11
МАОУ СОШ № 32
Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Доклад
Современная миграционная политика Республики Бурятия.
Выполнила:
Ученица____ класса
__________________
Проверила:
Учитель истории
и обществознания
Новолодская Т.П.
Улан-Удэ
План:
Введение с. 3
1. Миграционные потоки Бурятии на современном этапе с. 4
2. Миграционная политика Бурятии: реалии и перспективы с. 6
3. Проблема иммиграции в республику Бурятия с. 8
Заключение с. 9
Список используемой литературы с. 10
Введение.
Тема миграции на сегодняшний день актуальна как никогда. К началу XXI в. Россия подошла с низкими темпами демографического прироста населения. Начавшееся с 1992 г. стойкое сокращение численности населения к связи с известными событиями (системный кризис, неблагоприятная экономическая ситуация) приобрело в настоящее время угрожающий характер. Вследствие естественной убыли численность населения в 1992-2005 гг. уменьшилась на 10,3 млн. человек. Только в результате положительного миграционного прироста убыль населения оказалась в реальности меньше на 5,3 млн. человек. Согласно переписи населения, за тот же период Россия увеличила свое население за счет миграции примерно на 5,6 млн. человек. За период 1989-2002 гг. в Россию прибыло почти 11 млн. мигрантов. По объему иммиграции наша страна оказалась на третьем месте в мире, после Германии и США. В Россию попадают иммигранты в основном из стран третьего мира (СНГ и дальнее зарубежье), характеризующиеся низкой квалификацией, а также рассматривающие ее как транзитную страну.
Современный этап глобализации высвободил мощные миграционные потоки всех видов. В числе основных классифицирующих признаков можно выделить следующие:
временная «протяженность» миграции (безвозвратная миграция, временная миграция, сезонная миграция);
направления миграционных передвижений, внешняя миграция (иммиграция (въезд в страну), эмиграция (выезд из страны), внутренняя миграция (внутри страны), приграничная (транзитная миграция), обратная миграция (репатриация));
добровольная и вынужденная миграция;
социально-экономическая миграция в поисках лучших условий труда и социальной защиты,
политическая миграция как результат латентной политической конфронтации либо открытых военных конфликтов;
степень легитимности передвижения населения: легальная и нелегальная миграции.
Миграционная ситуация в республике Бурятия имеет отличительные, сугубо специфичные черты. Поэтому целью данной работы является анализ особенностей миграционной политики нашей республики на современном этапе. Соответственно цели работы были поставлены следующие задачи:
- Характеристика направлений миграционных потоков республики Бурятия,
- Анализ реального состояния и перспектив миграционной политики в Бурятии,
- Выяснение проблем иммиграции в республику.
Миграционные потоки касаются не только стран, но и их регионов. В Республике Бурятия основные тенденции миграционно-демографических процессов имеют схожие направления с общероссийскими. К демографическим относятся: старение населения, снижение темпов рождаемости, быстрый рост городского населения - эти процессы определяют будущее республики.
1. Миграционные потоки Бурятии на современном этапе.
В миграционных потоках республики можно выделить два основных направления миграций - учебная и трудовая (внутренние и внешние).
Важнейшее место в миграционном движении занимает процесс иммиграции. Так, за 2001-2007 гг. республику покинуло 68 848 человек, прибыло 42 039 человек. То есть за 7 лет республика потеряла более 26 тыс. человек, в большинстве своем это население трудоспособного возраста, активные творческие люди.
Молодежь покидает регионы по вполне понятным причинам: из-за низких зарплат, дефицита рабочих мест и отсутствия профессиональной среды, где можно было бы полноценно реализоваться в качестве специалиста. Возможность реализоваться в профессиональной среде зависит во многом от выбранной человеком специальности.
В 2007 г. в службу занятости республики обратилось свыше 85 тыс. человек, из них почти 40% составила молодежь в возрасте от 16 до 29 лет. По данным социологического опроса, более половины выпускников четырех государственных вузов республики (51%) намерены покинуть республику после окончания обучения, причем наибольшее число наблюдается среди выпускников ВСГТУ. В качестве причин выезда указываются низкий уровень социально-экономического развития республики (указало 34% опрошенных), низкая заработная плата (25%), отсутствие вакантных мест по специальностям (21%).
