СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему: «ДЕТСТВО В ПОГОНАХ»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: «ДЕТСТВО В ПОГОНАХ»»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САМАРСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(ФГКОУ СКК МВД России)












Исследовательская работа на тему:

«ДЕТСТВО В ПОГОНАХ»










Выполнили:

кадеты 2 курса 2 взвода

ФГКОУ СКК МВД России Гусейнов Руслан,

Карпец Иван.


Научный руководитель:

Холодова Т.В. – учитель цикла общественных дисциплин.













Самара, 2021г.


Содержание:

Введение…………………………………………………………..…2-9

Глава 1. История возникновения и становления Куйбышевского Суворовского военного училища………………………………………...10-16

Глава 2. Пенаты…………………………………………….….......17-22

Глава 3. Храм знаний……………………………………….......…23-28

Заключение…………………………………………………………29-30

Список литературы и интернет- ресурсов…..…………………31-32

Приложения..………………………………………………………..33-36























ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Очевидным является тот факт, что могущество и обороноспособность нашего государства во многом зависит от того насколько крепка его армия. Существование, пожалуй, любого государства невозможно представить без вооруженных конфликтов. Наши победы в крупнейших войнах являются подтверждением высокого уровня профессионализма командного состава русской армии, что является следствием существования слаженной и продуктивной системы военного образования.

Необходимо возрождать и культивировать лучшие традиции российских и советских военных учебных заведений, которые способны привить дух патриотизма, подготовить к служению Родине.

В наши дни не выработана доктрина подготовки молодого поколения в военных учебных заведениях. Данной проблемой активно занимаются как историки, так и педагоги, психологи.

Сегодня более трех миллионов беспризорных детей лишены не только нормального детства, но и разумного будущего. И если своевременно не заняться их воспитанием, формируя из них достойных граждан, то скоро они займутся государством в криминальной сфере. Россия не должна отдавать свое будущее в руки преступников.
     Сегодня Россия переживает трудные дни, но ведь в 1943 году обстановка была гораздо сложнее, так как шла Великая Отечественная война и до Победы было еще два года сражений, но тем не менее наше государство именно тогда решило создать суворовские и нахимовские училища и этим спасти своих детей.

Поэтому Суворовские (нахимовские) училища и кадетские корпуса должны учитываться и развиваться в качестве первоначальной ступени профессионального военного и государственного гражданского образования.
     Достаточно плодотворной и отвечающей своим основным задачам являлась организация системы суворовских военных училищ в 1943 году, так как и подбор учебных программ, и подбор офицеров- воспитателей, и общая атмосфера «кадетского братства» в СВУ были сформированы нашим государством специально для того, чтобы дать ему (государству) идеально взрощенных государственно социализированных будущих государственных (военных) руководителей.

Иные военные учебные учреждения (МВОКУ, Военная академия им. М.В. Фрунзе и Военная академия Генерального Штаба) имели своей главной задачей заниматься не душами, широким образованием и индивидуальным воспитанием своих слушателей, а насытить их головы определенным и минимально необходимым количеством программных (согласно образовательному стандарту) и специальных знаний и навыков.

Профессиональная военная школа должна готовить своих питомцев как:
- военных профессионалов способных и умеющих воевать успешно, то есть «установленных на победу», то есть как победителей;
- высокого уровня, государственно социализированных и ответственных, системных управленцев (менеджеров);
- безусловных и просвещенных патриотов России;
- духовно - нравственных и во всех отношениях здоровых людей.

Стоит подразумевать, что ее выпускники (кроме необходимого набора прикладных и специальных дисциплин) должны:
- получать широкое гуманитарное образование (в том числе общие курсы мировой и национальной истории, культуры, религии, права и так далее);
- обучаться кодексам поведения (житейским правилам службы и воинского общежития), они должны обучаться умению жить и служить как подобает российскому офицеру;
- иметь четкое представление о «критическом нравственном чутье», то есть умении отличать плохое от хорошего и рефлекторно следовать добру;
- воспитание собственно воли, организаторских и лидерских качеств, и овладение технологиями управления коллективами и так далее; давать (на примере нашей национальной истории) полное представление о месте и роли армии в государстве и обществе.

