СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа: "Как одевались герои А.С.Пушкина?"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: "Как одевались герои А.С.Пушкина?"»

Районная научно-практическая конференция исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Науки юношей питают»

Исследовательская работа:

«Как одевались герои

Александра Сергеевича Пушкина?»


Автор работы:

Дьопйош Вероника,

ученица 9класса

Руководитель:

Насибуллина Альфия Фаридовна

учитель русского языка и

литературы

МБОУ «Яшкинская СОШ»

2020г


Содержание

Введение _____________________________________________________ с.2

Основная часть:


  1. Верхняя одежда____________________________________________ с.3-4

  2. Головные уборы____________________________________________с.5

  3. Обувь_____________________________________________________ с.6

  4. Украшения ________________________________________________ с.6

  5. А что знают в нашей школе об одежде?_________________________с.7


Заключение _____________________________________________________с.8

Список литературы _____________________________________________ с.9

Приложения _____________________________________________________с.10






























Введение

Я люблю произведения А.С.Пушкина, люблю листать красочные иллюстрации к ним. Меня заинтересовали костюмы героев, которые нарисовали разные художники. Все костюмы оригинальные, красочные, не похожие на нашу одежду. А самое главное, костюмы на героях яркие, девушки женственные, парни –мужественные. Мне стало интересно, почему сегодня девочки в брюках? Совершенно нет женственности? Не поймешь, кто идет. Если еще и волосы короткие, то и вовсе не понятно: мужчина или женщина? Мне захотелось изучить во что одевались женщины, во что мужчины. Почему мы сейчас не такие, со своей модой и практичностью, мы забыли, что девушки, женщины ходили в сарафанах, юбках, в красивых шапочках. Мне стало очень интересно, какой костюм могли носить наши предки? Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы?


Объект исследования: одежда на героях Пушкина А.С.

Предмет исследования: произведения А.С. Пушкина.

Цель исследования:

  • более подробно изучить произведения Пушкина;

  • провести анкетирование в школе;

  • познакомиться с русскими костюмами;

  • по мотивам рассказов создать эскизы русских костюмов;

  • подготовить презентации «Как одевались герои А.С.Пушкина?», «Мода 19 века», которые можно использовать на уроках литературы и истории, чтобы заинтересовать сверстников.











Основная часть


Я выписала из текста стихотворные строчки, в которых упоминались детали костюма, нашла их объяснение в энциклопедиях и словарях, в интернете.

Верхняя одежда

В поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

И между тем она, Руслан,
Мигала томными глазами;
И между тем за мой кафтан
Держалась тощими руками…

Из словаря С.И. Ожегова мы узнали: «Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда». Кафтаны появились на Руси в 13 веке. Их надевали на холщовые рубахи. Простые мужские кафтаны шили из толстой ткани, кожи, меха. Перед вами кафтан царя Петра I. Богатые люди шили праздничные кафтаны из золотой парчи, расшивали пёстрым шёлком, золотом и жемчугом. Чем богаче была вышивка, тем выше статус хозяина.

Суртюк носил молодой купчик, а в мундирах были мертвецы, в праздничных кафтанах –купцы из рассказа «Гробовщик». А Гаврила Гаврилович носил байковую куртку, Иван Берестов из рассказа «Барышня-крестьянка» носил плисовую куртку, но по праздникам надевал суртюк из сукна домашней работы, Прасковья Петровна –шлафрок на вате (рассказ «Метель»). Пленный танцмейстер из рассказа «Арап Петра Великого» носил китайский шлафрок, а царский арап и офицеры носили мундиры.

И мне многие слова были непонятны, поэтому я вновь обратилась к словарю. И вот что узнала:

Суртюк появился в XVIII веке, в России — в первые десятилетия XIX века. Название произошло от французского surtout — «поверх всего». Одновременно использовался и термин — paletot (пальто). От сюртука пошли все последующие формы верхней мужской одежды: фрак, визитка, пиджак, смокинг и т. д. Если фрак был выходным, бальным облачением, то сюртук оставался элементом повседневной одежды среднего и высшего классов. Характерные элементы суртюка — нижние пуговицы доходили только до талии. Кроме того, сзади, на талии, нашивались 2 декоративные пуговицы. Сюртук был повседневной одеждой на протяжении всего XIX века, пока его не вытеснили визитка и пиджак..

Шлафрок – это домашний халат, который был на меху или на вате, без пуговиц. Их носили женщины и мужчины. В них даже принимали гостей.

Мундир- это форменная одежда, переводится как снаряжение, наряд. Вручение мундира признавалось одним из важнейших событий в жизни служащего. Он включал в себя полный комплект офицерских принадлежностей.

