муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новосёловская средняя школа»
Убинского района, Новосибирской области
Моё село Новосёлово
Фомина Екатерина
7 класс
Фомина Ольга Алексеевна
руководитель школьного музея
с.Новосёлово
2019 год
Содержание
Введение
История совхоза
Новое село Новосёлово
Труженики села
Школа
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследовательской деятельности
Мы часто живем и не задумываемся о том, что нас окружает. Не думаем о том, какие события происходили, какие люди жили до них, чем занимались, о чём мечтали.
Моя малая родина –это село Новосёлово, Убинского района, Новосибирской области. Я очень люблю свой край. Мой папа родился и вырос в этом живописном месте.( приложение №1)
Мне всегда было интересно узнавать что-то новое и интересное. Я решила узнать историю создания своего села Новосёлово, найти интересные факты, поделиться этими знаниями с одноклассниками. Ведь очень важно знать историю своей малой Родины, своих предков и бережно эти знания хранить и передавать потомкам!
Для этого я проведу своё маленькое исследование.
Объект и предмет исследования
Объект исследования: с. Новосёлово.
Предмет исследования: история возникновения.
Цель исследовательской работы
изучить историю возникновения села Новосёлово и рассказать своим одноклассникам на экскурсии в музее.
Задачи исследовательской работы
изучить историческое прошлое малой Родины;
познакомиться с историей о знаменитых личностях;
узнать историю интересных событий;
найти информацию в материалах школьного музея;
проанализировать полученные результаты
Гипотеза
Думаю, что образование совхоза в годы коллективизации способствовало появлению села Новосёлово.
Методы исследования
изучение;
поиск;
анализ и обобщение музейных источников, интернет ресурсов;
обработка информации;
фотографирование.
Теоретическая значимость моего проекта заключается в том, что она важна не только для меня, но и для моих сверстников, так как в школе есть музей, где собран материал о совхозе, селе, людях села. Мы просто обязаны, не только получать готовые знания от руководителя, а самостоятельно находить и узнавать что-то новое о своём родном крае. Думаю у моих одноклассников появиться живой интерес и желание продолжить мои исследования в области изучения своего края.
Практическая значимость моей исследовательской работы состоит в том, что её в дальнейшем смогут использовать ученики как дополнительную информацию для расширения своего кругозора, для подготовки к уроку, для создания викторин. Так же материал можно использовать для оформления информационного стенда в сельской библиотеке, школе, доме культуры, а так же для создания небольшой презентации.
Анкетирование
Для начала составила вопросы и провела анкетирование.
Исходя из полученных данных, делаю вывод о необходимости моего исследования. (приложение№2)
Новосёлово – село моё родное
Здесь со мной живут мои друзья.
Пусть село совсем и не большое,
Для меня ты Родина моя.
Каждый человек имеет свою малую Родину – это то место, где он родился и
вырос. Для кого-то это большой многолюдный город, для кого-то это
маленькая деревенька на берегу озера.
Я хочу рассказать о своём селе Новосёлово. Как оно основалось и какие люди работали. Я живу в селе Новоселово, Убинского района , Новосибирской области. Учусь в 7 классе МКОУ «Новосёловская СШ». В нашей школе есть музей. Руководитель музея Фомина Ольга Алексеевна. Вот из документов, фотографий я узнала много интересного о селе. (приложение№3)
ИСТОРИЯ
В конце 20-х в начале 30-х годов по всей стране шла коллективизация. Создавались новые колхозы и совхозы. «Приехали в голую степь. Куда не глянь, кругом трава да кусты» - из воспоминаний старожилов.
До 1929 года на месте центральной усадьбы было летнее пастбище крупнорогатого скота. Село начиналось с пастбища, домов не было. Первый дом построили для доярок в 1931году. Поселенцев привлекла местность своей красотой и удобством. В озере водилась рыба и в свободное время люди ходили рыбачить. Сюда же водили на водопой и животных. Центральная усадьба была в селе Колмаково, в 4 километрах от поселения.
15 июня 1931год- считается днём рождения совхоза «Убинский».Для организации совхоза был направлен рабочий коммунист Антипин Дмитрий Иванович. Совхоз занимал большую территорию. Сейчас это отдельные совхозы «Владимировский», «Кожурлинский», «Борисоглебский». Директором совхоза был Таганцев Игнат Семенович (1931-1940)
В этих границах он просуществовал до 1932года.После реорганизации выделились совхозы « Кожурлинский» и «Первомайский». В совхозе «Убинский» осталось 3 фермы «Центральная»- Колмаковка – ныне Новосёлово, Киселёвка и Шушковка.
