Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тагнинская основная общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
«Математика и математики в годы Великой
Отечественной Войны»
Выполнила
Ученица 6 класса
Тывонюк Анастасия
Руководитель:
Бутырина Татьяна Васильевна,
Учитель математики
2023 года
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Вклад математиков в победу в Великой Отечественной войне
Глава 2 Участие ученых-математиков в боевых действиях
Глава 3 Сборник математических здач
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность
Я не участник боевых сражений
И не свидетель тех военных лет,
Но для меня нет ничего страшнее
Войны и принесенных ею бед.
Она уничтожает беспощадно,
Не разделяет взрослых и детей.
Сердце войны невыносимо хладно
К страданиям и мукам всех людей.
Время неумолимо отдаляет нас от тех событий военных лет, но никогда не уйдет из памяти поколений подвиг советского народа в годы трудных испытаний, не забудутся имена его славных сыновей, потому что “каждый, кто был верен будущему и умер за него, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня” (Ю. Фучек.)
Уже прошло 77 лет со дня Великой победы советского народа в Великой Отечественной войне. Множественные жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов; миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных русских людей на фашистскую каторгу. Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил.
Большую роль в победе нашего народа принадлежит науке, в частности, математике. Одновременно с развертыванием фронтов действующей армии математики в своих научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских бюро открыли невидимый для непосвященных свой фронт борьбы против фашизма и с честью вышли победителями в этом поединке с врагом.
В первые дни войны состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук. Учёные заявили, что отдадут « все свои знания, силы, энергию и свою жизнь за победу над врагом».
Давая оценку вклада советских ученых в военное дело, президент Академии Наук СССР С. И. Вавилов написал: “Почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты – все это несло в себе отпечаток предварительной научно-технической мысли и обработки”. В большей части эти мысли были результатом математического труда и математической обработки изучаемых явлений.
Актуальность данного исследования состоит в том, что реальных участников тех событий почти не осталось в жизни, мои сверстники знают о войне лишь из книг и кинофильмов. А нам никак нельзя забывать о том, что подвиг народа в Великой Отечественной войне не ограничивается только славными делами фронтовиков, что огромную долю для победы сотворили в тылу, где руками рабочих, руками и разумом инженеров и ученых создавалась и совершенствовалась военная техника и тактика войны.
Цель исследования.
- изучить и систематизировать материал о роли математиков во вклад науки в Победу русского народа в Великой Отечественной Войне; - составить сборник математических задач
Задачи исследования
1. Изучить теоретический материал по данной теме;
2. Раскрыть личный вклад математиков, внесенный в победу в Великой Отечественной войне;
3. Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях;
4. Определить, какие задачи приходилось решать математикам в годы Великой Отечественной войне.
Гипотеза
Мы предполагаем, что ученые-математики внесли огромнейший вклад в победу русского народа в Великой Отечественной войне.
В мире стали забывать про войну; чтобы сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, ею нужно интересоваться молодому поколению. У нас достаточно источников получения информации о войне. Сохранение исторической памяти зависит от каждого человека.
Изучая предмет математики, мы решили заглянуть в прошлое, во времена Великой Отечественной войны с точки зрения цифр. При решении задач учащиеся смогут не только решить задачу, но и вдуматься в условие задачи, в цифры, озвученные в ней.
Исследовательская работа велась через изучение материалов на базе учебников по истории для 10 и 11 классов и сети Интернет. Восемьдесят три года назад, 22 июня 1941 года, начался крупнейший и кровопролитный конфликт в истории человечества, унесший жизни миллионов людей. Это событие оставило неизгладимый след в истории нашего народа, но время идет и меняется поколение, многие события постепенно стираются с памяти человека.
Нам, родившимся в 2000-е годы никогда в полной мере не представить и не прочувствовать все тяготы и страдания военных лет. Но знать об этих событиях мы должны.
Объект исследования Великая Отечественная война.
Предмет исследования Математики и математика в Великой Отечественной войне.
Методы исследования Изучение теоретического материала книг, журналов и сайтов сети Интернет. Анализ и систематизация материала.
Практическая значимость работы Данная работа может быть использована на уроках математики, внеклассной работе по математике, классных часах для воспитания у учащихся чувства патриотизма и гордости за нашу страну.
Основная часть.