Профессиональное военное образование должно иметь конкретную (деловую) цель, а каждая его ступень (уровень) должна приводить воспитанника (офицера) к следующему (очередному) уровню его служебной (государственной) карьеры.

Кроме того, военное профессиональное образование должна способствовать выработке внутренней потребности и привычки к совершенствованию собственного профессионального уровня путем самообразования (привить вкус к самообразованию).

Знания, всегда - сила, поэтому, военные знания должны стать нашим профессиональным культом.

Система профессионального военного образования в основе своей имеет первичное военное образование, это - Суворовские (Нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса, комплектуемые, в основном из детей военных и государственных служащих (а так же из сирот, «сыновей полков» и бездомных детей) нацелены прививать своим воспитанникам высокие нравственные качества (любовь к Родине, коллективизм, готовность к самопожертвованию и так далее) и понятия чести и долга; высокий уровень физической и психологической подготовки и многое другое.

Многие из выпускников Суворовских военных училищ связали свою дальнейшую жизнь с военной карьерой, которая стала успешной, благодаря основам, заложенным еще в детстве, учась в военном училище. Именно в суворовских училищах тщательнейшим образом отобранные в войсках офицеры - воспитатели дали своим воспитанникам ту суворовскую закалку, ту неистребимую жажду знаний, обостренное чувство справедливости и веру в мужское братство, которые сложились во внутреннюю этику и дали «вкус к жизни и службе».

Система воспитания кадет была построена на лучших традициях Русской и Советской армии, на доверии и на уважении к воспитанникам как личностям. Сами воспитанники обращали внимание на то, что офицеры-воспитатели не стремились достичь нужного воспитательного эффекта немедленно, они понимали, что все дети разные и к сердцу каждого искали и находили свой ключ. Они знали о проделках, но со снисходительностью, добротой и пониманием прощали, так как точно знали, что воспитать хорошего человека и тем более воина и «отчетливого бойца» (то есть воина обладающего особым профессиональным шиком - способного всегда, везде и все - делать профессионально, четко, умно, с достоинством и «серьезно но весело») можно только с детства и в Добре, Доблести и Красоте.

Отношения воспитанников с офицерами, преподавателями и с младшим командным составом рот складывались неспешно, долго и прочно, и именно поэтому столь долгой и прочной была и остается любовь к ним.
      Таким образом, Отечество воспитывало своих граждан и верных сынов. И теперь мы можем сказать, что «кадет» и «суворовец» - это состояние души и причастность к великому корпоративному «кадетскому братству».
      К сожалению, в начале шестидесятых годов (уже прошлого века) политическим руководством страны было принято ошибочное решение о сокращении числа суворовских училищ и сроков обучения в них. Этим решением ликвидировалась блестяще себя проявившая Российская Суворовская военная школа, а ее трехгодичные паллиативы оказались бессмысленными.

Существующая система суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов и других учреждений общего образования, построенная на национальных исторических ценностях служения Отечеству, должна стать основой государственной патриотической социализации всего нашего общества, и дать России новые поколения ее защитников, управленцев и просто достойных граждан.

Суворовские училища и впредь будут давать нашему великому Отечеству лучших представителей офицерского корпуса и формировать нашу политическую элиту. А это значит, что Кадеты, Армия и Россия будут непобедимы, успешны и вечны.

Объектом исследования является Куйбышевское суворовское военное училище.

Предмет изучения - история формирования, становления и деятельности.

Хронологические рамки исследования - период с 1943 по 1964 год.

Степень изученности проблемы.

Историография современного периода обращает внимание анализу опыта кадетских корпусов и суворовских военных училищ. Это объясняется тем, что особо остро стоит проблема отсутствия целенаправленной работы с подрастающим поколением. Помимо этого, чеченская война сделала сиротами многих детей офицеров и возник вопрос о создании системы государственной поддержки детей-сирот, в том числе специализированных учебных заведений.

