СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Лев Гумилев- востоковед, писатель, гуманист."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Лев Гумилев- востоковед, писатель, гуманист."»

МАОУ «СОШ №54 г.Улан-Удэ»







Исследовательская работа

на тему

«Лев Николаевич Гумилев – исследователь Азии»









Выполнила : Санданова Нарана, ученица 8 класса

Руководитель: Очирова Ирина Баировна, учитель

русского языка и литературы









2016г.

Я в Монголии. Впервые. Это была моя мечта! Увидеть страну, история которой уходит своими корнями глубоко в древность, величественную природу с её степями и , людей – потомков тех смелых воинов, которые жили много веков назад, и, конечно, узнать родину Чингисхана, великого полководца, человека, оставившего огромный след в мировой истории.

Здесь все дышит историей, и хочется узнать, как жили люди, населявшие эти земли несколько столетий назад, по каким правилам, чем занимались, какие отношения строили с соседями и благодаря чему сумели создать самую большую империю в мире. Ответы на эти вопросы мы нашли в трудах известного русского ученого, историка, географа, этнолога Льва Николаевича Гумилева. Как известно, его взгляд на развитие исторического процесса данного региона в корне отличается от традиционного.

Для меня имя Гумилева, его мировоозрение- настоящее открытие, это человек с большой буквы. Сын знаменитых русских поэтов, Николая Гумилева и Анны Ахматовой, прожил нелегкую жизнь: вдали от родителей, голод, преследования, сталинские лагеря, Великая Отечественная война и взятие Берлина. Но даже в таких условиях он никогда не забывал о науке, которой посвятил всю свою жизнь. Строки из его стихотворения подтверждают это: «Маятник столетий, как сердце, бьется в сердце у меня». Особый интерес ученого вызывала история Евразии, судьба кочевых народов. «Одна из самых главных целей моей жизни было воздать должное кочевникам Евразии», - подчеркивал сам Гумилев. И в этом он не как все:«Считалось, что азиатская степь…- обиталище дикости, варварства, свирепых нравов и ханского произвола». Л.Н. Гумилев, изучив тексты древних авторов, называет степь «Великой». В этом определении – любовь и уважение ученого к народам, населявшим степь. Исследователь приходит к выводу, что «неполноценных этносов нет», потому что каждый этнос имеет свой возраст, традиции, особый пусть развития. Ученый приводит такой пример: монголы ХII-ХIIIвеков были молодым этносом (на 300 лет моложе романо-германского «Христианского мира»). Они вели себя, как и все другие этносы в период подъема. Поэтому сравнивать этносы нельзя, как нельзя сравнивать школьника и профессора.

Великую степь населяли разные племена: оседлые и кочевые.И те, и другие содержали скот, который нуждался в корме, тоже разном. Их жизнь напрямую зависела от природы. Влажный мягкий климат подходил для одних, а другие предпочитали сухие степи. Оскуднение или изобилие определяют мощь того или иного народа. Менялся климат - менялся ландшафт, менялся этнос. «Сами люди-часть Природы, - писал Гумилев,- знание законов Природы позволяет избежать многих бед». Природа у Гумилева -имя собственное. Ей ученый отдает главную роль, она первична. Также Лев Николаевич отмечает, что в современном мире человек потерял былую связь с природой, и изменение ландшафта происходит из-за грубого отношения к ней со стороны людей. Это рано или поздно приводит к печальным последствиям.

Обратимся к истории происхождения монголов. Как гласит легенда, все монголы произошли от Алан-Гоа и Буртэ-Чино (лани и волка). После появления этноса произошло деление по родам. К именам тех или иных монголов присоединяются своеобразные эпитеты, например: багадур (батур)- богатырь; сэчен (сэцэн) – мудрый, мэргэн (меткий), бильге-умный, бохо (боко)-сильный. Как нетрудно заметить, основная часть этих титулов не связана ни с аристократическим происхождением, ибо все монголы произошли от Алан-Гоа и Буртэ-Чино, и не с богатством, а с личными деловыми качествами.

Прирост населения увеличивается, и нужны новые земли. Для их захвата нужна крепкая военнаяорганизация, чтобы преодолеть сопротивление аборигенов. «Но монголам помогла сама природа»,- замечает Гумилев. Снова вмешалась Природа. «Великая засуха Х в. кончилась, и граница ковыльных степей поползла от берегов Шилки на юг, к Онону и Керулену. На месте былых пустынь стали пастись стада сайгаков и джейранов, забегали крупные зайцы-русаки, вырыли себе норы сурки и суслики. Жить здесь стало легко и сытно. Монголам становится тесно в своей стране, и они делают то, что в таких случаях обычно предпринимается, - выбирают верховного владыку - хагана (хана). Им стал Хабул - представитель восьмого поколения потомков Алан-Гоа. Он царствовал в 30-40-х годах XII в. Именно тогда началась монгольская история.Темп её, как замечает Л.Н.Гумилев, был поразительно быстрым.  Хабул родился около 1100 г., восемь поколений прожило и умерло за 130 лет. Это значит, что монголы воспроизводили потомство в 16-18 лет, после чего быстро уступали место молодежи. Конечно, тридцатилетних воинов не списывали в запас по старости, но, видимо, редкие мужи доживали до этого возраста. Они гибли в постоянных войнах, успевая лишь зачать сыновей, тоже обреченных на раннюю гибель. И если при столь неблагоприятных условиях монгольский этнос не исчез, то, значит, монголы имели силы и способности к сверхнапряжению, благодаря чему они шли от победы к победе. В начале XII в. монгольский этнос стал уже фактом Всемирной истории.

