Муниципальная казённая общеобразовательная организация
Матвеевская средняя школа имени Виктора Ивановича Кочеткова
муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области
Исследовательская работа
«История школы – страничка истории
моей Малой Родины»
Работу выполнила
Бухлаева Анастасия Владимировна
ученица 7 класса
Руководитель школьного музея:
Прохорова Галина Юрьевна
2021 год
Оглавление
Введение………………………………………………………………………3-4
Глава 1. История школы – страничка истории моей Малой Родины………5-17
1.1. Этапы становления образования………………………………………....5-6
1.2. Школа в военные годы…………………………………...……………….6-7
1.3. Строительство новой школы………………………………………...……..7
1.4. «Учителями славится Россия….» ……………………..………………..8-9
1.5. «Ученики приносят славу ей»…………………………...…….……...9-11
1.6. Традиции школы………………………………………….……………11-12
1.7.Современная школа……...………...………………………...…………12-15
Заключение………………………………...……………………..……………16
Список источников……………………….………………………..…………17
Приложение 1-17
Введение
Мелькают дни, сменяя даты,
И год за годом мчится вдаль.
Давно январь ушёл куда – то,
Галопом проскакал февраль…
Да, время очень быстротечно!
Всё разрушает на пути.
И только школы будут вечно,
Но лучше нашей не найти!»
Г.М. Петрова
Школа… Родная школа… Эти слова никого не могут оставить равнодушным. Для одних - это место получения знаний, для других – их детство и годы взросления, для третьих – второй дом, их жизнь и судьба. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность.
Школа играет большую роль в жизни человека. Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но школу, где человек начинает познавать мир, забыть невозможно. И люди шагают по жизни уверенно, потому что у них в сердце – тепло школы. У каждого человека в жизни есть школа.
В нашей стране десятки тысяч школ, и у каждой - своя неповторимая история, свое особое лицо. Какова же судьба нашей школы?
Я заинтересовались, какой была школа в прошлом? Сколько детских голосов помнят стены нашей родной школы? Кто в ней учился и работал? Какими достижениями, замечательными людьми, традициями богата история нашей школы?
Я решила исследовать историю развития своей школы.
Актуальность. Знать историю своего государства очень важно для каждого человека. Ведь это – твоя Родина. На уроках мы изучаем историю своего села, его достопримечательности. Самой главной достопримечательностью любого места являются люди, которые в нём живут, его создают и любят. Каждый человек начинает своё образование со школы. Его отношение к окружающему, его личные качества во многом зависят от того, какие люди его учили, какой была его школа. Поэтому знать историю своей школы, историю людей её создающих также важно для каждого ученика.
Цель: изучить историю становления и развитие Матвеевской школы в событиях, фактах, лицах, документах.
Задачи:
1.Установить время появления первой школы в нашем селе;
2.Собрать материалы по истории школы и систематизировать их;
3.Собрать сведения о руководителях, учителях и выпускниках школы;
4. Осветить школьные традиции.
Гипотеза: если мы будем знать своё прошлое, историю своей школы, тогда мы будем достойны памяти наших предков и сможем служить примером будущим поколениям.
Объект исследования: история МКОО Матвеевская средняя школа им.В.И.Кочеткова.
Предмет исследования: Муниципальная Казенная Общеобразовательная Организация имени Виктора Ивановича Кочеткова.
Новизна состоит в том, что до этого момента никто не занимался систематизацией данных по истории школы, хотя из стен Матвеевской школы вышло очень много знаменитых людей нашего Старомайнского района.
Глава 1. История школы – страничка истории моей Малой Родины.
1.1.Этапы становления образования
История нашей школы своими корнями уходит далеко в прошлое. С 1869 по 1871 годы было образовано земское училище грамоты, которое позже перевели в деревню Шмелевка. Обучение изначально проходило туго. Тем не менее в 1884 году в селе на 123 хозяйства и 744 жителя открывается земская школа, помещенная в собственном доме, устроенном крестьянами. Школа имела 7 окон, но была сравнительно небольшой. Так единственная классная комната была квадратной со сторонами 5,6 метра. Попечителем школы был помещик из Шмелевки Александр Владимирович Бекетов, законоучителем – дьякон Степан Логинович Козлов. В школе училось 55 мальчиков и 8 девочек. Законоучитель получал 42 рубля в год, учитель-200 рублей. Интересная судьба у А.В.Бекетова – сюжет для деревенского романа- у него была тайная любовь к своей крепостной. Но сложившиеся традиции в России не позволили им быть вместе, против неравного брака были и родители. Чувства их были глубоки, и они терпеливо ждали своего часа. Они обвенчались в 1891году, когда потомственному дворянину и статскому советнику было уже 49 лет, а его суженой девице Варваре, дочери крестьянина Трофима Антоновича Шеронова, 43 года….. Видимо, для глубоких чувств нет преград.
