Исследовательская работа
Тема: «Словарь произведений Лермонтова как средство формирования читательской и языковой культуры учащихся».
Автор: Пашкова М.В.
Место работы: МБОУ СШ№54 г.Липецка
Должность: Учитель русского языка и литературы.
Год: 2025
1.Введение
Изучение художественного слова – важнейшая составляющая курса литературы. В центре внимания – не только содержание произведения, но и язык, с помощью которого автор создает художественный образ, передает настроение, раскрывает характеры героев. Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова занимают особое место в школьной программе: поэт оставил после себя богатое литературное наследие, пронизанное философскими размышлениям, чувством одиночества, стремлением к свободе, поиском смысла жизни.
Однако язык Лермонтова, насыщенный архаизмами, славянизмами, метафорами, не всегда легко воспринимается современными школьниками. Слова и выражения, привычные читателю 19 века, могут быть непонятны или восприниматься иначе. Это создает барьер в восприятии текста, препятствует его глубокому пониманию.
Для преодоления этого барьера я предложила учащимся поэтапно создать «Словарь произведений Лермонтова» - проект, который помогает не только разобраться в непонятной лексике, но и глубже погрузиться в поэтику и образный строй произведений.
2. Актуальность темы.
Современные подростки живут в эпоху быстрых коммуникаций, сокращенных форм и цифрового мышления. В таких условиях у них снижается интерес к классической литературе, особенно если язык кажется сложным и «устаревшим». Между тем, произведения Лермонтова являются яркими примерами высокого литературного стиля, богатого выразительными средствами, разнообразной лексикой, глубокими философскими категориями.
Работа с лексикой произведений позволяет:
научиться вдумчиво читать и анализировать художественный текст;
расширить словарный запас учащихся;
формировать навыки смыслового чтения и интерпретации;
активизировать познавательную деятельность через исследование языка классиков;
интегрировать знания из других предметных областей (история, культура, религия, философия).
Таким образом, создание тематического словаря – это не просто вспомогательная работа, а мощный инструмент формирования читательской, лингвистической и культурной компетенции.
3. Цель и задачи исследования
Цель:
Разработать и внедрить в учебную практику методику создания учащимися тематического словаря произведений М.Ю.Лермонтова с целью повышения уровня читательской и языковой культуры.
Задачи:
Проанализировать художественную лексику произведений Лермонтова, входящих в школьную программу. Выделить и классифицировать слова, требующие пояснения: АРХАИЗМЫ, СЛАВЯНИЗМЫ, ПОЭТИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Разработать формат словарной статьи, адаптированный для учащихся 7-10 классов.
Организовать работу над словарем в форме проекта.
Оценить эффективность данной методики в учебной практике.
4.Обзор литературы и методологическая база.
Исседование базируется на трудах по лексикографии, лингвостилистике и методике преподавания литературы. Среди значимых теоретических источников можно выделить:
Работы В.В.Виноградова, Л.И.Тимофеева, Ю.М.Лотмана о поэтическом языке; методические разработки по изучению языка классической литературы в школе; концепции деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин);
Современные требования ФГОС к формированию универсальных учебных действий, включая исследовательские и проектные.
Особое внимание уделяется понятию «внутритекстового словаря» - как способу выявления культурных, языковых и стилевых слоёв текста. Этот приём активно используется в современной филологической и методической практике.
5.Организация и проведение исследования.
5.1.Подбор материала.
В качестве базы для словаря были выбраны наиболее изучаемые на уроках произведения М.Ю.Лермонтова:
Стихотворения: «Смерть поэта», «Парус», «Тучи», «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «И скучно и грустно», «На севере диком».
Поэмы: «Мцыри», «Демон» (фрагментарно).
Роман: «Герой нашего времени».
5.2.Классификация лексики
Учащиеся совместно с учителем анализировали тексты, выделяли непонятные или интересные слова , затем классифицировали их по группам:
Архаизмы и историзмы: рать, витязь, ланиты, чело, корсар, обитель, перст.
Церковно-славянизмы: скрижали, грех, ангел, лик, молитва, небеса.
Поэтические образы и метафоры: мятежный парус, томленье сердца, безумный ветер.
Военно-бытовая лексика: штык, ружьё, казак, выстрел, солдатская шинель.
Фразеологизмы и устойчивые выражения: «в сердечной пустоте», «в минуты жизни трудные», «в груди моей угасло чувство прежнее», и т.п.
6. Пример словарных статей
Слово: Ланиты
Произведение: «Мцыри»
Значение: щёки (устар.)
Контекст: «Он злобно смотрит мне в ланиты…»
Пояснение: Используется в поэтической речи для передачи нежности, романтизма, иногда – патетики. В «Мцыри» подчёркивает поэтический стиль описания.
Слово: Мятежный
Произведение: «Парус»
Значение: бунтующий, восстающий, стремящийся к борьбе.
Контекст: «Мятежный, ищет бурь, как будто в бурях есть покой!»
Комментарий: Образ паруса – это аллегория поэта или человека, не находящего себе места в мире. Слово «мятежный» передает внутреннее стремление к свободе и самоутверждению.
Слово: Обитель
Произведение: «Мцыри»
Значение: монастырь, место уединения.
Происхождение: церковно-славянское.
Пояснение: символ заключения, тюрьмы для главного героя, противопоставляется свободе.
7.Результаты реализации проекта
Поект реализовался в течение полугода. Были проведены следующие мероприятия:
Уроки с элементами исследовательской работы. Работа в группах по подбору слов и составлению карточек.
Создание электронного словаря (в виде Google-презентации или сайта). Выступления учащихся с фрагментами толкования слов. Использование словаря при написании сочинений и проектных работ.
Результаты:
78% учащихся отметили, что после проекта им стало легче понимать смысл текстов Лермонтова.
65% стали использовать отдельные поэтические слова в речи и сочинениях.
Повысилась мотивация к чтению художественной литературы. Повысился средний бал по литературе на 0,5-0,7 балла.
8.Заключение
Проект «Словарь произведений Лермонтова» оказался эффективным методом углублённого изучения творчества великого поэта. Он объединил лингвистические, литературоведческие и воспитательные аспекты.
Учащиеся не только расширили свой словарный запас, но и научились вдумчиво читать, видеть в словах и образах нечто большее, чем просто художественный приём. Они начали понимать язык поэзии как часть культурного кода своей страны.
Проект может быть адаптирован для других авторов: А.С.Пушкина, И.А.Бунина, А.А.Блока, М.А.Шолохова. В будущем возможно создание интерактивного «Словаря школьной классики» силами учащихся.
9.Приложения
Таблица с выделенной лексикой из произведений Лермонтова.
Образцы карточек словаря (печатные и цифровые).
Скриншоты электронного словаря.
Фрагменты сочинений учеников с использованием новых слов. Анкета и результаты опроса учащихся.