Исследовательская работа.
Возрождение культурных традиций казачества
Амурская область – это край, который начал осваиваться и заселяться переселенцами-европейцами сравнительно недавно, в ХIХ веке. И первые, кто начали освоение неисследованных земель были представители казачества, причём казаки переезжали из разных казачьих войск, то есть со своими устоями, традициями, бытом, обрядами и, наконец, фольклором.
Таким образом, на территории Амурской области создалась интернациональная казачья семья, в которую вошли представители Донского, Кубанского, Забайкальского, Уральского, Терского и других казачеств. Культура дальневосточного казачества была и остаётся частью культуры русского народа.
Это обусловило выбор проблемы исследования: возрождение казачьего песенного фольклора на территории Амурской области. Исходя из актуальности данной проблемы, недостаточной её теоретической и практической разработанности мы избрали тему своего исследования: «Возрождение культурных традиций казачества».
Предметом исследования данной работы явились:
культурные традиции казаков Приамурья;
культурные традиции с. Ивановка Ивановского района.
Цель исследования: научно обосновать необходимость возрождения традиций казаков на Дальнем Востоке.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
проанализировать исторический процесс становления амурского казачества;
дать характеристику положения культурной жизни казачества с. Ивановка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа обращает внимание на современное понимание амурского песенного фольклора, сохранение традиций и необходимость возрождения этого культурного пласта.
Продвижение России на восток было обусловлено естественно - историческим ходом её развития. После отмены крепостного права сохранились многочисленные пережитки, которые тормозили развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве.
В Приамурье первые казаки появились в середине XVII века, но их появление было не совсем удачным и недолгим. Во второй половине XIX века правительство обратилось вновь к колонизации приамурского края.
Первыми переселенцами Приамурья стали забайкальские казаки. При этом правительство преследовало две цели: обеспечить охрану границ и хозяйственно освоить присоединённый край. Находясь на государственной службе, казаки выполняли воинскую повинность, а в гражданской жизни они были земледельцами. С 1858 по 1862 гг. было основано 50 казачьих станиц и посёлков в Амурской области.
Амурское казачье войско было образовано по инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева-Амурского в период возвращения России левобережья Амура и включения его в состав империи в 1854-1858 гг.
Героическая история казачества нашла отражение в развитии внешних форм культуры. Эпохальные события и их главные герои увековечены в монументальных памятниках, ратные подвиги отмечены высокими наградами – знамёнами, орденами и медалями, памятным боевым оружием и другими знаками отличия. В казачьей культуре закрепились ритуальные традиции, связанные с торжественными проводами на службу, праздниками воинской славы, посвящёнными вручению войсковых и полковых знамён, чествованию награждённых казаков. Основы праздничной культуры дальневосточных казаков были заложены в Забайкалье. Но со временем традиции изменились, остались лишь фрагменты, отдельные праздничные элементы.
Культурные традиции дальневосточного казачества глубокими корнями уходят в историю общеказачьего фольклора. Амурское казачество по сути своей многонационально, поэтому в культурных традициях присутствуют элементы Забайкальского, Донского, Кубанского, Оренбургского, Уральского, Терского и других фольклорных элементов. Вместе с тем, на неё наложили свой отпечаток местные особенности и обычаи. Но изначально на землях Амура песенные традиции забайкальцев имели главенствующее значение.
Песня в жизни казаков играла очень большую роль. Героико-патриотическая тематика, прославление воинского подвига, заселение казаками Амурских земель – вот наиболее часто встречающиеся темы казачьих песен на Амуре.