Специфика демографического развития республики определяется миграционным движением. Общеизвестно, что основными центрами миграционного притяжения являются крупные городские конгломерации. Для Бурятии характерно значительное увеличение городского населения, прежде всего в г. Улан-Удэ. Основное место среди мигрантов занимают сельские жители. Часто переезд на постоянное место жительства связан с поступлением молодежи в высшие и средние профессиональные учебные заведения. Более половины абитуриентов, поступающих в вузы республики, составляют выпускники сельских школ (50,6%), соответственно доля городских выпускников - 35%.
Другой составляющей процесса увеличения городского населения является приток иностранных граждан, в основном из Китая, Монголии, Кореи, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана.
По данным министерства образования и науки Республики Бурятия в 2008 г средние школы республики окончило 8053 выпускника, из них в четыре государственных вуза республики поступило 2760, что составило 34,3%. Число выпускников с золотыми и серебряными медалями составило в текущем году 549 человек, из них более половины (59%) подали заявления в указанные вузы. Поступили же всего 29,3% от общего числа медалистов. Оставшиеся выпускники частично поступают в ССУЗы, ПТУ, идут служить в армию. Значительная часть является потенциальными мигрантами из республики в другие регионы с более благоприятными экономическими условиями и высоким уровнем жизни.
Эти факты говорит в первую очередь о качестве системы оценивания в системе среднего образования. Значительная часть выпускников, получивших медали по окончании школы, не подтверждают высокий уровень знаний при поступлении в вуз. Нужно отметить, что Единый государственный экзамен играет в этом процессе немаловажную роль. Он является новой системой оценивания, но система подготовки продолжает оставаться на прежнем уровне. Без сомнения, подтягивающее влияние ЕГЭ на школьную подготовку будет иметь место, но это влияние носит инерционный характер. Пока же ЕГЭ только улучшает и без того «благоприятные» условия дл» увеличения внешней миграции.
Немаловажную роль играет теоретический характер высшего образования в России. Оно в значительной степени оторвано от практической сферы, в особенности техническое. Именно выпускники ВСГТУ в первую очередь готовы мигрировать из региона, поскольку знания, полученные ими при обучении, мало соответствуют современному развитию техники и технологии.
Таков краткий количественный замер миграционных потоков. Несмотря на всю свою очевидность, он зачастую не дает представления о качественной стороне миграций - мотивов перемены места жительства, механизмов распространения информации в среде мигрантов и потенциальных мигрантов, адаптации в новых условиях проживания и т.д.
Для более объективного освещения ситуации приведем несколько примеров антропологического характера.
Выпускница юридического факультета одного из государственных вузов г. Иркутска после окончания обучения вернулась для трудоустройства в Бурятию. По ее словам, Бурятию ожидал невиданный скачок в развитии, и ей хотелось принять активное участие в процессе. Девушка, имея диплом с отличием, не смогла устроиться ни в одну из коммерческих структур и ни в одно из государственных учреждений республики - везде требовали стаж и опыт работы. Разослав свое резюме по разным иногородним учреждениям, она получила приглашение на работу юристом в Администрацию г. Иркутска.
Молодая семья переехала в г. Москву на обучение в аспирантуру. После ее окончания имела надежды остаться на постоянное место жительства. Однако неудовлетворенность главы семьи условиями проживания и столичным образом жизни сыграла решающую роль в их возвращении на родину. Тем не менее возвращение способствовало качественному изменению семейного бизнеса - культуры общения и обслуживания, высокого эстетического уровня заведений. Они не просто вернулись, в их лице республика вновь обрела молодую активную молодежь, обогащенную не только российскими, но и зарубежными информацией и опытом.
Молодой человек по окончании обучения вуза по управленческой специальности некоторое время работал в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Улан-Удэ. Неудовлетворенность уровнем заработной платы, стремление к более высокому уровню культурно - досуговой жизни, к более высокому уровню повседневного общения, наличие дальних родственников и друзей в конечном итоге повлияли на его переезд в Санкт -Петербург.
Каждый из приведенных примеров уникален, но всех их объединяет что-то общее. В первую очередь это то, что их участники являются мигрантами, во-вторых, это возраст, наконец, в-третьих, это мотивы перемены места жительства.
Примечательно, что среди регионов, с которыми происходит миграционный обмен, лидирующими являются Иркутская и Читинская области. Так, в 2007 г. среди покинувших республику 22,3% иммигрировали в Иркутскую область, 16,3% - в Читинскую область, и 14,1 % - в Центральный федеральный округ.
В возрастном отношении более половины мигрантов составляют молодые люди в возрасте от 20 до 39 лет. В 2007 г. доля данной возрастной категории составила от общего числа выбывших 52,1%, прибывших - 56,7%.
