору Васильевичу и жителям Сталинграда. “Никто никогда не назовет истинную цифру погибших в первый день бомбардировки города” - говорит он. По официальным данным с 24 по 26 августа в городе погибло 1617 гражданских лиц и 1281 человек получили ранения…
… Бои были очень тяжелыми. Полк практически был уничтожен. За это время Виктор Васильевич потерял двух лучших друзей. В Сталинградской битве участвовали мужественные люди, которые защищали свою землю, жертвуя своей жизнью. Они готовы были пойти на любые испытания. Это были отважные воины, и никто из них тогда не знал, что участвует в величайшей битве двадцатого века. Они просто защищали свою Родину.
Виктор Васильевич вспоминает: “Однажды старшина построил дивизион и попросил выйти из строя того, кто умеет играть на гармошке. Я вышел, а старшина вручил мне гармошку “Хромку”. Во взводе были бойцы разных национальностей: русские, казахи, украинцы. Все молодые, задорные. Сочиняли мы анекдоты, частушки про Гитлера и фашистов”.
Виктор Васильевич подбирал на слух мелодии разных народов. Когда бойцы падали духом, он брал гармошку и под бодрую, веселую музыку пел песни “Катюшу”, “Тальянку”.
Виктор Васильевич был награжден медалью “За оборону Сталинграда”, ему дали официальную справку об участии освобождения Будапешта, орден Отечественной войны 2-ой степени, награждали юбилейными медалями.
После войны он работал в средней школе №37 (позже школа №82) учителем музыки и пения. По воспоминаниям учеников тех лет, уроки музыки были любимы детьми и даже самые озорные с радостью бежали на его уроки. Талантливый учитель мог сыграть любую мелодию, достаточно было только напеть её. Виктор Васильевич был строг, но справедлив, мог пошутить и посмеяться вместе с ребятами, дать добрый отеческий совет.
“Что гибель нам? Мы даже смерти выше…”
Одним из самых ценных грузов для Сталинграда были люди. Воины, которых посылали в Сталинград. Им нужно было в кратчайшие сроки оказаться в пункте назначения, и немцы это знали и поджидали составы на подходе к станции жестоко бомбили.
Воспоминания из архивных писем школьного музея
Акулова Александра Андреевича.
Акулов А.А., моряк Тихоокеанского флота, участник Сталинградской битвы.
В сентябре 1942 года через станцию Верхний Баскунчак наш эшелон с моряками тихоокеанского флота следовал на Сталинградский фронт. Наш эшелон подвергся бомбежке и обстрелу немецко-фашистских самолетов. Это было в степи, недалеко от станции Верхний Баскунчак. Утром часов в восемь, появились самолеты, сделали 2-3 круга и ушли. Никто не придал этому значения, даже думали что это наши. Минут через десять снова появились самолеты со стороны восходящего солнца. Это были вражеские самолеты, они стали бросать бомбы на состав, а потом начали бить еще и из пулеметов…
После налета вражеской авиации, нам приказали покинуть эшелоны и рассеяться в степи. Вечером вновь подогнали вагонный состав, мы выжившие моряки, погрузились, и поехали к Сталинграду. По прибытии в Сталинград я попал в 62 армию 95 стрелковую дивизии 161 стрелковый полк.
Воспоминания из архивных писем школьного музея
Удалова Александра Михайловича.
Удалов А.М., моряк Тихоокеанского флота, участник Сталинградской битвы.
Разбомбили наш эшелон с моряками Тихоокеанского флота ранним утром в августе 1942 г., недалеко от станции Верхний Баскунчак. Мы видели, как немецко-фашистские самолеты сбросили бомбы на поселок, а потом, приметив наш воинский эшелон, начали бомбить и его. Это была страшная картина, которую невозможно забыть и вспоминать без слез…
Приказ был дан добраться до Сталинграда, поделившись на маленькие группы, замаскировавшись, степной травой мы пошли…
В составе 62-й и 64-й армий, защищавших Сталинград, беззаветно сражались многие десятки тысяч моряков, в том числе и моряки Тихоокеанского флота. Много моряков этого флота, которые следовали, эшелоном в истекающий кровью Сталинград на его защиту погибли в результате бомбежки на Баскунчакской земле.
“На войне маленьких не бывает!”
Дети войны, проживающие в нашем поселке вспоминали что, не осталось ни одного дома, которого бы не коснулась война. Не осталось ни одной семьи, в которую бы не пришла похоронка. Война не пощадила ни стариков, ни женщин. Война опалила души детей.
Баскунчакской поэтессе Таисии Матвеевне Щербаковой было всего лишь двенадцать лет, когда ее взяли работать в госпиталь - носить раненых солдат с железной дороги до самого госпиталя. С самого раннего детства она боялась крови, а тут пришлось справиться со страхом и перед кровавыми ранами, и перед пулями.