Глава 1. Вклад математиков в победу Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война не прошла мимо отечественных математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации и добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.
Война потребовала от авиации больших скоростей при полете самолетов. Над проблемами самолетостроения и увеличением устойчивости работали не только отдельные ученые, но и целые научные коллективы. Достижения блестящих результатов в совершенствовании боевых самолетов, прежде всего увеличение их скорости, позволило Александру Сергеевичу Яковлеву и Семену Алексеевичу Лавочкину создать грозные истребители. Сергею Владимировичу Ильюшину – неуязвимые штурмовики, Андрею Николаевичу Туполеву, Николаю Николаевичу Поликарпову – мощные бомбардировщики. Были высчитаны новые штурманские таблицы. Самолеты были обеспечены надежной защитой от появления вибрации.
Шла жесточайшая война. Фронт требовал увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Эту проблему решил академик Андрей Николаевич Колмогоров. Используя свои работы в области теории вероятностей, он дал определение эффективного рассеяния артиллерийских снарядов, для определения лучших методов местонахождения самолётов и подводных лодок противника, для указания путей, позволяющих избежать встречи с подводными лодками врага. Например, встал такой вопрос: как лучше провести караван торговых судов при наличии вражеских подводных лодок? Если составить караван из большего количества судов, то вероятность встречи с подводными лодками противника будет меньшей. Но нельзя забывать другое: увеличатся потери, если встреча большого каравана осуществится с подводными лодками противника. И тут математика пришла на помощь. Ее методами были определены размеры судов и частота их отправления, при которых потери были бы наименьшими. Учёные-математики помогли рассчитать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолётам противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность попадания. Во всём этом большая заслуга академика Андрея Николаевича Колмогорова.
Большая заслуга в деле обороны нашей Родины принадлежит выдающемуся математику - академику Алексею Николаевичу Крылову. Он изучил тему «Непотопляемости корабля». Создал таблицу, по которой можно было рассчитать, как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля. Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь колоссальные материальные ценности.
Во время Великой Отечественной войны появилась и такая важная проблема, как обеспечение кучности стрельбы и устойчивости снарядов при полете. Эту сложную задачу решил член корреспондент АН СССР Николай Гурьевич Четаев. Он рассчитал крутизну нарезки стволов орудий- это позволило обеспечить кучность стрельбы и устойчивость снарядов при полёте.
Ученые не прекращали работать в тяжелых условиях жизни фронтовых и прифронтовых городов. Оборона Ленинграда – одна из самых героических и трагических страниц отечественной истории. В истории обороны Ленинграда и деятельности ленинградских ученых есть много достойных эпизодов. «Дорога жизни»; он занимает одно из почетных мест в ее летописи. По льду замерзшего озера была проложена автотрасса. От нее зависела жизнь осажденного Ленинграда. Но было странное обстоятельство: когда нагруженные грузовики ехали в Ленинград, лед выдерживал, а на обратном пути более легкие машины с больными, голодными людьми проваливались под лед. Эту задачу решил научный сотрудник Ленинградского Физико-технического института Павел Павлович Кобеко. Он разработал методику регистрации колебаний льда в разных условиях. Степень деформации льда зависит от скорости движения транспорта – это был главный вывод. На основе полученных результатов ученые выработали правила безопасного движения по ладожской трассе, составили таблицы и формулы.
В изнурительные дни и месяцы блокады ученые Ленинграда успешно решили задачу огромной сложности и создали капитальный труд – Большой астрономический ежегодник на 1943- 1945 гг. Это исключительно важное пособие для авиации, флота и артиллерии ученые выполнили образцово. Все расчеты выполнялись вручную, потому что не было света.
В годы войны впервые в истории, заявили о себе «Катюши» - наше чудо - оружие.
Из текста донесения в немецкий генеральный штаб: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно-зажигательные, но необычайного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют - огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях огромные». Непосредственно над ракетами работал Юрий Победоносцев, которому ныне и принадлежит честь называться их автором. Реактивная установка монтировалась на грузовике «ЗИС-5». Расчеты по ее монтажу выполнил научный коллектив под руководством Ивана Гвая. Реактивная установка стала официально именоваться «БМ-13», а в народе ее нежно называли «Катюшей».
Глава 2. Участие ученых-математиков в боевых действиях
Большое количество математиков с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах.
Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог, член – корреспондент АН СССР (с 1964 г.) Алексей Андреевич Ляпунов (1911-1973).
В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико – математических наук, а потом академик АН СССР Юрий Владимирович Линник (1915 -1972). Среди миллионов тех, кто не был отмечен наградами и славою при жизни, то в трудную для Отчизны годину до конца выполнил свой долг и отдал ей самое дорогое – жизнь, были начинающие математики, учителя и студенты, которым только предстояло вступить на этот путь.
Осенью 1941 года умер от ран и жестоких условий вражеского плена Николай Борисович Веденисов (1905 – 1941). Свой путь в математике талантливый ученый начинал в области теории множеств и теории функций действительного переменного. Позже его научные интересы перешли в область теорико - множественной топологии. Война застала Веденисова преподавателем одной из военных академий. Несмотря на слабое здоровье и бронь он принял твердое решение уйти в ополчение. В тяжелых боях под Ельней ученый был ранен и оказался в плену, где силы его быстро иссякли.
Михаил Валерьянович Бебутов (1913 – 1942) начал свою работу еще в студенческие годы. Его научные интересы были связаны с качественной теорией дифференцированных уравнений. Меньше четырех лет, продолжалась научная работа Михаила Валерьяновича Бебутова. Первая публикация относится к 1938 году, а последняя опубликована посмертно в 1942 г. И все же, несмотря на ограниченный промежуток научной деятельности, Михаил Валерьянович Бебутов получил в математике ряд важных результатов. Защищенная им в июне 1941 года диссертация была отмечена ученым советом как выдающаяся работа.
Последний раз, проверив домашнее задание, простился на перемене со своими учениками учитель математики из далекого сибирского села на берегу Ангары Н.В. Бибиков. Он ушел на свой открытый урок; своим примером пробуждал гуманные чувства, верность высоким идеалам, любовь к родной земле. Коротки перемены у трудного ратного дела. Гвардии старший лейтенант Н.В. Бибиков отдавал их письмам к родным, ученикам и своему любимому занятию – рисованию. Война потребовала напряжения всех духовных и физических сил, переплавила абстрактные социальные, этические и моральные понятия в живые образы действительности. То что раньше воспринималось как аксиома, теперь надлежало доказать самой жизнью. Об этом много раздумий в письмах Бибикова Н.В. – волнующем документе своей эпохи.
«Очень хочется жить. Дышать, ходить по земле, видеть небо над головой. Хочется увидеть победу, прижать к шершавой шинели шелковистую головку сына. Я очень люблю жизнь и поэтому иду в бой. В бой за жизнь, за настоящую, а не рабскую жизнь. За счастье моих близких, моих детей, за счастье моей Родины. Я люблю жизнь, но щадить ее не буду. Жить как воин и умереть как воин – так я понимаю жизнь» (22 августа 1942г.).
Через сколько сожженных деревень пришлось вести Н.В. Бибикову своих солдат! Горе обжигало лютой ненавистью к врагу, наполняло всепобеждающей любовью к родине.
«…Я понял, что такое Родина: это когда каждая хата под серым очеретом кажется тебе родной хатой и каждая старуха в селе – родной матерью. Родина – это когда каждый шаг немецкого кованого сапога по нашей земле – кровавый след в твоем сердце» (27 августа 1942 г.). Выбивая врага из деревни Голоски Каменец – Подольской области, Бибиков упал и навсегда остался в этой далекой от Ангары, но навечно кровной ему украинской деревне.
Нельзя не вспомнить о женщинах-воинах, которые бок о бок сражались рядом с мужчинами и практически ни в чем им не уступали. Летчицы 46-го гвардейского ночного легкобомбардировочного авиаполка прошли в годы войны славный боевой путь от гор Кавказа до фашистской Германии. 23672 раза поднимались в небо экипажи полка, они сбросили на врага почти три миллиона килограммов бомб! Среди них были и девушки -математики.
Антонина Леонтьевна Зубкова. Родилась 12 октября 1920 в селе Семион Ряжского уезда Рязанской губернии, ныне Кораблинского района Рязанской области, в крестьянской семье. После окончания средней школы с золотой медалью в 1938 году без экзаменов поступила на механико- математический факультет МГУ. Советский штурман пикирующего бомбардировщика, гвардии капитан, Герой Советского Союза (1945).