За полувековую историю у дальневосточных казаков появились свои герои и авторитетные командиры. Особенно хочется отметить Н.Л.Гондатти, Н.И.Гродекова, П.Ф.Унтербергера, которые занимались не только государственной деятельностью, но и не чужды им были заботы и нужды простого казачьего населения, они знали особенности их быта, культуры, характера жизни. В свою очередь, казаки тоже отвечали им преданностью и огромным уважением, и даже посвящали им свои песни. Много песен о подвигах и жизни пионеров Приамурья было написано казачьими поэтами Л.Волковым, А.Карповым. Содержание их песен и стихов проникнуто любовью к родному краю, заботой и размышлениями о трудной судьбе жителей. Особенно любили казаки стихи сотника амурского казачьего войска Ахилла Карпова, чьи произведения не отличались особой красочностью и разнообразием, а подчас носили и подражательный характер, но были близки и понятны казакам, так как рассказывали об их житье-бытье. По мнению Карпова, главная беда казаков в том, что их заселяли насильственно, места расположения станиц определяли без учёта климатических условий, а исходя из потребностей государства. Несмотря на то, что стихи несовершенны, поэт очень убедителен в своих рассказах, особенно в повествованиях о бедах семей, в том числе в рассказах о потерях кормильцев, без которых семейства быстро начинали нищать.
Ещё один замечательный поэт амурского казачества – Леонид Петрович Волков, выходец из потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии. Он мог стать знаменитым поэтом, но в тридцатилетнем возрасте сотник Л.П.Волков геройски погиб. Его творческое наследие в поэтической форме повествует о первопроходцах, о любви к амурскому краю.
Волков совершенно искренне восхищался деятельностью графа Муравьёва и его сподвижников. Он прославляет мужественных, преданных Отчизне людей, и для него неважно, кто по чину эти люди – простые казаки или их командиры, священнослужители или обыкновенные крестьяне. Свято исповедуя православие, поэт верил в значимость казачьего миссионерства на востоке. И с величайшим почтением Волков относился к образу Албазинской Божьей Матери.
Там Божьей Матери икона
Стоит лучом озарена,
Больных и сирых оборона, -
Священный дар Албазина.
С верховьев до низу Амура
Икону эту чтит народ…
В часы душевного разлада,
И в ясный день, и в поздний час,
Напомнит каждому лампада,
Что есть заступница у нас.
Наряду с героико-патриотической тематикой стихов и песен, казачья поэзия в амурских станицах широко представлена народными напевами и наигрышами. Лирические песни казаков, являясь частью народных, образно раскрывают картины деревенского быта, обычаи и занятия людей. Чаще всего они посвящены любви, семейно-бытовым отношениям, отражают глубокие нравственные устои казачества. Это ритуальные и календарные обрядовые песни, шуточные припевки. Изначально, амурские песни были продолжением Забайкальского фольклора. Переселенцы бережно хранили традиции отцов и дедов. Об этом в своих воспоминаниях не раз упоминали путешественники. Но уже в начале ХХ века в традициях стали происходить необратимые изменения, что было связанно с появлением представителей казачеств из южных мест. Только в свадебном обряде сохранились отдельные элементы, характерные для Забайкалья.
Большой интерес представляют календарные и храмовые праздники, которые также сопровождались пением специальных песен. Весело отмечали казаки Рождество, Новый год, масленицу, пасхальные дни. Любимым праздником была Троица, когда наряжали в девичье платье берёзку, одевали её лентами, водили вокруг хороводы и пели. А на следующий за Троицей Духов день берёзку с песнями раздевали и купали или топили в реке. Осенью, после окончания полевых работ, устраивали «девичий саламат», а поздней осенью, с наступлением длинных вечеров, молодёжь собиралась на посиделки и вечёрки. Любимыми у молодёжи были песни – «Пребуйные ноченьки морозные», «Сени мои, сени», «Лучинушка», «Потеряла я колечко», «Скакал казак через долину». Но со временем лирические песни стали забываться. Наибольшее распространение получили такие припевки, как: «голубец», «парочка», «барыня», «цыганочка», «молодчик», «журонька». Часто гуляния молодёжи, даже в престольные праздники, заканчивались драками. Это было характерно для начала ХХ века, и, как свидетельствовали многочисленные источники, заметно стало происходить падение нравов в казачьей среде. Это объяснялось вторжением внешнего мира в относительно ограниченный круг общения казаков, соседством строящейся железной дороги, открытием золотых приисков.
