Исследовательская работа как способ развития интеллектуального
потенциала учащихся.
I. Введение.
Актуальность темы:
Вопросы внедрения инновационных технологий в образовании, совершенствование содержания и методов образования, как и вся проблема обучения и воспитания подрастающего поколения обладают определенной спецификой, которая состоит в том, что необходимо четко определить степень применимости учебного материала, изучаемого в школе к реальным потребностям современной жизни.
Одним из путей решения было и остаётся формирование всесторонне развитой личности школьника: развитие творческого потенциала ребёнка, его способностей, одарённости.
Таким образом, главная цель инновационного педагогического опыта - развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе.
Заявленная цель определяет дальнейшие задачи:
создание условий для самовыражения учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями;
использование различных педагогических технологий, а именно исследовательской деятельности, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся;
активизация и стимуляция процессов осмысленного учения на уроках английского языка
Главное направление моей педагогической деятельности - развитие интеллектуального потенциала учащихся.
II. Содержание педагогического опыта
1. Методологическая база
Основное содержание инновационного опыта посвящено использованию на уроках английского языка передовых педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, личностно ориентированной, проектной и исследовательской, ИКТ, создающих широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности. Но предпочтение я отдаю исследовательской деятельности, потому что именно она формирует в учениках такие важные личностные качества, как познавательную активность, самостоятельность и нестандартность мышления, столь востребованные в современном мире.
Исследовательская работа - это одно из новых методологических направлений. Она предполагает научное изучение определённой темы.
В школьной практике используется два вида исследовательской деятельности: научно-исследовательская, в результате которой мы получаем новое знание об окружающем мире, и учебно-исследовательская, которая учит универсальному способу получения знаний. В любом случае успешно выполнить столь серьёзную работу школьнику поможет индивидуальный план подготовки, который разрабатывается совместно с руководителем исследования.
Этапы выполнения научно (учебно)-исследовательской работы.
Первый этап – подготовка к исследованию:
1. выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования;
2. определение объекта и предмета исследования;
3. изучение литературы по теме;
4. уточнение темы, формулировка гипотезы, цели и задач, выбор методов исследования.
В научно (учебно)-исследовательской работе по английскому языку используются лингвистические методы исследования:
словообразовательный анализ;
семантический анализ;
стилистический анализ;
описательный метод – описание фактов, предметов, явлений;
лингвистический анализ художественного текста – выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении;
сравнительно-исторический метод – выявление неповторимого своеобразия языка в сравнении с другими, обнаружение родственных языков, установление места языка в языковых группах и семьях;
экспериментальный метод – наблюдение и различные виды анкетирования.
Второй этап – подготовка и проведение исследования:
1.сбор материала;
2. обработка полученного материала;
3. формулирование выводов.
Третий этап – оформление исследовательской работы:
1. написание основной части работы, её введения и заключения:
определение построения работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение);
выбор стиля и языка исследования;
написание выводов;
составление заключения.
2. составление списка литературы;
3. составление списка иллюстраций;
4. составление приложений;
5. оформление титульного листа.
Четвёртый этап – защита работы:
Переходя от этапа к этапу, школьник учится:
1) работать с первоисточниками;
2) наблюдать явления, факты;
3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;
4) составлять и решать задачу;
5) формулировать гипотезу;
6) разрабатывать и проводить эксперимент;
7) обобщать материал и представлять его в виде текста.
Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу.
Выделяют три уровня самостоятельности: операционный, тактический, стратегический. На операционном уровне ученик выполняет отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы. Тактический уровень требует умения ориентироваться в изменяющейся обстановке, рационально выстраивать действия в их последовательности и планировать их, пользоваться необходимой литературой. На стратегическом уровне ученик умеет самостоятельно определять место и цели собственной деятельности, обладает творческой активностью, умением анализировать процесс и результат деятельности.
Очевидно, что на всех этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности и творческой активности. Однако это труднодостижимая цель.
Хотя результаты учебно-исследовательской деятельности не всегда имеют какую-либо научную ценность, обучающее значение такой работы несомненно: приобретены общие исследовательские навыки (формулирование цели, гипотезы, задач, подготовки и проведения эксперимента, опыт обработки полученных данных, формулирование выводов, создание текста исследовательской работы). Главная цель учебно-исследовательской работы – образовательная: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.
2. Психологическая целесообразность
Однако современные психологи утверждают, что с творческим потенциалом рождаются все дети, но по мере их взросления и развития многие из них теряют заложенные природой способности. Лишь единицы сохраняют свой талант. Почему это происходит?