Евгения Максимовна Руднева. Родилась 24 декабря 1920 года в городе Бердянске, ныне Запорожской области Украины, в семье служащего. Окончила 3 курса механико-математического факультета Московского государственного университета в 1941 году. Занималась астрономией. Штурман 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза.
Евдокия Борисовна Пасько. Родилась в селе Липенка ДжетыОгузского района Иссык-Кульской области Киргизии в крестьянской семье. Украинка. В 1938 году окончила 10-й класс 25-й школы города Барнаула и поступила на мехмат МГУ. С четвёртого курса университета ушла добровольцем в армию. Окончила ускоренные штурманские курсы в авиационной школе города Энгельс. В действующей армии с мая 1942 года. Штурман эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза. В конце 1945 года старший лейтенант Пасько вышла в отставку. Вернулась и успешно окончила последние курсы мехмата МГУ, аспирантуру. Кандидат наук. Работала старшим преподавателем Московского высшего технического училища.
Екатерина Васильевна Рябова родилась 14 июля 1921 года в селе Гусь-Железный Рязанской области. Окончила среднюю школу. Поступила на механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Вскоре после начала Великой Отечественной войны добровольцем вступила в ряды Красной Армии.
Советский лётчик, участница Великой Отечественной войны, штурман эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза.
Руфина Сергеевна Гашева. Родилась 14 октября 1921 года в селе Верхнечусовские Городки, ныне посёлок городского типа Чусовского района Пермской области. В 1941 году окончила 2 курса механико-математического факультета МГУ. Вступила в ряды Красной Армии. Штурман эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант.
Герой Советского Союза (1945).
Практическая часть
Глава 3. Сборник математических задач
1.К началу войны общее количество вооруженных сил Германии составляло 8,5 млн. человек. На востоке против СССР было сконцентрировано 5,5 млн. человек. Советские войска насчитывали 5,2 млн. человек. В западных военных округах находилось 2,9 млн. человек. Кто имел превосходство в общем количестве и на сколько? Во сколько раз превосходили немецкие войска советских?
2.Состав германского вермахта включал 214 дивизий, из них 179 пехотных и кавалерийских, 35 дивизий и 7 бригад танковых моторизованных. На востоке против СССР были сконцентрированы 152 дивизии и 2 бригады. Кроме немецких военных соединений у границ Советского Союза сконцентрировались 29 дивизий и 16 бригад союзников Германии: Финляндии, Венгрии, Италии и Румынии. Сколько всего дивизий насчитывала германская коалиция? Сколько бригад? Каков процент дивизий, находящихся на востоке? На сколько больше германских дивизий, чем союзников?
3.Всего за годы войны было призвано более 29500000 человек. Из Беларуси в 1941 году было мобилизовано 600 000 человек. Сколько процентов было мобилизовано из Беларуси? Найдите соотношение мобилизованных из Беларуси и общего количества. Какую часть составляют белорусы от всех призванных?
4.До 1 января 1942 года действующая армия пополнилась 291 дивизией. Причём 40 дивизий были укомплектованы из добровольцев-ополченцев. Какой процент составляют дивизии из добровольцев-ополченцев от общего количества дивизий?
5.В западных военных округах находилось 166 дивизий и 9 бригад, насчитывавших 2900000 человек, что составляет 54% от всех вооружённых сил. Найдите общую численность вооружённых сил.
6.В резерве главного командования имелось 105 дивизий и 8 бригад, что составляет 35% от всех вооружённых сил. Используя результат предыдущей задачи, найдите численность военнослужащих, находящихся в резерве.
7.На начало декабря 1941 года группа армий «Центр» насчитывала 1708 000 человек, 615 самолётов, около 13 000 орудий и миномётов, 1170 танков. Им противостояли советские войска в составе 1100 000 человек, 7652 орудий и миномётов, 774 танка, 1000 самолётов. Заполните таблицу и найдите соотношение сил.
Вооружения советских и немецко-фашистских войск |
Силы | Советские войска | Немецко-фашистские войска | Соотношение |
Люди | | | |
Орудия и миномёты | | | |
Танки | | | |
Самолёты | | | |
8.Заполните таблицу.
