СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Краски в моей жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование красок,изготовление красок в домашних условиях.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Краски в моей жизни"»

Школьная научно-практическая конференция обучающихся

«Наука. Природа. Человек. Общество»

 

 






 

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


«КРАСКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»

 

 

 





 

 

                                                                 Автор: Шкода Елена, ученица 4 класса

МБОУ Орловской СОШ

Руководитель: Михайлец Елена Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ Орловской СОШ


 

 

 

 









 

2023г.  

Введение. 


Я очень люблю рисовать красками: акварелью, гуашью. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Но, давным-давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали краски? Мне стало интересно, можно ли изготовить краски в домашних условиях?


Объект исследования – краски.


Цель исследования : Изучение красок, используемых в повседневной жизни, получение и применение красок из природных материалов.

Задачи исследования:

1.Выяснить роль красок в жизни человека и их назначение.

2.Изучить, из каких веществ состоят краски.

3.Приготовить краски в домашних условиях.

4.Применить полученные краски для окрашивания тканей и рисунка на бумаге.


Гипотеза исследования:

Краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.


Актуальность исследования:

Наш мир прекрасен и красочен, передать истинную его красоту можно при помощи красок, рисуя картины.


Практическая значимость:

Работа может быть использована на уроках изо, во внеклассной работе, для написания сообщений и в качестве дополнительного материала для любознательных.



Основная часть

1.1. Роль красок в жизни человека и их назначение


Краски в нашей жизни занимают огромное место. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить окружающие его предметы.

Однако мы мало знаем о способах приготовления красок.



Краски-это цветные красящие вещества, с помощью которых можно изменить цвет вещества или предмета (одежды, предметов быта, бумаги и так далее).


Краски предназначены для:

  • окраски предметов;

  • создания рисунков и росписей;

  • получения декоративных покрытий (например пола или стен);

  • защиты окрашиваемой поверхности (краски защищают металлы от ржавчины, а древесину от высыхания и гниения).



1.2. Состав красок

Первые краски

Ученые предполагают, что древние люди добывали первые краски около 25 000 лет тому назад.

Первыми минеральными красителями были природные охры, лазурит и киноварь.

Охра – естественная минеральная краска, широко распространенная в природе (от бледно желтого и золотистого до красного и тёмно-коричневого цвета).

Лазурит – непрозрачный минерал (от синего до голубовато-серого и зеленовато-серого цвета).

Киноварь – самый распространенный ртутный минерал (получение красной краски).

Природные красители растительного происхождения:

Синие тона – подарили индигоносные растения. Такие как индигофера, индигоноска красильная.

Ярко-красный – получали из корня марены красильной.

Для получения розовой краски варили зелёные берёзовые листья.

Природные красители животного происхождения:

Светло-коричневую краску – получали из чернил каракатиц.

Пурпурную краску – во времена античности добывали из пурпурной улитки (мурексы), которой окрашивали мантии императоров Рима.

Красную краску (кошениль) – получали из насекомых, паразитирующих на деревьях и травах.

Коричневую краску – получали из красновато-бурой пряности – порошка коры тропического дерева корицы.

Чёрную краску – изготавливали из продуктов горения: толкли древесный уголь или просто использовали сажу, полученную при сжигании.

Краска–материал, служащий для придания цвета.

Мир вокруг нас разноцветен. Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов.

Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след. Клей входит в состав акварели и гуаши. Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками.

Таким образом, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества.


2. Описание эксперимента.


Чтобы проверить гипотезу я провела несколько опытов. Я решила поэкспериментировать и получить свои краски из «подручных» средств. 

Опыт 1. Шелуха репчатого лука (Приложение №1).

Для проведения опыта я собрала в кастрюлю шелуху от обычного лука. Залила её холодной водой и поставила кипятиться. Отвар от лука стал коричневого цвета. Затем прокипятила кусочек ткани в этом отваре, ткань окрасилась и приобрела соответствующий оттенок.


Опыт 2. Свекла и морковь (Приложение №2).

Одну большую свеклу и морковь почистила, измельчила на терке и через марлю отжала сок. В свекольный и морковный сок поместила 2 небольших отрезка белой ткани на 30 минут, высушила (чтобы цвет лучше закрепился) и затем прополоскала водой.  Ткань приобрела темно-бордовый и оранжевый цвет.

Опыт 3. Ягоды. (Приложение №3).

  Ягоды размяла, отжала сок. Взяла небольшой отрезок белой ткани и намочила его в получившемся соке, высушила и прополоскала водой.  Получился ярко розовый цвет.

Опыт 4. Мел(Приложение №4).

Я взяла кусок белого мела и измельчила его до порошка. Просеяла через сито и смешала с растительным маслом до получения однородной краски.

Опыт 5. Активированный уголь (Приложение №5).

Взяла активированный уголь, измельчила его в порошок. Просеяла. Уголь смешала с клеем ПВА и получила красивый ровный чёрный цвет, который хорошо ложился на бумагу. 


Выводы по результатам эксперимента: органические краски пригодны для окрашивания тканей. Они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, по сравнению с искусственными красителями. Но зато они натуральные! А вот красками из активированного угля и мела хорошо рисовать ахроматические картины.  (Приложение №6).



3. Вывод:

  • В ходе экспериментов мне удалось получить краски разных цветов, окрасить ткань и нарисовать рисунки.

  • Чтобы приготовить такие краски, как у нас, нужно смешать пигмент (мел, уголь, ягоды, овощи) со связующим веществом (масло, клей, вода и др.).

  • Полученные краски отличались по качеству и по консистенции, они имеют преимущества и недостатки.

Преимущества - экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета.

Недостатки - трудоёмкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

4. Интернет-источники:

1. http://www.about факты - plants.ru/ Растения – Интересные факты –Красильные растения.

2. http://www.alhimikov.net/ Природные красители.

3. http://priart.narod.ru/ Окраска ткани растениями.

4. http://mirknig.com/ Краски из растений


Приложение №1.


Приложение №2.





Приложение №3.


Приложение №4.



Приложение №5.





Приложение №6.