Интерес вызывает совместный труд А.А. Попова и А.М. Плеханова [3]. В своей работе они рассматривают преемственность системы военного воспитания, выявляют важность опыта деятельности кадетских корпусов и суворовских военных училищ.

В 2003 году под редакцией Г.П. Толокольникова был выпущен юбилейный мемориальный сборник, посвященный суворовцам первых (1943-1944 гг.) наборов [4]. В данном издании рассматривается деятельность всех суворовских военных училищ, сформированных в 1943-1944гг., приводятся сведения о руководящем составе и наиболее отличившихся воспитанниках.

Интересной в контексте изучаемой проблемы является работа С.Н.Белова «Куйбышевское суворовское военное училище (1944-1964)», в которой автор, комплексно подходит к изучению истории суворовских училищ в Поволжье, делая акцент на преемственность в деятельности российских кадетских корпусов 18 века- начала 20 века и суворовских училищ. Автор широко использует архивные источники, воспоминания бывших воспитанников и офицеров- воспитателей [2].

В целом деятельности отдельных суворовских военных училищ посвящено незначительное количество научных трудов. Большинство из работ носит локальный характер; они, как правило, приурочены к юбилейным датам СВУ и не содержат ссылок на архивные документы. Данное обстоятельство объясняется тем, что дела суворовских училищ на протяжении десятилетий хранились в секретных фондах ЦАМОРФ.

В 2000 году вышла книга И.А. Холопова «В сердце навеки с суворовцами» [5]. Она написана выпускником Куйбышевского СВУ военного набора 1944 года. Хотя работа носит описательный характер, автором была проделана большая работа и собран интересный материал. Им высоко оценен вклад суворовских училищ в подготовку офицерского состава, делается акцент на важность семилетнего срока обучения и воспитания суворовцев и профессионализм командно-педагогического коллектива.

Стоит отметить, что и творчество выпускников суворовских военных училищ нашло свое отражение в большом количестве литературных произведений: повестей, романов, в сборниках стихов и прозы. Эти произведения служат источником личностного восприятия деятельности суворовских военных училищ.

Некоторые вопросы изучаемой проблемы помогли осветить материалы периодической печати («Волжский комсомолец», «Волжская коммуна» и многие другие).

Анализ и обобщение имеющихся по теме трудов и публикаций позволяет сделать вывод, что деятельность суворовских военных училищ Поволжья требует дальнейшего, более глубокого изучения.

Целью данного исследования является изучение истории Куйбышевского суворовского военного училища, его роли в создании и развитии системы начального военного образования в 1943-1964 гг. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • раскрыть информацию о причинах создания СВУ;

  • охарактеризовать состояние материально-технической базы суворовских училищ;

  • проанализировать основные направления и особенности учебно-воспитательного процесса суворовских училищ;

  • определить роль суворовских военных училищ в решении проблемы детской беспризорности в рассматриваемый период.

Важной и неотъемлемой частью источниковой базы исследования явились фотодокументы из личного архива офицера- воспитателя Л.Г. Рожанского. Они дали возможность реально увидеть материально-техническое обеспечение СВУ, обстановку, в которой проводилась учебно-воспитательная работа, условия жизни суворовцев, как в стенах училищ, так и в период пребывания в летнем лагере.

Указанные источники, дополняя друг друга, позволяют составить объективное представление о деятельности Куйбышевского СВУ в период с 1943 по 1964 годы.












ГЛАВА 1. История возникновения и становления Куйбышевского Суворовского военного училища.

Суворовские военные училища (СВУ) были учреждены постановлением Совета Народных Комиссаров (СНК) и ЦК ВКПБ (б) от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению народного хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» [1]. В Постановлении в частности, говорилось: «Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать… девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со роком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников…» [18]. Согласно постановлению, СВУ являются специальными учебными заведениями, дающими наряду с общим средним образованием военные и военно-технические знания, необходимые для успешного обучения в вузах Вооруженных Сил СССР и последующей службой в офицерском звании.

