Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Исследовательский проект
« Хлеб – всему голова !»
Направление работы: «Науки о природе 1-2 класс»
г. Ульяновск
Оглавление
Введение 1
1.1 История возникновения хлеба 3
1.2 Хлеб и его значимость в истории 5
1.3 Хлеб фронтовой, хлеб блокадный 7
1.4 Как хлеб приходит к нам на стол? 9
2. Практическая часть 11
2.1 Экскурсия на хлебопекарню 11
2.2 Опрос учащихся класса 12
2.3 Хлеб в домашних условиях 13
Заключение 13
Список используемой литературы: 14
Введение
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
«Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе. Без него не обходится ни один приём пищи.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?
Мне стало очень интересно, почему же взрослые люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
Тема исследования: «Хлеб – всему голова»
Цель: познакомиться с процессом выращивания хлеба; рассказать о ценности хлеба и уважительном отношении к нему и людям, его вырастившим.
Задачи исследования:
1. Теоритическая.
1.1 Изучить историю возникновения хлеба.
1.2. Собрать сведения о хлебе и его место в истории.
1.3. Понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.
1.4. Узнать, как хлеб приходит на наш стол.
2. Практическая
2.1. Посетить хлебопекарню
2.2 Провести анкетирование среди учащихся класса.
2.3 Попробовать самим испечь хлеб.
Проблема исследования: Сейчас можно наблюдать, что спрос населения на хлеб упал. В наше время большое изобилие продуктов. Не редко можно увидеть испорченный хлеб в мусорном контейнере. Так что же получается, ценность хлеба в нашем современном мире так мала?
Гипотеза исследования: Если я узнаю, почему взрослые так ценят хлеб, то буду бережнее относиться к нему.
Объект исследования- хлеб.
Предмет исследования: отношение людей к хлебу.
Методы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из разных источников, экскурсия.
История возникновения хлеба
Из словаря Ожегова узнал, что хлеб-это:
-колосовые растения с мучнистыми зёрнами;
- пищевой продукт выпекаемый из муки;
-плоды , семена злаков, перемолотые в муку.
В энциклопедии я прочитал , что более 15 тысяч лет тому назад человек стал собирать и выращивать хлебные злаки. В каменном веке люди ели злаки в сыром виде, а затем они научились смешивать их с водой. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.
Таким образом, стало появляться на Руси хлебопечение. Посевные работы, сбор зерна, его обработка, изготовление муки и выпекание хлеба внесли новый веток в развитие культуры древних людей. Появление хлеба привило им любовь к той земле, которая дает им урожай и позволяет не умереть с голода. По мнению историков, это способствовало тому, что люди стали селиться на плодородных почвах, закладывая сначала селения, затем деревни и города.
Чуть позже египтяне научились готовить хлеб из дрожжевого теста. Это открытие также носит совершенно случайный характер. По преданию, по воле случая замешенное рабом тесто было оставлено им на долгое время, в результате чего тесто скисло. Однако, раб не стал говорить об этом хозяевам, боясь быть наказанным, поэтому все же спек лепешки. Они на удивление получились очень ароматными, вкусными и воздушными.
Древние египтяне выпекали хлеб в виде пирамид, корзинок, сфинксов. У них также было принято печь круглый хлеб, продолговатый или в виде большой рыбы. Каждую форму украшали фигурками животных и птиц, например, формой курицы, индюка или собаки. Чуть позже египтяне научились выпекать сладкий хлеб, добавляя в тесто мед, а также молоко.Вскоре этот хлеб стали печь римляне и греки, для которых дрожжевой хлеб считался одним из самых изысканных блюд. Это блюдо было доступно только для самых богатых и знатных людей. А для бедных крестьян, рабов и черни готовили хлеб из грубого помола, который был не вкусным, жестким и очень плотным. В те времена спортсмены Олимпийских игр питались особенно, поэтому для них специально готовили особенный хлеб, из качественно перемолотой муки. Этот вкусный и пышный хлеб они ели вместе с запеченной рыбой и поджаренным мясом.
1.2 Хлеб и его значимость в истории
С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Хлеб –божественный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения. В быту и в обрядах часто объединяется с солью.
В конце 19 века сельские жители пекли хлеб сами в русских печах, а городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. В булочных с лотков продавали подовый (высокие толстые лепешки) и формовый (в форме цилиндра или кирпича) хлеб.
Разнообразны были и хлебобулочные изделия: крендели, бублики, баранки. Сельские жители редко лакомились ими. Они обычно покупали их в городе для гостинца детям и за еду не считали. Горожане же довольно широко использовали всю эту выпечку в повседневной жизни.
С любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах. Царь посылал калачи в знак особого расположения патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание. Отпуская слугу в увольнение, барин, как правило, давал ему мелкую монету «на калач».