Национальный состав мигрантов определяется абсолютным лидированием русского населения среди прибывших и выбывших (57,3% от общего числа прибывших и 63,6% общего числа выбывших). Среди прибывших доля бурятского населения - также значительна - в 2007 г она составила 27,4%. Среди выбывших - 17,1% Представители титульного населения также стремятся покинуть регион в поисках лучшего местожительства.
При этом если раньше молодые люди стремились уехать из села в город, то теперь миграция пошла по другому пути - в мегаполисы (Москва, Санкт-Петербург) и крупные города соседних регионов (Иркутск, Новосибирск, Чита и т.д.).
2. Миграционная политика Бурятии: реалии и перспективы.
В основе миграционных процессов лежат различные причины, но доминируют социально-экономические факторы. Так, Москва стремительно отрывается от других регионов по качеству жизни. Сегодня самые способные люди стараются уехать в столицу, но эта проблема не Москвы, а прежде всего провинции, которая теряет специалистов. По мнению заведующего Центром социальной политики Института экономики РАН Е. Гонтмахера, «...модель, при которой население концентрируется в крупных городах, характерна в основном странам третьего мира. В Китае и Бразилии, например, люди просто рвутся в столицы, но это, безусловно, временная фаза развития. Правда, для того чтобы эта ситуация изменилась, должна пройти целая эпоха».
В республике до последнего времени продолжалась эпоха застоя. Развитие характеризовалось консервативностью политического курса, инертностью и безынициативностью населения и представителей власти. В первую очередь это истекало из кастового характера местной власти. Насекание не верило в улучшение существующего положения. Главные надежды возлагались на изменение собственной судьбы со стороны, возможно, велением свыше, наблюдалось полное отсутствие собственного стремления к изменениям Высокий уровень алкоголизма, преступности, самоубийств лишь подтверждают это. Если немного перефразировать классика, то это «нормальная реакция нормальных людей на ненормальные условия жизни».
Властью и средствами массовой информации эксплуатировался иждивенческий образ региона. Это приносило простые и легкие дивиденды - увеличение государственных дотаций. Средства массовой информации продолжали линию 70-х - начала 80-х гг., когда в основном рисовалась радужная картина и критике подвергались лишь избирательные фрагменты, новостные выпуски изобилуют рекламой и частными случаями из практики, не демонстрирующми картину развития в целом. Показательным примером в этом плане выступает соседний ныне не существующий Агинский автономный округ. Не имея такого потенциала для своего развития как Байкал, как минерально-сырьевая база Бурятии, он являлся лидером по экономическому развитию, доходам и качеству жизни населения постоянному профициту бюджета. На этом фоне практически весь экономический потенциал республики оказался в руках крупного российского и иностранной: капитала. В случае продолжения такой линии местное население ожидает участь коренных жителей Гавайских островов - роль обслуживающего персонала в ресторанах и отелях, где они, одетые и тростниковые юбочки, танцуют для американских и иностранных туристов, чужие на своей родной земле.
Для развития кадрового потенциала республики характерен парадокс. Имеет место качественный кадровый «голод» при наличии большого числа безработных. Другими словами в республике трудно устроится на работу, но в то же время здесь не хватает квалифицированных, творческих, активных специалистов. В качестве одного из путей решения являлась бы целевая подготовка и перс-подготовка специалистов. Возможно, путем увеличения числа бюджетных мест в высших учебных заведениях за счет республиканского и муниципальных заказов через лоббирование интересов и потребностей региона и муниципальных образований при формировании государственного заказа на обучение в Министерстве образования РФ. Культурно -досуговая и спортивно-оздоровительная деятельность в республике находятся в плачевном состоянии. Мировая практика показывает, что одну из основных частей своих доходом население тратит именно на организацию досуга и отдыха. То есть наиболее перспективная и прибыльная отрасль прозябает в нищете. Необходимо не только простое увеличение числа досуговых и спортивных учреждений, но и расширение сферы (ассортимента) культурно -досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности в целом по республике. К сожалению, действующие учреждения не справляются со своими обязанностями. Выходом из положения, на наш взгляд являлась бы передача подобных учреждений высшим учебным заведениям соответственно профилю. Это помогло бы частично или полностью решить целый ряд проблем - обслуживание, финансирование, кадровое обеспечение, трудоустройство, наполняемость. Проблема заключается не столько в количественном характеристике данной сферы, сколько в качестве организации управления ею. Регион продолжает «вариться в собственном соку». Удаленность от центра страны напрямую сказывается на его локальной замкнутости. Даже соседние регионы воспринимаются как отдельно, самостоятельно существующие. По сути, если экономическая интеграция России как страны-рынка состоялась, то в сознании населения регионы продолжают восприниматься как локальные, относительно замкнутые и часто соревнующиеся между собой части. Без сомнения эти явления носят инерционный характер. Обмен опытом носит точечный, фрагментарный характер, способствуя консервации существующих застойных явлений. В этих условиях крайне необходимы проведение количественного и качественного внешнего анализа развития ситуации, обмен опытом, мониторинг и прогнозирование развития региона.