Открытие СВУ должно было решить две основные задачи: оказать помощь со стороны государства семьям погибших офицеров, бывшим сынам полков, и маленьким партизанам и пополнить офицерские кадры [12]. В СВУ принимались мальчики начиная с 10-летнего возраста. В училище принимались мальчики в возрасте 10 лет, был установлен 7-летний срок обучения. При училище имелся младший и старший – 1, 2, 3 и 4 – приготовительные классы для мальчиков 8-10 лет, закончивших 1-2 класса начальной школы [20]. В целях полного укомплектования одновременно всех СВУ в 1943 г., в виде исключения, разрешалось произвести прием четырех возрастов – от 10 до 13 лет включительно. Для воспитанников было установлено проживание в училищах, нахождение на полном государственном обеспечении и ношение специальной формы одежды военного образца.

Так как любая война ведет к возникновению принципиально новых видов вооружения, требующих изменения в правилах и формах ведения боевых действий, следовательно, необходима подготовка новых профессиональных военных кадров.

Куйбышевское суворовское военное училище было создано в соответствии с Постановлением ГКО от 4 июля 1944 года (Приложение № 1). Именно тогда и началась славная история Куйбышевского суворовского военного училища.

На тот момент Куйбышев являлся не только центром Приволжского Военного округа, но и за время войны практически стал второй столицей нашей Родины, где сосредоточились правительственные, научно- производственные и культурные учреждения.

1 октября 1944 г. на площади имени В.В. Куйбышева состоялось вручение Знамени как символа принадлежности к Вооруженным Силам СССР (Приложение №2) [6].

Первым начальником училища был назначен генерал-лейтенант Невский Георгий Георгиевич (Приложение №4). 15 июля 1944 года он прибыл в Куйбышев и приступил к исполнению обязанностей начальника училища. Именно Невский Г.Г. заложил основу КбСВУ, много сделал для формирования и устройства училища, укомплектования его преподавательским составом и офицерами-воспитателями. Георгий Георгиевич сделал особый упор на отборе будущих преподавателей и офицеров- воспитателей [19]. Выпускник кадетского корпуса, полковник русской армии Георгий Георгиевич старался привить и суворовцам лучшие армейские традиции - любовь к Родине, дружбу и товарищество, стремление к знаниям. С его участием была разработана «Памятка суворовца», в которой излагались основные морально-этические нормы поведения воспитанников. Первые выпускники помнят их и по сей день [11].

Невский смотрел на воспитанников глазами бывшего кадета, заранее знал все шалости и проказы, и, может быть, поэтому многое прощал. Ведь судить о чем-либо можно только тогда, когда сам пройдешь через это. Генерал-лейтенант Невский старался перенести в учебный процесс все хорошее, что было в старых кадетских корпусах и делал это умеючи. Он считал, что меры поощрения, кропотливое, систематическое, любовное и ласковое отношение к воспитанникам должны быть доминирующими. В большинстве случаев добрым отношением к воспитанникам, как отец к сыну, можно достичь лучших результатов, чем отношением сухим и черствым. Меньше окриков, больше ласки. Действительно, весьма повезло мальчишкам войны, сиротам, найти отчий дом в стенах Куйбышевского суворовского военного училища.

К генералу Невскому все суворовцы относились с благоговением, как к отцу. Он часто бывал в учебных классах, разговаривал с суворовцами, интересовался успехами в учебе, и получают ли они письма из дома и т.д. Его никогда никто не видел грубо разговаривающим с подчиненными. Во всем его облике чувствовалась воспитанность, внутренняя культура педагога.

В январе 1947 г. генерал Невский был назначен начальником инженерной кафедры Военной академии им. М.В. Фрунзе.

10 декабря 1946 года на должность начальника училища был назначен генерал-майор Владимир Васильевич Баланцев (Приложение №5), который командовал им до 31 августа 1954 года. Владимир Васильевич учился в Воронежском кадетском корпусе (и не случайно в сентябре 1943 года получил назначение на должность начальника Воронежского СВУ). Его учебу в кадетском корпусе прервала революция 1917 года. После октября 1917 года он начал службу в Красной Армии, добровольно став красноармейцем в 17 лет. В межвоенный период Баланцев служил на Дальнем Востоке, в Сибири, окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе, был преподавателем тактики в Военной академии химической защиты [23].