Соотношение сил и средств сторон к началу контрнаступления советских войск под Сталинградом
Наименования | Советские войска | Войска противника | Соотношение |
Люди, тыс. чел | 102,3 | 1011,5 | ? |
Орудия и миномёты | 22484 | ? | 2,2:1 |
Танки и САУ | ? | 675 | 2,3:1 |
Боевые самолёты | ? | 1216 | 1,25:1 |
9.Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 года:
Боевые силы и средства | Красная Армия | Германия и её союзники |
Личный состав (тыс. чел) | 1134,8 | 1011,5 |
Количество танков | 1560 | 675 |
Количество орудий и миномётов | 14934 | 10290 |
Количество самолётов | 1916 | 1219 |
Постройте | столбчатую диаграмму сил Красной Армии и сил Германии и её | |
| | | | |
союзников. Кто имел превосходство и на сколько?
10.В Сталинграде за первую неделю бомбардировок осталось в 14/15 всех жителей, которых было 600 тысяч человек на тот момент. Найдите процент выживших и погибших мирных жителей (округлите до десятых)
11. Победа в Сталинградской битве над одной из сильнейших армий мира досталась Красной Армии дорогой ценой.
Общие потери Красной Армии в Сталинградской битве составили:
• 4341 танк,
• 15728 орудий и минометов,
• 2769 самолетов.
В ходе контрнаступления советские войска потеряли:
• 2915 танков,
• 3591 орудий и миномётов,
• 706 самолетов.
Составьте столбчатую диаграмму общих потерь Красной Армии в Сталинградской битве и потерь советских войск в ходе контрнаступления.
12.В 1941 г. Жилой фонд СТАЛИНГРАДА составлял 1 млн. 843 тыс м2. После окончания Сталинградской битвы осталось полуразрушенного жилья 175 м2 .Найдите процент разрушенного жилья города Сталинграда (округлить до десятых).
13.С ноября 1941 по март 1942 Сталинградский тракторный завод занимал ведущее место в стране по выпуску танков Т- 34. В 1941 завод выпустил 956 танков, в 1942 – 2520. На сколько процентов Сталинградский тракторный завод повысил выпуск военной продукции (ответ округлите до десятых).
14.Численность белорусских мстителей составила 374 000 человек. 70% партизан, воевавших на территории нашей страны, являлись белорусами, 20% - русскими, 4% - украинцами, 3% - евреями. Найдите, сколько человек каждой национальности было в подполье по отдельности.
15.Дом Павлова, 4-х этажный дом работников облпотребсоюза, в период Сталинградской битвы приобрёл тактическое значение в полосе обороны. Найдите количество человек гарнизона Дома Павлова и количество дней, которое, благодаря высокоорганизованной обороне дома, бойцы отбивали атаки врага в тяжёлых условиях, если известно, что оба числа двузначные. Известно, что количество единиц дней на 2 больше количества единиц числа бойцов. В сумме искомые числа составляют 84. Если же к количеству бойцов прибавить количество единиц числа дней, а к количеству дней прибавить количество единиц числа бойцов, то первая сумма окажется на 30 меньше второй. Сумма же всех цифр чисел равна 21.
16.На территории СССР, захваченной агрессорами, до войны проживало около 80000000 человек. В военные годы 25000000 человек эвакуировались на восток. Сколько человек осталось на оккупированной территории? Какой процент жителей эвакуировался? Какая часть от оставшихся на оккупированной территории эвакуировалась?
17.Численность белорусских мстителей составила 374 000 человек. 54% составляла местная молодёжь до 25 лет. 20263 партизана были моложе 18 лет, 34342 являлись учащимися, в том числе 5000 – школьниками. Мужчины составляли 84%. Определите, сколько было мужчин – партизан. Сколько процентов составляли учащиеся? Сколько человек в возрасте от 18 до 25 лет?
