СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Метеочувствительность леворуких и праворуких детей"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность исследовательской работы. В медицине уже четыре тысячи лет изучают и используют воздействие природных явлений и факторов на человеческий организм. Нас же интересует вопрос о том, какое влияние оказывает  атмосферное давление на праворуких и леворуких школьников. В связи с этим я и решила провести свое исследование.

Цель исследования – выяснить зависимость самочувствия праворуких и леворуких  школьников от изменения атмосферного давления.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Метеочувствительность леворуких и праворуких детей"»

Республиканский конкурс «Исследовательский старт»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Войковская школа Первомайского района Республики Крым»



Секция: Общие экологические проблемы





Исследовательская работа

«Метеочувствительность леворуких и праворуких детей»








Работу выполнила:

Самитдинова Лилия Решатовна

ученица 8 класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Войковская школа Первомайского района Республики Крым»

Руководитель: учитель биологии

Судак Татьяна Александровна











с. Войково, 2017г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение …………………………………………………………………… 3

  1. Теоретическая часть ………………………………………………… 4

  2. Практическая часть. Результаты исследования и их обсуждение

2.1. Результаты исследования леворуких школьников …………… 5

2.2. Результаты исследования праворуких школьников …………. 9

Заключение ……………………………………………………………………. 13

Список литературы…………………………………………………………… 14





























Введение


Эта переменчивая и капризная погода всегда имела влияние на человека. Ветер, туман, дождь оказывают влияние на все большее количество людей. По статистике четверть населения нашей планеты подвергается влиянию погодных условий. Таких людей принято называть метеочувствительными.

Точный механизм влияния погоды на самочувствие отдельно взятого человека не изучен досконально. Единственное, что достоверно известно – наиболее подвержены этому влиянию маленькие дети, школьники пожилые люди и те, у кого есть хронические заболевания.

Климат оказывает серьезное воздействие на самочувствие школьника, воздействуя на него через природные факторы. Погодные условия включают в себя комплекс физических условий: атмосферное давление, влажность движения воздуха, концентрацию кислорода, степень возмущенности магнитного поля земли, уровень загрязнения атмосферы.

До сих пор не удалось до конца установить механизмы реакции организма школьника на изменение природных условий. А она часто дает себе знать нарушениями сердечной деятельности, нервными расстройствами. При резкой смене погоды снижается физическая и умственная работоспособность, обостряются болезни.

Актуальность исследовательской работы. В медицине уже четыре тысячи лет изучают и используют воздействие природных явлений и факторов на человеческий организм. Нас же интересует вопрос о том, какое влияние оказывает атмосферное давление на праворуких и леворуких школьников. В связи с этим я и решила провести свое исследование.

Цель исследования – выяснить зависимость самочувствия праворуких и леворуких школьников от изменения атмосферного давления.

Задачи исследования:

  1. изучить понятия «левша» и «правша»;

  2. изучить научно-популярную литературу и информацию в сети Интернет о влиянии атмосферного давления на леворуких и праворуких детей;

  3. провести наблюдения за леворукими праворукими учениками при высоком, низком и нормальном атмосферном давлении;

  4. проанализировать влияние атмосферного давления на леворуких и праворуких школьников.









    1. Теоретическая часть



Человеческое тело симметрично, то есть правая сторона  выглядит зеркальным отражением  левой, и наоборот. Исключения малочисленны и связаны в основном с расположением внутренних органов: сердце смещено влево от центра, печень – вправо, отклоняются от симметрии селезенка, аорта, изгибы кишечника… но среди парных органов исключений нет: правый глаз (ухо, нога, легкое) внешне не отличаются от левого. У всех перечисленных органов одинаковы не только формы, но и функции.  И только человеческие руки, будучи внешне одинаковыми (по крайней мере, при рождении), функционально неравноценны: в большинстве случаев правая - рука может делать всё, на что способна ее напарница, а еще много того, что та не умеет.

Изучая литературу, я выяснила, что сегодня левшество и леворукость – одна из интенсивно обсуждаемых проблем.

Данную исследовательскую работу я начала с изучения определения понятий «левшество» и «леворукость».  

Левшество – проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации системы человека, его головного мозга.

Леворукость – предпочтение, активное использование левой руки. «Леворукость»  и «левшество»  не являются синонимами, хотя мы часто называем левшой леворукого человека.

Левшество не ограничивается только леворукостью. Левкорукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество – комплексная характеристика.