Это нашло отражение в характере и в тексте произведений устного народного творчества. Всё чаще стали петь залихватские, с хулиганским оттенком песни, и даже старинные лирические переделывались на мотив частушек.
Характерной в этом отношении стала старинная народная песня «Капустка», обновлённая пошловатым мотивом и, как считали старики, позорящая честь женщины.
Капустка моя
И на вилочке,
А мой милый
За бутылочкой.
Капустка моя
Во кадушечке,
А мой-то милый
На подушечке.
Таким образом, подвергаясь корректировке под влиянием сословных особенностей и временного фактора, устное народное творчество дальневосточных казаков развивалось в русле песенной традиции.
Дальневосточное крестьянство и казачество были обеспечены землей. Все желающие переселенцы могли получить свободные участки казенной земли во временное владение или выкупить их в полную собственность по цене 3 рубля за десятину. В среднем на душу крестьянского населения в 1905 году в Амурской области приходилось: 19,7 десятин земли, а в селении Ивановском Ивановской волости на 2662 души - 47600 десятин земли. Это единственное селение в Амурской области с максимальным наделом. Земельные отношения отличались от таковых в европейской части России. Это объяснялось тем, что господствующей формой земледелия была общинная со следующим порядком ведения хозяйства:
I. Выгоны для пастьбы скота и лесные участки находились в неразделенное мирском пользовании;
2. Пахотными и сенокосными участкам крестьяне владели на правах захвата (размеры не определялись, каждый захватывал столько, сколько был в состоянии обработать).
3. Усадебные места, занятые домашними постройками я огородами, состоят в подворно-наследственном владении.
Благодаря льготам для переселенцев, населенные пункты быстро разрастались в результате активного переселения крестьян и казаков из европейской части России. Так, в селение Ивановское; в 1892 году из Полтавской губернии Константиноградского уезда переселилось 45 семей из 334 душ, из войска Донского Таганрогского округа - 2 семьи из 11 душ, а в 1893 году из Полтавской губернии - 41 семья из 263 человек, из Воронежской губернии - 2 семьи из 28 человек. В 1910 году население составило 4406 человек обоего пола, а земельный надел остался прежний. Это говорит о том, что та часть крестьян, что прибыла раньше, имела большие наделы. Прибывшие позднее испытывали острый недостаток земли.
Преобладал в Амурской области средний крестьянин. Процент среднего и зажиточного крестьянства был выше, чем в Европейской России. По стоимости имущества зажиточные хозяева на Амуре превосходили бедняцкие в 7 раз, а по посеву - в 4,7 раза. К бедняцким хозяйствам относились хозяйства без рабочих лошадей и с 1-2 лошадьми, к середняцким - с 3-4 лошадьми и к зажиточным - с 5 и более. Крестьянин селения Ивановское Кирилл Безруков, семья которого состояла из 8 человек, шлея 26 лошадей, в том числе 12 - рабочих, 5 дойных коров и 8 рабочих волов. В его пользовании находилось более 200 десятин земли, из них под посевом - 40,5. Из сельскохозяйственных орудий в хозяйстве был плуг Дира (стоимостью 175 рублей), жатвенная машина (400 рублей), веялка-сортировка (90 рублей). К.Безруков держал двух работников с оплатой в год по 110 рублей каждому. Крестьянин К.И.Землянский с тремя сыновьями владел участком всего в 100 десятин.Кроме собственной и надельной пользовались еще несколькими сотнями десятин земли, которые они арендовали у казны и у частных лиц, причем каждый из них вел самостоятельное хозяйство. В частности, арендовали у крестьянина К.Е.Безрукова 100 десятин сроком на 8 лет и уплачивали за десятину 6 рублей (600 рублей ежегодно). У зажиточного крестьянина Ф.И.