Читаешь дальше и только удивляешься! А Шабашкин («Дубровский») –маленький человек ходил в кожаном картузе и фризовой шинели. Столько интересной одежды! А куда все это делось?

А как одевались женщины? Самое распространенная одежда у крестьянок –сарафан. Сарафаны и мы носим. Но старинные были немного другие. В поэме «Руслан и Людмила» читаю такие строчки:

Лазурный пышный сарафан
Одел Людмилы стройный стан...

В словаре С.И. Ожегова я узнала, что сарафан – это женское платье с большим вырезом, без рукавов, надеваемое поверх рубахи с длинными рукавами. Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого домотканого полотна. В праздники женщины и девушки надевали рубахи – долгорукавки, рукава которой доходили до двух метров и имели прорези для рук. Рубахи украшали вышивками. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её хозяйка. Поверх рубахи надевали сарафан. Кроили прямым или в виде конуса. Обязательно с большим расширением к низу. Такой сарафан подчёркивал стройность девушки.

В будни женщины носили простые сарафаны, украшенные разноцветными лентами и медными пуговицами. Праздничные сарафаны шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Свадебный костюм был самым нарядным и красивым, его расшивали жемчугом и бусами. И я нарисовала сарафан с широкой рубахой.

Телогрейка – Душегрейка. В «Сказке о рыбаке и рыбке» есть такие строки:

На крыльце стоит его старуха.

В дорогой собольей душегрейке,
парчовая на маковке кичка,
жемчуга огрузили шею,
на руках золотые перстни,
на ногах красные сапожки.

Из словаря С.И. Ожегова я выписала: «Душегрейка - тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади». Поверх сарафана в праздники надевали душегрейку.

Душегрейки были стеганые (на вате) и летние. Зимой надевали душегрейку с рукавами, которую затем стали называть – телогрейка.

Как и мы, носили девушки юбки и кофточки. Так одевались крестьянки. А знатные дамы ходили в пышных платьях, широкополых кружевных шляпках. Корсеты затягивали талии еще туже, а юбки расширялись за счет обилия нижних слоев. Самая нижняя юбка изготовлялась из конского волоса и плотного льна. Юбки были невероятно широкими. Горизонтальные воланы в несколько рядов украшали их внизу. Вошел в моду белый воротничок и манжеты.

Вот такая была одежда на героях Пушкина А.С. (Приложение №1)



Головные уборы

Завершал наряд головной убор. Он играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст хозяйки, её семейное положение. На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и причёска.

Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда разные формы головного убора.

Русская крестьянка носила в замужестве головной убор, полностью скрывающий волосы – кичку. Кичка представляла собой мягкую шапочку. Поверх накидывали платок - зимой тёплый, а летом из тонкой узорчатой ткани. Спереди их украшали золотой вышивкой, бисером, пушками. Праздничные кички были расшиты золотом, драгоценными камнями, жемчугом.

Молодые девушки носили повязки, венцы, кокошник. Они имели твёрдую основу и нарядный верх. (Кокошник от слова –«кокошь» - петух, «кичка» - утка.)Свадебные кокошники шили опытные мастерицы из дорогой парчи, бархата, украшая золотым шитьём, жемчугом и стеклянными бусинками, собольим мехом.

Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству, как самое ценное. И все это мы увидим на героях сказок Пушкина. А героини рассказов «Арап Петра Великого», «Выстрел», «Метель» носили чепцы, шаль (Маша из «Метели»),), мужчины –колпаки (Гаврил Гаврилович из «Метели»), красные шапки (Сильвио из рассказа «Выстрел»).

Чепе́ц , чепчик -женский и детский головной убор. Представляет собой вязаный или шитый чехол, закрывающий волосы, может иметь завязки под подбородком.До конца XIX века в России чепец был домашним женским головным убором.

Колпа́к (от тюрк. kalpak —высокая шапка) — головной убор конусообразной, округлой или цилиндрической формы.

А герой Шабашкин из «Дубровского» ходил в кожаном картузе. Картуз –мужская фуражка с козырьком, легкая летняя шапка разного вида, кожаная или из ткани, с козырьком. Такие головные уборы носили в 19 веке. (Приложение №2)

Обувь

Основной обувью для мужчин и женщин из народа служили преимущественно лапти и лыковые ступни на деревянной подошве. Лапти имели малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, а летом во время страды – за 3. Собираясь в путь, брали несколько пар запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеро лапти сплести». Кожаная обувь была очень дорогой.

