ХХ городская научно-исследовательская конференция
учащихся «Ступень в будущее»
Секция: 5.Наука, техника, искусство: взгляд в будущее.
Подсекция: 5 (L). Наука в масс-медиа
Тема: «Фотография искусство- или техническое средство передачи информации?»
Кучеренко Юлия Максимовна
МБОУ СОШ №6, г. Салехард ЯНАО
8в класс
Научный руководитель: Федотова Ирина Анатольевна –
учитель технологии МБОУ СОШ № 6 г. Салехард
Салехард, 2018/19 учебный год
«Фотография -это искусство или техническое средство передачи информации?»
Кучеренко Юлия Максимовна
ЯНАО, МО г. Салехард МБОУ СОШ №6, 8 В класс
Научная статья
Краткая история фотографии
«Само слово фотография произошло (от греческих фото – свет и граф - рисую, пишу) – рисование светом. Светопись была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд учёных многих поколений разных стран мира. Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника. 5 век до н.э. первые упоминания о камере-обскуре. Последователи китайского философа Мо-цзы описали возникновение перевернутого изображения на стене затемненной комнаты
Историки разделяют техническое развитие фотографии на четыре важных периода:
1. Период, предшествующий изобретению фотографии, когда была сконструирована переносная камера-обскура, оснащенная линзой (стеноп), и выполнены основные исследования о воздействии света на соли серебра, в тот период была сформулирована идея запечатлеть постоянное изображение, построенное камерой-обскурой, на соответствующем светочувствительном материале.
2. Второй период - собственно изобретение фотографии и первых фотографических процессов: гелиографии Ньепса (1826-1833) ; дагеротипии Дагера (1837-1857) и калотипии Тальбота (1840-1857)
3.Третьим периодом развития стало изобретение Арчера в 1851 году, положившее начало эре коллодия, закончившейся в 1880 году.
4.Ввод бромсеребряных желатиновых эмульсий Меддокса в 1871 году, усовершенствованных в 1873-1878 гг. Бургесом, Кеннетом и Бенетто. Она привела к промышленному производству сухих фотографических пластинок , пленок и бумаги сегодняшних дней
XIX век
1888 Начинается выпуск бокс-камеры Kodak № 1 для рулонной фотоплёнки и первого централизованного сервиса проявки и печати[* 1]. Камера с отснятой плёнкой отправлялась по почте на завод, откуда высылалась перезаряженной и с комплектом готовых фотографий. Тогда же появился рекламный слоган компании Kodak: «Вы нажимаете на кнопку, мы делаем всё остальное»[46][49];
1889 Поступает в продажу первая рулонная фотоплёнка на целлулоидной подложке производства компании Eastman Company, позднее переименованной в Eastman Kodak; 1892 Жюль Карпантье выпустил первый фотобинокль — разновидность фотоаппарата для незаметной моментальной съёмки[53];
1893 Британский оптик Гарольд Тейлор запатентовал оптическую систему «Триплет», послужившую основой для многих современных фотообъективов[54];
XX век
1907 Французским физиком Эдуардом Беленом был изобретён «беленограф» (англ. Bellinograph), пригодный для передачи фотографий на расстояние[59][60];
1911 Русский офицер Владимир Потте изобрёл первый в мире аэрофотоаппарат, рассчитанный на полуавтоматическую кадровую маршрутную съёмку[61][62][63];
1923 Гарольд Эджертон изобрёл ксеноновую газоразрядную лампу, ставшую основой электронных фотовспышек;
1925 Началось серийное производство первого в мире малоформатного фотоаппарата «Leica I»[64]; Eastman Kodak начал выпуск цветной фотоплёнки «Kodacolor» с лентикулярным линзовым растром[66];
1935 Агентство Ассошиэйтед Пресс начало регулярную передачу снимков с мест события в центральный офис с помощью фототелеграфа[69]
1938 Выпущен первый фотоаппарат, оснащённый экспозиционной автоматикой «Kodak Super Six-20»[72];
1946 24 октября сделан первый снимок Земли из космоса при помощи фотоаппарата, установленного на трофейной ракете «Фау-2»[75].
