Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Кирсанова Тамбовской области
Исследовательская работа
Математика против курения
Проект подготовили: Трутнев Максим Александрович, Дюдюкин Андрей Сергеевич, ученики 7ж класса
Руководитель проекта: Струева Светлана Ивановна, учитель математики
2020 год.
Содержание
Введение с. 2-3
Глава I. Теоретическая часть
.Притча о табаке. История возникновения курения и табака с. 4
. Исследование и состав табака с. 4
Влияние курения на здоровье человека с. 4-5
Курящие дети и подростки с. 5-6
Глава II. Практическая часть
2.1. Анализ ситуации по табакокурению. с.6-8
2.2Решение задач о вреде курения с. 8-11
2.3. Анкетирование учащихся с. 11
2.4. Опрос родителей с. 11
2.5. Альтернативы курения с. 12
Заключение с. 12
Список литературы с. 13
Введение
На уроках математики наш учитель предложила нам ряд задач на тему «Курение в цифрах». Результаты, полученные при решении этих задач, нас впечатлили и заставили задуматься над проблемой курения. Мы решили более детально исследовать эту проблему и выяснить, действительно ли все так серьезно. Что происходит с организмом курящего человека? Как с помощью математических задач рассказать о вреде курения?
Актуальность
Министерство здравоохранения свидетельствует, что наша нация постепенно вымирает: растет детская смертность, число детей, имеющих психологические отклонения увеличивается, почти каждый третий школьник в России пробовал наркотик.
Сегодня как никогда, встала проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Некоторые болезни настигают человека независимо от его образа жизни. Однако зачастую он сам наносит вред своему здоровью. Одна из причин- курение. В своей работе мы решаем математические задачи о вреде курения и доказываем, что курение это опасное оружие, которое уничтожает здоровье, которое несет несчастье, разорение и смерть, то есть ведем борьбу с курением.
Гипотеза
Предположим, что вред курения можно доказать посредством решения математических задач.
Объект исследования: жизнь и здоровье человека
Предмет исследования: математические задачи, как средство предупреждения курения среди подростков
Цель: привлечение внимания к проблеме курения через содержание и решение математических задач.
Задачи:
- Познакомиться с историей возникновения курения и табака;
- Предоставить объективную информацию о негативном влиянии курения на организм подростка;
- Предоставить решение математических задач, как одно из средств борьбы с вредной привычкой;
- Выявить отношение школьников и родителей к данной проблеме;
Методы исследования:
- Изучение литературы и интернет – ресурсов;
- Анкетирование школьников и опрос родителей;
- Наблюдение;
- Обработка и анализ полученных результатов.
Глава I. Теоретическая часть
Притча о табаке.
В одном восточном городе жил мудрец. Однажды шел он по базару и увидел толпу возле торговца табаком. Мудрец подошел к ним и сказал: у табака, по крайней мере, есть три полезных свойства: курящего никогда собака не укусит, вор ночью к нему не заберется и никогда он не будет старым. Торговец, обрадованный похвалой своему товару, попросил его объяснить почему. Мудрец сказал: «У курильщика рано начинают болеть ноги, он хромает, ходит с палочкой. А какая же собака укусит человека с палкой? У него появляется кашель по ночам, а какой же вор заберется в дом, где не спят? И они обычно рано умирают, не дожив до старости». Люди, послушав мудреца, стали в задумчивости расходиться.
Из истории возникновения курения и табака.
История табака полна недоразумений и тайн. Табак как представитель дикой флоры был известен еще в древности и в Европе, и в Азии, и в Африке. Листья его сжигались на костре, их дым оказывал на людей одурманивающее действие. О курении упоминается в древнекитайских летописях. Курили и египетские фараоны. Вплоть до средних веков нашей эры курение было лишь частью религиозных ритуалов.
12 октября 1492 г. флотилия Колумба высадилась на берегу одного из Багамских островов – Гуанахани. Колумб назвал его Сан-Сальвадор. Он думал это восточное побережье Индии.
В качестве подарка местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум». Они курили эти листья, свернув в трубочки. В поисках золота Колумб отправился на юг и высадился на Кубе 27 октября 1492 г. Жители встречали с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». При курении каждый делал 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия. Испанцы же не хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению.
В 1559 году французский посол в Португалии Жан Нике подарил королеве Екатерине Медичи табачный порошок под названием Нико.