С начала Великой Отечественной войны подполковник В.В. Баланцев был последовательно начальником штаба полка, дивизии, оперативного отдела корпуса. Бессменно находился на фронте. Ему присвоено высокое воинское звание «генерал», он был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями: «За оборону Москвы», «За Победу над Германией».

Генерал В.В. Баланцев вспоминал, как ему показалось училище во время его вступления в должность: «Куйбышевское СВУ я принял в январе 1947 года в тяжелом положении, особенно в смысле размещения и состояния дисциплины. На эти полгода мне пришлось приложить максимум энергии и весь свой опыт, чтобы изжить многие недостатки в жизни и работе училища. К настоящему времени появились улучшения в укреплении воинской дисциплины, а также бытовых условий офицеров и воспитанников» [11].

При генерале Баланцеве, согласно воспоминаниям Г.А. Исаева (выпускник 1950 г.), внимание в воспитании суворовцев было направлено на формирование у них профессиональных знаний и навыков, всестороннее физическое развитие. При нем был введен для старших рот походный лагерь по знаменитой «Волжской кругосветке». Но если туристы путешествовали на лодках, то суворовцы проходили маршрут пешком. В походном лагере на стоянках организовывались стрельбы из боевого оружия (карабинов), которое было закреплено за каждым суворовцем двух старших рот, проводились спортивные соревнования, оказывалась помощь колхозам и совхозам. Поход продолжался месяц. Подросшие и окрепшие суворовцы старались показать себя «настоящими мужчинами». В те годы нам мало знали о «Книге рекордов Гиннеса», но свои рекордсмены у нас были. А. Симоненко (ему было 14 лет) самовольно переплыл огромную реку Волгу и был «награжден» карцером. Не обошлось и без трагедий. Во время самовольного заплыва через Волгу утонул самый способный суворовец 1-й роты Юрий Серебрянников [2].

Генерал В.В. Баланцев остался в памяти его воспитанников как человек и командир, который хотел сделать из мальчиков хорошо подготовленных к военной службе юношей. В прошлом хороший гимнаст и фехтовальщик (на первенстве академии им. М.В. Фрунзе брал призовые места), он уделял много внимания физическому воспитанию суворовцев. При нем широкое развитие получили секции гимнастики, фехтования, плавания, конной подготовки, легкой атлетики, бокса.

Будучи депутатом горсовета, Г.Г. Баланцев установил деловые и товарищеские контакты с предприятиями-шефами, которые оказывали существенную материальную помощь училищу. Это позволило привлечь дополнительно спортивных тренеров, мастеров искусства для художественного воспитания суворовцев. Большую помощь училищу оказал мастер спорта по боксу Азизов, балерина оперного театра Архипова, которая преподавала суворовцам бальные танцы.

Генерал Баланцев принимал активное участие в учебном процессе, часто посещал занятия, давал советы преподавателям и делал это деликатно и корректно. При нем в 1949 году состоялся первый выпуск. В 1950 году училище по итогам учебы стало первым обладателем приза МО СССР - переходящего Красного Знамени и бронзового бюста генералиссимуса А.В. Суворова [2]. Приз был учрежден в связи со 150-летием со дня смерти великого полководца и изготовлен скульптором В.Е. Вучетичем.

Куйбышевское СВУ на протяжении двух десятилетий считалось одним из лучших. В этом заслуга генералов Г.Г. Невского и В.В. Баланцева, создавших великолепный коллектив офицеров-воспитателей и преподавателей.

Полковник Павел Петрович Пряшников (Приложение №6) был назначен начальником Куйбышевского суворовского военного училища приказом Министра Обороны СССР от 30 августа 1954 г. Педагогический и офицерский состав училища, вольнонаемные, суворовцы уважали его как заслуженного офицера-фронтовика. В годы Великой Отечественной войны П.П. Пряшников принимал участие в Сталинградской битве, в обороне города морской славы - Севастополя. Родина наградила его орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За оборону Севастополя».

