Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Надеждино муниципального района Кошкинский Самарской области
БАСНИ СКВОЗЬ ВЕКА
Секция: «Гуманитарная»
Выполнила:
Самсонова Сабина Сергеевна
учащаяся 2 класса,
ГБОУ СОШ с.Надеждино
Руководитель:
Николькина Елена Валерьевна
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с.Надеждино.
с.Надеждино
2025 год
Оглавление
Введение | 3 |
1.Основная часть | 5 |
1.1 Работа со словарями | 5 |
1.2 Проведения анкетирования | 5 |
1.3 Результаты опроса | 7 |
1.4 Подбор художественной литературы и справочников по истории басен | 7 |
Заключение | 11 |
Список источников | 12 |
Приложение 13 | |
Введение
«Басни сквозь века»
На уроках литературного чтения мы открыли для себя удивительный мир басен И.А. Крылова и Л.Н. Толстого. Короткие, поучительные истории, где животные говорят и действуют как люди, заставили меня задуматься: а что мы на самом деле знаем о баснях? Ведь, как метко подметил Гоголь, «басни – книга мудрости самого народа», а между тем, этот жанр, кажется, незаслуженно отошёл на второй план, воспринимаясь многими лишь как скучное нравоучение. Возникла идея исследования, целью которого стало проследить эволюцию басни от древних времён до современности.
Актуальность темы. Как сказал Николай Васильевич Гоголь: «Басни – книга мудрости самого народа». Что же такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальной школе. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, кто писал басни и пишет их сейчас? Я попробую в этом разобраться.
Цель исследования: узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники.
Задачи исследования:
- выяснить, что такое басня;
- провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснить, как популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают;
- обобщить материал по теме исследования и построить итоговую ленту времени «Басни сквозь века».
При выполнении работы для решения данных задач использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ источников информации;
- эмпирические: проведение интервью, анкетирование.
Объектом исследования является басня в литературе.
Предмет исследования: развитие басенного жанра в литературе.
Гипотеза исследования: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.
Этапы работы:
- работа со словарями;
- проведение анкетирования;
- проведение интервью;
- работа с литературными источниками, Интернет-ресурсами;
- обобщение, выводы.
Основная часть
Что такое басня?
Басня – это короткий, обычно стихотворный, рассказ, в котором главные герои – животные, растения или неодушевлённые предметы, наделённые человеческими качествами.
Главная цель басни – не просто рассказать историю, а передать мораль, жизненный урок, нравоучение. Этот урок, как правило, вынесен в конце, в виде пословицы или морали. В отличие от сказок, басня не стремится к фантастичности, а использует иносказание для обнажения человеческих пороков или восхваления добродетели.
На мой взгляд, басня незаслуженно остаётся в тени. Почему так происходит? Возможно, мы просто недостаточно о ней знаем! Поэтому я решила разобраться в этих вопросах, проведя исследовательский проект «Басни сквозь века» в начальной школе по литературному чтению.
Работа со словарями.
Откуда появились басни?
Корни басенного жанра уходят в глубокую древность. Считается, что одним из самых ранних баснописцев был Эзоп, живший в VI веке до нашей эры в Древней Греции. Хотя дошедшие до нас басни приписываются Эзопу, их подлинность часто оспаривается. Тем не менее, его имя стало синонимом басенного жанра, и многие последующие авторы вдохновлялись его творчеством. Басни Эзопа переводились и пересказывались на многих языках, оказывая огромное влияние на развитие мировой литературы.
Проведение анкетирования.
В рамках небольшого социологического исследования я изучила отношение к басням среди детей и взрослых. В опросе приняли участие 40 человек в возрасте от 8 до 40 лет: 20 детей (ученики 2,3, 4 классов) и 20 взрослых (родители моих одноклассников). (Приложение 1)
Так как цель моего исследования – выяснить, насколько популярны басни среди разных возрастных групп, какие баснописцы и произведения им известны, а также определить, считают ли они, что басни актуальны в современном мире, то я решила провести опрос-анкетирование. Анкета состояла из четырех вопросов: (Приложение 2)
1. Любите ли вы читать басни? Почему? Этот открытый вопрос позволял участникам свободно выразить свое отношение к жанру и обосновать его. Интересно отметить, что ответы были достаточно эмоциональными. Многие дети описывали басни как «смешные» и «забавные», подчёркивая юмористическую составляющую. Взрослые чаще акцентировали внимание на моральном аспекте: «поучительно», «учит жизни», «заставляет задуматься». Несколько респондентов отметили, что басни помогают лучше понимать окружающий мир и человеческие отношения. Некоторые взрослые вспоминали, как сами в детстве читали басни, что подчеркивает их продолжительную популярность.
2. Каких баснописцев Вы знаете?