А если внимательно прочитать рассказ «Арап Петра Великого», то можно удивиться разнообразию всякой обуви, которую носили герои рассказа. Герои красовались в башмаках с красными каблуками. Но это могли себе позволить знатные люди. А сам Петр 1 носил ботфорты. Что же такое ботфорты? С таким вопросом я обратилась к своим одноклассникам. Из 11 человек только двое (18%) ответили, что это длинные сапоги, хотя в наше время ботфорты носят.

Ботфо́рты (фр. bottes fortes, дословно большие сапоги) - кавалерийские сапоги с длинными стоячими голенищами, имеющие наверху пришивные клапаны (раструбы), закрывающие колено. (Приложение №3)


Украшения

Самым любимым женским украшением были серьги - посеребрённые, позолоченные, со вставками из цветного стекла, жемчугом, эмалью, драгоценными камнями. На шею надевали стеклянные красные бусы, серебряные цепи, янтари. Бисером украшали девичьи налобные повязки, изготавливали украшения для кос. Дамы блистали всей роскошью моды. Золото и серебро украшали их одежды, уши, локоны, шеи («Арап Петра Великого») (Приложение №4)



А что знают в нашей школе об одежде, которую носили герои Пушкина?

Мы составили несколько вопросов и провели анкетирование в 6-9 классах,было опрошено 42 ученика.

1.Какие произведения А.С.Пушкина вы знаете? Все ученики смогли назвать произведения Пушкина (100%).

2.Какую одежду носили герои Пушкина? Назвали следующую одежду: сарафан -21человек (50%), рубаха -15 человек (36%), телогрейка-10 человек (24%), кафтан -4человека (10%), суртюк -8человек (19%).Больше другие виды одежды не назывались, хотя мы встречали их во многих произведениях.

3.А знаете ли вы что Петр 1 носил дома шлафрок? 100% не знают, что такое шлафрок.

4.Что такое кичка? Тоже никто не ответил, многие называли из головных уборов платок, картуз, кокошник, а кичку не знают.

5.А что такое лапти хоть знаем? (42 ученика знают, но не знают из чего делали лапти) (Приложение № 5)

























Заключение

Проведя данный опрос, я пришла к выводу, что при чтении произведений ученики не стараются узнать лексическое значение слов, в том числе и одежды. Поэтому очевидна актуальность данной темы. Необходимо на уроках проводить часто лексическую работу, тем самым обогащая словарный запас учащихся. Мы не знаем что носили герои, так как не глубоко изучаем историю моды, слов, фраз. Чаще проводить мини-исследования текстов на уроках и дома!

В ходе своего проекта узнала много интересного о разнообразии элементов русского костюма. Увидела, что при сохранении традиционных форм русский костюм менялся со временем. Его особенностью является удивительное многообразие вариантов одежды в зависимости от местности проживания.

В своей работе я постаралась рассказать об элементах русского костюма, которые прозвучали в произведениях Александра Сергеевича Пушкина.

Результатом моей работы послужило создание эскизов русских костюмов, создание двух презентаций для уроков литературы и истории « Как одевались герои А.С.Пушкина?», «Мода 19 века».



















Список литературы:


1. Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., “Экономика”,

1993

2. Очерки русской культуры 18 века., М., “Московский университет”, 1985

3. Коммиссаржевский Ф., История костюма, Минск,”Литература”, 1998

5. Беспалова Е.Р., Костюм в России ХV- начало ХХ века, М., Арт-родник, 2000

6. Словарь Ожегова.2014г

Использованы материалы с сайтов:

http://www.museum.ru/eduportal/sait/kostum/kostum.html

1. festival.1september.ru

2. slavyans.narod.ru/dress/lapti

3. towsoft.net

4. amaliatrice.livejournal.com



















Приложения 1

Кафтан в 19 веке, который мог носить королевич Елисей. Кафтан Петра Великого.

«Арап Петра Великого». Камзол







Суртюк





Шлафрок (халат) Петра 1 Шлафрок (халат) женщины



В шлафроке позволительно принимать гостей





Военный мундир

Шинель 19 века



Сарафан на Акулине из рассказа Пушкина «Барышня-крестьянка»

Сарафан 19 века в сказках Пушкина












Душегрейка в рассказе «Барышня-крестьянка» и «Сказке о рыбаке и рыбке»



Женский праздничный наряд


Девушки на балу Барышни 19 века






Приложение 2

Кичка с рогами Кичка крестьянки

Кика

Свадебный кокошник царевны


Чепчик Девушка в чепчике




Русский картуз






Приложение3


Лапти и башмаки для бедного народа

Ботфорты носила знать.









Приложение4

Украшения старинные


Мода 19 века









Приложение 5



25