При полковнике П.П. Пряшникове училище продолжало хорошие традиции предыдущих лет. По итогам 1955-1956 учебного года оно было признано лучшим среди всех суворовских училищ и вновь награждено переходящим призом Министерства обороны СССР. Этот приз более всего - четырежды – «гостил» в КбСВУ. И как «апофеоз» достижений суворовцев в учебе, поведении и спорте этот приз был оставлен в училище навечно. Такой чести не удостаивалось ни одно суворовское училище.

До 1949 года наборов в училище не было. Только в 1949 году был первый набор воспитанников, состоявший из трех возрастов (это были будущие выпускники 1954-1956 гг.). В 1953 году в КбСВУ прибыли 2 взвода воспитанников из расформированного Ленинградского артиллерийского подготовительного училища. Выпуск 1956 года был первым распределявшимся по высшим общевойсковым командным училищам в городах Одессе и Ленинграде. С 1958 года были образованы высшие командные училища, которые полностью формировались из выпускников-суворовцев.

С 1957 года суворовцы по желанию стали готовиться и сдавать экзамены на шофера-любителя и на войскового радиста. Традицией училища стало проведение «Дня полководца», выставок творческих работ суворовцев, военизированных игр (один раз в месяц), двухдневных походов в летних и зимних условиях, стрелковых конференций, дней военно-технической пропаганды и т.д. С 1961 года программа летнего периода обучения выполнялась не только в лагере училища, но и в учебном центре, 5-7 классы.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24 июня 1960 года прием мальчиков в училище был прекращен, началась подготовка к его расформированию. Оставшиеся суворовцы заканчивали обучение в стенах училища [22]. В 1961 году в училище прибыли 147 воспитанников из уже расформированного Оренбургского СВУ (3 и 4 классы). А в 1963 году в училище были переведены еще 110 суворовцев из расформированного Новочеркасского суворовского училища [21].

На долю П.П. Пряшникова выпала печальная миссия - расформирование училища в 1964 году. Две последние роты суворовцев были направлены в Казанское суворовское военное училище.




























ГЛАВА 2. Пенаты.

Двери Куйбышевского суворовского училища для будущих воспитанников открылись в сентябре 1944 года. Один возрастной поток составлял роту, которая делилась на взводы по 25 человек. Вместо классного руководителя- офицер- воспитатель [12]. У многих из них за плечами непростая судьба. У кого-то на фронте погибли родители, кто-то в силу обстоятельств тех страшных лет оказался сиротой. Некоторым довелось и повоевать. Но ребятам помогло государство [15].

Из Формуляра КбСВУ «История организационного строительства училища»: «Училище готовилось к решению одной из главных задач - приему и отбору воспитанников. Работу комиссии возглавил майор Чарторижский. Комиссия должна была принять 510 мальчиков Куйбышевской, Чкаловской, Челябинской областей и Башкирской АССР. И вот, наконец, коридоры огласились разноголосыми криками мальчуганов, прибывших с поезда гурьбой в 100-120 человек. Потекли ребячьи вереницы по кабинетам медицинской, экзаменационной и воспитательной комиссий. Проводилась санобработка» [4].

Ребятам, прошедшим вступительные испытания, проверку знаний и медицинское обследование, предстояло получение обмундирования и распределение по ротам. Основной контингент воспитанников был набран в количестве 477 человек. 1 октября 1944 года горн дал сигнал «на занятия». Началась кропотливая работа по воспитанию будущих офицеров. Офицерский состав, преподаватели заменили ребятам родителей, стали близкими людьми. Важно, что это были фронтовики, люди, знавшие цену жизни, горячо любившие свою Родину.

