СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Мои любимые герои сказок Корнея Чуковского и их влияние на воспитание детей"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание нравственных качеств ребёнка возможно и через литературные произведения.Чтение и обсуждение произведений даёт большой потенциал для общения детей и их родителей, воспитателей,учеников и учителей. Данная работа была представлена на школьной конференции, где стала победителем , на районной НПК "Моё первое открытие" - лауреатом.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Мои любимые герои сказок Корнея Чуковского и их влияние на воспитание детей"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 121 имени Леонида Ивановича Сидоренко»

(МАОУ СОШ № 211 им. Л. И. Сидоренко)

г. Новосибирск

Калининский район



Секция: литература

Исследовательская работа по теме:

«Мои любимые герои сказок Корнея Чуковского и их влияние на воспитание детей».

Выполнила: Атмашкина Мария Евгеньевна,

ученица 3Б класса

Руководитель: Васильева Елена Михайловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,









Новосибирск 2019









Оглавление



  1. Введение …………………………………………………………………3

2. Основная часть.

2. 1. Анализ сказки «Айболит»……………………………………………...4

2. 2. Анализ сказки « Мойдодыр»…………………………………………...5

2.3. Анализ сказки «Федорино горе»…………………………….…...........5

2. 4. Анализ сказки «Муха-Цокотуха»…………………….......................... 6

2. 5. Анализ сказки «Тараканище»………………………. …………………6

3. Выводы по анкетам……………………………………………………… ..7

4.Выводы по работе…………………………………………………………..7

5. Список литературы ……………………………………………….……… 9

6. Приложение: анкеты, презентация, рисунки любимых героев сказок, интерактивная игра по сказкам.
















1.Введение

Моя исследовательская работа посвящена моим любимым героям сказок Корнея Чуковского.

Немного о Корнее Иванович Чуковском. Корней Иванович Чуковской – русской поэт, детский писатель, переводчик, журналист.

Его настоящее имя — Николай Корнейчуков. Родился 31 марта 1882года в Санкт-Петербурге, умер 28 октября 1969 в Москве.

Корнейчуков был «незаконнорожденным». Мать, полтавская крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчук и отец, петербургский студент знатного происхождения, прожили вместе в Петербурге три года, у них была дочь Мария (Маруся), старшая сестра Николая.

С начала литературной деятельности Корнейчуков, долгое время тяготившийся своей незаконнорожденностью, использовал псевдоним «Корней Чуковский», к которому позже присоединилось фиктивное отчество — «Иванович». После революции сочетание «Корней Иванович Чуковский» стало его настоящим именем, отчеством и фамилией.

К детскому творчеству он пришел в 1916 году, когда выпустил свой первый сборник детских стишков. В том же году мир увидел его первую сказку «Крокодил», а через несколько лет появились сказки «Мойдодыр» и «Тараканище» и другие.

Так как работа посвящена любимым героям, для начала нужно определить кто такой герой.

Герой произведения – это одно из главных действующих лиц произведения, характер героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решающую роль в развертывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его темы и идеи.
Литературный герой («действующее лицо», «персонаж»)— это образ человека или животного в художественной литературе. Зачастую литературными героями называют лишь более важных действующих лиц (персонажей). Литературных героев обычно разделяют на положительных и отрицательных, однако такое деление весьма условно.

Без героев невозможно себе представить ни одного произведения, именно герои своими действиями и поступками раскрывают основной сюжет и доводят ту важную идею, которую заложил автор в свое произведение. Эти идеи учат людей доброму.

Поэтому мое исследование актуально и в наши дни.


Цель работы:  изучить смысл (идеи) сказок Корнея Чуковского, их героев и выделить из них любимого героя в каждой сказке.

Задачи:

  • Перечитать сказки Корнея Чуковского.

  • Описать героев сказок.

  • Провести анализ образа героев сказок.

  • Определить главную мысль сказки

  • Провести опрос среди учащихся по теме.


Объект исследования:  герои сказок Корнея Чуковского.


Гипотеза: я предположила, что образы героев сказок Корнея Чуковского положительно влияют на воспитание детей.


Методы исследования:

  • работа с первоисточниками;

  • сравнение и анализ;

  • описательный метод;

  • анкетирование.

Практическая значимость:  работа может служить пособием для учащихся, при проведении внеклассных мероприятий, на уроках литературного чтения, при знакомстве с творчеством Чуковского, а также использована библиотекой школы.



  1. Основная часть.

Корней Чуковский написал много сказок для детей, я представлю свои любимые.


2.1. Анализ сказки «Айболит»

С первой строки сказки автора указывает на качество Айболита и называет его добрый доктор. Айболит даже отправился в Африку, чтобы помочь заболевшим животным. Айболиту предстоял не легкий путь, он это его не остановило, его путь лежал по лесам, по полям, а в лицо ему ветер и снег, и по морю и по горам. Но пройти это этот сложный путь Айболиту помогли животные, которых он лечил. Эти звери были благодарны Айболиту и оказали ему помощь, когда он в ней нуждался. Мохнатые волки везли Айболита, кит вез по морю, на орлах летел Айболит и наконец добрался до далекой Африки и вылечил зверей.