1948 Polaroid выпустил первый в мире фотоаппарат для моментальной фотографии «Polaroid Land-95»[76];
1959 Фототелевизионное устройство передаёт изображения Луны с межпланетной станции «Луна-3»;
1972 Polaroid начал выпуск первых «интегральных» комплектов типа SX-70 одноступенного фотопроцесса, проявляющихся полностью автоматически;
1979 Выпущен первый в мире компактный фотоаппарат «Canon AF-35M» с автофокусом на основе инфракрасного локатора[82];
1987 В объективах для фотоаппарата «Canon EOS 650» впервые использован современный привод автофокуса с ультразвуковым двигателем[85];
1995 Выпущен первый потребительский цифровой фотоаппарат «Casio QV-10» со встроенным жидкокристаллическим дисплеем для просмотра готовых фотографий[101];
1996 Eastman Kodak, Fujifilm, Agfa и Konica представили усовершенствованную фотосистему, призванную заменить малоформатную фотографию;
1997 Преодолён символический рубеж в 1 мегапиксель для непрофессиональных камер: выпущены фотоаппараты «FujiFilm DS-300» (1,3-мегапикселя) и «Olympus C-1400L» (1,4 мегапикселя)[102];
2000 Компания SoftBank выпустила первый камерафон «J-SH04», способный передавать цифровые фотографии по беспроводным сетям[103]; событие дало толчок процессу вытеснения плёнки не только из профессиональной сферы, но и в любительской фотографии;
2006 Выпущен первый зеркальный фотоаппарат «Olympus E-330» с функцией Live View[108]; 2008 Поступил в продажу беззеркальный фотоаппарат «Panasonic Lumix DMC-G1»[109]; Первый цифровой зеркальный фотоаппарат «Nikon D90», с функцией видеозаписи;
2012 Компания Sony представила первую полнокадровую компактную камеру Sony RX1;
2014 Компания Sony анонсировала выпуск вогнутой фотоматрицы, позволяющей повысить светосилу объективов при одновременном удешевлении их конструкции[110]$
2017 Начаты продажи цифрового фотоаппарата «Light L16», оснащённого 16 объективами и способного создавать фотографии с разрешением 52 мегапикселя[111][112][113];
2018 Компания «Canon» заявила о создании предельно большой сверхчувствительной КМОП-матрицы с размером датчика 20×20 см[114]
Для чего и как я фотографирую? Анализ данных соцопроса.
Фотография– сегодня мы довольно часто встречаем это слово, и не только в средствах массовой информации, но и в повседневных разговорах. Однако далеко не все понимают, что это такое. Фотография-это документально-изобразительное сообщение о снимаемом объекте. Рассказать о снимаемом объекте можно по- разному, в зависимости от того, что вы хотите сообщить зрителю. В основе удачного фотоснимка всегда лежит интерес и неравнодушие самого автора к тому, что он снимает. Я задаю себе вопрос - для чего людям ежедневно делать миллионы фотографий, которые через короткое время забудутся или отправятся в «корзину»? Что движет человеком совершать это действие? «Мотив-вот ключ ко всем поступкам!» сказал французский писатель Бернар Вербер. Если взять за основу рассуждений классификацию человеческих потребностей американского психолога Абрахама Маслоу, то получается, что современному подростку не хватает потребности в общении, внимания к себе, самореализации. В эту группу войдет большое количество фотографий типа «selfi»-автопортреты на телефон, «я и достопримечательность». Основное достоинство таких фотографий - бренд используемой фототехники, где технологическое качество изображения на высоком уровне, а художественная ценность низка. Мотивация сверстников, делающих такие снимки, попытка самоутвердиться. Следовательно, фотография является не целью, а инструментом достижения какого-либо социального статуса, где содержанию фотографии не придается важное-значение. Акцент сделан на бренде «крутого смартфона». Значит критическое отношение к отснятому материалу со стороны автора отсутствует, потому что нет потребности в совершенствовании творческих фотографических навыков. Другое дело, когда создается фотоархив, желание сохранить для потомков историю своей семьи, тогда фотография - документ, цель которого запротоколировать для истории какое-либо событие. Отсутствие потребности творческого роста и критического анализа в данном случае, возможно оправданы. Если у человека есть потребность достичь успеха в фотографии, то это подталкивает фотолюбителя заниматься самообразованием. Учиться проводить анализ своих и чужих фоторабот. На этом этапе фотография подвергается критическому восприятию автора и может стать художественным произведением. Большинству людей творческий подход к фотографии неинтересен, потому что их мотивация направлена на удовлетворение других потребностей. Критическое отношение к снимкам будет у тех фотолюбителей, которые стремятся что-либо доказать себе или окружающим. Появившаяся потребность в признании, самовыражении заставит человека искать, экспериментировать, пробовать.
