СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Какое значение имеют жесты в общении?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общаясь со знакомыми и с теми, с кем лишь на мгновение сталкивает повседневная жизнь, людям не всегда удаётся выразить словами то, что хотелось бы. Поэтому, они часто прибегают к использованию жестов. Стоит ли внимательно относится к этим «безмолвным» сигналам, которые люди одновременно и подают, и принимают? Возможно, как только мы разберёмся в этом, тут же откроем для себя возможность более эффективного использования их в общении.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Какое значение имеют жесты в общении?»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

г. Красноярск

Открытый дистанционный конкурс творческих и исследовательских работ «Стартис»



Номинация: «Исследовательская работа»




Направление: «Социологи»



«Какое значение имеют жесты в общении?»




Бойко Анастасия Сергеевна,


ТМК ОУ «Дудинская школа № 7»,

4 «Б» класс,

25.12.2010 г. р.








Кайрис Галина Ионовна,


ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 7», учитель начальных классов,


89080316771,


[email protected]

/личная подпись/

















С условиями Конкурса ознакомлен(-а) и согласен(-а). Организатор конкурса оставляет за собой право использовать конкурсные работы в некоммерческих целях, без денежного вознаграждения автора (авторского коллектива) при проведении просветительских кампаний, а также полное или частичное использование в методических, информационных, учебных и иных целях в соответствии с действующим законодательством РФ.


г. Дудинка, 2022


«Жест – есть не движение тела, а

движение души». Ф. И. Шаляпин

1. Введение

Актуальность. Человек живёт в обществе среди других людей. Общение для него - важная потребность. С самого рождения человек учится общению: изучает язык; культуру общества, в котором живёт; устанавливает контакты с другими людьми. Общаясь со знакомыми и с теми, с кем лишь на мгновение сталкивает повседневная жизнь, людям не всегда удаётся выразить словами то, что хотелось бы. Поэтому, они часто прибегают к использованию жестов. Стоит ли внимательно относится к этим «безмолвным» сигналам, которые люди одновременно и подают, и принимают? Возможно, как только мы разберёмся в этом, тут же откроем для себя возможность более эффективного использования их в общении.

Я выдвинула следующие гипотезы:

1. Жесты являются неотъемлимой частью общения людей.

2. Жесты помогают людям лучше понимать друг друга.

Объект исследования: общение людей.

Предмет исследования: жесты, которые люди используют при общении.

Цель исследования: изучить значение жестов в общении людей.

Задачи исследования:

1. Узнать, когда и зачем человек стал использовать жесты.

2. Рассмотреть области использования жестов.

3. Проанализировать, как используют жесты дети и взрослые (учащиеся 4 «Б» класса, их родители и учителя).

4. Экспериментальным путём доказать необходимость использования жестов в общении людей, связь с речью.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ информации.

2. Анкетирование.

3. Эксперимент.

4. Анализ полученных данных.

2. Описание исследования

Изучив информацию в литературе и в сети Интернет, я узнала, что жест (от лат. gestus «движение тела») – некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл; поступок, рассчитанный на внешний эффект. Жестикуляция – использование жестов; способ невербального1 общения (язык жестов); манера жестикулировать.

Человек использовал язык жестов с древних времён, когда ещё не владел речью, он был унаследован людьми от своих животных предков. На протяжении многих веков жесты использовались как манера вести себя (поклон, поцелуй руки дамы, рукопожатие, снятие шляпы).

Системы жестового языка были известны и использовались в древности, в частности, как «язык глухонемых» и впоследствии стали основой для современных жестовых языков.

Вывод: Точное время появления жестов неизвестно, можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества. В те далёкие времена люди общались без слов и отлично понимали друг друга. Использование жестов для создания жестовых языков было необходимо для людей, не имеющих возможности слышать и говорить.