До революции Матвеевская церковно-приходская школа располагалась в пристрое церкви в центре села Матвеевки. Первый учитель школы - Выборнов Г.П.
В 20-ые годы открыли начальные классы. Школа находилась по правую сторону церкви. Первыми учителями были сестры Выборновы Наталья и Вера Григорьевны, которые закончили первые курсы по подготовке учителей в Симбирске.
В 1933 году открылась семилетняя школа, директором которой был Курочкин Николай Иванович. В те годы учителю Лапкину было присвоено звание заслуженного учителя РСФСР.
В связи с тем, что в 1939 году в стране было объявлено всеобщее среднее образование, в Матвеевской школе также было введено среднее образование. Из воспоминаний учительницы, выпускницы школы, первой пионерки Степановой Зои Матвеевны (прилож.1): «В годы коллективизации состоятельные люди уехали в город, и их дома опустели. Школа размещалась в домах бывших зажиточных крестьян братьев Кочетковых» (В школьном музее имеется огромный материал о семье Кочетковых (прилож.2) -это родственники нашего бывшего директора В.И.Кочеткова. Мы выражаем благодарность правнучке. Она, узнав о нашем школьном музее, приехала к нам этим летом и предоставила материал, собранный в Московских архивах, о своей семье. )
В школе учились лучшие ученики со всей округи, чтобы продолжить обучение дальше и поступить в техникумы и институты, так как все ближайшие школы были только с восьмилетним образованием.
1.2. Школа в военные годы.
1941-1945 годы. В 1941 году в школе был первый выпуск. Ребята со школьной скамьи отправились на фронт. Выпускник Зиняев Анатолий Гаврилович-участник Сталинградской битвы. (прилож.3)
Из воспоминаний учительницы Степановой З.М.: «Я была секретарем комсомольской организации. Вызвал меня директор и сказал, чтобы мы собирали посылки для фронта. Что можно собрать? Мы решили, что девушки старших классов свяжут варежки с двумя пальцами, кисеты сшили, упаковали в них махорку, с детьми помладше украсили платочки, написали письма. Директору школы кто-то из селян подарил два шубняка. Мы упаковали пять посылок. На одну получили письмо. Благодарили нас раненые Ульяновского военного госпиталя».
Ежегодно в школе было 14-18 комплектов – классов. В школе обучалось от 400 – 800 учеников. В коллектив школы влились эвакуированные учителя из Белоруссии.
Из воспоминаний учеников военного времени.
Бырина Екатерина Яковлевна. (прилож.4)
«Когда началась война я училась в 7 классе. Нас было 42 ученика. Был еще один седьмой класс. Я хорошо помню свою первую учительницу – Наталью Петровну Лапкину и многих других учителей. Нас учили Лапкин Евгений Петрович, Абрамова Ефросинья Алексеевна, Аверьянов Василий Филлипович. Кабинетов по предметам не было. У нас был свой класс, и к нам приходили все учителя. В школе было тепло, топили печки уборщицы дровами. Занимались при керосиновой лампе. В декабре тятю (папу) взяли на фронт. Я была старшей в семье, а нас было четверо, в декабре родился брат Гена,- пятый. Мне пришлось бросить учиться в школе, чтобы помогать маме. Много работала в колхозе, нас посылали копать окопы.»
Лукьянова Александра Яковлевна. (прилож.5)
«В школу я пошла в самом конце войны, но у нас были и книги и тетради. Писали мы перьевыми ручками, чернилами, карандашами. Были специальные чернильницы - непроливашки, носили их в мешочках. Первую учительницу я не помню, она была из эвакуированных и вскоре уехала. Меня учили Казакова Александра Яковлевна, Степанова Зоя Матвеевна. В классе было много учеников - больше тридцати.»
1.3.Строительство новой школы.
(прилож.6)
В 1947 году в школу приехал работать Кочетков Виктор Иванович-участник Великой Отечественной войны. Количество учеников с каждым годом увеличивалось. Детям стало тесно в обычных деревенских домах, освещенных керосиновыми лампами. Занятия велись в две смены. Виктор Иванович и председатель колхоза Максимов К.В. решили начать стройку новой школы. Обратились в высшие инстанции, в план включить отказали. Тогда на свой страх и риск заложили фундамент и, обратившись ко всем председателям колхозов в округе за помощью, начали поистине народную стройку.
