Введение:
“Главная” функция в школьном курсе алгебры - это квадратный трехчлен. Он присутствует в разных разделах программы. Поэтому необходимо познакомиться с ним поближе и подружиться.
Гипотеза:
Перед работой над этим проектом была выдвинута гипотеза - существует ли связь между коэффициентами квадратного трехчлена с его корнями и знаками этих корней. Давайте проверим верна ли наша гипотеза.
Объект исследования:
Тайны квадратного трехчлена.
Предмет исследования:
Исследование квадратного трехчлена
Цель:
Дополнить уже известные знания о квадратном трехчлене: понятия "квадратного трехчлена"; умение находить корни квадратного трехчлена; формирование навыков самостоятельной работы с большими объёмами информации.
Задачи исследования:
1. Исследование квадратного трехчлена.
2. Как решать квадратные уравнения методом выделения полного квадрата.
3. В чем заключается алгоритм решения квадратного уравнения по формулам.
4.Как решить квадратное уравнение с помощью теоремы Виета.
5. Найти связь между коэффициентами квадратного трехчлена и знаками его корней.
6. Как решать квадратные уравнения с помощью теорем.
Методы исследования:
Сбор информации
Обработка информации
Анализ
Обобщение
Новизна:
В ходе выполнения проекта расширить свой кругозор о квадратном трехчлене.
Квадратный трехчлен и его корни:
Квадратным трехчленом называется многочлен вида ax² + bx + c, где x- переменная, a, b и c- некоторые числа, причем, a≠ 0. Корнем квадратного трехчлена называется значение переменной, при котором значение этого трехчлена равно нулю.
Чтобы найти корни квадратного трехчлена ax² + bx + c, необходимо решить квадратное уравнение ax² + bx + c=0.
Динамическая пауза
Задачи на нахождение корней квадратного трехчлена и составление квадратных уравнений встречаются уже в древнеегипетских математических папирусах.
Общее правило нахождения корней и решения уравнений вида:
ax² + bx = c, где a 0, b и c – любые, сформулировал Брахмагупта (VII в. н. э.). Брахмагупта еще не знал, что квадратное уравнение может иметь и отрицательный корень.
Бхаскара Ачарья (XII в.) сформулировал, соотношения между коэффициентами уравнения. Составил много задач.
«Уравнение - это золотой ключ, открывающий все математические сезамы». С. Коваль.
Впервые ввёл термин «квадратное уравнение» немецкий философ Кристиан Вольф. Он является знаменитым немецким философом, родился в 1679 г. в Бреславле, в семье простого ремесленника, изучал в Йене сначала богословие, потом математику и философию.
В 13 – 16 веках даются отдельные методы решения различных видов квадратных уравнений. Слияние этих методов произвел в 1544 году немецкий математик – Михаэль Штифель. Это было настоящее событие в математике.
Способы решения квадратных уравнений:
применение формул корней квадратного уравнения,
разложение на множители,
метод “переброски’ старшего коэффициента,
на основании теорем,
метод выделения квадрата двучлена,
графический метод,
введение новой переменной.
Энциклопедия квадратного уравнения:
Здесь мы предлагаем вашему вниманию общий вид квадратного уравнения
.
Применение формул корней квадратного уравнения.
Знаешь ли ты, что…
Квадратные уравнения возникли очень давно. Еще в Вавилоне около 2000 лет назад до нашей эры. В 1202 году итальянский ученый Леонард Фибоначчи изложил формулы квадратного уравнения. И лишь в 17 веке, благодаря Ньютону и Декарту эти формулы приняли современный вид.
Понятие "дискриминант" придумал английский ученый Сильвестр, который называл себя "Математическим Адамом" за то, что придумывал множество терминов.
Как вы думаете, что общего между светофором и дискриминантом?
Дискриминант имеет 3 вида:
Меньше нуля, красный цвет.
Равен нулю, желтый.
Больше нуля, зеленый.
А помогут нам решать приведенные квадратные уравнения с четным вторым коэффициентом мнемонические правила:
«Минус» напишем сначала,
Рядом с ним p пополам,
«Плюс-минус» знак радикала,
С детства знакомого нам.
Ну, а под корнем, приятель,
Сводится всё к пустяку:
p пополам и в квадрате
Минус прекрасное q.
p, со знаком взяв обратным,
На два мы его разделим,
И от корня аккуратно
Знаком «минус-плюс» отделим.
А под корнем очень кстати
Половина p в квадрате
Минус q — и вот решенья,
То есть корни уравненья.
А для теоремы Виеты:
Познакомили поэта
С теоремою Виета
Оба корня он сложил
минус p он получил
а корней произведенье.
Метод выделения квадрата двучлена.
Суть метода: привести квадратное уравнение общего вида к неполному квадратному уравнению.
Метод разложения на множители.
Цель:
привести квадратное уравнение общего вида к виду А(х)·В(х)=0, где А(х) и В(х) – многочлены относительно х.
Способы:
Вынесение общего множителя за скобки;
Использование формул сокращенного умножения;
Способ группировки.
Введение новой переменной.
Умение удачно ввести новую переменную – важный элемент математической культуры. Удачный выбор новой переменной делает структуру уравнения более прозрачной.
Графический метод часто применяют не для нахождения корней уравнения, а для определения их количества.
Метод выделения квадрата двучлена, метод разложения на множители, введение новой переменной, графический метод, все это изучается в школьной программе.
Особое внимание мы обратим на метод ”переброски” старшего коэффициента.
На основании теорем:
Если в квадратном уравнении a+b+c=0, то один из корней равен 1, а второй по теореме Виета равен
Е
сли в квадратном уравнении a+c=b, то один из корней равен (-1), а второй по теореме Виета равен
Давайте подумаем:
Математик немного поэт. Т. Вейерштрасс
Мыслить последовательно, судить доказательно, опровергать неправильные выводы должен уметь всякий: физик и поэт, тракторист и химик.
Э. Кольман
Задача знаменитого индийского математика XII века Бхаскара.
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая:
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне в этой стае?
Вывод:
Наши исследования подтвердили гипотезу проекта. Весь собранный и исследованный материал поможет нам в подготовке к ОГЭ. А так же данный проект можно использовать на уроках математики при изучение тем связанных с квадратным трехчленом.
Мы же продолжим дальнейшие изучения квадратного трехчлена и его применение.
Ну, а закончить мы бы хотели словами Рене Декарта
Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.
7