Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Необходимые теоретические сведения………………………………………3
Глава 2. Минута … Много это или мало?……………………………………...………4
2.1. Ученик и время……………………………..………………………………………….4
2.2. Куда утекает время……………………………………………………........................6
2.3. Всего за одну минуту………………………………...…….……………....................7
За одну минуту в Интернете………..…………….………..……………………..7
За одну минуту в реальном мире…………………………………………………7
Что могут сделать за одну минуту мои одноклассники ……….……………….8
Глава 3. Как научиться не терять время?...............…………………………….…...9
3.1. Жизненный баланс…………………………………………………………..……….9
3.2. Не откладывать на завтра…………………….……………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………………....11
Приложения…………………………………………………………………................12
Список литературы……………………………………………………………………18
Введение
30 сентября 2011 года на экраны вышел фантастический художественный фильм «Время», рассказывающий о мире, где время стало единственной твёрдой валютой. Каждый человек запрограммирован на генетическом уровне так, что в 25 лет перестаёт стареть, но чтобы жить дальше, необходимо покупать время. Есть возможность купить время – живёшь, нет – умираешь. Богатые могут жить вечно, а бедные должны зарабатывать время на производстве или умирать. Самый трогательный и даже страшный эпизод фильма – это смерть матери главного героя. Сыну не хватило меньше секунды, чтобы спасти мать. Этот фильм заставляет зрителя задуматься над тем, как мы расходуем время.
Актуальность предпринятого нами исследования определяется тем, что мы не ценим время, подаренное нам судьбой. Иногда целые часы тратим на бессмысленные занятия, а уж с минутами и вовсе не считаемся. Только время уходит безвозвратно, и вернуть его назад невозможно.
Гипотеза: если учащийся будет знать, сколько можно успеть сделать за одну минуту, он будет разумно ценить каждое мгновение и успевать делать больше дел, как на уроках, так и в свободное время.
Цель исследования: выяснить, имеет ли минута какое-либо значение в нашей жизни и что можно успеть сделать за одну минуту. Для достижения поставленной цели нам предстоит решить ряд задач:
Изучить русские пословицы и узнать, какое значение придавали одной минуте наши предки.
Выяснить, что происходит в мире за одну минуту.
Исследовать, что могут сделать за одну минуту мои одноклассники.
Предмет исследования: одна минута времени.
Объект исследования: мои одноклассники, т.е. учащиеся 7А класса
Методы исследования: для решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение литературы и статей Интернета, анкетирование, наблюдение, описание, анализ, сравнение, обобщение.
Ожидаемые результаты: учащиеся будут ценить время и разумно использовать каждую минуту, как на уроке, так и дома.
Глава 1. Необходимые теоретические сведения
С глубокой древности почти во всём мире начало дня, то есть рассвет, люди определяли по первому крику петуха. На Руси не было понятия времени. Пастухи узнавали, когда нужно возвращать стадо в село, измеряя стопами ног тень дерева. Если тень достигала семи стоп, обутых в лапти, то пора было собирать скот и гнать домой. Так же назначали время встречи: увидимся, когда твоя тень будет два твоих лаптя. Конечно, люди были и низкие, и высокие, но стопа обычно пропорциональна росту человека, поэтому встреча должна была состояться вовремя.
Исаак Ньютон утверждал, что на бытовом уровне время — это мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни: секунда, минута, час, день, месяц, год. Всю свою жизнь люди неосознанно разделяют на какие-то события, и продолжительность, протекающая от начала события до его конца или от одного события до другого, понимается нами как время. Например, вышел человек из дома, погулял на улице и вернулся домой. От момента выхода из дома до момента возвращения домой проходит какое-то время. Или ещё пример: начал ученик выполнение домашнего задания, и до его окончания опять прошло какое-то время.
Итак, время — это форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения (Энциклопедический словарь).
О времени сложено много пословиц и поговорок:
Был бы друг, а время будет.
Время разум даёт.
Золотое время — молодые лета.
Пению время, молитве час.
Время краску с лица сгоняет.
Время деньгу даёт, а на деньги времени не купишь.