Для получения основной информации было проведено анкетирование учащихся 7-8 классов МБОУ СОШ №6 г. Салехард в количестве 70 человек. С помощью анкеты предполагалось выяснить отношение учащихся к процессу создания художественных фотоснимков. Результаты опроса показали, что большинство опрошенных желают получить признание и одобрение за выставленные фотографии в социальных сетях, часть фотографирует для того, чтобы осталась память о событии и только малая доля опрошенных фотографирует просто так , либо проверяет качество нового смартфона.( См-ть приложение №1).
Правила создания художественной фотографии. Полезные рекомендации.
Что нужно знать, чтобы получились красивые фотографии?
1.Золотое сечение в фотографии.
Золотое сечение или правило третей - первое, о чем следует знать начинающему фотографу! Вы рисуете 2 воображаемые линии (горизонтальных и вертикальных) на равных расстояниях друг от друга и фактически делите изображение этими линиями на три части, отсюда и название - "правило третей". Это правило основано на теории о том, что глаза естественным образом обращают внимание на участки - находящиеся на пересечении таких линий и на самих линиях. Как правило, в фотографии - все главные линии находящиеся в кадре - должны находиться именно у этих воображаемых линий - делящих кадр на трети... Хорошим примером этого являются пейзажные фотографии.
2.Линейная перспектива в фотографии и не только...
Выделяют три вида перспективы - линейную, тональную и обратную. Перспектива призвана - усилить выразительность фотографии, придать фотографии глубину, а иногда - чтобы сфокусировать внимание зрителя на какой либо части фотоснимка, на каком либо объекте в кадре.
Линейная перспектива. Использовать ее - проще всего, и результат часто превосходит ожидания. По законам восприятия - такое положение линий - придает плоскому изображению - ощущение глубины... Такой же эффект будет от линий разметки шоссе - уходящего в даль, или берега реки, или линии набережной
3.Ритм в композиции
Ритм "оживляет" любое изображение, придает особую выразительность! Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов. Простейший пример – несколько линий, перемежающихся особым интервалом.
4.Гармоничное соотношение объект-фон (фокус на нужном объекте, единая тональность) - сочетание цвета фона и объекта фотографирования гармоничны .Экпозиция максимально передает тональный диапазон или по-другому детали зарегистрированы как в тенях ,так и в светах.
5.«Роль точки съёмки, ракурса и крупности плана» тесно связана с понятием композиции. Композиция кадра (с лат. "сочинение", "соединение", "связь") - это построение изображения путем гармоничного соединения отдельных его частей в единое целое, при этом изображение должно быть закончено с точки зрения линейного, светового и тонального строя. Фотограф находит такое место для установки фотоаппарата и такое его положение по отношению к объекту, при которых событие или объект наиболее правдивы и выразительны. Положение точки съёмки в пространстве определяется тремя координатами: удалённостью от объекта, высотой установки фотоаппарата и направлением съёмки. Если верить сухой терминологии, ракурс – это видение какого-то объекта с определенной точки пространства. Представьте себе любой предмет посреди комнаты, к примеру, пластиковый манекен, посмотрите на него спереди, сбоку, сверху, в поле зрения попадут разные части модели – это видение и называется ракурсом. Умение выбирать правильную позицию относительно предмета съемки, пожалуй, одна из самых главных задач фотографа. Если недочеты, такие как пересвет и образование ненужных теней, можно с легкостью исправить во время обработки фотографии, то внести коррективы в неудачный ракурс невозможно. Точка съемки – это всего-навсего физическое расположение камеры относительно предмета. Самым популярным принято считать положение на уровне глаз, поскольку окружающая действительность, переданная таким образом, является привычной и обыденной. Положение камеры снизу-вверх, позволяет выигрышно фотографировать силуэты на фоне заката, динамичные сцены, например, во время танца или прыжка, а также архитектуру или природу.
Съемка с верхней точки.