Из всех героев этой сказки, именно к доктору Айболиту все идут за помощью, а он всем помогает, никому не отказывает, Айболит добрый, смелый и отзывчивый. Идея данной сказки в том, чтобы донести до детей, что нужно быть добрым, смелым, любить людей и животных, понимать, оказывать поддержку и помощь. И эту идею до читателей автор донес через главного героя сказки – Айболита.

Поэтому я считаю, что в этой сказке автор выделяет именно доктора Айболита своими важными и добрыми поступками и именно он мой любимый герой в этой сказке.



2.2.Анализ сказки «Мойдодыр»

Главными героями сказки выступают маленький мальчик и говорящий умывальник. Забавная история, целью которой было приучить детей к личной гигиене и опрятному внешнему виду, с течением времени не теряет актуальности. В ней, как и в любой сказке, описывается противостояние добра и зла. На стороне добра выступает Мойдодыр с заветами о чистоте, а на злой – неряшливость.

Мойдодыр любит чистоту, любит чтобы не было беспорядка, и не допустит не какого пятнышка, и он сделал доброе дело поучал мальчика, заставил его помыться, почистить зубы. А еще один герой сказки – крокодил, вместо того, чтобы мальчику объяснить про важность гигиены, зарычал и ногами застучал и сказал мальчику, что он его растопчет и проглотит, так нельзя детям объяснять важных вещей, поэтому крокодил не может быть любимым героем в этой сказке.

Главная мысль сказки, которую автор раскрывает через главного героя Мойдодыра - важность гигиены для ребенка. Для этого нужно не лениться мыться утром и вечером, быть аккуратным и опрятным, чистить зубы, мыть руки и уши. Ведь, как говорится, чистота - залог здоровья. Да и вообще, кому захочется общаться с грязнулей и неряхой, так что очень важно следить за своим внешним видом и гигиеной.

Я считаю, что в этой сказке автор выделяет именно Мойдодыра, так как именно он принялся мыть мальчика и призвал для этого своих солдат, а потом танцуя говорил мальчику, что он его любит, поэтому Мойдодыр - мой любимый герой в этой сказке.


2.3.Анализ сказки «Федорино горе»

Главными героями сказки выступают Бабушка Федора и посуда. Федора была небережливой и не следила за чистотой своей посуды. Её не заботило, что в доме беспорядок, полным-полно тараканов, лягушки в кадушках. Посуда (чашки, ложки..), мебель, а также другие хозяйственные предметы: топоры, утюг, все они единодушно приняли решение уйти от такой нерадивой хозяйки, что и сделали.

Федора раньше не понимала, что надо любить посуду и мебель, но когда посуда и мебель от неё сбежали, то тогда она поняла, что вела себя не правильно, не мыла, запылила, закоптила, била, помоями облила. Федора отправилась на поиски посуды, стала добрей и спела своей посуде песню. После этого посуда и мебель пожалели Федору и решили вернуться. После чего Федора целовала, ласкала посуду, поливала, умывала и полоскала их. Федора стала за посудой и мебелью следить, любить и уважать.

Главной мыслью сказки является то, что необходимо следить за чистотой в доме, быть трудолюбивой. Также важен урок прощения: несмотря на то, что посуда обещала друг другу никогда не возвращаться обратно, увидев искреннее раскаяние Федоры, с радостью простили её и вернулись домой.

Мне кажется, автор хочет своей сказкой донести до детей, что нельзя себя вести безответственно к своим вещам, о них также нужно заботиться.

Я считаю, что в этой сказке автор выделяет Федору и через образ этого героя показывает, как человек может поменяться. Никогда не поздно осознать свои ошибки и их исправить, поэтому, хоть и не самый лучший герой Федора, но она смогла вернуть доверие своей посуды и вполне заслуживает любви, поэтому Федора мой любимый герой в этой сказке.


2.4.Анализ сказки «Муха-Цокотуха»

Сказка о Мухе-Цокотухе заставляет детей сопереживать Мухе, попавшей в сети безжалостного Паука. Зато как они радуются, когда малюсенький, но отважный Комарик спасает Муху из его лап! Сказка учит детей бороться со злом, быть решительными и смелыми, даже если враг гораздо сильнее и коварнее. Настрой на победу и вера в неё дает даже слабому, но самоотверженному герою дополнительные силы. А для того чтобы тебя уважали, не обязательно быть могучим и сильным - нужно творить добрые поступки и всегда оказывать помощь слабым.