Землянского было в хозяйстве 20 лошадей и 33 головы крупного рогатого скота. Ведение хозяйства крестьянами было как единоличное, так и коллективное. Так, шесть братьев Ефремовых, которые свою землю обрабатывали сообща общим инвентарем, составляло одно хозяйство (коллективный владелец). Братья Ефремовы сообща владели одним паем в товариществе Ефремовых, земли которого, по нотариальным данным, распределялись между владельцами по списку. Они же совместно со своими родственниками Андреем Мироновичем и Михеем Мироновичем являлись совладельцами еще одного пая в 40 десятин. Сельскохозяйственные орудия а машин применялись отечественного и зарубежного производства. Со второй половины 80-х годов стали появляться у зажиточных крестьян жатки, молотилки, веялки, сенокосилки, конные грабли, которые поставляли переселенческие управления и две фирмы: "И. Эмери" - американская и "Кунст и Альберс" - немецкая. Важной характеристикой земледелия является структура посевов сельскохозяйственных культур. Культивировали рожь (озимую и яровую), пшеницу, овес, ячмень, гречиху, просо, лен, коноплю и полбу, а из корнеплодов - картофель для собственного потребления. Имеются сведения о ведении культурного земледелия. Владелец участка А.К.Болотин в течение 20 лет делал попытки культивирования разных сортов пшеницы: маньчжурскую безостую и Таврическую (красную безостую), но учитывая плохое качество зерна и низкие урожаи, ему пришлось остановиться на местном сорте «Голоколоске». Делались попытки сеять красную рожь, пшеницу белотурку, скороспелый овес - все было неудачно: первая вымерзла, вторая родилась с пустым зерном, у овса слабая солома, при полегании ломалась. Крестьянин К.И.Землянский с тремя сыновьями владел участком всего в 100 десятин. Кроме собственной и надельной пользовались еще несколькими сотнями-десятой земли, которые они арендовали у казны и у частных лиц, причем каждый из них вел самостоятельное хозяйство. В частности, арендовали у крестьянина К.Е.Безрукова. Ф.В.Лештаев в 1904 году высеял на целину овес "беляк" в количестве 20 фунтов. В первый год собрал 6 пудов. В 1909 году засеял 15 десятин. Овес прекрасного качества. Посев производил очень рано, едва оттаивала земля, без перепашки, с укатыванием посевов затылками борон. В 1907 году Ф.З.Лештаев взял в Ивановском обществе сельского хозяйства 30 фунтов тимофеевки и 20 фунтов люцерны и высеял на десятину лучшей земли. Всходы были хорошие, их не косили, дали обсыпаться и обсеменить поле. В 1908 году травы были сжаты и обмолочены, получили семян около трех пудов. По сжатым местам без посева прекрасно выросла и тимофеевка, и люцерна. В 1910 году под травами было 3 десятины, получено около 600 пудов сена. Скотоводство играло подчиненную роль для обслуживания земледелия, извоза и прочих не земледельческих занятий. Скот распределялся неравномерно, об этом можно судить по приведенным фактам. Жители селения Ивановское занимались огородничеством, садоводством, пчеловодством, рыболовством, лесным промыслом. Заготавливали строевой дровяной лес, причем не только для собственных нужд, но и для продажи в городе. В любом традиционном крестьянском промысле складывались цены. Так, извоз, из с.Ивановское до Благовещенска стоил от 9 до 12 копеек, дрова березовые за сажень от 3 руб.50 коп. до 4-х рублей 50 коп., воз сена в 15 пудов от 2-х до 4-х рублей, холст крестьянский за аршин - от 18 до 20 копеек, мука пшеничная за пуд - от I руб.1О. коп. до I руб.50 коп., масло скоромное - от 14 до 16 рублей, мясо скотское - от 4-х до 4 руб.80 коп., вино в плугари за ведро (12,3 л) - 8 руб., вино очищенное - 12 рублей. Плата работнику в день от 40 копеек до 60, работнику с лошадью от I руб.80 коп. до 2-х рублей 80 копеек, в месяц - от 8 до 12 рублей. Цены в селениях Ивановской волости были гораздо выше, чем в селениях Черемховской волости. Выгоднее было наниматься на работу в Дмитриевке, Ивановском, чем в Черемушках, Семиозерном, Березовской. Селение Ивановское было одним из крупных населенных пунктов. В 1910 году оно являлось центром самой большой по числу жителей волости с населением исключительно земледельческим. В селе, кроме сельского и волостного правления, были: пристав стана Амурского уезда, мировой судья 5-го участка Благовещенского окружного суда (Л.