В 1967 году новая просторная школа открыла свои двери. (прилож.7)
В 2018 году Матвеевской школе присвоено имя Виктора Ивановича Кочеткова. (прилож.8)
1.4. «Учителями славится Россия...»
(прилож.9)
В школьном музее собран материал о многих учителях нашей школы, но мне хочется рассказать об удивительной женщине, Учителе с большой буквы.
В селе Шмелевка в небольшом деревянном домике, в семье крестьянина – колхозника 7 декабря 1922 года родилась дочь - назвали ее Катя. Екатерина Михайловна прожила трудную, но и в то же время увлекательную жизнь. (прилож.10)
После окончания Куйбышевского педагогического училища им. Н.К.Крупской в 1941 году, вернулась в родное село, где была назначена на должность учителя начальных классов. В трудовой книжке одна единственная запись – 14 августа 1941 года началась трудовая деятельность в Матвеевской средней школе, где проработала по май 1992 года. Работала с огоньком, пользовалась авторитетом среди родителей и учащихся.
Гремела война, рвались бомбы и снаряды, но юный педагог не переставала думать о школе, о детях. Родители зачастую приходили к ней домой и просили дать детям задание или какую-нибудь книгу почитать. Чем могла, помогала. Выходит, что в то тяжелое время взрослые думали о том, как выучить детей, отцы которых воевали где-то далеко, а домой слали треугольные письма, убеждая семью в том, что они живы и здоровы, крепко немца бьют. Случалось и так, что вслед за этими треугольниками приходили похоронки. Дети вместе с родителями посещали Екатерину Михайловну, читали письма и похоронки, вместе плакали. С болью в сердце учительница находила слова, чтобы успокоить и детей, и родителей, конечно, и самой успокоиться, ведь не одну слезу пускала тогда она в подушку после таких задушевных бесед. А о чем другом тогда можно было беседовать?
Горе, горе давило в те времена людей! И все-таки, какой стойкий характер у русских людей! Вместе с односельчанами Екатерина Михайловна вытерпела все муки и лишения.
Сама Екатерина Михайловна и коллектив учителей вели большую общественную работу на селе: принимали активное участие в уборке картофеля, подсолнечника и других культур.
Так случилось в жизни, что своих детей у сельской учительницы не было .Всю свою нерастраченную материнскую любовь отдавала деревенским мальчишкам и девченкам. Ее любили дети, кланялись родители, приговаривая при этом: «Таких учителей надо беречь».
Она работала не за страх перед проверками, а по совести. И ради этого она не жалела времени, духовных и физических сил, радуясь успехам каждого из своих учеников. Бережное, трепетное, осторожное и заинтересованное общение с детьми – таким любящим тетей учителем нельзя стать ,можно лишь родиться.
Труд Ждановой Е.М.высоко оценен, она награждена медалью «За трудовое отличие»(1954 год), знаком «Отличник народного просвещения»(1959 год).
1 ноября 1962 года в 11 часов дня ,во дворе школы был проведен митинг по случаю вручения грамоты и присвоения звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» Ждановой Екатерине Михайловне. В 1970 году занесена в областную книгу почета.
Постановлением Главы администрации Старомайнского района Ульяновской области от 23.06.2005 года центральной улице села Шмелевка присвоено имя Заслуженного учителя школы РСФСР Ждановой Е.М..
В этом году старейшей учительнице района исполнится 99лет. Она живет с племянницей ,на Украине. Мы поддерживаем связь с ее родственниками.
Доброго Вам здоровья, наш мудрый учитель. И спасибо Вам за дар любить детей!
1.5. «Ученики приносят славу ей…»
(прилож.11)
У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – родная деревня словом, Малая Родина у каждого своя! Наше село - это плодородные земли, поля, березовые рощи, а самое главное его богатство-это люди.
За вековую историю нашей школы через ее стены прошли тысячи людей. Одни приходили и уходили, другие появлялись, чтобы остаться здесь, оставить след в истории Матвеевской школы, одного из старейших образовательных учреждений Старомайнского района. В 2022году нашей школе исполняется 60 лет и 153 года с начала образования в нашем селе.
В разные годы в школе учились известные в Старомайнском районе люди:
Цызырова Г.Ф.-председатель районного Совета Ветеранов,
Максимов В. К.- первый секретарь райкома партии
Павлова А.Г.- 3 секретарь райкома партии,
Чевырова Т.И.- заслуженный учитель школы,
Вайда А.В - заслуженный сотрудник ОВД Республики Татарстан, занимавший должности государственного советника юстиции РТ 3 класса, государственного советника Российской Федерации 1 класса, был частым гостем школы, пополнил школьную библиотеку 500 книгами.
