Оглавление
1. Введение………………………………………………………………………3-4
2. Основная часть
Глава 1. История возникновения и развития школы …............................5-7
Глава 2. Современная школа……………………………………………...7-10
Глава 3. Простая сельская учительница………………………………...10-13
3. Заключение…………………………………………………………………….14
4. Первоисточники……………………………………………………………….15
5.Приложения
Введение
Школа имеет огромное значение в жизни каждого человека. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность. Много школ в нашей огромной стране, но у каждого есть своя, родная школа. Для меня это – МКОУ « Болотская СОШ», в которой я учусь в 8 классе. Для небольшого села, такого как наше, значение школы особенно велико. Она является не только образовательным учреждением, но и культурным центром.
Целью моей исследовательской работы является изучение истории становления и развития Болотской школы с. Болото Горшеченского района Курской области в событиях, фактах, лицах, документах.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Собрать и проанализировать материал, который имеется в школьном архиве.
2. Провести опрос очевидцев и старожилов села.
3. Проследить историю развития школы от начала ее становления до наших дней.
Методы:
- беседы с выпускниками школы;
- беседа с пенсионерами учителями;
- интервью, опрос.
Объектом данного исследования является история Болотской средней школы.
Приобщение к истории своей малой родины является темой актуальной и неисчерпаемой для каждого человека любого возраста, особенно для молодёжи.
Новизна моей работы заключается в том, что впервые описывается история нашей школы.
Оформлено приложение, в котором содержится иллюстративный материал.
Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что
каждый ученик должен знать историю школы, в которой учится.
Тема выбрана мной не случайно. Сегодня многие ученики, родители, жители села не знают историю родной школы, имена педагогов, которые внесли большой вклад в развитие и становление нашего учебного заведения.
Мне было интересно узнать историю родной школы, и надеюсь, что моя работа вызовет интерес у всех учащихся нашей школы, которые подключатся ко мне, и наше дело станет коллективным.
Глава 1. История возникновения и развития школы
Образование в с. Болото начало развиваться с открытием церковно – приходской школы, еще в 1835 г. Обучались всего три года закону божьему, письму, чтению и счету. Жителям запомнился один из учителей той пора – сын священника из соседнего села Березово, Баженов.
С 1902 года школа стала земской, существовала на средства земства (Приложение 1). Образование в земской школе было 4–х летнее вплоть до 1934 года. В 1934 году школа была реорганизована в семилетнюю. До 1924 года заведующим был Сальков Тимофей Моисеевич. Его жена Дарья Ивановна вела русский язык.
В семилетней школе математику вела Мишина Мария Митрофановна, Есаулова Евдокия Андреевна - биологию и немецкий язык. Завучем была Воскобойникова Надежда Васильевна. Елена Степановна Настрыкина и ее муж Тихон Ефимович преподавали с 30-х годов до начала войны. Тихон Ефимович умер по болезни еще до 1941 года, а Елена Степановна погибла во время бомбежки. Осталось двое малолетних детей, которые были отправлены в детский дом. Вскоре Салькова Т.М. перевели директором школы в с. Сосновка, а Воскобойникова Н.В. стала директором Болотской школы.
Большей частью учителя были приезжими, жили на квартирах. Многие из них были замечательные специалисты, давали прочные знания учащимся. Кроме обучения детей занимались обучением взрослых, создавали «ликбезы». Обучение происходило в вечернее время на дому. После работы собирали всех стариков и учили их счету и письму. Обучением было охвачено почти все население села. В 1939 году директором школы стал Шенцев Николай Тихонович, родом из соседнего с. Вислое. Его жена Варвара Романовна вела начальные классы..
В 1941 году всех мужчин учителей забрали на войну. Многие погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Школа потерпела утраты и материальные и человеческие. Из-за недостатка учителей экзамены принимали преподаватели из других школ: Часовских Анна Алексеевна, Ишкова Варвара Васильевна. Во время оккупации школа работала всего около двух месяцев, и только начальные классы.
6-7 февраля 1943 года Горшеченский район был освобожден от фашистских захватчиков. Мирная жизнь очень медленно стала возвращаться в свое русло, с 25 февраля уже работала 4 -х летняя школа. Школа была полуразрушена, не было пособий и принадлежностей для учебы. Заведующей школой была Шенцева Мария Васильевна уроженка села Болото. С 15 августа 1943 года школа была реорганизована в семилетнюю, и Мария Васильевна стала директором. На этой должности она работала до 26 ноября 1946 года, затем выехала в Молдавию по месту службы мужа. В годы ее работы преподавали: Хаустова Вера Васильевна (начальные классы), Часовских Варвара Васильевна (русский язык), Евсеев Дмитрий Алексеевич (физкультура), Часовских Екатерина Михайловна (начальные классы), Бородина Валентина Федоровна (русский язык), Деева Вера Михайловна (математика), Шалаева Мария Ивановна (начальные классы).
