« Я выйду в степь,
Где дышится так вольно,
Где на ветру шумит седой ковыль.
Он - символ моей родины огромной.
Об этом повествует моя быль…»
Выйдешь весной в степь, окинешь ее взглядом и увидишь бескрайнее море разнотравья.
Наберешь полную грудь воздуха, вздохнешь глубоко-глубоко, и от пьянящего запаха трав закружится голова…
Нашу степь невозможно представить без травянистого покроя. А как красива она весной!
Об этом писал народный поэт Калмыкии Давид Никитич Кугультинов:
«Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!
Хрустально-звонкий воздух, и простор…»
Вся наша степь покрыта растительностью, как будто разноцветным ковром.
В основном, ковер образуют такие травы как мятликовые, тонконог, овсец, типчак, но основой остаются во все времена виды ковыля.
Ковыль – это характерное для нашего региона растение. Его можно узнать по густому пучку длинных остей цветков.
Происхождение слова «ковыль» не совсем ясно. Есть предположение, что слово происходит от «вилять, ковылять» (на ветру) – скорее всего, пример «народной» этимологии и пришло оно к нам из тюркских языков.
Эти растения называют засухоустойчивыми, потому что они с легкостью выдерживают большие температурные режимы летом и неблагоприятные условия на протяжении всей весны и осени.
Известны такие виды ковыля, как перистый, Тырса, красивейший, ковыль Залесского. Эти виды очень часто покрывают большую часть степи.
Причем в зависимости от вида степи один и тот же вид ковыля имеет разные размеры. Так, например, на тучных степях он достигает больших размеров и покрывает огромные площади, а на сухих, их еще называют бесплодными, степях он имеет маленькие размеры и занимает относительно малую территорию.
Велика роль ковыля в жизни степняка. По нему, оказывается, можно определить плодородие почвы.
Словарь В.И. Даля донес до нас такие крестьянские пословицы, как «где ковыль, там и хлеб родится», «где земля ковылом задернела, там уродится и пшеница: посему десятина ковылу, значит десятина нови или целины».
Сплошная распашка целинных степей может привести к уничтожению животных и растений. Многие из них уже занесены в Красную книгу и могут вовсе исчезнуть. А без сохранения степной растительности, которую невозможно представить без ковылей – будет навсегда утрачено плодородие почв и их устойчивость, которую обеспечивают дерновинные злаки, невозможно будет остановить расширяющиеся овраги и пыльные бури. Помимо распашки степей на него отрицательно воздействует активный выпас мелкого рогатого скота. Острые маленькие копытца коз и овец наносят непоправимый вред корневой системе трав, выбивая почву и повреждая корни. При этом они, в отличие от лошадей, поедают все растения подчистую, не оставляя молодого прироста. Поэтому только в руках человека судьба нашей степи…
Существует поверье, что нельзя срывать ковыль, и тем более приносить домой. Это якобы приводит к несчастью.
А еще острыми семенами ковылей можно пораниться, их красивые пушистые ости могут вызвать аллергию. Поэтому лучше не трогать его. Многие виды ковыля занесены в Красную книгу.
Ковыль — растение из легенд. Сколько прекрасных сказаний повествуют нам о великих просторах ковыльных степей: «Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималась. Расшумелись, преклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-Трава…», или: «И упал Добрыня с добра коня на сыру землю, в ковыль-траву».
И в песнях не забыли про степное серебро: «Не ковыль в поле травушка шатается. Шатался, завалялся добрый Молодец».
Вот как описывает ковыльную степь С. Т. Аксаков: «Осенью ковыльные степи снова совершенно меняются и получают свой самобытный, ни с чем не схожий чудный вид: выросшие всю свою длину и вполне распустившиеся, перлово-сизые волокна ковыля при легком дуновении ветерка уже колеблются и струятся мелкой, слегка серебристой зыбью. Но сильный ветер, безгранично властвуя степью, склоняет до пожелтевших корней слабые, гибкие кусты ковыля, треплет их, хлещет, рассыпает направо и налево, бьет об увядшую землю, несет по своему направлению. И взору представляется необозримое пространство, все волнующееся и все как будто текущее в одну сторону, никакое течение воды на него не похоже».
Об этой траве писал известный русский поэт Сергей Есенин.
« Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь».
Сергей Есенин написал стихотворение в тот период жизни, когда он подводил итоги своей жизни, много размышлял о судьбе своей родины, о любви к ней, о грусти и щемящей тоске.
В другом памятнике древнерусской литературы — "Задонщине" тоже говорится об этой траве. Повесть посвящена прославлению победы русских войск над монголо-татарскими полчищами.
Насмешка, дурная слава были в представлении древнерусских воинов позором хуже смерти, потому и предпочитали они смерть на поле битвы поражению и плену.
Мамай, некогда грозный завоеватель, после Куликовской битвы бежит в Кафу и там был убит. Враги сравнивают Мамая с Батыем и произносят с иронией: « Батый полонил всю Русскую землю с малыми силами, а Мамай пришел с девятью ордами, а остался один, "не с кем зиму зимовать в поле". Особенно язвительны их слова: "Видно, тебя князья русские крепко попотчевали... Видно, сильно упились у быстрого Дона на поле Куликовом, на траве-ковыле".
Нельзя не сказать про лечебные свойства травы. Основным направлением, где используют лечебные свойства данного растения, является лечение щитовидной железы, а отвары из корней применяют при параличах. Листья травы измельчают и делают из них молочный отвар, а также примочки и припарки при зобе. В медицинских книгах это растение встречается под видом ковыль перистый (Stipa pennata L). Собирают траву в период цветения, с конца мая и до середины июля. Для различных настоек его используют в засушенном виде.
Ковыль называют степным белокурым красавцем. На солнце он блестит, и от малейшего дуновения ветерка он начинает колыхаться, и тебе кажется, что ты слышишь в этих движениях всплеск волны, а сама степь кажется огромным бескрайним морем…
А ещё ковыль поёт. Только не каждый может услышать его мелодию. А поет он вот о чем:
« Исчезают бесследно со степью,
В небытие уходят ковыли.
Но только, человек, ты можешь
Вернуть богатства матушки-земли!»
Степь – одно из главных природных богатств нашего края, которое мы обязаны сохранить и передать по наследству своим потомкам.