СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему: «Словарь произведений Лермонтова как средство формирования читательской и языковой культуры учащихся».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарь произведений Лермонтова явлется ценным инструментом в обучении, позволяющим интегрировать литературный,лингвистический и методический подходы. Он способствует: развитию языковой чувствительности; осмысленному восприятию литературного текста;формированию учительской культуры как образца аналитического подхода;активизации речевой и познавательной деятельности учащихся.Систематическая словарная работа формирует у школьников глубокое понимание языка как культурного феномена и развивает способность к интерпретации сложных текстов, что особенно важно в условиях современного гуманитарного образования.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: «Словарь произведений Лермонтова как средство формирования читательской и языковой культуры учащихся».»

Исследовательская работа

Тема: «Словарь произведений Лермонтова как средство формирования читательской и языковой культуры учащихся».

Автор: Пашкова М.В.

Место работы: МБОУ СШ№54 г.Липецка

Должность: Учитель русского языка и литературы.

Год: 2025

1.Введение

Изучение художественного слова – важнейшая составляющая курса литературы. В центре внимания – не только содержание произведения, но и язык, с помощью которого автор создает художественный образ, передает настроение, раскрывает характеры героев. Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова занимают особое место в школьной программе: поэт оставил после себя богатое литературное наследие, пронизанное философскими размышлениям, чувством одиночества, стремлением к свободе, поиском смысла жизни.

Однако язык Лермонтова, насыщенный архаизмами, славянизмами, метафорами, не всегда легко воспринимается современными школьниками. Слова и выражения, привычные читателю 19 века, могут быть непонятны или восприниматься иначе. Это создает барьер в восприятии текста, препятствует его глубокому пониманию.

Для преодоления этого барьера я предложила учащимся поэтапно создать «Словарь произведений Лермонтова» - проект, который помогает не только разобраться в непонятной лексике, но и глубже погрузиться в поэтику и образный строй произведений.

2. Актуальность темы.

Современные подростки живут в эпоху быстрых коммуникаций, сокращенных форм и цифрового мышления. В таких условиях у них снижается интерес к классической литературе, особенно если язык кажется сложным и «устаревшим». Между тем, произведения Лермонтова являются яркими примерами высокого литературного стиля, богатого выразительными средствами, разнообразной лексикой, глубокими философскими категориями.

Работа с лексикой произведений позволяет:

научиться вдумчиво читать и анализировать художественный текст;

расширить словарный запас учащихся;

формировать навыки смыслового чтения и интерпретации;

активизировать познавательную деятельность через исследование языка классиков;

интегрировать знания из других предметных областей (история, культура, религия, философия).

Таким образом, создание тематического словаря – это не просто вспомогательная работа, а мощный инструмент формирования читательской, лингвистической и культурной компетенции.

3. Цель и задачи исследования

Цель:

Разработать и внедрить в учебную практику методику создания учащимися тематического словаря произведений М.Ю.Лермонтова с целью повышения уровня читательской и языковой культуры.

Задачи:

Проанализировать художественную лексику произведений Лермонтова, входящих в школьную программу. Выделить и классифицировать слова, требующие пояснения: АРХАИЗМЫ, СЛАВЯНИЗМЫ, ПОЭТИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Разработать формат словарной статьи, адаптированный для учащихся 7-10 классов.

Организовать работу над словарем в форме проекта.

Оценить эффективность данной методики в учебной практике.

4.Обзор литературы и методологическая база.

Исседование базируется на трудах по лексикографии, лингвостилистике и методике преподавания литературы. Среди значимых теоретических источников можно выделить:

Работы В.В.Виноградова, Л.И.Тимофеева, Ю.М.Лотмана о поэтическом языке; методические разработки по изучению языка классической литературы в школе; концепции деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин);

Современные требования ФГОС к формированию универсальных учебных действий, включая исследовательские и проектные.

Особое внимание уделяется понятию «внутритекстового словаря» - как способу выявления культурных, языковых и стилевых слоёв текста. Этот приём активно используется в современной филологической и методической практике.

5.Организация и проведение исследования.

5.1.Подбор материала.

В качестве базы для словаря были выбраны наиболее изучаемые на уроках произведения М.Ю.Лермонтова:

Стихотворения: «Смерть поэта», «Парус», «Тучи», «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «И скучно и грустно», «На севере диком».

Поэмы: «Мцыри», «Демон» (фрагментарно).

Роман: «Герой нашего времени».

5.2.Классификация лексики

Учащиеся совместно с учителем анализировали тексты, выделяли непонятные или интересные слова , затем классифицировали их по группам:

Архаизмы и историзмы: рать, витязь, ланиты, чело, корсар, обитель, перст.

Церковно-славянизмы: скрижали, грех, ангел, лик, молитва, небеса.

Поэтические образы и метафоры: мятежный парус, томленье сердца, безумный ветер.

Военно-бытовая лексика: штык, ружьё, казак, выстрел, солдатская шинель.

Фразеологизмы и устойчивые выражения: «в сердечной пустоте», «в минуты жизни трудные», «в груди моей угасло чувство прежнее», и т.п.

6. Пример словарных статей

Слово: Ланиты

Произведение: «Мцыри»

Значение: щёки (устар.)

Контекст: «Он злобно смотрит мне в ланиты…»

Пояснение: Используется в поэтической речи для передачи нежности, романтизма, иногда – патетики. В «Мцыри» подчёркивает поэтический стиль описания.

Слово: Мятежный

Произведение: «Парус»

Значение: бунтующий, восстающий, стремящийся к борьбе.

Контекст: «Мятежный, ищет бурь, как будто в бурях есть покой!»

Комментарий: Образ паруса – это аллегория поэта или человека, не находящего себе места в мире. Слово «мятежный» передает внутреннее стремление к свободе и самоутверждению.

Слово: Обитель

Произведение: «Мцыри»

Значение: монастырь, место уединения.

Происхождение: церковно-славянское.

Пояснение: символ заключения, тюрьмы для главного героя, противопоставляется свободе.

7.Результаты реализации проекта

Поект реализовался в течение полугода. Были проведены следующие мероприятия:

Уроки с элементами исследовательской работы. Работа в группах по подбору слов и составлению карточек.

Создание электронного словаря (в виде Google-презентации или сайта). Выступления учащихся с фрагментами толкования слов. Использование словаря при написании сочинений и проектных работ.

Результаты:

78% учащихся отметили, что после проекта им стало легче понимать смысл текстов Лермонтова.

65% стали использовать отдельные поэтические слова в речи и сочинениях.

Повысилась мотивация к чтению художественной литературы. Повысился средний бал по литературе на 0,5-0,7 балла.

8.Заключение

Проект «Словарь произведений Лермонтова» оказался эффективным методом углублённого изучения творчества великого поэта. Он объединил лингвистические, литературоведческие и воспитательные аспекты.

Учащиеся не только расширили свой словарный запас, но и научились вдумчиво читать, видеть в словах и образах нечто большее, чем просто художественный приём. Они начали понимать язык поэзии как часть культурного кода своей страны.

Проект может быть адаптирован для других авторов: А.С.Пушкина, И.А.Бунина, А.А.Блока, М.А.Шолохова. В будущем возможно создание интерактивного «Словаря школьной классики» силами учащихся.

9.Приложения

Таблица с выделенной лексикой из произведений Лермонтова.

Образцы карточек словаря (печатные и цифровые).

Скриншоты электронного словаря.

Фрагменты сочинений учеников с использованием новых слов. Анкета и результаты опроса учащихся.