Мы уже упоминали выше, что исчезновение сел и деревень вследствие активной миграции является закономерным и объективным. Сельская местность республики очень похожа на послевоенные деревни европейской части СССР. Это видят немногочисленные туристы и просто приезжие и транслируют информацию об этом далее. Создается негативное мнение о развитии региона. Таким образом, необходим комплекс мер по решению этого вопроса. Только не путем упрощенного увеличения финансирования, а путем стратегического решения проблемы в целом. Это решит проблемы нехватки финансирования, медицинского обслуживания, обеспечения жителей продуктами питания, товарами первой необходимости, одеждой, создаст условия для общения.
При реализации переселения на постоянное место жительства в республику в первую очередь необходимо делать ставку на жителей соседних регионов. Если разница в развитии с центрально-российскими регионами, особенно такими, как Москва и Санкт-Петербург, практически и теоретически не устранима даже в далеком будущем, то в сравнении с сибирскими и дальневосточными регионами возможность устранения отрыва вполне реальна. Несмотря на этическую сторону, необходимо осознавать это и делать ставку именно на жителей ближних регионов - Иркутской области, Красноярского и Забайкальского краев, Хакасии и Саха (Якутия), как на потенциальных эмигрантов.
Основное место в регулировании общественных отношений продолжает занимать государство. К сожалению, органы государственной власти в большей степени играют роль тормоза этих отношений, в лучшем случае, констатируют стихийно развивающиеся процессы. Отсутствует реальная поддержка экономики со стороны государства. В последнее время ведется активная дискуссия вокруг возвратной миграции в республику. Реализация данной кампании не возможна при современных условиях развития. Для возвращения мигрантов на родину необходимо создание условий для приложения их труда, идей, финансовых средств. Существуют реальные механизмы для реализации данной программы. Она должна стать не очередным лозунгом, а действенной мерой в комплексе первоочередных преобразований.
Одним из ключевых элементов новой иммиграционной политики республики должно быть развитие учебной миграции. Она выгодна не только экономически, ибо приносит иностранные инвестиции в систему образования, и к тому же становится источником высококвалифицированных кадров, уже адаптировавшихся к местности. Основной проблемой при устройстве на место жительства в республике в целом и в г. Улан-Удэ, в частности, является поиск жилья, напрямую связанный с низким уровнем доходов населения. Необходимо строительство общежитий для молодых специалистов, студентов, рабочих (в перспективе расширение общежитий до статуса молодежного кампуса с собственной социально-бытовой и культурно-досуговой инфраструкгурой). Данное мероприятие, финансируемое за счет республиканского и муниципального бюджетов, позволит разрешить проблему обеспечения жильем молодых специалистов, аспирантов, студентов. Во-вторых, приобщение молодежи к досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности способствует организации культурного отдыха и снижению уровня таких социальных проблем, как алкоголизм, табакокурение, преступность. Кампус может стать экспериментальной площадкой в плане жилищно-культурной и досуговой деятельности. Тем самым республика и город могут способствовать закреплению мигрантов из сельской местности, других регионов и стран.
В практике большинства высших учебных заведений республики используется обмен иностранными студентами и молодыми учеными. Так, Бурятский государственный университет успешно сотрудничает с учебными и научными центрами многих стран мира (Австрия, КНР, Монголия, Норвегия, Корея, США, Тайвань, ФРГ, Швейцария, Филиппины, Финляндия, Япония). Заключаются долговременные соглашения в области науки, культуры и образования, проводятся совместные научные исследования. Преподаватели, сотрудники и студенты университета принимают участие в различных международных симпозиумах и конференциях. На базе университета действует образовательный центр, предоставляющий иностранным гражданам возможность изучать русский и бурятский языки. Для успешной конкуренции с другими регионами, предлагающими образовательные услуги молодежи из разных стран, необходимо создать сеть подготовительных отделений для иностранных студентов, учеба в которых позволила бы ликвидировать разрыв и программах подготовки на базе средней школы; обеспечить право законного проживания (регистрации на территории России на весь период обучения). Студентам необходимо предоставлять право работать сразу после окончания высшего учебного заведения, а также автоматически досрочно вид на жительство, а при желании и гражданство по упрощенной схеме. Ознакомление и приобщение иностранных мигрантов к местному социально-культурному укладу. Сокращение избыточных административных барьеров при привлечении и использовании иностранных работников.