Во время поры точи топоры; а пройдёт пора, не надо и топора.
Намного позже люди выделили такие единицы времени как век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда. Часы же появились на Руси в начале 15 века. Это был механизм с гирями. В Энциклопедическом словаре говорится, что час – это промежуток времени, равный 60 минутам, одна двадцать четвёртая суток. Час быстро вошёл в обиход, что отразилось в народной мудрости:
В весёлый час и смерть не страшна.
В добрый час молвить, в худой — промолчать.
Век долог, да час дорог.
Делу — время, потехе — час.
На всякий час ума не напасёшься.
А вот минуты и секунды стали у нас известны только к концу 17 века. Энциклопедический словарь говорит, что минута — это промежуток времени, равный 60 секундам. Народ сразу оценил значимость минуты:
Упустишь минуту — потеряешь час.
Минута не иголка: потеряешь – не найдёшь.
Основной же единицей времени, которая применяется как в английской, так и в метрической системах мер, является секунда. В Энциклопедическом словаре читаем: секунда – это единица измерения времени, равная одной шестидесятой минуты. В народе говорят:
Знай минутам цену, секундам – счёт.
Сломить дерево – секунда, вырастить – года.
Глава 2. Минута…Много это или мало?
2.1. Ученик и время.
Когда человек хорошо воспитан, он, безусловно, понимает, что беречь необходимо не только своё время, но и время других людей. Такой человек осознаёт, как скоротечно время и как много нужно успеть сделать в жизни. Ещё в 18 веке великий английский писатель Самюэль Ричардсон писал: «Время – это ткань, из которой соткана жизнь». Ткань… Это значит, что нужно быть с нею осторожным, чтобы не порвать её, не испачкать. А сколько в мире людей, которые попусту тратят время?! Живут, как получится. Много важных дел откладывают на потом, а в итоге – ничего не успевают. В Риме в первом веке жил талантливый писатель, знаменитый оратор и философ Луций Анней Сенека. Его труды привлекают внимание людей до сих пор. Однажды Сенека сказал: «Пока мы собираемся жить, жизнь проходит». Понять его слова можно так: живите сегодня, берегите каждую минуту именно сегодня, ведь вчера уже прошло, а завтра пока не наступило. Так что же делать, чтобы успевать за день, за неделю делать больше полезного, чем мы делаем сейчас?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы обратились к одноклассникам, попросили их ответить на вопросы анкеты (приложение 1). И получили результаты (приложения 2,3,4,5,6). Обработав ответы на вопросы анкеты, мы сопоставили результаты с успехами ребят в учёбе, и вот что получилось:
Минуту ценят те учащиеся, кто учится на «4» и «5».
Хватает времени на всё тем, кто учится на «4» и «5».
Всегда успевают сделать то, что запланировано, те, кто учится на «4» и «5».
Больше времени уходит на выполнение домашнего задания у тех, кто учится на «4» и «5».
На отдых после школы хватает времени тем, кто учится «4» и «5».
Минуту не ценят учащиеся, которые учатся на «2» и «3».
Не хватает времени тем, кто учится «2» и «3».
Не успевают сделать то, что запланировано, те, кто учится на «2» и «3».
Меньше времени на выполнение домашнего задания тратят те, кто учится «2» и «3».
На отдых после школы не хватает времени тем, кто учится «2» и «3».
Куда же уходит время у ребят, которые ничего не успевают, но и на выполнение домашнего задания тратят очень мало времени? Нас очень заинтересовал этот вопрос, и мы попросили ребят написать, на что они тратят время в течение недели. Ответы нас удивили.
Рассмотрим, как распределяется время тремя учащимися (приложение 7). Какие же можно сделать выводы? Чем больше загруженность ученика, тем больше он успевает и тем больше у него свободного времени. Но почему так происходит? Попробуем в этом разобраться.
2.2. Куда утекает время.
Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу (приложение 7), что 2 учащийся больше успевает сделать за неделю и в то же время у него больше свободного времени – 89 часов в неделю – 5340 минут. Первый учащийся имеет свободного времени – 86,3 часа – 5178 минут. Первый и второй учащийся, кроме занятий в школе и выполнения домашних заданий, дополнительно занимаются интересными развивающими делами. А 3 учащийся в основном проводит время за играми, и у него меньше всего свободного времени – 74 часа – 4440 минут.
1 и 2 учащиеся умеют рационально распределять время и стараются попусту его не тратить. Они организуют свой день так, чтобы успеть и домашнее задание сделать, и позаниматься любимыми делами, и по дому помочь, и почитать.
А 3 учащийся старается побыстрее сделать домашнее задание, чтобы сесть поиграть. У него нет времени ни на спорт, ни на саморазвитие. Только игры, которые портят и зрение, и осанку. Он не умеет правильно распределять время и планировать дела. Драгоценное время не вернуть назад, а он ничего не успел сделать. 3 учащийся относится к тем людям, которые считают минуты только тогда, когда, например, ждут скорую помощь или автобус. В остальное же время они не знают ценности минуты. А ведь минута – это совсем не мало.
2.3. Всего за одну минуту...
Нам кажется, что впереди ещё очень много времени, что минута ничего не решает, но мы ошибаемся. Вот что происходит за одну минуту:
в интернете
9 000 000 поисковых запросов в Google;
72 часа видео публикуется на YouTube;
1285 новых сайтов появляется в сети;
204 000 000 сообщений отправляется по электронной почте;
278 000 твитов публикуется в Twitter;
1 400 000 разговаривают с родственниками и друзьями по Skype;
243 000 фотографий публикуются на социальной сети Facebook;
106 000 мобильных приложений скачивается;
486 000 фотографий выставляется в instagram
в реальном мире
585 детей рождается во всем мире;
72 удара сердца в минуту происходит;
107 людей умирает, 2 из них в автокатастрофе;
300 миллионов клеток нашего тела умирает;
51 705 долларов зарабатывает Билл Гейтс;
56 250 долларов зарабатывает Уоррен Баффет;
47 250 долларов зарабатывает Марк Цукерберг;
116 людей женятся;
144 человека переезжают в новый дом;
360 раз ударяет молния;
5 землетрясений происходит во всем мире;
2 468 177 килограмм мусора создается;
58 самолетов взлетают по всему миру;
41 человек умирает от голода;
9 человек умирает от алкоголя и 7 человек от курения.
Оказывается, в мире за одну минуту происходит очень много событий. Например, в Японии, где часто случаются землетрясения, за одну минуту людей об этом предупреждают. Просто не могут учёные пока предсказывать землетрясение раньше. Сообщение приходит на мобильные телефоны, и люди успевают отбежать от опасных сооружений или укрыться в безопасном месте. Это помогает сберечь жизнь. При девятибалльном землетрясении число погибших японцев не превышает 12 тысяч. Для сравнения на Гаити, где нет системы оповещения за минуту до страшного события, при семибалльном землетрясении погибло 200 тысяч человек. Всего одна минута, а сколько жизней спасено.
Пробегают одна за другой минуты. Говорят, что время – деньги, но, по-моему, время дороже денег. Если потеряешь деньги, то их можно снова заработать. А если потеряешь минуту, то никак не вернёшь её.
Самуил Маршак писал:
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Вот вы читаете книгу. Проверьте, сколько вы прочитаете за минуту. Или проверьте, сколько можно помыть тарелок за это время. Или протереть пыль с мебели. Или выучить новое слово. Вы будете удивлены, сколько можно успеть. А можно лежать на диване и бесцельно смотреть в потолок. Всё зависит от вашего желания.
На уроке учитель старается беречь каждую минуту, чтобы дать нам знания. Но вот кто-то опоздал на урок. Опоздал на одну минуту. Потом прошёл к своему месту, достал тетрадь и учебник… и уже прошло две минуты, а то и три. А учеников в классе 25 человек, и если каждый отнимет от урока одну минуту, или две, или три… Сколько минут останется, чтобы получить знания? Тот, кто опаздывает, просто ворует время у своих одноклассников и учителей. Это относится и к любителям поболтать на уроке. Тратят не только своё время, но и чужое.