Чтобы понять, чему учит сказка Корнея Ивановича Чуковского "Муха-Цокотуха ", рассмотрим образ одного из её главных героев - Комара. Почему-то его Муха не пригласила на свои именины, ведь автор описывает появление Комарика следующими словами: вдруг откуда-то летит. Тем не менее, в отличие от перепуганных насмерть гостей, это маленькое насекомое, размером явно меньше паука-злодея, не побоялось вступить с последним в бой и победило его, а взамен пожелало руку Цокотухи. Таким образом, главная мысль сказки в том, что только настойчивые и смело смотрящие опасности в лицо люди смогут добиться желаемого результата. Также эта сказка учит любви к окружающим, взаимовыручке и поддержке. Я считаю, что в этой сказке автор выделяет Комарика, так как именно он пришел на помощь Мухе-Цокотухе, которая попала в беду, поэтому Комарик мой любимый герой в этой сказке.


2.5. Анализ сказки «Тараканище»

Главные герои сказки «Тараканище» — звери, птицы, насекомые весело путешествуют на разных видах транспорта. Но дорогу им преграждает страшное чудовище – усатый таракан, который грозится съесть веселых путешественников. Испугавшись таракана и его огромных усов, одни герои сказки падают в обморок, другие разбегаются в разные стороны. Их пытается приободрить Гиппопотам, но звери его не слушают.

В результате таракан стал повелителем полей и лесов и все ему покорились. Таракан стал требовать, чтобы звери принесли к нему на съедение своих детей. Испуганным родителям было очень жалко отдавать любимых детишек на расправу усатому чудовищу и они обливались горькими слезами.

Положение спас Воробей. Он прилетел из далеких полей, весело почирикал и склевал страшного таракана. Все обрадовались и стали прославлять Воробья. А потом принялись праздновать победу над ужасным чудовищем.

Главная мысль сказки «Тараканище» заключается в том, что зачастую боязнь чего-либо или кого-либо бывает совершенно необоснованна. Люди сами придумывают себе поводы для страха, и становятся пленниками этого чувства. Сказка учит объективно оценивать каждую ситуацию и не становиться пленником страхов. Нужно преодолевать свои страхи и смело бороться с проблемами. Только решительные действия могут привести к победе, но прежде всего нужно пересилить свой страх.

В сказке автор выделяет воробья, как спасителя зверей, птиц и насекомых, который совершенно не испугался злого усатого чудовища, а также раскрывает детям такие понятия как добро и зло, смелость и трусость, страх и его преодоление.

Я считаю, что в этой сказке автор выделяет воробья, так как именно он пришел всем на помощь, а другие герои не проявили смелости, поэтому мой любимый герой воробей.

3.Анкетирование

Чтобы узнать мнение ребят о любимых героях выше проанализированных мной сказок, я раздала своим одноклассникам анкеты. Приложение 1.

Цель анкетирования – узнать кто любимый герой и почему. По результатам анкетирования ясно, что мои одноклассники разделяют мое мнение и в основном по тем же признакам, что и я, для себя выделяли любимых героев.

Главным образом их выбор главного героя определялся через такие качества героя как доброта, выручка, смелость, храбрость, помощь, дружба и любовь.


4.Выводы

Все сказки чему-то учат. Проанализировав образы героев и их поступки, определив главную мысль сказок, я пришла к мнению, что они учат важным для жизни качествам: взаимовыручке, поддержке, дружбе, добру, пониманию, помощи и любви, делают мир лучше и добрее.

Гипотеза нашла свое подтверждение: герои сказок Корнея Чуковского раскрывают детям понятия о жизненных ценностях, все это положительно сказывается на воспитании детей.

На просторах интернета я нашла стихотворение девочки, учащейся 3 класса, которая через стихи передала свое отношение к сказкам Корнея Чуковского, которое также разделяю.

Что за чудесные стихи
У нашего Чуковского!
Учат многому они
И детей, и взрослого!

Учат выдержке и воле,
Доброте безмерной,
Не ругаться, не сдаваться,
Быть послушным, смелым.

Много в тех стихах зверят
Добрых, злых, трусливых,
Так похожих на ребят
В историях правдивых.

Надо нам, как в тех стихах,
Быть доброю опорой
Для тех, кто помощь ждёт в беде,
Кто мал или не молод.

Любить природу, мир, людей,
Не быть сердитым, подлым.
Иметь побольше нам друзей
И быть счастливым, добрым!

(Оля Дик ученица 3 класса в соавторстве с мамой Лилией Владимировной)



























Список литературы


  1. Золотая коллекция сказок К.И.Чуковского, «Проф-Пресс», 2018

  2. Чуковский К.И. Мойдодыр, САМОВАР, 2003

  3. Чуковский К.И. Сказки, Стрекоза-пресс, 2003


Интернет ресурсы

https://www.litres.ru/korney-chukovskiy/skazki-dlya-malyshey-20610277/

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://chukovskiy.ru/bio.html




















Приложение 1.

Анкета

1. Кто по вашему мнению любимый герой в сказке «Доктор Айболит» и почему?

2. Кто по вашему мнению любимый герой в сказке «Мойдодыр» и почему?

3. Кто по вашему мнению любимый герой в сказке «Федорино горе» и почему?

4. Кто по вашему мнению любимый герой в сказке «Муха-Цокотуха» и почему?

5. Кто по вашему мнению любимый герой в сказке «Тараканище» и почему?