Штаб и службы училища размещались в доме на углу ул. Казанской (впоследствии ул. Обороны, ныне - ул. А.Толстого) и ул. Успенской (ул. Пионерская) (Приложение №3). В великолепном просторном здании разместились столовая, вестибюль и гардероб - это нижнее полуподвальное помещение. Первый и второй этажи имели кафельные стены, дубовый паркет в классах, актовом зале, спальнях. Поднимавшихся по лестнице встречал внушительных размеров портрет А.В. Суворова с надписью: «Потомство мое, прошу брать мой пример» [7]. Все здесь: художественные портреты великих предков Минина и Пожарского, Александра Невского и Дмитрия Донского, Михаила Кутузова, Богдана Хмельницкого и Чапаева, бюсты любимых вождей, картины русских художников Васнецова, Шишкина, Репина, простота убранства классов, деловая обстановка учебных кабинетов, строгая чистота спален, нерушимый распорядок дня- всё это было призвано воспитывать у юных суворовцев черты и качества будущего офицера [14]. В КбСВУ не было уборщиц. Все делали сами суворовцы- драили полы, чистили кафельные стены и мебель. Некоторые суворовцы- умельцы научились готовить мастику для натирания паркетных полов, мастерски орудовали щетками, так что темно- вишневый паркет зеркально блестел [7].

Главное здание КбСВУ было и остается архитектурным памятником г. Самары. Оно было выстроено в числе первых благоустроенных кирпичных домов в 1850 году и принадлежало купцу Ивану Ивановичу Макке. В нем 1-го января 1851 года состоялись торжества по поводу установления Самарской губернии. Последовательно в этом здании размещались Губернское управление, Городская Дума и городская Управа, а с сентября 1880 г. - Самарское реальное училище.

В 1909 году на средства семьи Андрея и Елизаветы Субботиных, чьи дети окончили реальное училище, дом купца Макке был реконструирован, к нему пристроили огромный учебный корпус. Теперь это стал настоящий дворец в стиле модерн со знаменитой башней-куполом. В разные годы в этом здании размещались школа, госпиталь, а после нашего СВУ - учебный корпус военно-медицинского факультета.

В марте 1996 года случилась беда: правая часть величественного особняка (здание Самарского военно-медицинского института) сгорела. Остался один фасад. В июне 1996 г. строители ПриВО приступили к восстановлению исторического здания. Здание было отремонтировано.

С 1945 года, после Победы, началось строительство еще одного здания училища по улице Обороны, 35. С вводом в 1947 году здания в строй, жить в основном корпусе стало свободнее - появилось два просторных спортзала и клуб. Поначалу это были спальные помещения. Спортзал второго этажа являлся одновременно и актовым залом - местом танцев на суворовских вечерах, когда приглашались учащиеся женских школ.

У здания КбСВУ стояли на постаментах два трехдюймовых орудия образца 1902-1907 годов системы Шнейдера - предмет гордости суворовцев.

На улице Степана Разина суворовцы своими силами под руководством преподавателей физкультуры и по инициативе старшего лейтенанта А.М. Фомина (прекрасного гимнаста, акробата и фехтовальщика) построили стадион с футбольным полем, беговой дорожкой, местами для занятий волейболом, баскетболом, легкой атлетикой. На этом стадионе с 1946 по 1950 годы суворовцы учились конной подготовке под руководством капитана Дорожкина. А летом, в лагере у села Новинки были построены препятствия для конной езды, оборудованы гимнастический городок, стрельбище, спортивные площадки. Озеро Шелехмецкое стало местом для плавания, прыжков в воду, а хвойный лес приютил палатки суворовцев с деревянным настилом, столовую, киноплощадку.

С первого дня прихода в училище суворовцы приучались к труду и самостоятельности. Нянек здесь не было [16]. Труд был в почете. Особенно любили ребята столярную мастерскую, где они учились владеть инструментами, изготавливать полезные вещи. Суворовцы твердо помнили завет: «Тяжело в ученье, легко в бою» [8]. Воспитанники активно участвовали во всех мероприятиях по облагораживанию города и территории училища, оказывали помощь колхозникам в сборе урожая, посещали заводы, убирали жилые помещения своей роты, выполняли разные хозяйственные работы, находясь в нарядах.