Хлеб широко использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорождённому, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути, выносили на улицу при приближении грозы или градовой тучи, чтобы защитить посевы, обходили хлебом загоревшееся строение или бросали его в огонь, чтобы остановить распространение пожара.
Хлеб оставляли на ночь на месте будущего дома, чтобы определить, подходит ли оно для строительства; несли его при переходе в новый дом. Разрезание хлеба и распределение были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба – женскими занятиями.
Древнее суеверие говорит, что перевернутый коркой вниз хлеб приведет к неудаче. Также нельзя оставлять один кусок несъеденным. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту. Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Принимая хлеб и соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
После окончания войны, в первую очередь все силы были направлены на повышения урожайности, от которой зависела жизнь народа — победителя. Таким образом, ценой хлеба являлась человеческая жизнь.
На Руси всегда хлеб считался настоящим народным сокровищем, в котором заложен труд целого народа. Именно поэтому в России к хлебу всегда испытывали огромное уважение и почитание.
1.3 Хлеб фронтовой, хлеб блокадный
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы, лебеды, отрубей, опилок. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125 грамм на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь. Этот кусочек трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов муки, остальное примеси.
Хлеб во время войны был не только главным продуктом питания, но и мерилом жизни. 27 января 1944 года это не просто дата, это день, когда Ленинград был полностью освобождён от блокады в 1944 году.
В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба размером с мизинец. Таков был дневной паёк для жителей осаждённого немцами города, других продуктов не было. Среди множества экспонатов едва ли не самый большой интерес у посетителей обычно вызывает небольшой продолговатый листок тонкой бумаги с отрезными квадратиками. В каждом из квадратиков - несколько цифр и одно слово: "хлеб". Это блокадная хлебная карточка.
Ленинградцы начали получать такие карточки с 18 июля 1941 года. Июльскую норму можно назвать щадящей. Рабочим, например, полагалось по 800 граммов хлеба. Но уже к началу сентября ежемесячные нормы стали урезать. Всего понижений было 5. Последнее случилось в декабре 41-го, когда максимальная норма составила 200 граммов для рабочих и 125 для всех остальных. Запасы продовольствия к тому времени практически подошли к концу.
Хлеб во время войны был не только главным продуктом питания, но и мерилом жизни.
Труженики тыла проявили чудеса мужества, отваги, любви к Отчизне. Блокадный Ленинград не был здесь исключением. Для обеспечения воинов и населения города на хлебозаводах было организовано производство хлеба из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по Ладожскому озеру (по «Дороге жизни»).
По «Дороге жизни» проходила эвакуация мирного населения города, снабжение Ленинграда продовольствием, топливом, вооружением, боеприпасами, через неё перебрасывались подкрепления. Техника передвигающаяся по озеру подвергалась обстрелам, уходила под лёд, но несмотря на это, «Дорога Жизни» не переставала работать. Благодаря этому в январе 1942 года состоялось небольшое увеличение нормы выдачи хлеба.
Всего в первую блокадную зиму Дорога Жизни работала до последней возможности – 152 дня. За это время была перевезена 361 тысяча тонн различных грузов. Из города эвакуировали свыше 550 тысяч ленинградцев и более 35 тысяч раненых.
1.4 Как хлеб приходит к нам на стол?
Мне захотелось узнать весь путь, который проходит хлеб. Мой дедушка живет в деревне и много знает о сельском хозяйстве, он не только рассказал, но и наглядно показал, как выращивается хлеб.
Оказывается!
1. Сначала землю нужно подкормить удобрениями и вспахать, перемешивая удобрения с землёй.
2. Затем землю нужно пробороновать, чтобы не было комков ( Борона – это такое приспособление ,которое рыхлит землю, чтобы проходили воздух,влага и тепло).
И вот земля стала мягкой , послушной и рыхлой.
3. Теперь можно начинать сеять !
4. После посева надо постоянно обрабатывать почву, защищать посев от вредителей. (Приложение 1).
5. Вот пшеница взошла. Всё лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. (Приложение 2; Приложение 3, Приложение 4).
6. Но вот зёрна созрели. Начинается жатва. На поле входят большие машины комбайны. (Приложение 5; Приложение 6).
Комбайн - срезает колосья и вымолачивает из них зёрна, эти зёрна по специальному длинному рукаву – шнеку высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. (Приложение 7;Приложение 8).
7. Машины везут зерно на зерноток – это большая площадка, где зерно очищают и просушивают. (Приложение 9; Приложение 10).
8. Потом зерно отвозят на элеватор – это большое зернохранилище. Здесь зерно перетирают – мелят и получают муку. (Приложение 11).
9. Муку отправляют на хлебозавод, где и выпекают хлеб. Насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу!