В допетровской России табак считался «дьявольским зельем». Запрет на курение был отменен Петром Первым в 1697 году.
Так началось победоносное шествие табака по странам и континентам. Сначала люди приписывали табачному дыму лечебные, тонизирующие свойства, но в 1604 году, появилась первая книга о вреде курения. К сожалению, почти все попытки медиков и церкви оградить людей от курения не увенчались успехом.
12 февраля 2013 года президент России В. В. Путин подписал закон «Об охране здоровья граждан от воздействия... табачного дыма и последствий потребления табака»
1.2.Исследование и состав табака.
В табачном дыме обнаружено до 6000 самых различных компонентов, 90 из которых относятся к разряду натуральных ядов.
Физико-химический механизм курения состоит в том, что через подожженный и медленно тлеющий табак (в трубке, папиросе, сигарете) всасывается воздух. Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, проходя через слой тлеющего табака, усиливает его горение, и продукты возгонки вместе с оставшейся частью воздуха поступают в легкие. Для выкуривания папиросы или сигареты обычно требуется 12-18 затяжек. Смертельная доза никотина для человека 2-4 капли, однако внутривенно достаточно ввести никотин из 1 сигареты, чтобы вызвать смерть человека. За 30 лет курильщик поглощает 800 г - 1 кг никотина.
Кроме никотина в табачном дыме содержатся аммиак, угарный газ, синильная кислота, сероводород, радиоактивные изотопы калия, мышьяка, свинца, висмута, полония. Выкуривая пачку сигарет в день, курильщик получает дозу облучения, в 3,5 раза превышающую предельно допустимую. В табачном дыме присутствуют тяжелые металлы, канцерогены, табачный деготь. В легкие из сигарет попадает сажа, за 20 лет в легких скапливается до 6 кг сажи.
Влияние курения на здоровье человека
Курение убивает. Ни для кого это не секрет. Эту фразу можно увидеть на каждой пачке сигарет, по телевизору, на рекламных плакатах, в журналах и т.д. Однако люди фактически не обращают на нее внимания. А если только вдуматься, за что люди в среднем платят около 70-90 рублей в день? Легкие курильщика со стажем - черная, гниющая масса. После затяжки никотин попадает в головной мозг через 7 секунд. Никотин вызывает спазм сосудов, отсюда нарушение питания тканей кислородом. Спазм мелких сосудов делает кожу увядающей. Вред курения еще и в том, что появляется неприятный запах изо рта, желтеют зубы, воспаляется горло, краснеют глаза от постоянного раздражения дыма. Во всем мире никотин относится к разрешенному наркотику, от него так же как от героина и других тяжелых наркотиков развивается зависимость, но коварство его в том, что это происходит незаметно и относительно длительно.
Вред курения в том, что оно вызывает три основных заболевания: рак легких, хронический бронхит, коронарная болезнь. Уже давно доказано, что табак является причиной смертности от рака легкого в 90 % всех случаев, от бронхита в 75 % и от болезни сердца в примерно 25 % всех случаев.
Курение наносит страшный вред, так курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз - раком легких.
Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.
Согласно данным ООН ежегодно в мире от табака умирают 3 миллиона человек, т. е. от курения погибает один человек через каждые 13 секунд. Табачная эпидемия вызывает больше случаев смерти ежегодно, чем ВИЧ/СПИД и туберкулез вместе взятые. Приблизительно 500 миллионов человек, живущих сегодня, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), умрут из-за табака. Эта цифра в ближайшие 25 лет утроится, предупреждают ученые-медики.
1.4.Курящие дети и подростки
Курение и подростки – очень серьезная проблема, проблема не только медицинская, но и социальная, и становится она год от года все острее. Согласно статистике ВОЗ, почти 90% взрослых курильщиков начали курить, будучи подростками, т. к. им больше всего хотелось казаться взрослыми. В большинстве стран курит примерно треть пятнадцатилетних подростков, значительная часть которых начали курить уже с 7 - 10 лет. Печально, но факт, что количество курящих в последние годы пополняется за счет девочек, причем с опережением числа курящих мальчиков. Подростки не осознают опасностей, связанных с курением, потому что постоянно наблюдают за тем, как это непринужденно делают их старшие.
Счет выкуренным сигаретам большинство курящих открыли в пору своей юности или даже детства. Все представляют, почему 9-10 летний пацан начинает, втайне от родителей, затягиваться сигаретами, пуская дымок. Все просто — он хочет казаться взрослее, как говорится, круче. И не осознает, какое жалкое зрелище из себя представляет в данный момент.