Этот вопрос позволил оценить уровень осведомленности о классиках жанра. Как и ожидалось, Иван Андреевич Крылов был назван практически всеми участниками, независимо от возраста. Среди других упомянутых авторов были Эзоп (значительно реже детьми, чем взрослыми), Лафонтен (только взрослыми) и, что приятно удивило, несколько современных авторов, пишущих в жанре басни или использующих басенные приёмы в своей работе (таких как Сергей Михалков, хотя и не всегда его произведения чётко классифицируются как басни). Этот факт свидетельствует о том, что жанр, хоть и медленно, продолжает развиваться.
Какие басни Вы знаете?
Ответы на этот вопрос подтвердили популярность классических произведений Крылова: «Ворона и лисица», «Квартет», «Свинья под дубом» были упомянуты наиболее часто. Дети, в отличие от взрослых, часто называли басни по названиям персонажей, например, «Лягушка и Вол», что говорит об определенном уровне понимания сюжета, но, возможно, о недостаточной осведомлённости в названиях. Интересно отметить, что взрослые участники вспомнили больше басен, чем дети, что, вероятно, связано с большим объемом прочитанной литературы.
4. Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели?
Большинство участников (как детей, так и взрослых) ответили утвердительно, приводя в пример некоторые современные литературные произведения, хотя далеко не все из них можно однозначно классифицировать как басни. Это указывает на то, что само понятие басни достаточно гибкое и может интерпретироваться по-разному. Кроме того, современные авторы часто используют басенные приёмы в своей работе, создавая аллегорические истории с моралью, даже если не всегда явно заявляют о принадлежности своих произведений к данному жанру.
В целом, результаты анкетирования показали, что басни остаются популярным жанром литературы как среди детей, так и среди взрослых.
Они ценятся за свою познавательность, юмор и нравственный потенциал. Однако, уровень осведомленности о баснописцах и самих баснях различается в зависимости от возраста. Дальнейшие исследования могли бы быть посвящены изучению влияния современных медиа и доступности басен в разных форматах (например, аудиокниги, анимационные фильмы) на популярность этого жанра.
Опрос показал, что самый известный баснописец – Иван Андреевич Крылов. (Приложение 3)
А самые популярные басни как среди детей, так и среди взрослых – это басни Ивана Андреевича Крылова «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська», «Стрекоза и Муравей» и «Мартышка и очки». (Приложение 3)
В ответ на последний заданный вопрос преобладающая часть опрошенных выразила уверенность в активности современников по созданию басен. Однако, стоит отметить и противоположную точку зрения: определенная доля респондентов проявляет сомнения относительно этого факта. Исследование, основанное на анализе анкетных данных, подтвердило актуальность выбранной темы. (Приложение 3)
1.3. Результаты опроса
Проведённый мной опрос среди детей и взрослых показал, что знание басенного жанра и имён известных баснописцев довольно ограничено. Большинство назвали И.А. Крылова, меньшинство – Эзопа и Л.Н. Толстого. Это подтверждает гипотезу о недостаточной популярности жанра и необходимости его более глубокого изучения.
Любовь к басням и их запоминание сочетаются с недостаточным осознанием исторического контекста: когда возникли баснописцы, кто стал первопроходцем в этом жанре, а также насколько важно создание басен сегодня. В рамках данного исследования особое внимание было уделено: Изучению литературных источников и материалов из интернет-пространства.
1.4. Подбор художественной литературы и справочников по истории басен
За ответом я отправилась в школьную библиотеку. Как выяснилось, здесь можно найти любую информацию. (Приложение 4)
Библиотекарь Фаина Григорьевна Хайбуллова составила для меня обширный список источников:
– фундаментальные энциклопедии;
– специализированные словари;
– подробные справочники.
Параллельно, я лично отобрала разнообразную художественную литературу – книги басен разных авторов. В процессе работы с информацией неоценимую поддержку оказали интернет-ресурсы, раскрывающие глубокую историческую перспективу жанра.
Первые известные басни восходят к древности; Истоки – в Древней Греции (VI век до н.э.), где первопроходцем был Эзоп, Его произведения отличаются прозой, острой иронией, простотой изложения; Эзопа традиционно считают рабом, переходившим от владельца к владельцу и испытавшего многочисленные невольничьи заключения.
Раб Эзоп не имел возможности открыто критиковать недостатки господ, поэтому он использовал образы животных, обладающих соответствующими чертами, для передачи своих идей. С тех пор данный стиль иносказаний стал известен как Эзопов. Произведения данного автора были собраны в сборник, получивший название “Эзоповы басни”. Эти басни переписывались, изучались в учебных заведениях и запоминались наизусть. (Приложение 5)
Наиболее известные басни Эзопа включают «Черепаха и Заяц», «Мальчик, который кричал «Волки!»» и «Волк в овечьей шкуре». Эти произведения были переведены на множество языков и пользуются большой популярностью. По словам библиотекаря, они являются одними из самых востребованных книг среди младших школьников. Басни Эзопа привлекают детей благодаря своей лаконичности и быстроте чтения, что способствует лучшему восприятию.