Мы с помощью одноклассников провели некоторые исследования и выяснили, что можно сделать за одну минуту.
прыгнуть на скакалке 120 – 130 раз;
помыть с моющим средством 8 – 10 тарелок;
на доску приклеить 90 – 95 стикеров;
отжаться от пола 80 раз;
отжаться от пола с хлопками 72 раза;
подбросить и поймать мяч 65 – 70 раз;
подтянуться на перекладине 20 -25 раз;
сделать 120 – 130 шагов;
пробежать 300 – 350 метров;
прочитать в тексте 150 и более слов;
написать в тетради 15 – 18 слов;
выделить морфемы в 10-15 словах;
можно скопировать и вставить в презентацию 8-10 картинок из интернета;
вытереть пыль на 2 письменных столах;
проверить, всё ли собрано в школу.
Получается, что много полезного и нужного можно сделать за 1 минуту.
Глава 3. Как научиться не терять время?
3.1. Жизненный баланс
Известная французская киноактриса, кинорежиссёр и певица Софи Марсо утверждает: «Жизнь по-настоящему становится счастливой, когда ты строишь её только сам». Что это значит: строить жизнь самому? Разве может подросток строить жизнь сам? Оказывается, может. Необходимо с детства учиться правильно распределять время так, чтобы успевать делать всё, что запланировано.
У школьника обычно, кроме уроков и домашних заданий, есть другие сферы жизни. Это семья, друзья, спорт, дополнительное образование, чтение, развлечения и т.д.
Представим, что у подростка семь сфер его жизни и деятельности: уроки в школе, домашние задания, семья, друзья, спорт или дополнительное образование, чтение и развлечения. Попробуем распределить своё время (приложение 8).
Ученик, составивший эту схему, распределил время, как ему казалось правильно. Теперь посчитаем. 5+2+2+2+2+1+2 = 16. А ещё должно быть время на сон и на еду, это где-то 12 часов. Складываем 16+11= 27. Но в сутках 24 часа. Значит, эта схема не подходит. Что можно в ней изменить? А что изменить нельзя? Нужно сократить трату времени на 3 часа. Сокращаем только то, что можно ограничить, и не трогаем то, что ограничить нельзя.
Нельзя: уроки в школе, домашнее задание, спорт и доп. образование.
Нежелательно: чтение.
Можно: семья, друзья, развлечения сокращаем по одному часу (приложение 9).
Теперь получилось ровно 24 часа. Если ценить каждую минуту и не тратить время зря, можно всё успеть. Если отвели на общение с друзьями один час, то не следует задерживаться даже на десять минут. А вот если на выполнение домашнего задания ушло больше запланированных двух часов, то необходимо сократить что-то из таких разделов, как семья, друзья, чтение, развлечения. Постепенно вы научитесь регулировать время, и тогда у вас не будут пропадать зря драгоценные минуты.
3.2. Не откладывать на завтра…
Если накопилось много дел, их следует распределить в таблице, которая называется матрица Эйзенхауэра (приложение 10). Выполнять то, что важно и срочно следует в первую очередь, но ни в коем случае нельзя откладывать в долгий ящик важные и несрочные дела, ведь это ваше здоровье и развитие. В будущем именно они станут основой вашего успеха. Неважные и срочные дела нам тоже необходимы, но их иногда можно отложить на день-два. А вот четвёртый квадрат показывает дела несрочные и неважные, и их не только можно отложить, но и вообще отодвинуть до тех пор, пока у вас выработается умение контролировать время.
Заключение
В ходе нашей работы мы узнали, что за минуту можно сделать далеко не мало. Мы увидели, что те учащиеся, кто бережёт и ценит время, успевают за день сделать намного больше тех, кто совершенно не считается со временем. Мы уверены, что для того, чтобы ваша жизнь была интересной и насыщенной, необходимо правильно планировать и организовывать свой день. Наша уверенность подкрепляется тем, что в ходе работы над исследованием мы выяснили важную вещь: чем больше загруженность ученика, тем больше он успевает и тем больше у него свободного времени именно потому, что он ценит каждую минуту и старается не терять времени даром.