Факторами, подталкивающими детей взять сигарету, является:
Повсеместная реклама сигарет (у подростков создается впечатление, что курить модно);
Давление со стороны сверстников (если ты не куришь значит ты слабак);
Неблагоприятная социальная обстановка;
Простое любопытство и подражание.
Глава II. Практическая часть.
2.1. Анализ ситуации по табакокурению
На основе статистических данных разных стран можно сделать вывод, что в настоящее время курит 60% мужчин и 20% женщин на всем земном шаре. Из систематически курящих мужчин 16,9% начали курить в 8-9 лет. Показательно, что 85% курящих подростков - из семей, где хотя бы один родитель курит, остальные 15% - из некурящих семей. В ряды курящих школьников все чаще попадают дети младшего подросткового возраста. По данным еженедельника «Аргументы и факты» в России 38% учеников в возрасте от 7-10 лет пробовали курить.
Решение задач о вреде курения
Решение задач о вреде курения позволит нам убедиться в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, понять ее роль в современной жизни. Задачи- это средство, с помощью которого можно получить информацию о вреде курения.
Задача 1
Сколько денег в среднем расходуют курящие на табак в течение своей жизни при условии, что он начал курить в 17 лет, выкуривает по 10 сигарет в день, а продолжительность жизни составляет 75 лет.
Решение:
75-17= 58 (лет) период курения в годах
2) 14х366 = 5142 (дня) високосные года
3) 44х365 = 16060 (дней) обычные года
4) 5142+16060= 21202 (дня) период курения в днях
5) 21202х10 = 212020 (сигарет) количество выкуренных сигарет за период курения
6) 212020 : 20= 10601 (пачек) за период курения
7) 10601 х 90 = 954090 (рублей)
Ответ: 954090 рублей - количество денег затраченных на табак в течение периода курения
Задача 2
Курящие дети сокращают свою жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.
Решение: 1)15% = 0,15
2) 0,15 ∙ 56 = 8,4
3) 56 ─ 8, 4 = 47,6 (лет)
Ответ: 47,6 лет продолжительность жизни нынешних курящих детей
Задача 3:
Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 400 г. Если у ребенка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 119 г, если курит мать – меньше на 255 г. Определите, сколько процентов теряет в весе новорожденный, если:
а) курит папа; б) курит мама; в) курят оба.
Ответы округлите до единиц.
Решение: а) 119 : 3400 ∙ 100% = 3,5% ≈ 4%. б) 255 : 3400 ∙ 100% = 7,5% ≈ 8% .
в) (119 + 255) : 3400 ∙ 100% = 11%.
Задача 4:
В табачном дыме содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите % содержание самых ядовитых веществ ─ синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, ─ в одной сигарете. Если никотина 2%, а синильная кислота составляет 0,5 часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 0,6 от количества табачного дегтя, а полоний ─ 2/3 от количества окиси углерода.
Решение: 1) 2% = 0,02; 0,02 ∙ 0,5 = 0,01 = 1% ─ синильной кислоты.
2) 2 ∙ 7,5 = 15% ─ табачного дегтя.
3) 0,6 ∙ 15 = 9% ─ окиси углерода.
4) 2/3 ∙ 9 = 6% ─ полоний.
Задача 5:
Дым от одной сигареты содержит 5 мг яда никотина. Сколько яда примет человек за один день, выкурив 15 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает 20% никотина?
Решение: 1) 5 ∙ 15 = 75 мг ─ содержится никотина в 20 сигаретах.
2) 20% = 0,2; 75 ∙ 0,2 = 15 мг примет человек за один день.
Задача 6:
Если хороший секретарь – машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у неё будет 4% ошибок. Сколько сделает ошибок машинистка на странице, где знаков в 1,5 раза больше?
Решение: 4% = 0,04;
1) 800 ∙ 1,5 = 1200 - знаков;
2) 1200 ∙ 0,04 = 48 – ошибок.
Задача 7:
Норма суточной потребности учащегося в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько витаминов ворует у себя тот, кто курит? Сколько витаминов получит ученик, который курит?
Решение: 1) 20% = 0,2; 125 ∙ 0,2 = 25 мг – потеряет ученик;
2) 125 – 25 = 100 мг – останется.