Особой областью использования жестов стало искусство (пантомима, драма, «немое кино»). Не менее важным было и есть использование жестов в общественной жизни. Например, жестов приветствия (рукопожатие, военное приветствие), жестов одобрения (аплодисменты), жестов солидарности (поднятая рука, сжатая в кулак), бытовых жестов (показывающих, что человек не в своём уме). Некоторые жесты стали играть самостоятельную роль, вне связи с языком (дирижирование). Использование жестов, взамен голосового общения, стало предпочтительно в ситуациях, где передать информацию голосом представляет определённые трудности. Появились жесты, принятые в официальном или профессиональном общении. Например, применяемые судьями в спортивных играх, в работе постового регулировщика.

Вывод: Области использования жестов широки. Это искусство, общественная жизнь, профессиональная сфера, личное общение.

Жесты, которые человек использует в общении с другими людьми разнообразны: жесты-иллюстраторы, иллюстрируют сказанные слова (размер пойманной рыбы); жесты-регуляторы, регулируют эмоции во время диалога (согласие - кивок головы); жесты-символы, заменяют собой целое слово («телефонная трубка» - созвонимся); жесты-адаптеры, помогают побороть волнение (поправление причёски, одежды); жесты-аффекторы, придают речи эмоциональную окраску (размахивание руками).

Я заметила, что я, мои сверстники, окружающие меня взрослые часто используют в общении различные жесты. Но придают ли они этому значение? Насколько важно для них использование жестов? Можем ли мы вообще обойтись без них? Различаются ли жесты моих сверстников от тех, которые используют взрослые? Чтобы ответить на эти вопросы я решила провести анкетирование среди учащихся 4 «Б» класса и среди взрослых (учителей ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 7», родителей). Результаты представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Всего опрошено

Дети

Взрослые

15 человек

15 человек

1. Какие жесты Вы часто используете?

  • раскрытые руки ладонями вверх

2

7

  • пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук

7

10

  • скрещивание рук на груди

4

10

  • руки, сжатые в кулаки

7

3

  • жест «рука у щеки»

9

5

  • почёсывание головы

11

3

  • наклонённая голова

8

7

  • взгляд в сторону

7

8

  • дотрагиваетесь до носа или потираете его

7

4

  • указываете пальцем

2

3

  • соединяете пальцы рук, в виде купола храма

9

4

  • машинальное рисование на бумаге

11

3

  • крутите пальцем у виска

6

-

  • показываете сердечко с помощью пальцев рук

8

-

  • два пальца руки в виде V

11

1

  • большой палец вверх

11

11

  • жесты приветствия – объятия, поцелуй, рукопожатие

12

12

  • другие

5

6

2. Как жесты помогают Вам в общении?

  • упрощают понимание

8

10

  • позволяют чувствовать себя увереннее

5

3

  • помогают выразить речь эмоционально

10

12

  • помогают понять настроение собеседника и его дальнейшие действия

9

7

  • не помогают

1

1

3. Считаете ли Вы, что умеете понимать «язык жестов»?

  • да

7

8

  • нет

8

7

4. Может ли человек совсем обойтись без жестов?

  • да

6

-

  • нет

9

15

Я пришла к выводу: большая часть участников, 9 детей и 15 взрослых, считают, что без жестов нельзя обойтись. И те, и другие используют много разных жестов. Самыми популярными являются жесты приветствия (рукопожатие, объятие, поцелуй), у детей: почёсывание головы, машинальное рисование на бумаге, большой палец вверх, два пальца вверх в виде V, у взрослых: скрещивание рук на груди, пожимание плечами, большой палец вверх. Участники также назвали жесты, не вошедшие в перечень вопросов: кивок головы, руки в замок, нога на ногу, постукивание ногтями, поправление причёски, взмах рукой, подмигивание. Половина опрошенных считает, что умеет понимать «язык жестов». Большинству опрошенных жесты упрощают понимание, помогают выразить речь эмоционально.