18.Заполни таблицу:
Населённый пункт | Было до войны | Уничтожено | Осталось |
Дворов | Жителей | Дворов | Жителей | Дворов | Жителей |
Одрижин | 113 | 565 | 113 | 78 | | |
Буса | 87 | 391 | 87 | 12 | | |
Вартыцк | 108 | 682 | 108 | 82 | | |
Вивнево | 25 | 125 | 25 | - | | |
Застружье | 87 | 455 | 13 | 103 | | |
Кужеличин | 24 | 102 | 24 | 9 | | |
Лядовичи | 210 | 840 | 200 | 32 | | |
Мотоль | 891 | 5500 | 380 | 3120 | | |
Потаповичи | 173 | 562 | 164 | 5 | | |
Псыщево | 65 | 551 | 65 | 113 | | |
Упирово | 150 | 850 | 83 | 135 | | |
Якша | 75 | 350 | 68 | 9 | | |
19.Бригада имени В. М. Молотова общей численностью 1311 партизан. Из них 1191 мужчина, 120 женщин, 740 белорусов, 314 русских, 139 украинцев. Сколько процентов белорусов составляло от всех партизан? 22. Было1014 мужчин, 57 женщин, 409 белорусов, 241 русских, 168 украинцев. Какая общая численность Пинской бригады?
20.Количество жителей в городе Иваново Брестской области до войны – 6517, количество жителей, уничтоженных гитлеровцами, - 3297.Сколько после войны осталось жителей в живых?
21.На территории Ивановского района действовали партизанские отряды и бригады. 99-я бригада имени Д. Т. Гуляева общей численностью 415 партизан. Из них 392 мужчин, 23 женщины, 289 белорусов, 74 русских. А сколько было украинцев?
22.На территории Ивановского района действовали партизанские отряды и бригады. 99-я бригада имени Д. Т. Гуляева общей численностью 415 партизан. Бригада имени В.М. Молотова общей численностью 1311 партизан. Пинская бригада общей численностью 1071 партизан. Бригада имени Я. М. Свердлова общей численностью 1001 партизан. Отряд имени К. Е. Ворошилова насчитывал 166 партизан. Отряд имени М. Т. Грабко объединял 139 человек. Отряд имени Н. Н. Воронова насчитывал 82 партизана. Отряд имени Н. Т. Шила насчитывал 316 партизан. Отряд имени А. В. Суворова объединял в своих рядах 269 партизан. Отряд имени С. Г. Лазо состоял из 342 человек. Отряд имени М. И. Калинина состоял из 243 партизан. В отряде имени И. В. Сталина было 266 партизан. Сколько всего было партизан ?
Заключение.
В результате изучения литературных источников, анализ и систематизация материалов показали, что выдвинутая мною гипотеза оказалась верной. Огромен личный вклад признанных учёных и только начинающих математиков, учителей и студентов в победу, которые принимали участие в военных действиях, руководили отрядами, находились в окружении и блокаде. Вторая мировая война оказалась, прежде всего, войной танков, соревнования моторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнее и умнее зависел исход многих сражений. Огромное значение имели труды ученых математиков в военные годы. За годы войны наблюдался прогресс теоретической математики. До сих пор нет обобщающего источника, который бы показал, как много математики дали фронту для победы, как их исследования помогали совершенствовать оружие, которое использовали воины в боях, поэтому практической частью данной работы стало создание сборника математических задач. Использование на уроках математики задач, представленных в сборнике, позволит обучающимся запомнить основные факты о Великой Отечественной войне.
Нам нельзя забывать о том, что подвиг народа в Великой Отечественной войне не ограничивается только славными делами фронтовиков, что основы победы ковались и в тылу, где руками рабочих и разумом инженеров и ученых создавалась и совершенствовалась военная техника. Нельзя нам забывать и того, что по многим параметрам к концу войны наши танки, самолеты, артиллерийские орудия стали совершеннее тех, которые противопоставлял нам враг. Нельзя забывать, что в конце войны мы вынуждены были вплотную заняться созданием собственного атомного оружия, а для этого пришлось объединить интеллектуальные усилия физиков, химиков, технологов, математиков, металлургов и самостоятельно пройти этот путь. Во всем этом — величие и историческое значение великих умов России!
Таким образом, я считаю, что тема моей работы очень актуальна в наши дни. Она показывает, что это не просто цифры, а история человеческих судеб. Ведь от точности расчетов зависели человеческие жизни. Во - вторых, эта работа помогает понять, что изучение математики необходимо, она соприкасается со всеми отраслями науки. И чем бы мы в дальнейшем ни занимались, что бы мы не выбрали, знания математики нам просто необходимы!
Используемая литература.
1. Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, - М.: 1978.
2. Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны - М.: Наука, 1983.
3. Интернет ресурсы:
https://www.google.com/search?q https://w.histrf.ru/articles/article/show/vielikaia_otiechiestviennaia_voina https://ru.wikipedia.org/wiki/