Задача 8:
Сережа попадает в баскетбольную корзину 20 раз за 5 минут, а после выкуривания сигарет 15 раз. На сколько процентов сократилась острота зрения у мальчика
Решение:
1) 20- 15 = 5 (п.) на столько попаданий меньше.
2) 5 :20* 100 = 25%
Ответ: на 25% уменьшилась острота зрения.
Задача 9:
До курения спортсмен попадал в цель 200 раз. После курения одной сигареты на 15% уменьшилось попадание в цель. Сколько раз он попал в цель?
Решение: 15%= 0,15
1)200* 0,15= 30 (раз)- 15%
2)200- 30= 170 (раз) попал в цель
Ответ: 170 раз.
Задача 10:
При выкуривании 1 пачки сигарет средней крепости с общей массой табака 20 грамм образуется в среднем 1 грамм табачного дегтя. Сколько грамм табачного дегтя образуется при сгорании 2 кг табака?
Решение: 2 кг= 2000 г
2000: 20= 100 (г)
Ответ: 100 г табачного дегтя образуется при сгорании 2 кг табака.
2.3. Анкетирование учащихся
Для того чтобы узнать текущую ситуацию с курением в нашей школе и выяснить процент курящих подростков и их отношение к данной проблеме, мы провели анонимный опрос среди обучающихся 7-9 классов..В результате анализа полученных данных выяснилось:
40 % | всех опрошенных пробовали хоть раз курить; |
15,00% | курят иногда или постоянно |
60 % | родителей опрошенных курят; |
50 % | не понравился первый опыт курения |
11 % | подростков собираются курить в будущем |
70 % - | отказываются от этой вредной привычки |
19 % | - не определились; |
80% | ребят считают, что люди начинают курить из-за стремления быть независимыми и взрослыми; |
20% | знают состав табачного дыма; |
80 % | уверенно сказали, что знают о вреде курения. |
Вывод: Опыт курения имеют многие ребята. Одна из причин возникновения вредной привычки - это пример своих родителей. Большинству подростков не понравился первый опыт курения. В будущем многие отказываются от курения или сомневаются в своём выборе. Среди мотивов курения ребята называют стремление стать взрослым и независимым. Очень немногие подростки знают состав табачного дыма, хотя большинство из них знают о вреде курения. Это значит, ученики владеют информацией о вреде курения, но не полностью.
2.2. Опрос родителей
Родители способны реально помочь детям воздержаться от курения. Для того чтобы выяснить отношение взрослых людей к табакокурению, мною было опрошено 20 родителей обучающихся нашего класса .
Проанализировав полученную информацию, получили следующие результаты:
- 90 % опрошенных женщин не курят;
- 100% родителей знают о вреде курения и не хотят, чтобы их
дети курили;
- 100% опрошенных негативно относятся к курению среди подростков.
Выводы:
Родители учащихся знают об отрицательном влиянии табака на организм человека. В большинстве семей в основном курят папы учащихся. Большинство родителей стремятся предупреждать табакокурение детей.
Заключение
Проведя исследования, мы узнали историю возникновения курения и табака, состав табачного дыма и о том, какое негативное влияние оказывает эта вредная привычка на организм человека и в частности подростка.
Решение математических задач помогло доказать гипотезу о вреде курения.
Целью работы было привлечь внимание к проблеме подросткового курения, показать с помощью вычислений, как много ущерба наносит курящий человек своему организму и другим некурящим людям.
В нашей школе существует проблема курения, поэтому необходимо проводить профилактическую работу среди школьников. Если мы хотим жить, мы должны иметь для дыхания чистый воздух. И меры нужно принимать сегодня, потому, что завтра уже будет поздно!
Список литературы
Александров А. А., Александрова В.Ю. «Курение и его профилактика в школе» - М. 1996.- 96с.
2.. http://protivkureniya.ru/ - журнал «Вся правда о вреде курения»
3. http://ruslekar.info/Statya-o-vrede-kureniya-448.html - статья о вреде курения
Ахметова И.Ф. и др. «Мой выбор: учебно-методическое пособие для учителей ср. школы» - М. 2003
5. Богданов И. Дым Отечества, или Краткая история табакокурения. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 280 с. – (Культура повседневности). 3000 экз., ISBN5-86793-492-6
6. Буянова Н.Ю. «Детская энциклопедия»: Медицина, под общ. ред. О.Г.Хини; 1996. – 480 с.