Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа №7
Муниципальная научно-практическая конференция
младших школьников «Я - исследователь»
Секция: «ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
«ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ»
Третьяков Лев,
обучающийся 4 класса
МАОУ СШ №7 р.п. Фролищи
Руководитель:
Григорьева Светлана Викторовна,
учитель 1квалификационной категории
МАОУ СШ №7
р.п.Фролищи, 2022 год
Оглавление
Стр.
ВВЕДЕНИЕ. …………………………………………………………………….……...3
Глава 1. ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ КАК ВИД НАРОДНЫХ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ……………………………………5
1.1. Что такое хохлома?...............................................………………………….5
1.2.Технология изготовления хохломских изделий……………………….….6
1.3.Роль хохломской росписи в современном мире…………………………..6
Глава 2.СОЗДАНИЕ ХОХЛОМСКОГО ИЗДЕЛИЯ………………………………….8
(практическая часть)
2.1. Основные виды хохломского письма …………………………………… 8
2.2 Технология изготовления карандашниц .……………………………….. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………11
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………12
Что такое хохлома? ……………………………………………………………………..12
Технология изготовления хохломских изделий……………………………………….13
Роль хохломской росписи в современном мире……………………………………….14
Основные виды хохломского письма…………………………………………………..15
Технология изготовления карандашниц ………………………………………………16
ВВЕДЕНИЕ
Наша страна издавна славится искусством мастеров народных художественных промыслов. В России создают известные во всем мире городецкие узоры, гжельский фарфор, жостовские подносы, хохломские деревянные изделия и многое другое. Я очень люблю рисовать, но больше всего мне нравится рисовать хохломские узоры.
В моей семье есть художник хохломского письма – это моя бабушка. Я с детства знаком с этой росписью. Мне всегда были интересны причудливые узоры, ведь у нас дома так много вещей, расписанных под хохлому.
Когда я пошел в школу, я записался в кружок «Хохломская роспись», который ведет моя бабушка. В кружке мы рисуем не только на бумаге, но и на деревянных изделиях. И у меня возникли вопросы, а на чем ещё можно рисовать? Как создать необычное произведение хохломского искусства? Мне захотелось удивить своих близких – сделать необычную вещь своими руками. Я решил изготовить красивую и полезную вещь для дома. Это будет хохломская карандашница. Ведь такая вещь необходима в повседневной жизни и станет отличным украшением интерьера.
Из какого материала можно изготовить изделие, чтобы сэкономить семейный бюджет? Конечно, из такого, на который не надо тратить деньги.
Я пришел к решению: чтобы моя карандашница была одновременно оригинальной и не затратной, нужно использовать «мусор». Я хочу дать ненужным вещам вторую жизнь.
Сначала мне предстояло выяснить ряд вопросов: каковы особенности росписи? Почему хохломские изделия называют золотыми? Получится ли у меня золотое изделие? Для этого я провел исследование.
Актуальность. Этот год посвящен народному искусству и нематериальному культурному наследию народов России. Я считаю, работа имеет особую значимость, так как сейчас идёт возрождение народных промыслов. Удивительно то, что спустя много лет хохломская роспись всё ещё не забыта и актуальна. Изучая историю хохломы и особенности техники выполнения, можно получить представление о народе, о его культуре. Работая над хохломским изделием, я ближе познакомлюсь с некоторыми сторонами культуры русского народа, научусь некоторым приемам изготовления и рукоделия.
Новизна работы заключается в том, что из обычного бросового материала можно изготовить полезную и красивую вещь для дома.
Цель исследования: изготовление и роспись карандашницы хохломской росписью из ненужных материалов.
Задачи:
- изучить историю данного вида росписи;
- узнать об основных видах хохломского письма;
- выяснить особенности изготовления расписных изделий;
-продолжить русские традиции и сохранить их;
- привлечь внимание аудитории к народным промыслам;
-освоить основные виды и приемы выполнения хохломской росписи;
- расписать карандашницу.
Методологическую основу исследования составили работы авторов: В.Антонова, Т.Емельяновой, А.Красильникова «О золотой хохломе».
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, изучение литературы по теме исследования), практический метод.
Исследовательский проект «Хохломская роспись» направлен на изучение одного из народных промыслов. Работать над проектом я начал в январе. В течении января – февраля я находил нужную информацию, обрабатывал ее. В ходе работы над проектом я узнал об истории возникновения росписи. Собирая материал, использовал много источников информации, учился отбирать нужную, выделять главное, находить нужные темы. В начале марта я приступили к практической части.
Глава 1. ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ КАК ВИД НАРОДНЫХ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ
1.1. Что такое хохлома?
Слово «Хохлома» многозначно. С ним связано наименование одного из самых популярных видов народного декоративного искусства. Оно служит названием промысла росписи деревянных изделий, которым издавна занимается население лесного Заволжья. Им называют и сами изделия, отличающиеся красотой растительного орнамента и оригинальной техникой окраски поверхности дерева в золотистый цвет без применения золота. И, наконец, слово «Хохлома» является названием старинного торгового села бывшей Нижегородской губернии – ныне Нижегородской области, куда мастера привозили на продажу деревянную расписную посуду и откуда ее развозили по всей стране.