С 1946 года по 1956 год директором школы был Евсеев Дмитрий Алексеевич. После него эту должность приняла Переверзева Полина Ивановна (Приложение 2). Еще в 1951-1952 годах школа была реорганизована в восьмилетнюю (Приложение 1, 4).
Полину Ивановну сменила в 1959 году Карпухина Мария Тихоновна. Под ее руководством работали и много сил отдали делу образования учителя - жители села Болото: Севрюкова Валентина Тимофеевна (более 40 лет), Хаустова Мария Архиповна (38 лет), Шенцева Мария Васильевна (36 лет), Лихушина Мария Акимовна (около 40 лет), Евсеева Зинаида Терентьевна, Дуракова Александра Михайловна, Шенцева Галина Семеновна. В те годы работал и ветеран войны Лихушин Алексей Михайлович, который преподавал немецкий язык.
С 1983 года по 1994 год директором был Хаустов Василий Федорович (Приложение 3). В годы его руководства в школе произошли существенные изменения. Из восьмилетней она была реорганизована в среднюю в 1987 году и переведена из деревянного здания земской школы в двухэтажное кирпичное здание, построенное в 1985 году (Приложение 1, 3). Хаустов В.Ф. умер в 1994 году по болезни, директором стал Сапунов Иван Митрофанович (родом из с. Солдатское) (Приложение 3).
Глава 2. Современная школа
С 1998 г. и до сегодняшнего дня директором школы является Шабанова Любовь Степановна (Приложение 4). В 2014 году школе было присвоено имя бывшего ученика нашей школа Героя Советского Союза Воротынцева И.М..
В данный момент школьный коллектив состоит из 78 учащихся и 17 учителей. Все учителя профессионалы своего дела, 16 учителей имеют 1квалификационную категорию. Большинство из них участвовали в конкурсе «Учитель года», где занимали призовые места. Имеют следующие награды:
Почетный работник общего образования РФ – 3
Почетная грамота Губернатора Курской области - 2
Почетная грамота Курской областной Думы - 2
Почетная грамота комитета образования и науки Курской области – 5
Благодарность Губернатора Курской области - 2
Важным направлением работы является совершенствование педагогического мастерства, в настоящий момент в школе работает сплоченный творческий педагогический коллектив, который решает проблему гуманизации процесса обучения и воспитания школьников, повышения качества знаний обучающихся.
В нашей школе 16 учебных кабинетов. На первом этаже кабинеты начальных классов, иностранного языка, ОБЖ, химии, истории и обществознания, библиотека, учительская, где оформлены информационные стенды.
Наша школа сыграла большую роль в развитии образования жителей села, о чем можно судить по таким цифрам. С 1960 года по 2014 год школа воспитала более 800 учащихся, 576 получили высшее и средне специальное образование. Среди них 75 учителей, 50 врачей и фельдшеров, 28 офицеров, 2 полковника, 11 директоров и заведующих, 13 кандидатов в мастера спорта, 60 перворазрядников, 2 тренера, 1 заслуженный тренер РСФСР.
За 27 лет существования средней школы медалями были награждены 18 обучающихся, из них 9 золотых и 9 серебряных. В 2009-2010 учебном году был выпускник 100- балльник по истории. За последние три года успехи наших детей на предметных районных олимпиадах с соответствующими 1,2,3 местами отмечены Почетными грамотами, общее количество их по классам -36.
На втором этаже расположены кабинеты математики, русского языка, биологии и географии, физики и информатики, где для каждого ученика оборудовано рабочее место, имеется выход в Интернет. Все в свободном доступе для каждого учителя и ученика. Сейчас наша школа активно включилась в процесс модернизации, идет техническое переоснащение школы, компьютеризация.
В 2011 году мы принимали участие в конкурсе «Лучшая школа России», в 2015 году - региональной выставке «Духовно – нравственное воспитание молодежи».
Духовно – нравственному воспитанию в нашей школе уделяется главное внимание, особенно в связи с празднованием 70 – летия Победы в Великой Отечественной войне в 2015 году.
В школе действует уголок Боевой Славы, основанный 30 декабря 1997 года. Деятельность уголка направлена на воспитание, обучение, развитие и социализацию обучающихся. Уголок создан по инициативе педагогов и учащихся школы, его организация является результатом краеведческой поисково – исследовательской работы учителей и учащихся нашей школы.