Л.Смирнов), земская больница, в которой целый год не было врача, оказывал медицинскую помощь один фельдшер, (больница одна на всю волость в 10 селений), частная аптека И.Л.Пациорковского. В церкви во имя Святого Иоанна-Богослова службу вели два священника - благочинный 6-го участка отец Дмитрий Кузьмин и священник Николай Тихвинский, один дьякон и один псаломщик. В селе - одна церковно-приходская школа при двух учителях, две школы Министерства народного просвещения, из них одна двухклассная при пяти учителях. При сельском правлении с 1905 года открыт общественный сельский банк, основной капитал которого 17000 рублей, ссуды выдавали только крестьянам своего села и не более 150 рублей на хозяина, за что взимали 8% годовых. Действовали 3 обширных хлебо-запасных магазина, в которых к I августа 1910 года имелось 1150О пудов хлеба на лицо и 6500 пудов недоимок, и ссуд. На лесной пристани в 22-х верстах (р.Зея) на месте бывшей китайской деревушки Будунда в 1905 году был основан мужской Успенский монастырь под названием Будундинского. Ярмарка проводилась два раза в год: на масляной неделе и в день престольного праздника святого Иоанна Богослова 26 сентября (до I октября). К I января 1910 года в селений 547 дворов с 2336 душами мужского пола и 2070 женского. Большинство жителей - переселенцы из Полтавской, часть - из Воронежской, Астраханской, Тамбовской губерний. Население земледельческое, обработку земли производили в основном совершенствованными орудиями и машинами новейших систем: 785 плугов (преимущественно американские "самолеты"),- 112 разсевалок, 78 дисковых борон, 365 сенокосилок, 365 конных грабель, 245 жней простых, 415 жней со - сноповязалками, 15 молотилок с конными приводами без веялок, 126 молотилок с конными приводами с веялками. Численность скота: рабочих лошадей - 2829, нерабочих -465, крупного рогатого скота - 3237 голов, овец - 2124. Общая площадь посевов 13254 десятины. Плотники, столяры, маляры, печники, работая обыкновенно подрядно, зарабатывали в среднем 22-30 рублей в месяц, кузнецы - от 30 до 60 рублей. В Ивановском имелось 7 поставных лавок с торговлей самым разным товаром, некоторые торговали довольно хорошо. П.А.Жданкин имел годовой оборот 12-15 тысяч рублей, такой же оборот имели П.И.Хорошаев и Я.М.Пироженко. Остальные 4 лавки китайские с оборотом около 4-5 тысяч рублей. В селения - 7 постоялых дворов, 2 оптовых винных склада (Лукина и Бутина) и 2 питейных заведения, за аренду которых Бутиным было уплачено обществу 3760 рублей. На речке Будунде построено 3 водяные мельницы. Две принадлежали братьям-крестьянам В. и К.Безруковым, стоимость каждой около 3-х тысяч рублей, ежегодно давала каждая доходу в среднем 1500 рублей. Одна прекрасно оборудованная мельница на 6 французских поставах построена в 1903 году благовещенским купцом И.И.Тереховым, через два года продана за 30.000 рублей братьям П. и С.Геевским, которые приобрели для зимы паровик и работали круглогодично, перемалывая ежегодно не менее 10 тысяч пудов пшеницы (за размол взималась десятая часть с пуда). История Амурского крестьянства вызывает огромный интерес. Узнать новое о прошлом, глубже представиться осмыслить его, задача каждого краеведа.