Главная причина в том, что окружающие ребёнка люди никак не поддерживают его склонности, не стараются их развить, подчас просто не видят в собственном ребёнке ничего «особенного». Поэтому многие дети даже не подозревают о своих способностях, а если и догадываются, то не знают, как их развивать.
Поэтому одной из главных задач воспитателя и учителя нужно считать умение видеть и развивать творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём природой.
Конечно же, нужна педагогическая поддержка. Нужно начать с того, что разработать определённую технологию взаимодействия с одарённым ребёнком. Нужно создать такую развивающую среду, которая бы адекватно реагировала на все притязания ребёнка, позволяла бы ему делать свой выбор учебной деятельности и совершать поступки, удовлетворяющие его познавательную активность. Преподавание школьных предметов должно быть направлено на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения. И к учителю в данном случае предъявляется следующее требование – создать благоприятные условия для этого процесса.
Естественно, этим процессом нужно управлять. Познавательную активность ребёнка нужно направлять и обязательно соотносить её с результатами учебной деятельности, чтобы корректировать индивидуальный познавательный маршрут ребёнка. Результатом этого процесса должно стать гармоническое развитие личности ребёнка.
3. Содержание и его представление, формы, методы и средства педагогической работы
Признаками высоких способностей учащихся являются познавательная активность, развитая память, внимание, логичность и нестандартность мышления, самостоятельность в работе. Именно их развитие и формирование - основа моей преподавательской деятельности.
На первом этапе работы – 5-7 классы – одной из главных целей, наряду с овладением предметом «английский язык», для меня стало выявление способностей учащихся и их дальнейшее развитие. На этом этапе активно использую самые разные педагогические технологии в зависимости от уровня знаний учащихся, от их умений и навыков, от их психологического состояния.
Одной из важнейших является игровая технология преподавания, которая помогает сделать переход от начальной школы в основную более незаметным. К тому же игры на уроке развивают такие важные качества, как быстроту, логику и нестандартность мышления.
Развитие аналитического мышления, развитие способностей сопоставлять, выделять главное, аргументировать свой ответ даёт использование разных видов диктантов (они активно используются на всех уроках английского языка во всех классах и в разных формах – коллективной, индивидуальной): распределительного, выборочного, объяснительного, лингвистического. Такие задания хороши при использовании на уроках английского языка приёмов проблемного обучения.
К проблемной технологии преподавания можно отнести и задания, связанные с различными видами разборов на уроках английского языка (это универсальный способ систематизации изученного материала во всех классах), которые помогают развитию логики мышления учащихся.
Развитию критического мышления учащихся способствует такая форма работы на уроке, как редактирование (такая работа в силу своей сложности и ответственности используется в большей степени в 7-9 классах). И её тоже можно положить в копилку проблемной технологии.
При личностно ориентированном обучении интересны будут задания, направленные на развитие творческого мышления, памяти, внимания (такие задания востребованы учащимися на всех ступенях обучения). Данные качества развивают всевозможные творческие работы, задания, связанные с лексикой.
От отдельных заданий я делаю переход к целым урокам, способствующим развитию творческого и интеллектуального потенциала школьников.
Я использую исследовательскую деятельность как индивидуальную форму работы с одарёнными учащимися лишь второй год, но могу уже сделать однозначный вывод: детям нравится заниматься исследовательской деятельностью. Эта деятельность, действительно, развивает учащихся всесторонне. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, ребёнок много работает самостоятельно, подбирая нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы, спорим. В итоге создаётся научно (учебно)-исследовательская работа, за которую мы оба испытываем гордость, но ребёнок в большей степени, безусловно.
II, Результативность реализации опыта
Подводя определённые итоги под своей работой, хочу обратить внимание на следующее: вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения учащихся, использую различные педагогические технологии, а именно исследовательскую деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
Подтверждением эффективности исследовательской деятельности как педагогической технологии являются следующие индикативные показатели:
1. развитие и удовлетворение познавательных потребностей учащихся
2. развитие самостоятельности мышления и деятельности, и, как следствие, формирование творческой личности:
участие учащихся в турнирах и олимпиадах:
школьных
муниципальных
региональных
общероссийских конкурсах и олимпиадах («Познание и творчество», «British Bulldog»)
написание научно-исследовательских работ
3. повышение качества знаний.
Кроме того, повышается работоспособность учащихся, повышается интерес к предмету, развиваются память, речь, а также способности восприятия и переработки информации. Всё вместе способствует самоопределению учащихся, выбору дальнейшего жизненного пути.