Я решила провести эксперимент. Во-первых, я хотела выяснить, можно ли обойтись без жестов, во-вторых, можно ли с помощью одних лишь жестов, без слов, понять, что хочет сказать человек.

В первой части эксперимента участвовало 8 человек: 4 детей и 4 взрослых. Я предложила им объяснить значение 7 словосочетаний. Результаты представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Словосочетания

Смогли обойтись без использования жестов

Не смогли обойтись без использования жестов

дети

взрослые

дети

взрослые

Винтовая лестница

 -

 4

4

Морские волны

 1

 1

Открытая книга

 1

 1

 3

 3

«Мальчик с пальчик»

 2

 1

 2

 3

Короткая юбка

 1

 3

 3

 1

Высокая оценка

 3

 3

 1

 1

Широкие ворота

 1

 1

 3

 3

Одно из предложенных 7 словосочетаний не смог объяснить без использования жестов ни один из участников эксперимента - винтовая лестница. Из 8 человек, участвующих в эксперименте, ни один человек, ни взрослый, ни ребёнок, не смог совсем обойтись при объяснении без жестов.

Вывод: не всегда возможно объяснить значение слова (словосочетания) только с помощью других слов, без использования жестов.

Во второй части эксперимента участвовали 20 человек, учащиеся 4 «Б» класса. Для эксперимента была использована популярная игра «Крокодил», в которую мы любим играть и часто играем с одноклассниками. В ходе игры один из участников жестами показывал слово (словосочетание), а остальные должны были понять и назвать это слово (словосочетание). Перечень слов представлен в таблице 2.3. На фото 2.1 показан фрагмент эксперимента.

Слова (словосочетания): фигурное катание, любовь, радость, хоровод, фейерверк, салфетки, часы, скатерть, вечернее платье, варежки, бенгальские огни, вязанные носки, вьюга, конфеты, снежинка, шпроты, телевизор, бабушкины пирожки, открытка, снежная горка.

Таблица 2.3 Фото 2.1


Из 20 показанных слов ребята вместе смогли понять и назвать 14 слов. 4 слова (словосочетания) было трудно объяснить жестами (открытка, вязанные носки, бабушкины пирожки, шпроты).

Вывод: не всегда возможно понять человека без слов, используя только жесты и объяснить что-либо одними жестами.

Таким образом, я пришла к основному для себя выводу: речь и жесты взаимосвязаны, жесты дополняют речь и необходимы нам в общении.

3. Заключение

Человек не может обойтись в общении без жестов. Значительная часть того, что хочет сказать человек, воспринимается не только через слова, но и через жесты, которые воспринимает собеседник. Иногда бывает, то, как мы говорим, важнее тех слов, которые мы говорим. Жесты выполняют функцию более глубокого взаимопонимания.

Выдвинутые в начале работы гипотезы подтвердились: жесты являются неотъемлимой частью общения людей, они помогают людям лучше понимать друг друга.

Цель работы достигнута.

В ходе работы я получила навыки работы с информацией, научилась проводить анкетирование и эксперимент. Работа была трудоёмкой, но увлекательной. Я довольна своей работой. Данную работу можно использовать на уроках русского языка по теме «Язык и речь», на уроках окружающего мира по теме «Общение» и во внеурочной деятельности.

Источники информации:

1. Сергеева О. М. Язык жестов. Как читать мысли без слов? Издательство: Эксмо-Пресс, 2015 г.

2. https://hr-portal.ru/article/oblasti-ispolzovaniya-zhestov

3. https://lpgenerator.ru/blog/2017/03/22/kak-zhesty-pomogayut-pri-obshenii-i-obuchenii/

4. https://ruscorpora.ru/new/help-gestures.html

5. https://sites.google.com/site/vseokinematografe/home/epoha-nemogo-kino




1 Невербальные средства общения (от лат. verbalis - слово) – система знаков, дополняющих, усиливающих, а иногда заменяющих речь.