Жданова Е.М. -заслуженные учителя школы РСФСР,
Казакова А.Я.- заслуженные учителя школы РСФСР.
Очень много талантливых, состоявших в жизни выпускников было выпущено из стен школы.
Вакулюк В.Ф.– инженер завода УЗТС г. Куйбышев(Самара),
Белова Л.М.– медсестра г. Тольятти,
Кипенский А.Ф.– парторг колхоза им. Крупской,
Константинова Н.М.– заведующий отделом информатики сельхозакадемии г. Ульяновск,
Киселева О.В. – врач – терапевт г. Казань.
Черкасова С.Ф.– преподаватель сельхозакадемии г. Ульяновск.
Григорьева Л.А. – учитель школы г. Ульяновск,
Сигачев В.Н.– глава администрации Матвеевского сельского поселения,
Саховский Е.Н.– учитель Русско-Юрткульской школы,
Степанов С.И.– начальник речного порта г. Одесса,
Калачев А.С.– полковник,
Данилин В.М.– предприниматель.
Кого-то уже нет рядом с нами, кто-то на заслуженном отдыхе, а кто-то продолжает трудиться на благо нашей Родины, но наверное у всех остались самые теплые воспоминания о школьных годах. Гордость нашего поселения, района заслуженный артист Красноярского театра оперы и балета, почетный гражданин РФ, почетный житель Старомайнского района наш выпускник Литвинов А.М. (прилож.12) Ни один приезд Александра Михайловича на свою малую родину не обходится без посещения стен родной школы. Педагоги, дети благодарны А.М. .Литвинову за сценические костюмы, подаренные школе. Особую признательность хочется выразить Александру Михайловичу за то, что он помогает талантливым детям - зажигает наши маленькие звездочки. Все значимые культурные мероприятии на территории нашего поселения проходят с участием нашего знаменитого земляка. Это «Велень Озкс»-фестиваль мордовской культуры, Новопольцевский фестиваль.
1.6. Традиции школы
« Маленькая школа – взлетная полоса большого будущего»
Наша Матвеевская средняя школа хранит добрые традиции, заложенные предыдущими поколениями педагогов. Это и праздник первого звонка, встреча с выпускниками, тружениками тыла и детьми войны, вечера «Осенний бал», вечера памяти знаменитых земляков, конкурсы инсценированной песни, новогодние маскарады, экологические субботники, легкоатлетические кроссы.
Проводятся акции «Помощь пожилым», «Дари добро», по сбору игрушек книг для детей с ограниченными возможностями.
В школе имеется прекрасный музей, где накоплен богатейший материал отражающий жизнь и быт людей нашего села . ( прилож.13) Здесь разместились экспонаты домашнего обихода, предметы быта, бесценные материалы об истории села, колхоза, школы, о знаменитых людях, выходцах из нашего села. Отдельную экспозицию занимают стенды посвященные жизни и подвигам наших земляков – участников Великой Отечественной войны, участников локальных войн.
Матвеевская школа является пилотной в нашем районе по духовно-нравственному воспитанию. (прилож.14) В школе оформлена комната для проведения уроков православия. Учащиеся школы оказывают помощь нашему храму Косьмы и Дамиана в селе Кокрять. Мы принимаем активное участие в православных конкурсах, проводим Рождественские чтения, встречаем Пасху, сотрудничаем с детьми Воскресной школы села Полянки Республики Татарстан.
В 2012 году в школе была создана ученическая трудовая бригада «Добрый росток». (прилож.15) Мы занимаемся выращиванием овощей на пришкольном участке ,для нашей школьной столовой . В 2010 году заложили «Сад Памяти»,он уже плодоносит, а также «Аллею памяти имени Виктора Ивановича Кочеткова».Наш отряд ежегодно принимает активное участие в работе областного слета трудовых отрядов школьников, показывая замечательные результаты.
С нами обучаются обучаются дети разных национальностей- татары, чуваши, цыгане. Мы все единая дружная семья.
Школа помнит учащихся прошлых лет. Выпускники часто навещают родную школу.
Матвеевская школа - это просто наша школа, в которой мы учимся и работаем. Здесь будет учиться будущее поколение, и всегда наша школа будет оставаться лучшей.
1.7.Современная школа.
(прилож.16)
Два измерения времени – прошлое и настоящее. Прошлое дорого нам памятью о милых сердцу учителях, многих из которых уже нет с нами. Настоящее наполнено заботами каждого дня.