Итак, немного из истории села Ивановка, моей малой Родины.
После Великой Октябрьской революции Ивановский район был образован в январе 1926 года. Он расположен на юго-западе Амурской области, занимает территорию 2643 км.
Село Ивановка – районный центр Ивановского района, образованный в 1864 году. За 150 лет в нем сменилось несколько поколений, потомки которых жили в разных губерниях Европейской части России.
Каждое из поколений в меру возможностей вносило свой вклад в развитие села: строились школы, больница, хлебные и продуктовые магазины. В 1868 году в Ивановке построена церковь святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Незаживающей раной для многих поколений ивановцев останется кровавая расправа японских интервентов над мирными жителями села 22 марта 1919 г. 257 расстрелянных и 36 заживо сожженных селян вечно будут напоминать о чудовищной расправе над мирными жителями.
Возрожденное из пепла село постепенно залечивало раны. Усилиями предприятий и организаций, тысяч рук взрослых и детей Ивановка превратилась в одно из самых благоустроенных сел Амурской области.
В нашем селе десять памятников и обелисков. Они призывают нас помнить свою историю, любить свое село, свой край, свою Отчизну и сделать все возможное, чтобы жизнь наша изменилась к лучшему.
До недавнего времени одной из достопримечательностей Ивановского района был ансамбль казачьей песни «Калинушка», созданный 19 ноября 2000 года. Создателем и руководителем ансамбля была замечательный педагог-вокалист Татьяна Викторовна Дудина - Клявдина.
Ансамбль был постоянным участником областных и районных концертных программ. Почти все участники «Калинушки» - это потомки донских, кубанских, сибирских, забайкальских, амурских казаков.
Коллектив принимал активное участие в культурной жизни села, района и области: в смотрах, фестивалях, конкурсах, занимал призовые места. Лауреат областных фестивалей и конкурсов «На балу у Золушки», «Юность Амура», «Алло мы ищем таланты», «Родники творчества», «Планета детства», «Распрягайте хлопцы кони»...
В репертуаре коллектива казачьи, авторские песни, православные песнопения. На Рождество, Пасху Христову, венчания, молебны учащиеся поют в Ивановском храме Иоанна Богослова. В 2006 году Архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил наградил 10 человек из ансамбля медалью Албазинской Божьей Матери.
К сожалению, в настоящее время ансамбль не существует. Уехал наш руководитель и больше некому заниматься с коллективом. Ивановка и ансамбль ждут моего возвращения, так как в мои планы входит возрождение казачьего ансамбля, традиций казачества, его жизненного уклада. Поэтому, мне есть чем заняться в XXI веке, думаю, что потомки по достоинству смогут оценить мой труд.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абеленцев В.Н. Амурское казачество. XIX-XXвв. – Благовещенск, 1999г.
2.Абеленцев В.Н. Амурское казачье войско. – Благовещенск, 2000г.
3.Абеленцев В.Н. Вехи истории амурского казачества в 1-ой половине ХХ века. – Благовещенск, 1999г.
4.Бублик Л.А. Российское казачество: зарождение,
в XVII-XIX вв. – М., 1983г.
5.Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. – М., 1989г.
6.Иванов Р.И. Краткая история Амурского казачьего войска. – Благовещенск, 1912г.
7.Кабузан В.М. Дальневосточный край в XVII – начале ХХвв. – М.,1965г.
8.Коваленко А.И. Казачьи песни на Амуре // Дальний восток. – Хабаровск, 1994г.
9.Коваленко А.И. Культура дальневосточного казачества (вторая половина XIX – начало ХХ вв.). – Благовещенск, 2002г.
10.Сергеев О.И. Казачество на русском Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. – М., 1983г.
12.Унтербергер П.Ф. Приамурский край. СПб., 1912г.
16