Жан де Лафонтен — известный французский баснописец XVII века. Его отец работал в лесном ведомстве, что позволило Лафонтену провести детство в окружении лесов и полей. В своих первых произведениях он опирался на сюжеты Эзопа, пересказывая в стихотворной форме нравоучительные басни этого греческого автора. В 1668 году вышли первые шесть книг басен под названием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи господином де Лафонтеном». В русской литературе, особенно в XVIII-XIX веках, было создано множество басен, и проявили себя многие авторы-баснописцы. (Приложение 5)
Иван Иванович Дмитриев, русский писатель и современник А.С. Пушкина и И.А. Крылова, пользовался большой популярностью у читателей. Его называли "русским Лафонтеном". (Приложение 6)
Александр Ефимович Измайлов, современник И.А. Крылова, также разделял с ним славу выдающегося баснописца. А.Е. Измайлов был любим А.С. Пушкиным, который знал некоторые его басни наизусть. Однако самыми известными стали басни Хемницера и Крылова.
Иван Иванович Хемницер – русский автор басен, который создал множество произведений, высмеивающих жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. Он был поклонником басен великого Эзопа и занимался их переводом. Свою собственную работу он писал в стихах. В 1779 году Хемницер анонимно выпустил сборник «Басни и сказки NN», который впоследствии принес ему литературную известность.
Тем не менее, на фоне других баснописцев того времени особенно выделялся Иван Андреевич Крылов. Он родился в Москве в семье бедного армейского капитана и обладал многими талантами: был драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке) и художником. Иван Андреевич начал своё творческое пути с перевода басен Эзопа и Лафонтена. Его популярность как баснописца росла стремительно. После выхода первой книги через два года последовала вторая, затем третья и четвёртая. В общей сложности при жизни Крылова вышло девять книг, содержащих 196 басен. С середины XIX века его басенное творчество стало угасать.
В XX веке самым известным баснописцем стал Сергей Владимирович Михалков. Наибольшую известность ему принесли детские произведения, такие как «Дядя Степа» и «А что у Вас?», однако в советское время его басни также пользовались большой популярностью. Сергей Михалков является автором более 200 басен, среди которых первыми были напечатаны «Слон-живописец» и «Две подруги».
В ходе моего исследования я обнаружила, что в XXI веке этот жанр по-прежнему пользуется популярностью. Интернет стал для меня ценным источником информации. Я узнала, что среди современных авторов есть немало баснописцев, но решила сосредоточиться на писателях и поэтах, создающих произведения для детей.
Владимир Шебзухов — современный поэт-баснописец, член Московской городской организации Союза писателей России, а также музыкант и композитор. Его произведения публиковались в таких журналах, как «Поэзия», «Золотая строка московии», «Золотая Строфа», а также в многочисленных сборниках, издаваемых по российским регионам.
Владимир Иванович Холменко — известный петербургский литератор и один из самых ярких современных российских авторов в жанре басни. Он является основоположником басен-миниатюр и автором книг «Античные басни-миниатюры», «От Эзопа до наших дней» и других. Название его книги «От Эзопа до наших дней» подчеркивает преемственность творчества Владимира Холменко с богатым наследием лучших зарубежных и российских авторов.
Название книги – «От Эзопа до наших дней» – подчеркивает преемственность творчества Владимира Холменко с богатым наследием выдающихся зарубежных и российских мастеров жанра, начиная с его основателя – легендарного Эзопа.
Заключение
Моё исследование показало, что басня – это удивительный жанр с богатой историей, прошедший путь от древней Греции до наших дней. Несмотря на кажущуюся простоту, басня способна глубоко затронуть читателя, заставить задуматься над вечными проблемами человеческой жизни. Необходимо возродить интерес к этому жанру, показывая его актуальность и вечную мудрость. Ведь басня – это не просто нравоучение, а искусство умного и тонкого сатирического повествования.
В рамках своей исследовательской работы и проекта по литературе "Басни сквозь века" я расширила свои знания о жанре басни. Я провела опрос среди детей и взрослых, чтобы определить популярность этого жанра и выяснить, каких известных баснописцев они знают. Также я вместе со своим классным руководителем, Николькиной Еленой Валерьевной, разработали итоговую ленту времени под названием «Басни сквозь века», на которой можно наглядно увидеть авторов басен и даты их написания. (Приложение 8)4
Все задачи, поставленные в ходе моего исследования, были успешно выполнены. Гипотеза подтвердилась: басни начали создаваться очень давно, продолжают писаться и будут создаваться в будущем, так как они имеют важное значение для человека в любое время. В процессе работы над исследованием и изучения басен различных авторов я осознала, что не хочу ограничиваться только этой темой и продолжу свою исследовательскую работу!
Использованная литература
1. Лучшие басни для детей. И. А. Крылов/ сост. В.П. Аникина. – М.: АСТ, 2014.
2. Михалков С. В. Детям: стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы. – М.: Детская литература, 1981.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1999.
4. Русская басня. Н. Степанова. – М.: Художественная литература, 1966.
5. Я познаю мир. Литература. Чудакова Н. В. – М: АСТ, 1997.
Приложение
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7