Вскоре из Куйбышевского МТС прибыло 3 колесных трактора марки ХТЗ. Тракторы были без кабин на железном ходу. Мощность таких тракторов составляла 30 лошадиных сил. В 1933году в совхозе появились первые механизаторы – Фиткулин Гариф Владимирович, Стукалов А.А., Пустовалов, Карагодин. Так не хватало техники, но люди работали. Урожай был вначале невысокий, собирали по зёрнышку по колоску. Земля была богата, запахивались новые земли, на которых сеяли пшеницу, овес, картофель, капусту. На единственном автомобиле работал Ванин Тихон Прохорович. Одними из первых жителей села Новоселово были Копнина А.И. и Ванина
Е.И. Дирекция находилась в Колмаково. Жилье делали из глины и соломы. Молоко возили на лошадях. К 1934году совхоз состоял из трёх ферм, В распоряжении совхоза было 3500га земли и около 1000голов крупнорогатого скота, было уже 27 тракторов. Убирали урожай жатками. Первый комбайн появился в 1937году.Они были прицепными, по полю их водили трактора. Штурвальным была Стукалова Антонина. Общественного питания не было, обед брали с собой. Столовую построили в 1936году. Пекарня была в землянке, заведовал – Пудовский. В предвоенное время в совхозе развернулось строительство жилья, животноводческих комплексов С каждым годом совхоз давал всё больше и больше продукции сельского хозяйства.
Война нанесла серьёзный ущерб совхозу. За эти годы, по сравнению с довоенным уровнем, поголовье сократилось на 60 %. Директором совхоза был Хромов Иван Васильевич с 1941 по1946. (приложение№4)
В 1942году всех мужчин забрали на фронт, остались женщины и дети. Все старались работать лучше « Всё для фронта, всё для победы».Техника без мужчин стала, работали на быках и коровах. Не хватала сил, приходили похоронки, но они верили в победу. Женщины и дети работали по 12-14часов, оставшиеся по броне мужчины обучали женщин и детей работать на тракторах. Работая в тяжелых условиях, люди держали образцовую трудовую дисциплину. А когда в совхоз стали привозить эвакуированных из города Ленинграда и других прифронтовых мест, жители не оставили их без жилья, хотя сами жили стесненно – жилая площадь приходилась 2-3 кв. м. на человека.
После окончания войны совхоз креп и развивался. Возвращались с фронта мужчины. На решение вопроса восстановления поголовья, резкого увеличения продуктивности животных было направлено главное внимание партийной организации. Возводились новые постройки, вырос машинно-тракторный парк. Совхоз строился, развивался. Большое внимание уделялось развитию культуре и народному образованию. Были построены три трехэтажных дома, новое здание конторы, РТМ, большой светлый дом культуры. Менялась жизнь, менялись руководители.
1953-1954-Одинцов Михаил Яковлевич, 1954-1956 - Кабов Петр Петрович, 1956-1957 – Захарченко Николай, 1957 – 1973 Ложеницын Степан Павлович, 1973 –1994 Суша Петр Иванович, 1994-2010 Баранов Владимир Константинович, Салихов Фарит Иготысамович. Сейчас наш совхоз называется СПК колхоз «Новосёловский».
(приложение №5 )
Производства нет никакого, рабочих мест нет, животноводства нет. На сегодня пашут и засевают малую часть пашен. Людей, которые поднимали, строили его, почти не осталось . Осталась память, уважение к человеку труда. Сколько им пришлось пережить трудностей, но когда с ними разговариваешь, то понимаешь, что трудности - трудностями, а была и радость, и любовь . Ходили на танцы, пели песни. В своей работе я хочу кратко рассказать о женщинах, которые трудились в военные годы. Лямина Мария Филипповна - доярка, конюх с 1943 вдова, на руках осталось 3 детей. Семенова Прасковья Петровна - свинарка, работала с лошадьми, муж погиб на фронте, осталось 6 детей. Тропина Лидия Михайловна - ветврач, поярка. Палько Галина Дмитриевна в 16 лет работала дояркой, была секретарём комсомольской организации. Ванина Евдокия Ивановна – санитарка, муж погиб, осталась пятеро детей. Ивченко Марфа Германовна,1942году погиб муж, осталась с двумя детьми.
Еще хочу рассказать про свою прабабушку – Фомину Прасковью Яковлевну.1930года рождения. Как все дети в войну помогала взрослым. Всю свою жизнь она проработала в совхозе – телятница, растила маленьких телят. Летом выгоняла на пастбище и пасла их. Мой дедушка Фомин Виктор Иванович, когда был маленький, часто помогал ей. Прабабушка в 31 год осталась одна без мужа. Семерых детей поднимала одна. Всем дала образование. Когда я родилась, Прасковьи Яковлевны уже не было в живых. Очень жаль. (приложение №6)
Семилетняя школа находилась в селе Колмаково, в 1959году на центральной усадьбе (Новоселово) открылась восьмилетняя школа, а в 1966году стала средней. Первый директор - Шутылев Николай Петрович. В 1968году начинается строительство новой школы.
1974год – наша школа. В этой школе учились мой дедушка, папа и сейчас учусь я.
Заключение
У каждого человека есть своя малая родина. Это место, где человек родился, вырос. Для меня малая Родина – мое село с таким интересным названием Новосёлово. (приложение №7)
Работая над темой исследования, я с большим интересом познавала историю своей малой Родины. Исследовательская работа оказалась увлекательным и познавательным делом. Своими исследованиями я готова поделиться с одноклассниками.
Моя гипотеза подтвердилась, действительно при образовании совхоза появилось наше прекрасное село с замечательными тружениками.
Список литературы.
1.Материал школьного музея:
а) альбом «История совхоза «Убинский»
б) альбом «Книга почёта»
в) газета «Убинский вестник» от 1981г.
г) газета «За Победу коммунизма» от 1954г.
д) личные воспоминания жителей села.(Тропиной, Ваниной, Палько и других)