В настоящее время необходимо внедрение идеологической составляющей в информационное пространство республики через активное сотрудничество со СМИ, содействие росту гражданскою патриотизма, популяризация региона, в первую очередь среди местного населения. Изменить моноцентризм развития страны и пропагандировать регион как новый полюс развития России, как уникальную полиэтническую и мультикультурную зону с высокой степенью толерантности. Необходимо изменить пассивное отношение населения и властей к мигрантам из других стран. Граждане других государств будут продолжать мигрировать на заработки и учебу в Бурятию. В этом случае необходимо использовать образовательный и культурный уровень мигрантов и местных жителей для регулирования производственных отношений. Необходимо не только пассивно созерцать пребывание мигрантов, но и знакомить и приобщать их к местному социально-культурному укладу. В данном случае мигранты из других регионов и стран являлись бы не только трансляторами наличной денежной массы, но и распространяли бы информацию о национально-культурной и социальной специфике региона. В качестве мероприятий в данном направлении могут являться конкурсы на лучшие интернет-сайты о регионе, публикации в газетах и журналах, видеофильмы, издание и распространение буклетов, видеороликов, волонтерское движение.
Необходимо подумать и о таком канале, как релокация - организованное возвращение на родину специалистов-соотечественников, ранее уехавших учиться и работать за рубеж. Масштабные программы релокации сейчас, например, реализует Китай.
По нашему мнению, данные мероприятия способствовали бы появлению нового полюса в развитии страны и изменили бы моноцентрическую модель развития России. Миграции активного творческого населения не являются целью, а лишь средством достижения высокого качественно нового уровня развития региона.
3. Проблема иммиграции в республику Бурятия.
В постсоветский период отсутствие российской и республиканской законодательной базы привело к широкой экспансии незаконных мигрантов в республику.
В Бурятию нелегалы приезжают, как правило, по туристической визе, а потом остаются. Проникновение идет через туристические «фирмы-однодневки», сосредоточенные в Хабаровске и Владивостоке, выдающие визы: после набора и отправки групп эти фирмы ликвидируются.
Существуют два основных канала проникновения в республику - автотрасса и железнодорожный путь. По железной дороге нелегалы в основном проникают через Маньчжурию (поток китайцев). В 1990-х гг. мигрантов из Китая и Кореи было много, но они в основном приезжали на временные заработки. Сегодня ситуация складывается иначе.
Бурятия - регион депрессивный, поэтому жители стараются уехать в западные регионы страны, а освободившуюся нишу занимают нелегальные мигранты. Среди них доминируют трудовые мигранты и челночники, на втором месте стоят транзитники и на третьем беженцы.
Китайцы составляют большинство среди нелегалов, реже встречаются корейцы. Квалификация - средняя, выше средней. Они много грудятся - начинают работать с 7 часов утра, заканчивают после 10 вечера, и по большей части заняты на низкооплачиваемой, физической работе (сельское хозяйство, ремонтные, строительные работы). Они занимают и ту нишу экономики, где местное население традиционно не работает (китайская кухня).
У китайских мигрантов соотношение мужчин и женщин примерно одинаковое, у кавказцев (азербайджанцы, армяне) больше мужчин, которые хотят закрепиться на время и в конечном итоге вернуться на родину.