И ещё несколько советов тем, кто хочет научиться беречь время и успевать делать намного больше, чем делает сейчас.
Советы.
В первую очередь научитесь правильно распределять своё утро. Проверьте, сколько минут уходит на зарядку, уборку постели, душ, причёску, одевание, завтрак и т.п. К полученному времени прибавьте 5 минут. Так вы определите время подъёма.
На дорогу в школу к полученному времени прибавьте 10 минут. Так вы никогда не опоздаете.
Во время урока не отвлекайтесь. Потом при выполнении домашнего задания это поможет.
Не следует сидеть и мечтать, лучше сделайте что-нибудь конкретное.
Научитесь всегда добавлять 5-10 минут на всякий случай. Мало ли что может произойти неожиданно. А так у вас будет дополнительное время.
Не пренебрегайте минутой, она очень важна в нашей жизни. Берегите и цените её. И тогда у вас всё будет замечательно.
Помните, что слова успевать и успех – однокоренные. Ваш успех в чём-либо напрямую зависит от вашего умения успевать вовремя.
Приложение 1
Анкета
Что можно успеть сделать за минуту?
Всё ли из того, что запланировано на день, ты успеваешь сделать?
Насколько для тебя ценна минута?
Сколько времени у тебя уходит на выполнение домашнего задания?
Хватает ли тебе времени на отдых после школы?
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
| 1 учащийся | 2 учащийся | 3 учащийся |
Неделя – 168 часов -10080 минут | Занятия в школе - 32 часа в неделю. |
Сон – 8 часов |
Приём пищи – 3 часа |
Выполнение Д/З- 15,5ч = 930 мин | Выполнение Д/З- 14,5ч = 870 мин | Выполнение Д/З-7ч = 420мин |
Занятие в ДШИ-10,7 ч = 642 мин | Занятие баскетболом- 4,5ч =270мин | Игра на компьютере - 34,5 ч = 1470мин |
Занятие танцами-5,5ч= 330 мин | Просмотр фильмов -5ч = 300мин | Игра в телефоне - 8,5ч = 390мин |
Чтение книг- 4ч = 240мин | Изучение языка-3ч = 180м | Помощь по дому – 1 час = 60 мин |
Помощь по дому – 3 часа =180 мин | Вышивание крестиком- 3ч = 180мин |
Чтение книг-3 часа=180 мин |
Помощь по дому – 4 часа =240 мин |
Итого | 81,7 часа = 4902 мин | 79 часов=4740 мин | 94 часа = 5640 мин |
Свободное время | 86,3 часа=5178 мин | 89 часов=5340 мин | 74 часа=4440 мин |
Приложение 8
Уроки в школе | Домашнее задание | Семья | Друзья |
1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 2 | 2 | 2 |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
Спорт или доп. образование | Чтение | Развлечения | Сон, еда |
1 | 1 | 1 | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 | 2 | 6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Приложение 9
Уроки в школе | Домашнее задание | Семья | Друзья |
1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 2 | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
Спорт или доп. образование | Чтение | Развлечения | Сон, еда |
1 | 1 | 1 | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 | | 6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Приложение 10
Важные и срочные дела | Важные и несрочные дела |
Уроки в школе. Выполнение домашнего задания. | Спорт или доп. образование. Общение с друзьями. Чтение. Помощь по дому. Исследовательская или проектная деятельность. |
Неважные и срочные дела | Неважные и несрочные дела |
Покупки. Приготовить одежду на завтра. Проверить, всё ли готово к урокам. | Посмотреть телевизор. Поиграть в компьютерные игры. Поболтать по телефону. |
Литература
Большой энциклопедический словарь под ред. Прохорова. – М.: БРЭ, 2002.
Архангельский Г. А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005.
Воронцов В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. – М.: Молодая гвардия, 1976.
Мазнин И.А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Пипуныров В.Н. История часов с древнейших времен до наших дней – М.: Наука,1982.
Поисковая система Google.
Поисковая система Яндекс.
http://wikipendia.ru
14