Уголок работает по трем основным направлениям:
- Наш край в далеком прошлом (история села)
- Герои остаются в строю (наш край в годы войны)
- Знаменитые земляки (люди, прославившие наш край).
В школе организована коллективная работа обучающихся под руководством учителей по сбору, исследованию и изучению материалов о своем крае, которые широко используются на уроках, во внеклассной и внешкольной работе.
В уголке оформлены стенды, выставки, альбомы, Книга Памяти, экспозиция оружия и боевого снаряжения военных лет и экспонаты, рассказывающие об истории нашего села и ее жителей. Окно, расположенное на центральной стене, оформлено в виде витража. В нашей школе свято чтут память наших земляков Героев Советского Союза Воротынцева И.М. и Воротынцева Н.Ф. и полного кавалера ордена Славы Ш-степеней Часовских И.Д., в память о них собраны материалы и оформлены стенды в уголке Боевой Славы. В этом году, в День Победы мы участвовали в акции «Бессмертный полк», фотографии дедов и прадедов наших учащихся также хранятся в нашем музее.
Во внеурочной деятельности педагогический коллектив серьезное внимание уделяет физическому развитию детей. На сегодняшний день наша школа является одним из лидеров в спорте среди школ Горшеченского района, об этом свидетельствуют следующие результаты:
1 место по волейболу на Кубок Главы района в 2014 г.
1 место по волейболу на Кубок Главы района в 2015 г.
В нашем спортивном зале систематически проводятся различные соревнования между школами района, наши спортсмены являются участниками областных соревнований в составе команды Горшеченского района. Многие ребята по окончании школы продолжают заниматься спортом, показывая свое мастерство в других учебных заведениях, но связь с родной школой не теряют и продолжают участвовать в соревнованиях в составе сборной команды Нижнеборковского сельского совета
В 2015 году на базе школы открылась дошкольная группа, размещается на втором этаже, в ее составе 18 детей. Для дошкольной группы созданы все условия, соответствующие современным требованиям. Оборудованы игровая, спальная, туалетная комнаты. Ведется подготовка детей к переходу в начальную школу.
Все учащиеся нашей школы получают бесплатное горячее питание из 3-х блюд, организованное распоряжением главы района Ю.М. Амерева. Пищеблок оснащен современным оборудованием, отвечает всем требованиям и санитарным нормам.
Спонсорскую помощь школе оказывают районные и местные органы власти, а также ООО «Восход», которое платит стипендии обучающимся, которые учатся на «отлично».
Учителя и ученики школы поддерживают постоянную связь с ветеранами педагогического труда: Щенцевой Марией Васильевной, Шенцевой Галиной Семеновной, Васищевой Раисой Сергеевной, Селютиной Верой Егоровной и оказывают им посильную помощь.
Глава 3. Простая сельская учительница
Из стен нашей школы вышло очень много достойных учеников, такими они стали благодаря учителям, которые их учили. В школьном музее собран материал о многих учителях нашей школы, но особое впечатление на меня произвела судьба Шенцевой Марии Васильевны (Приложение 5).
Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила,
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла.
М. Исаковский
В старинном селе Болото, в небольшом деревянном домике живет старейшая учительница Шенцева Мария Васильевна. Она родилась 5 августа 1921 года в селе Болото и сейчас ей 90 лет. Мария Васильевна прожила трудную, но и в то же время увлекательную жизнь.
После окончания Валуйского педучилища в 1939 году, вернулась в родное село, где была назначена на должность учителя начальных классов. Работала с огоньком, пользовалась авторитетом среди родителей и учащихся.
Но это двухлетнее счастье прервалось войной. В 1942 году 20 июня в связи с временной оккупацией Горшеченского района была освобождена от работы учителя начальных классов.
Гремела война, рвались бомбы и снаряды, но юный педагог не переставала думать о школе, о детях. Родители зачастую приходили к ней домой и просили дать детям задание или какую-нибудь книгу почитать. Чем могла, помогала. И ее питомцы, и сама, и родители под керосиновой коптилкой читали редкостные книжки, которые в грозные годы войны могла сохранить учительница. Это были буквари, художественные и методические книги. Выходит, что под градом пуль и снарядов люди думали о том, как выучить детей, отцы которых воевали где-то далеко, а домой слали треугольные письма, убеждая семью в том, что они живы и здоровы, крепко немца бьют. Случалось и так, что вслед за этими треугольниками приходили похоронки. Дети вместе с родителями посещали Марию Васильевну, читали письма и похоронки, вместе плакали. С болью в сердце учительница находила слова, чтобы успокоить и детей, и родителей, конечно, и самой успокоиться, ведь не одну слезу пускала тогда она в подушку после таких задушевных бесед. А о чем другом тогда можно было беседовать?