У правшей главенствует левая часть мозга, а у левшей – правая. Но есть люди, у которых полушария головного мозга  функционируют равнозначно, без существенного доминирования одного из них. Их называют амбидекстрами.  

Преимущественное владение левой рукой зависит от «нехотения» или его упрямства, от особой организации деятельности  мозга и своеобразия высших психических функций.





  1. Практическая часть.

Результаты исследования и их обсуждение


Для того чтобы выяснить метеочувствительность (влияние атмосферного давления) леворуких и праворуких школьников, я провела исследования.

Из учащихся школы я выбрала 23 ученика (12 леворуких и 11 праворуких).

Порядок проведения эксперимента: по показаниям приборов отслеживаем атмосферное давление в мм рт. ст. (нормальное атмосферное давление составляет около 760 мм рт. ст.), одновременно измеряя давление и пульс у учеников. На основании полученных результатов провела соответствующие расчеты. Проанализировав результаты, оценила влияние атмосферного давления на самочувствие ребенка.

Для проведения эксперимента были использованы следующие приборы:

  1. Барометр для определения атмосферного давления в мм рт. ст.

  2. Тонометр – прибор, с помощью которого, измеряют артериальное давление и частоту пульса человека.


    1. Результаты исследования леворуких школьников

При проведении исследования были получены следующие результаты.

Таблица 1. Влияние изменения атмосферного давления

на систолическое давление леворуких детей

п/п

Высокое атмосферное давление

Низкое атмосферное давление

Нормальное атмосферное давление

Систолическое давление

Систолическое давление

Систолическое давление

1.

108

80

95

2.

110

82

100

3.

105

83

93

4.

103

78

97

5.

95

90

90

6.

100

84

92

7.

92

80

98

8.

105

87

101

9.

110

84

96

10.

112

82

90

11.

98

91

95

12.

101

88

93

Ср.

103

108%

84

88%

95

100%

Рис.1. Влияние изменения атмосферного давления

на систолическое давление леворуких детей


Таблица 2. Влияние изменения атмосферного давления

на диастолическое давление леворуких детей

п/п

Высокое атмосферное давление

Низкое атмосферное давление

Нормальное атмосферное давление

Диастолическое давление

Диастолическое давление

Диастолическое давление

1.

70

59

65

2.

73

60

70

3.

70

60

57

4.

68

56

59

5.

62

63

55

6.

68

61

55

7.

60

58

60

8.

70

61

70

9.

75

60

58

10.

77

62

60

11.

65

63

62

12.

68

60

61

Ср.

69

113%

59

96%

61

100%









Рис.2. Влияние изменения атмосферного давления

на диастолическое давление леворуких детей


Таблица 3. Влияние изменения атмосферного давления

на пульс леворуких детей

п/п

Высокое атмосферное давление

Низкое атмосферное давление

Нормальное атмосферное давление

Пульс

Пульс

Пульс

1.

80

70

73

2.

84

69

75

3.

79

71

76

4.

82

70

80

5.

83

67

79

6.

80

72

77

7.

81

65

75

8.

75

63

82

9.

82

68

78

10.

86

66

79

11.

78

70

76

12.

75

72

75

Ср.

80

104%

68

88%

77

100%








Рис.3. Влияние изменения атмосферного давления

на пульс леворуких детей


Таблица 4. Изменения систолического, диастолического давления и пульса

при высоком барометральном давлении у леворуких

Показатели

Среднее

%

Отклонение от нормы

Систолическое

103

108

8%

Диастолическое

84

113

13%

Пульс

80

104

4%


Таблица 5. Изменения систолического, диастолического давления и пульса

при низком барометральном давлении у леворуких

Показатели

Среднее

%

Отклонение от нормы

Систолическое

84

88

12%

Диастолическое

59

96

4%

Пульс

68

88

12%


В результате исследования влияния барометрального давления на леворуких детей можно сделать вывод:

  • при высоком атмосферном давлении показатели систолического давления отклонялись от нормы на 8%, диастолического – на 13%, пульса – на 4%;

  • при низком атмосферном давлении показатели систолического давления отклонялись от нормы на 12%, диастолического – на 4%, пульса – на 12%.




    1. Результаты исследования праворуких школьников

При проведении исследования были получены следующие результаты.


Таблица 6. Влияние изменения атмосферного давления

на систолическое давление праворуких детей

п/п

Высокое атмосферное давление

Низкое атмосферное давление

Нормальное атмосферное давление

Систолическое давление

Систолическое давление

Систолическое давление

1.