В школе созданы все условия для того, чтобы мы чувствовали себя комфортно, могли в полной мере развить свои способности. Есть спортивный зал, столовая, оснащённые всем необходимым оборудованием и инвентарём.
На пришкольном участке находится теплица. Школьный дворик уютный и красивый. (прилож.17)
Оборудован и действует компьютерный класс. Кабинет физики и химии пополнился новым оборудованием для демонстративных и лабораторных работ.
Создан свой сайт, на котором размещена полная информация об образовательном учреждении.
Когда-то вышла я из этих школьных стен,
Меня томила почему-то грусть.
Я уходила, но не на совсем
И знала, что опять сюда вернусь.
Вернусь, чтоб грудью глубоко вздохнуть
Здесь воздух и родной, и так любим.
Себе я обрела достойный путь,
О чем мы очень редко говорим.
Я рада этим детским голосам,
И рада я сиянью детских глаз,
Я вместе с ними верю в чудеса
И знаю: это не в последний раз.
Так здравствуй, школа, много- много лет!
Пусть бьются беспокойные сердца.
Тебе желаю света и побед!
А я с тобой останусь навсегда!
Счастлив тот учитель, ученики которого стали продолжателями его дела Выпускники школы вернулись в неё УЧИТЕЛЯМИ:
Ловчева Ольга Борисовна- идейный вдохновитель, опытный директор, добрейший души человек, ученица Кочеткова В.И. и продолжатель его дела, поистине дала школе вторую жизнь.
Тихонова (Данилушкина) Н.К. -учитель начальных классов,
Мукина (Белова) Н.С. -учитель русского языка и литературы,
Черкасова Г.Н–учитель химии ,биологии,
Царева (Герасимова) И.В –воспитатель дошкольной группы,
Юзеева (Кочеткова) А.А - воспитатель дошкольной группы.
Журавлева(Горячева) Е.А – учитель русского языка и литературы.
Окончив школу, остались верны ей, по сей день отдают свои знания, частичку души детям.
Поколения сменяют друг друга, а школьный корабль, героически преодолевая волны и побеждая штормы, смело устремляется в будущее. Сейчас наша школа, самая старейшая в районе напоминает настоящий океанский лайнер с современным оборудованием, пусть немногочисленной командой, но веселой, пытливой, неугомонной, прекрасно понимающей друг друга.
Методика исследования основывается на изучении архивных материалов, имеющиеся в школьном музее, записей, фотографий, вырезок из статей газет.
Результат исследования: расширены сведения о истории школы, отслежены биографии выпускников, изучены жизненные пути субъекта исследования, обработана информация, систематизированы полученные материалы, создание альбомов, школьных экспозиций.
Перспектива исследования:
- продолжить работу по изучению истории школы;
- поделиться собранной информацией со школьным музеем;
- оказывать помощь учителям школы на основе имеющихся материалов в проведении уроков истории, классных часов.
Заключение.
Наше исследование, к сожалению, ограничено рамками объема работы и временем, поэтому многие материалы пришлось сократить. В нашем музее имеется богатый материал по истории пионерской организации имени революционера Гордеева. Однако цель, поставленная в работе, достигнута. Нам удалось выделить периоды истории нашей школы и показать её значимость. В ходе написания исследовательской работы на тему: «История Матвеевской школы», нам удалось пополнить информацию о школе. Мы изучили историю становления и развития школы от ее появления до наших дней, насколько это было возможно.
Во-первых, мы собрали и проанализировали материал, имеющийся в школе. Это такие документы как приказы по школе, книги движения учеников. Благодаря работе с данными документами мы смогли определить состав педагогического коллектива школы. а также примерный состав ученического коллектива.
Во-вторых, знакомясь с сохранившимися воспоминаниями преподавателей и выпускников школы, удалось восстановить информацию о том, как ученический и педагогический коллектив жили и учились в разное время.
В-третьих, нами была восстановлена хронологическая цепочка руководства школой. Мы считаем, что поставленная в данной работе цель нами была достигнута, и стоящие перед нами задачи мы сумели решить. Надеемся, данная информация займет достойное место в Школьном музее.
Список использованного материала
В работе был использован следующий материал:
Книги приказов по учащимся школы.
Воспоминания учителей-ветеранов и выпускников школы.
Фотоальбомы и материалы школьного архива.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10.
Приложение 11.
Приложение 12.
Приложение 13.
Приложение 14.
Приложение 15.
Приложение 16.
Приложение 17.