Горе, горе давило в те времена людей! И все-таки, какой стойкий характер у русских людей! Вместе с односельчанами Мария Васильевна вытерпела все муки и лишения и после освобождения Горшеченского района вновь приступила к своему любимому делу, стала работать учителем начальных классов и директором Болотской начальной школы.
Сама Мария Васильевна и коллектив учителей вели большую общественную работу на селе: принимали активное участие в уборке картофеля, подсолнечника и других культур.
В те тяжелые военные годы постепенно шло восстановление школьного имущества, открылась библиотека, стали поступать наглядные пособия и все это, конечно же, благодаря труду этой замечательной женщины.
В 1945 году закончилась Великая Отечественная война, и в личной жизни Марии Васильевны произошли большие перемены: в село приехал молодой, красивый офицер, ему сразу приглянулась скромная сельская учительница. Они полюбили друг друга и вскоре поженились. Мария Васильевна обрела новую фамилию. Вместо Лихушиной она стала Шенцевой.
Родилось у этой пары четверо детей. Старшая дочь Тамара стала архитектором, сын Михаил пошел по маминым стопам, стал педагогом, дочь Людмила работает сотрудницей музея, а сын Владимир окончил Воронежский политехнический институт.
Но горе не дремало. Сначала умирает муж, а потом, в возрасте 52-х лет умирает старшая дочь - Тамара, оставив дочку, внучку Марии Васильевны, сироткой. Но с помощью такой замечательной бабушки она выросла и стала студенткой одного из Московских вузов.
Родители, учителя, бывшие ее выпускники не бросили Марию Васильевну наедине со своим горем. Они посещали ее, помогали, как могли. Но боль не утихла, она навсегда осталась в сердце нашей героини. Так и живет она с этой болью в своем маленьком домике около школы. Иногда от скуки перебирает она награды за нелегкий свой труд: медали «Ветеран труда» и « 50 лет победы в Великой Отечественной войне». Были и неоднократные благодарности за хорошую работу, за уроки мужества, которые она проводила в школе на высоком методическом уровне, а рассказать ей всегда есть о чем.
Марию Васильевну часто как лучшего гостя приглашают теперь уже в среднюю школу, фундамент которой заложила она в грозные годы войны.
Боле чем за 90 лет жизнь научила ее многому. Вот и делится теперь Мария Васильевна с молодыми преподавателями своим богатым педагогическим опытом, не жалуясь на свои болячки. Выходя из ее дома, молодые специалисты радуются за своего наставника, ведь ей, работая в таких ужасных условиях, удалось не упасть духом, и она сохранила школу, которая потом выросла до уровня средней.
Вот такие замечательные люди творили историю в тылу. Благодаря им и одержал русский народ победу над врагом.
От всего сердца хочется пожелать Марии Васильевне долгих лет, огромного здоровья и всего самого хорошего!
Заключение
В ходе написания исследовательской работы на тему: «Летопись образования», мне удалось пополнить информацию об истории Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Болотская средняя общеобразовательная школа». Я изучила историю становления и развития школы от ее появления до наших дней.
Во-первых, был собран и проанализирован материал, имеющийся в школе. Это такие документы как приказы по школе, книги движения учеников.
Во-вторых, знакомясь с сохранившимися воспоминаниями преподавателей и выпускников школы, удалось восстановить информацию о том, как трудился ученический и педагогический коллективы.
В-третьих, была восстановлена хронологическая цепочка руководства школой и прослежено функционирование зданий, принадлежавших школе.
Считаем, что поставленная в данной работе цель была достигнута, и стоящие задача решена. Надеюсь, данная информация займет достойное место в школьном музее.
Я горжусь тем, что являемся ученицей школы с длинной и интересной историей, тем, что в определенной мере являюсь продолжателями ее традиций. У времени есть своя память – история.
История нашей школы полна яркими и значимыми событиями.
В результате своей работы я пришла к следующим выводам:
1. Через историю школы мы непосредственно соприкасаемся с прошлым, учимся понимать его.
2. Любовь к своей школе помогает нам вырасти настоящими гражданами, патриотами своей Родины.
Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей родного края.
Первоисточники:
Книги приказов по Болотской СОШ.
Воспоминания очевидцев событий и старожилов села.
Фотоальбомы и материалы школьного архива.
15