112

82

101

2.

103

82

105

3.

105

85

95

4.

109

80

97

5.

98

90

92

6.

112

85

95

7.

98

82

98

8.

105

87

105

9.

111

85

98

10.

114

82

92

11.

97

93

97

Ср.

106

108%

84

86%

98

100%


Рис.4. Влияние изменения атмосферного давления

на систолическое давление праворуких детей



Таблица 7. Влияние изменения атмосферного давления

на диастолическое давление праворуких детей

п/п

Высокое атмосферное давление

Низкое атмосферное давление

Нормальное атмосферное давление

Диастолическое давление

Диастолическое давление

Диастолическое давление

1.

75

59

65

2.

70

60

73

3.

73

63

57

4.

75

56

60

5.

62

63

57

6.

76

61

58

7.

63

58

61

8.

72

63

73

9.

75

60

57

10.

77

62

63

11.

65

63

62

Ср.

71

109%

61

93%

65

100%


Рис.5. Влияние изменения атмосферного давления

на диастолическое давление праворуких детей







Таблица 8. Влияние изменения атмосферного давления

на пульс праворуких детей

п/п

Высокое атмосферное давление

Низкое атмосферное давление

Нормальное атмосферное давление

Пульс

Пульс

Пульс

1.

82

70

74

2.

82

70

75

3.

79

71

75

4.

82

71

80

5.

83

69

79

6.

75

73

77

7.

85

65

75

8.

75

62

83

9.

85

68

79

10.

84

66

82

11.

81

72

77

Ср.

80

104%

68

88%

77

100%


Рис.6. Влияние изменения атмосферного давления

на пульс праворуких детей


Таблица 9. Изменения систолического, диастолического давления и пульса

при высоком барометральном давлении у праворуких

Показатели

Среднее

%

Отклонение от нормы

Систолическое

106

108

8%

Диастолическое

71

109

9%

Пульс

80

104

4%

Таблица 10. Изменения систолического, диастолического давления и пульса

при низком барометральном давлении у праворуких

Показатели

Среднее

%

Отклонение от нормы

Систолическое

84

86

14%

Диастолическое

61

93

7%

Пульс

68

88

12%


В результате исследования влияния барометрального давления на праворуких детей можно сделать вывод:

  • при высоком атмосферном давлении показатели систолического давления отклонялись от нормы на 8%, диастолического – на 9%, пульса – на 4%;

  • при низком атмосферном давлении показатели систолического давления отклонялись от нормы на 14%, диастолического – на 7%, пульса – на 12%.


Сравнивая результаты исследования праворуких и леворуких детей, следует отметить, что при высоком атмосферном давлении метеочувствительнее оказались леворукие дети, а при низком атмосферном давлении – праворукие.

























  1. Заключение


Проводя исследование, я поставила перед собой цель – выявить воздействие атмосферного давления на леворуких и праворуких школьников. Работа основана на теоретических исследованиях и практическом эксперименте. В роли исследуемых выступили учащиеся нашей школы.

На первом этапе исследовательской работы из числа отобранных учащихся (23 человека) были выявлены 11 праворуких и 12 леворуких детей. Выбирая данную группу учащихся, я опиралась на то, что детский организм ярко реагирует на любые изменения погоды.

На втором этапе исследования стало определение метеочувствительности у леворуких и праворуких школьников.

Анализируя данные эксперимента, я определила, что изменение атмосферного давления влечёт за собой изменение систолического артериального давления, диастолического артериального давления, а также пульса, не зависимо от ведущей руки. Систолическое артериальное давление у леворуких более чувствительно к изменению атмосферного давления, чем у праворуких.





























Список литературы:

  1. Денисова В. Экология учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону., 2002 г.

  2. П.Никитин, Ю.В.Новиков. «Окружающая среда школьник». «Высшая школа» Москва 1980г.

  3. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде: (что мы о ней знаем и чего не знаем), Л. Гидрометеоиздат, 1986 г.

  4. Дубровская С.В. - Метеочувствительность и здоровье. – М: "Риппол-Классик", 2011. – 254 с.

  5. Брагина, Н. Н. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. - М.: Медицина, 1988. - 237 с.


Интернет ресурсы:

  1. http://www.eurometeo.ru/russia/mordoviya/atyashevskiy-rayon/chelpanovo/archive

  2. http://www.gismeteo.ua/weather-saransk-4401/gm/

  3. http://world-weather.ru/pogoda/russia/saransk/biometeorology/