Один из дней в госпитале Щербакова Таисия Матвеевна запомнила на всю жизнь. Она и еще две девочки переносили раненого солдата. По воспоминаниям поэтессы, солдат был широкоплечий, плотный, но довольно-таки легкий, что и удивило. Когда подходили к школе, началась бомбежка. Девочки с носилками забежали во двор и укрылись под яблоней. Одна из бомб упала в тридцати метрах от них. Осколки бомбы разлетелись в разные стороны, изрубили ветки деревьев, врезались в стены школы. Взрывной волной простыню, которой был накрыт солдат, снесло в сторону. «Таисия..., - послышался мужской голос.- Ну, и досталась нам, доченька." Тая обернулась и увидела страшную картину: у солдата не было ни рук, ни ног. Это не возможно было вспоминать без слез.
Вот строчки из стихотворения Таисии Матвеевны Щербаковой:
“Вот так мы росли и взрослели.
Мне память приносит, ничуть не лишая,
Все раны и боли военного детства.
Я раненым детством войну проклинаю…”
Раисе Яковлевне Штефановой было шестнадцать лет, когда началась война, она вспоминает: “Верхнебаскунчакский поселок сгорел, да и нельзя было оставаться там жить из-за налетов вражеских самолетов. Все железнодорожники ушли в степь, за 4-5 километров от станции, там вырыли себе землянки. Оттуда родители уходили восстанавливать разрушенные железнодорожные пути. И не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь не явился или опоздал на дежурство. К фронту шли поезда непрерывно. Недаром в те дни Верхний Баскунчак заслужил название "Форпост Сталинграда".
… Жили в холоде и в голоде. Однажды мы с мамой собирали полынь для землянки, и я сказала: “Мама, я хочу круглый казахский хлеб!”. “Я тоже хочу…”, - грустно сказала мама. Так мы шли по степи и вспоминали довоенное время. И вдруг увидели хлеб! Наверное, выпавшей из повозки для фронта. Для нас, голодных, это было настоящее чудо!
Дроботов Федор Васильевич начал свою трудовую биографию в военные годы совсем молодым, когда ему исполнилось пятнадцать лет, работал машинистом, водил паровозы из Астрахани в Сталинград.
2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск.
В этом есть и заслуга Дроботова Федора Васильевича. Путь, который он обслуживал, пролегал через железнодорожные станции Верхний Баскунчак и Кочевая, которые систематически подвергались обстрелам фашистскими самолетами. Можно считать, что Федор Васильевич всю войну был на передовой, ежедневно рисковал своей жизнью. Война опалила его юность.
Заключение
Соль земли… Об этом богатстве сразу вспоминают, когда речь заходит о нашем крае. Ведь озеро Баскунчак – это солонка нашей родины. Но соль земли – это ещё и люди, олицетворяющие самую суть, душу народа: сильные, добрые, надёжные, любящие свой народ и свою землю. Люди, которые в самое тяжелое для страны время прошли мужественно через все выпавшие на их долю испытания и без сомнений и раздумий жертвовали собой ради Победы.
В конце 1942- начале 1943 года враг рвался к Сталинграду. Форпостом на его пути стал Баскунчак, отвлекая на себя немалые силы противника от города, носившего имя вождя советского государства. Маленькая станция во время Сталинградской битвы стала главным источником питания фронта боеприпасами, боевой техникой, продовольствием, обмундированием, людьми. Заслуга эта принадлежит железнодорожникам - путейцам, связистам, машинистам, и всем жителям посёлка, которые принимали непростые решения, делали невозможное в самые ответственные моменты судьбы своей Родины.
Память о павших - дело живых. Это не пустые слова. Ведь эта память драгоценна тем, что она является не только данью почитания павшим, но и чем-то большим. Мы в долгу перед нашими земляками, ведь они отважно сражались не только в Сталинградской битве, но и не менее отважно трудились на трудовом фронте, отстаивая своей кровью жизнь на земле.
Список используемой литературы:
1. Карвацкая Т.Р., Просянова Т.Н. Память сердца. Письма, воспоминания, документы участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Астрахань “Пента” 2000. С.372
2. Павловский И.Г. Перегон длиной в сто лет. Саратов “Приволжское книжное издательство” 1970. С.125
3. Кимстач А.К., Кульжонков Е.О., и др. Приволжская магистраль за 40 лет Советской власти. Саратов “Саратовское книжное издательство” 1958. С.123
4. Приказчикова Т.А., Глухенькая Л.Ф., Романова Т.В., и др. Мамаев курган – главная высота России. Волгоград “Т-Пресс” 2014. С.108
5. Никитин Ю.А., Федин С.А., Лебедев С.В. Астраханская область в Великой Отечественной войне 1941-1945. Астрахань “Астрахань” 2015. С. 358
Интернет-ресурсы:
http://velikayapobeda.blogspot.com/2010/05/11.html
Приложение 1.
Карта железной дороги Верхний Баскунчак - Сталинград