В стародавние времена в дремучих заволжских лесах около торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования, были беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру». Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь исстари точили местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. Но особенно красивы и неповторимы были различные поставцы, чаши и братины, выходившие из-под кисти одного знаменитого мастера. Казалось, что его роспись впитала в себя солнечные лучи - золотистые, которые бывают в полдень, и красные киноварные на зорьке. В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью, сплетённой из солнечных лучей.
Яркая, праздничная посуда полюбилась не только жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто её расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупреждённый живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной, или огненной. И это не случайно; искусство Хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки изделий в русской печи. Переселяясь в Заволжье, староверы привозили с собой не только иконы и книги, но и домашнюю утварь, являющуюся прекрасным образцом декоративно-прикладного искусства.
Удивительно и то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Само изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. После этого и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной (Приложение 1).
1.2. Технология изготовления хохломских изделий
Первый этап – производство грубых деревянных брусков-заготовок. Интересно, что называют эту работу «бить баклуши». Потом мастер с этих заготовок снимет излишки древесины, придаст им форму. Так возникают красивые ковшики, ложки, чашки, шкатулки, тарелки. Неокрашенные изделия называют «бельем» либо основой.
Процесс изготовления изделия с хохломой:
1. Покрытие глиной. Основу мастера покрывают очищенной жидкой глиной – «вапой». Она сохнет порядка 8 часов. Потом основу ожидает покрытие олифой, и этот этап очень важен, так как он влияет на качество будущей росписи.
2. Обработка поверхности для придания нужного оттенка. Для получения серебристого оттенка тампоном из овечьей шкуры втирается алюминиевый порошок. Такой процесс называют лужением. Благодаря лужению изделия имеют бело-зеркальный блеск. А чтобы получить золотистый цвет, на деревянную заготовку наносят серебристо-оловянный порошок. Потом заготовку покрывают спецсоставом и обрабатывают в печи, чтобы на выходе она обрела медово-золотистый оттенок.
3. С этого момента можно считать, что работа готова к росписи. В ход идут масляные краски. Самые востребованные цвета – красный и черный (киноварь и сажа), а вот зеленый, желтый и коричневый встречают реже.
При «верховой» росписи рисунок ложится на серебристую основу. Так, мастер рисует криуль (главную линию), на нее «насаживают» разные элементы – от листочков до капелек.
Роспись «под фон» подразумевает прорисовку контура орнамента, после чего фон закрашивают черным. Цветки и листочки остаются золотыми.
Все работы художники расписывают строго вручную, потому точное повторение узора просто невозможно.
4. Заключительный этап – покрытие готовой работы лаком. Это делают для того, чтобы она приобрела выгодный золотистый оттенок. Наносят лак не менее чем в 4 слоя, каждый слой сушат. Затем работа отправляется в печку для закаливания.
5. Закаливание в печи. Температура 150 градусов, 3-4 часа – и на продукции образуется масляно-лаковая пленка, которая своим золотистым цветом ставит финальную точку в изготовлении хохломского изделия (Приложение 2).
1.3. Роль хохломской росписи в современном мире
В настоящее время у хохломской росписи два основных центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д. Сёмино).В Семёнове хохломскую школу основал Г. П. Матвеев.
В д. Сёмино расположено также предприятие, занимающееся выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО «Промысел»).
В Ковернинском районе действует и другое предприятие, также сохраняющее старинные традиции. Племзавод им. Ленина.
Есть ещё новые направления, основанные на технике хохломы. Это Липецкая и Вологодская хохлома. Вологодская отличается тем, что фон у неё не золотой, а серебряный, и по нему идёт узор голубого цвета. Липецкая хохлома — золотая с красным, но при рассмотрении найти отличия можно.
В наше время технология отделки хохломских изделий продолжает привлекать многих мастеров декоративно-прикладного искусства. Наши современники совершенствуют технологию отделки и подготовки хохломских изделий, отбирают наиболее пригодные для термической обработки материалы. Они создали неповторимое искусство кистевой росписи на объемной токарной форме, разработали своеобразные, лаконичные и вместе с тем очень эффектные приемы письма.
От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные ее виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же. Благодаря фантазии мастеров появляются все новые мотивы, создаются все новые и новые композиции хохломской росписи.
Изделия Хохломы органично живут в современном быту и являются любимыми русскими сувенирами. Они пользуются большим успехом на отечественных и зарубежных выставках, где их заслуженно отмечают высокими наградами (Приложение 3).
Глава 2. СОЗДАНИЕ ХОХЛОМСКОГО ИЗДЕЛИЯ (практическая часть)
2.1. Основные виды хохломского письма
Хохломская роспись создана опытом многих поколений русских мастеров росписи по дереву. Удивительная по своей красочности и эмоциональности, она словно брызжет золотом и всполохами огня. Хохлома всегда и везде узнается нами мгновенно. Это свидетельствует о типичности ее мотивов и узоров.