Верхняя точка съемки – это когда объект находится ниже вас, и вы видите его сверху. Чтобы сделать снимок с верхней точки, не нужно забираться на высотку. Наклоните камеру под углом вниз – вот вам и верхняя точка съемки. Предметная съемка: наиболее часто используется съемка объектов сверху.


6.Ключевой момент: пиковый момент развития ситуации Важен ракурс, угол зрения,под которым снимается объект .От того сбоку, сверху или снизу мы глядим на него, меняется и наше впечатление от него, а также фактура вещи или предмета на крупном плане производит особо сильное впечатление , в отличии от общего плана.
7.Свет- средство композиционной акцентировки и спецэффекта.
Он акцентирует внимание зрителя и при помощи светотоновых контрастов ведет взгляд зрителя по снимку
8.Силуэт (четкий силуэтный рисунок основного объекта съемки, цветом или светом отделяющий от фона.
Советы по выбору удачного ракурса
Выбирайте перспективу, таким образом, чтобы натура привлекала внимание полностью на себя и доминировала в кадре. Пользуйтесь правилом золотого сечения, для этого условно проведите три линии на равном расстоянии, как по вертикали, так и горизонтали, объект должен находиться в точках пересечения или вдоль этих линий. Помните, это правило зависит непосредственно от масштабов и типа объекта, а также общего замысла.
Избегайте таких нелепостей, когда предметы заднего фона вмешиваются в передний план. Например, дерево или фонарь, находящиеся за человеком, могут показаться «торчащими» из его головы. Во избежание этого, поэкспериментируйте с диагональными и боковыми направлениями.
Выбирая перспективу для портрета необходимо учитывать тип лица, которые классифицируются, как по форме, так и по общим чертам. К примеру, чтобы нос казался значительно меньше, фотографировать нужно в анфас или в пол оборота. Если модель имеет крупные глаза, следует оказаться от съемки сверху, потому как в результате можно получить инопланетные кадры. При фотосессии полных людей нужно, наоборот, использовать верхнюю точку съемки – это зрительно уменьшит габариты фигуры.
Эти правила не имеют жестких рамок: вы можете применять их на практике, а можете полностью игнорировать. Поскольку создание композиции – это творческий процесс, в него следует вносить нотки творчества, чтобы результат не был похож на чужой.
Заключение
В ходе исследования и изучения темы, я узнала, как зародилась фотография, её виды. Узнала мнение одноклассников о фотографировании и фотографиях. Проанализировав полученные данные, я пришла к выводам: Фотографируют почти все, но критическое отношение к отснятому материалу со стороны автора почти отсутствует, потому что нет потребности в совершенствовании творческих фотографических навыков и как следствие «наводнение» сети интернет фотографиями «однодневками» Отсутствие потребности творческого роста и критического анализа в данном случае, возможно оправданы, потому что пользователи надеются на технологические возможности самой аппаратуры. Взял в руки фотоаппарат, нажал на кнопку и художественный снимок готов. За тебя все сделала техника. Если у человека есть потребность достичь успеха в фотографии, то это подталкивает фотолюбителя заниматься самообразованием. Учиться проводить анализ своих и чужих фоторабот. На этом этапе фотография подвергается критическому восприятию автора и может стать художественным произведением. Большинству людей творческий подход к фотографии неинтересен, потому что их мотивация направлена на удовлетворение других потребностей. Критическое отношение к снимкам будет у тех фотолюбителей, которые стремятся что-либо доказать себе или окружающим. Появившаяся потребность в признании, самовыражении заставит человека искать, экспериментировать, пробовать. Для всех, кто любит фотографию, любуется шедеврами профессионалов, сам создаёт качественные, неповторимые работы, ответ очевиден: фотография - это искусство!
Библиография
В написании работы использовались следующие источники:
1.Антон Карпин. Золотое сечение в фотографии. Фотография для начинающих .М., 2012г Издательство: Самиздат
2.Валерий Романов статья «Форма и содержание в фотографии. События, символы и аллегории» 2012 г.
3. Г.Д Розов. Искусство фотографии. Издательство: АСТ, 2006.
Использованы материалы сайтов:
photographer.ru
photomir/index
nehudlit.ru books/azbuka-fotografii html
http://allphoto.at.ua/
http://fotokto.ru/
http://photoword.ru/
http://www.fotokomok.ru/
http://videoforme.ru/