В каждую булку хлеба вложен труд людей 120 профессий. Каждый из нас должен об этом помнить!
Интересные факты:
Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.
Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.
Рожь и получаемая из нее мука ржаная – по-настоящему целебный продукт. Польза муки ржаной заключается в способности выводить соли, токсины и шлаки из организма, тем самым помогая устранять причины различных заболеваний.
2. Практическая часть
2.1 Экскурсия на хлебопекарню
Узнав много полезного и интересного о хлебе, я решил посетить хлебопекарню. В выходной день с родителями я отправился на экскурсию. В гости нас уже ждали, поэтому весь процесс хлебопечения мы увидели своими глазами.
Хлеб здесь готовят опарным способом. Опару (жидкое тесто) ставят с вечера. Для этого в воду добавляют ржаную муку и дрожжи. Опара киснет до утра, а утром добавляют пшеничную муку, соль и замешивают тесто.(Приложение 12)
Полученное тесто раскладывают в формы. В каждую форму кладут ровно 800 грамм теста. Для этого пользуются весами. Мы с пекарем пекли маленький хлеб ржаной. (Приложение 13).После того как хлеб разложили в формы ждут, когда он поднимется. Я тоже уложил тесто в специальную форму. (Приложение 14) В это время нужно прогреть электрическую печку. А вот и хлебушек поднялся. Пора отправлять в печь. Первая порция хлеба готова. Вот он румяный, душистый! (Приложение 15).
2.2 Опрос учащихся класса
Я решили провести опрос и узнать, что же ребята знают о хлебе. Подготовили такие вопросы:
1. Как часто вы едите хлеб?
-Каждый день
-Редко
-Вообще не едите.
2. Какой хлеб вы больше любите?
-Пшеничный
-Ржаной
-Пшенично-ржаной
-Никакой не любите
-Всякий любите
3. Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно?
-Да
-Нет
4. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?
-Всегда
-Часто
-Редко
-Никогда
5. Куда девают в вашей семье несвежий, черствый хлеб?
- Выбрасывают
-Скармливают домашним животным
-Сушат сухари
-В вашей семье не остается несвежего, черствого хлеба
Результаты анкетирования показали, что в нашем классе все любят хлеб и он есть в каждом доме.
2.3 Хлеб в домашних условиях
Бабушка мне рассказала, что раньше хлеб пекли сами. У моего прадедушки сохранилась русская печь, где моя прабабушка пекла хлеб. Моя мама была до сих пор помнит вкус того хлеба. (Приложение 16).
И вот с бабушкой мы решили испечь хлеб в домашних условиях. У бабушки есть современная хлебопечь, которая нам поможет в этом деле.
Приготовили муку из пшеницы высшего сорта, просеяли её через сито и положили в форму, добавили подогретую воду, дрожжи. (Приложение 17). Тесто замешивается автоматически, выбирается нужный режим и хлебопечь сама выставляет нужную температуру и время. Можно испечь разный хлеб, но мы решили сделать пшеничный. Через 45 минут хлеб готов, да ещё какой вкусный! Оказывается это целое искусство испечь хлеб.(Приложение 18;Приложение 19)
Заключение
Проведенное исследование открыло для меня много нового. Я узнал, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнал, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку. Узнал, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Я понял, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб. Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека. Таким образом, сумел достичь цели исследования и смог узнать о значении хлеба в жизни человека. Выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла мне понять всю ценность хлеба. Теперь я будем еще больше дорожить хлебом и буду учить этому своих друзей. Хлеб - основа нашего питания, нашей жизни. Чтобы хлеб попал к нам на стол, необходим труд очень многих людей, поэтому мы должны бережно относиться к хлебу и ценить труд людей создавших его.
Ведь не даром говорят: « Хлеб – всему голова !»
Список используемой литературы:
1.Словарь Ожегова
2. Хлеб на обеденном столе: А.И. Ковтуненко
Интернет ресурсы.
http://nnm.ru/blogs/paradoksik/hleba_istoriya/#comment_12089677 Хлеб . История
http://www.prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлеба
http://www.antiqueonline.ru/hleb.html Мифологический словарь
http://extusur.net/content/8_texnoxleb/3_1.html История возникновения хлеба и хлебопекарного производства
http://bd.fom.ru/report/cat/val_/dd063234 ФОМХлеб
http://vo.od.ua/rubrics/raznoe/14025.php Хлеб фронтовой, хлеб блокадный...
http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1 Хлеб. Энциклопедия символов
http://astrofizica.narod.ru/posobie/Index27.htm Блокадный хлеб
http://ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html Хлеб мира и войны
http://www.genialnee.net/poslovicy-i-pogovorki/hleb/ Пословицы и поговорки про хлеб
http://www.hlebushek.info/posl.php О хлебе