Роспись начинается с выбора красок. К ним мастера применяют особые требования, ведь при нагревании некоторые пигменты выгорают. Для хохломы используют термостойкие краски: сажу, киноварь, охру и другие. Главными цветами, которые делают хохломскую роспись узнаваемой, считаются чёрный и красный. Остальные применяют, чтобы оживить узор.
Выделяют росписи:
верховую — когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок
криуль — основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки так далее, красным и черным цветом
под фон — сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым.
Основа рисунка в хохломской росписи — растительный орнамент. Стебли, плоды, листья и цветы переплетаются на поверхности предметов и делают их нарядными. Некоторые орнаменты даже имеют свои названия:
«пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
«травка» — узор из крупных и мелких травинок;
«кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне (Приложение 4).
2.2. Технология изготовления карандашниц
В первую очередь я взял свои баночки и стал обклеивать их бумагой, используя клейстер. Здесь я использовал технику папье-маше.
Далее на подсохшие изделия стал наносить грунтовку, чтоб поверхность изделий была ровная. Высушил изделия.
Прежде, чем начать расписывать карандашницы я овладел техникой хохломской росписи на листах бумаги. Отдельно нарисовал орнамент, узор, а затем уже переносил узор на готовые формы.
Для росписи выбрал краску – гуашь и акварель, так как она хорошо ложится на поверхность. Для работы использовал беличьи кисточки с острым кончиком. В работе я пользовался яркими цветами: красный, желтый, черный, зеленый.
Главными узорами в моей работе являются «травка», «ягодки», «цветы». Эти элементы выполняются вручную быстрыми, сочными мазками. Это основная особенность росписи хохломских изделий. Орнамент растительный. Узор всегда расположен в центре изделия, его всегда начинают писать с крупных деталей.
Когда я закончил расписывать изделия, они должны были хорошо высохнуть. Следующим этапом является лакировка изделия в два слоя. Затем сушка изделий. Мои карандашницы готовы к использованию. Так же их можно использовать как салфетницы, конфетницы и подставки для чего либо. Главное, что пустые баночки я не выбросил, а дал им вторую жизнь (Приложение 5).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нарисовать хохломской узор могут многие художники. Покрыть лаком — тоже. Но, чтобы хохлома служила долгие годы в качестве, например, посуды, её нужно изготавливать, соблюдая все технологии.
Это возможно только в условиях предприятия, где есть специальное оборудование и, главное, — печи. Ведь за время изготовления, изделие несколько раз проходит обжиг.
В заключении своей работы я спросил себя: «Получилось ли у меня изготовить хохломское изделие?», «Получилось ли оно золотым?». Ответ очевиден. Карандашницы получились очень яркими и красивыми, но вот золотого цвета я не добился. Ведь мои изделия не из дерева, а из подручных материалов, которым я дал вторую жизнь.
Главное, я глубже познакомился с русским прикладным искусством, мне стали ближе и дороже традиции нашего народа и страны. Я испытываю чувство гордости, потому что именно в России создана такая милая сердцу Хохлома.
Традиции этого искусства живы и находят своё применение в современном мире: с любовью мастера расписывают хохломской росписью предметы быта, машины, мебель. И нет такого человека, который бы остался равнодушным к русской сказке!
Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты как душа у народа красива! Ты, как и люди, служишь Отчизне!»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аветисян, В.Б. Родина хохломы. Очерки истории Ковернинского края / В.Б. Аветисян. – Нижний Новгород: Литера, 2000. – 304 с. - ISBN 5-900915-34-4. - Текст: непосредственный.
Антонов, В.П. Народные художественные промыслы России / В.П.Антонов. – Москва: Интербук-бизнес, 2000. – 248 с. – ISBN 5-89164 – 064-3. - Текст: непосредственный.
Величко, Н.К. Русская роспись / Н.К. Величко. – Москва: Аст-Пресс Книга, 2018. – 224 с. – ISBN978-5-462-01820-6. – Текст: непосредственный.
Емельянова, Т.И. Золотая хохлома / Т.И.Емельянова. – Москва: Интербук, 2001.- 168 с. - Текст: непосредственный.
Красильников, А.В. Золотая хохлома: рассказы о народном искусстве (сборник) / А.В. Красильников. – Нижний Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1979. – 150 с. - Текст: непосредственный.
Проект «Золотая хохлома». – Текст: электронный // Мультиурок.ru Международный образовательный портал: [сайт]. - 2016. - 03 дек. - URL: https://multiurok.ru/files/proiekt-zolotaia-khokhloma-1.html(дата обращения: 01.04.2022).
Приложение 1
Что такое хохлома?
Приложение 2
Технология изготовления хохломских изделий
Приложение 3
Роль хохломской росписи в современном мире
Приложение 4
Основные виды хохломского письма
Приложение 5
Технология изготовления карандашницы