В Республике Бурятия большинство нелегальных мигрантов - китайцев привлекается к лесозаготовительным работам, которыми руководят предприниматели из КНР. Живут нелегалы-китайцы и основном в студенческих общежитиях, либо в гостиницах. Рейды по общежитиям и гостиницам г. Улан-Удэ малорезультативны: у нелегалов существует отлаженная связь оповещения - когда проходит рейд, многие из них уже успевают скрыться. Ведя замкнутый образ жизни, китайцы не являются правонарушителями общественного порядка, но налогов от доходов не платят. Исключение - ресторанный бизнес, где они через подставных лиц владеют целой сетью общепита в городе, поэтому уклониться от налогов не могут. Криминала со стороны этой этнической группы по отношению к местному населению не зафиксировано. В городе создана официальная инфраструктура китайских мигрантов - китайские рестораны и сеть маленьких столовых и закусочных на основе совместною китайского капитала. Через них происходит проникновение и оседание китайцев в городе, в них на ежедневных встречах регулируется внутренняя жизнь сообщества. Землячества - «кланы-бан » имеют внутреннюю жесткую иерархию, каждая из них занимается только своим направлением в бизнесе (челночный бизнес, лесном бизнес, металл). Создана система народных банков, субсидирующих друг друга, дающих кредиты, займы. Во главе любого сообщества стоит главный, имеющий хорошие связи с местными жителями, хорошо владеющий русским языком (большинство этих нелегалов по-русски не понимает).
Еще одна этническая группа в Бурятии имеет среди своих немногочисленных представителей среди нелегалов - монголы. Граждане МНР скупают шкуры крупного рогатого скота через посредников и практически не занимаются торговлей лесом, не составляя конкуренции китайцам. Экспертами отмечались единичные случаи нелегальной занятости монголов, что объясняется их плохими отношениями с китайцами, исторически сложившимися, и китайцы заняв свою нишу в торговле лесом и лесозаготовках, активно препятствуют проникновению в бизнес монголов.
Трудовая миграция иностранцев считается отрицательным фактором для развития республики. Мигранты, приезжая в поисках работы, занимают определенные экономические ниши. При этом мигранты не стремятся перенимать городской образ жизни, не инкорпорируются в городскую среду, а переносят практически напрямую тот хозяйственно-бытовой и культурный уклад, которым они жили ранее Необходимо создавать условия для привлечения в регион высококвалифицированных рабочих кадров.
Заключение.
В заключение хотелось бы отметить, что подвижность населения является характерной чертой развития мировой цивилизации в последние 100 лет. Миграции являются одной из разновидностей движения населения. К другим относятся естественное - рождаемость, смертность и социальное движение. Последнее подразумевает изменение социального статуса, продвижение по общественной структуре как вертикально, так и горизонтально. Часто это движение либо невозможно осуществить, либо оно чрезвычайно затруднено. Эта черта характерна для современного развития республики. Население не имеет возможности улучшить свое положение, повысить уровень доходов, совершить карьерное продвижение в силу определенных обстоятельств. В этом случае миграционное движение дает возможность совершить это путем территориального перемещения в район, где границы между различными группами населения более проницаемы, в первую очередь за счет собственных усилий и способностей. Население меняет место жительства и первую очередь не по причине того, что в предполагаемом регионе пребывания более высокий уровень жизни и более широкие возможности для реализации, а потому что в регионе настоящего пребывания этого нет.
В стремительно меняющемся, глобализирующемся мире ключевым моментом развития становится умение не только рационально распоряжаться имеющимися трудовыми ресурсами, но и активно привлекать их из других стран, формируя свою миграционную политику с учетом реальных выгод от вхождения в мировые миграционные потоки.
Необходимо отметить, что миграционная ситуация не раз подвергалась исследованию и анализу, однако большинство проведенных исследований лишь констатировало действительность в ограниченном виде. Миграционные процессы нуждаются в дальнейшем обстоятельном количественном и качественном анализе.
Таким образом, эффективная миграционная политика как составляющая демографического будущего республики должна быть селективной, направленной на формирование потенциального миграционного потока нужного качества на основе экономического, геополитического, этнокультурного, инвестиционного планирования.
Список используемой литературы:
1. Юдина Т.Н. Миграционная политика как составляющая демографического будущего России // Социальная политика и социология. – 2002, №3.
2. Миграции населения Республики Бурятия: стат. сб. - Улан-Удэ, 2008.
3. Антонова Н.С. Особенности мотивации миграционного поведении студенческой молодежи Бурятии //Международный опыт и региональные особенности социальной работы в современном трансформирующемся обществе: Материалы Байкальской междунар. конф., посв. 85-лстию Республики Бурятия. - Улан-Удэ, 2008 г.
4. Качество жизни населения Республики Бурятия. - Улан-Удэ. 2006
5. Миграции населения Республики Бурятия - Улан-Удэ, 2008.
6. А.В. Козулин. Основные тенденции развития миграционных процессов в Бурятии на современном этапе.// Молодежь и власть: оптимизация взаимодействия с местным самоуправлением: материалы межрегиональной науч.-практ. конф., Улан-Удэ, 2008.