Это сверхнапряжение Гумилев называет «пассионарностью». Это, по словам автора, избыток энергии, возникающий в человеке, который он, не жалея своих сил, здоровья, времени, вкладывает развитие своей страны. Без этого не было бы ни храбрых воинов, ни великих ученых, ни религиозных фанатиков, ни бесстрашных путешественников. Сам Лев Николаевич Гумилев был пассионарием. Вся его жизнь – это работа без устали на благородной страны, науки, несмотря на жесточайшую критику его взглядов. Он пошел добровольцем на фронт, участвовал в экспедициях (был на Байкале, Алтае), бесстрашно отстаивал свои взгляды.

«Пассионарность этноса - это двигатель корабля, а культура этноса - это руль. Кораблю необходимо и то, и другое»,- отмечал ученый.

Для Монголии таким человеком стал несомненно Тэмуджин, который одержал победу в междоусобной борьбе и объединил племена монголов, за что в 1206 г. был провозглашён Чингисханом всей Великой степи Личность масштабная, неоднозначная, загадочная. Точная дата его рождения неизвестна, и до сих пор никто не знает, где он захоронен. Как же описывает его Л.Н.Гумилев? Ученый не идеализирует полководца, но и не очерняет его, перечисляет все его заслуги и новшества. Как пишет Гумилев, долгие годы в объединенных племенах царил произвол и своеволие. Чингисхан понял: чтобы управлять большим государством, нужныстрогие, порой жестокие правила. По словам древнего летописца Рашида-ад-Дина, Чингисхан провозгласил: «Я положил всему этому конец и ввел законность и порядок». И в 1206 году был издан свод новых законов - Яса, жестокий, суровый, справедливый. За многие преступления наказанием являлась смертная казнь, например: за убийство, неверность жены или мужа, кражу, грабеж, скупку краденого, сокрытие беглого раба, троекратное невозвращение долгов, невозвращение оружия, случайно утерянного владельцем в бою. Неоказание помощи боевому товарищу приравнивалось к самым тяжелым преступлениям. Как пишет Л.Н.Гумилев, Яса строго воспрещала есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. Ни один не должен был есть больше другого за одним столом. Но самым значительным надо считать закон о взаимопомощи, взаимовыручке, который должны были выполнять все. Высоко ценилась удаль в бою. За это е судили, даже противников. Более того, самым доблестным противникам, попадавшим в плен, предлагалась не только пощада, но и прием в ряды монгольского войска.

Обычай гостеприимства высоко чтили. Гостя каждый должен был согреть и накормить. Того, кто убивал гостя, уничтожали беспощадно. Посол также был неприкосновенен. Монголы выполняли это правило последовательно. За убийство посла иногда следовала война, порой беспощадная. Самым страшным грехом считалось предательство и обман. Как отмечает Гумилев, монголы могут быть искренними друзьями.

Великая Яса оказывала известное влияние на законодательство монгольских и других племен значительное время спустя после падения великого монгольского государства.

Среди заслуг Чингисхана, по словам Льва Гумилева, - создание крепкой армии, почтовой службы, также он ввел письменность, хотя сам остался неграмотным. И, конечно, его феноменальный успех в войнах. Это были немыслимые по масштабу завоевания. Как утверждает ученый, это оказалось возможным благодаря хорошей разведке, молниеносной скорости передвижения за счет большого количества лошадей, внезапному нападению на врага. Большинство ученых сходится во мнении, что монгольская армия держала в страхе весь мир, воины отличались особой жестокостью. Лев Николаевич остается верен себе и думает иначе, подкрепляя свои мысли строчками их книг. Он задается вопросом: «А было ли иго?» Его точка зрения состоит в том, что между монголами и русскими князьями был составлен договор, по которому монголы получали дань за ненападение. Более того, Гумилев считает, что это спасло Русь от западных захватчиков, литовцев.

Подводя итоги, хочется отметить, что мне импонирует такой взгляд Льва Николаевича Гумилева, когда превыше всего в вопросах истории правда, объективность, глубина, гуманное отношение к людям и верность себе. Это лишь знакомство с его книгами. Но следующая страница уже приоткрыта.