Суворовцы придерживались воинского устава. Жизнь и деятельность в стенах училища протекала по распорядку дня, который устанавливал начальник училища. В распорядке дня было предусмотрено: 6 уроков; самоподготовка: для 1-2 классов – 2 часа, для других – 3 учебных часа; свободное время после обеда – 3 часа, из них 1,5 часа на воздухе; 9 часов сна; строгое соблюдение правил личной гигиены; увольнения: суббота (канун праздника), воскресенье и праздничные дни [3].

Обучение в СВУ проводилось по 24 предметам. Каждый учебный день состоял из 6 уроков и 2-3 часов самоподготовки, остальное время было занято кружковой работой, спортивными секциями, а также плановыми мероприятиями. В неделю занимались 6 дней. На праздники и выходные учебный и политический отделы также составляли план культурно-массовых мероприятий, который осуществляли офицеры-воспитатели.

Решающую роль в деле обучения и воспитания суворовцев играл урок, его организационно-методический и идейно-теоретический уровень, пристальное внимание которым уделяли политический и учебный отделы, партийная организация. Опыт лучших уроков становился достоянием всех преподавателей. Существенную помощь педагогическому коллективу училищ в проведении обучения оказывали комсомольские организации, которые пропагандировали опыт отличников учебы, проводили комсомольские собрания и совещания актива по обмену опытом работы.

В 1947-1948 годах суворовцы 4-х первых рот ходили походным маршем по Самарской Луке ежедневно 25-35 километров. Учились катать шинели в скатку, правильно подвертывать портянки, соблюдать питьевой режим. Перед ночевкой ставили палатки на грунт, спали парами - на двоих по шинели и одно полушерстяное одеяло, ранец клали в изголовье, на землю бросали хвою, ветки, сено. Привыкли, заболевания были редкостью. Подъем - в 6.00, физзарядка, купание в холодной воде стремительной р. Усы или озерах.

Ежедневно играли в футбол. Иногда на поле выходили сборные суворовцев и офицеров. И, несмотря на то, что юноша играл против «зрелого мужа», неизменно выигрывали воспитанники.

Детство было нарушено войной - в памяти некоторых были бомбежки и артобстрелы, тяготы эвакуации, потери близких на фронте и в тылу, скудное питание и бедная обувка- одежонка. Кое-кто и поворовывал. Но воспитатели-педагоги, познавшие цену фронтового братства, армейского рыцарства, неизменного «чувства локтя», терпеливо и последовательно воспитывали в ребятах то, что должно было стать их сутью - будущий офицерский корпус. Суворовец не может быть «незнайкой» и «слабаком». Мастерство педагогов дало результаты выше ожидаемых: 1949 г. - 4 медали за обучение. Затем медали посыпались дождем, в 50-е годы их было уже 20-30 на 90-100 человек.

В 1952 году претендентами на получение медалей были 30 воспитанников. Это не могло не вызвать сомнений у представителей облоно. Высококвалифицированная комиссия придирчиво принимала экзамены и вынесла свое решение: «… по справедливости, учитывая уровень знаний и качество ответов, медали надлежит дать каждому второму!»

В архивных документах КбСВУ, собранных благодаря стараниям выпускника 1963 года, полковника Валерия Соколова, выпускника 1963 года, содержится Приказ №390 от 6 ноября 1945 года «О награждении личного состава училища медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В нем поименно названы 55 человек, участников войны. Среди них: командиры рот и офицеры-воспитатели - 18 человек, преподаватели - 7, офицеры отделов и служб - 13, старшин и сержантов - 7, воспитанники – 5 [2].

Этот документ подтверждает, что дети росли среди воинов, защищавших нашу Родину. Помимо этого, воспитанники видели ордена и на груди фронтовиков. Высшую награду СССР - орден Ленина - кроме генералов Г.Г. Невского и В.В. Баланцева имели начальник политотдела полковник Канцедал Петр Никифорович, помощники начальника училища по АХЧ подполковник Лавриенко Антон Васильевич (служил в училище в 1944-1945 гг.), полковник Волынский Александр Никонович (проработавший в училище почти 10 лет) [5]. Среди офицеров 15 человек были награждены орденами Красного Знамени, 5 человек - Отечественной войны, 10 человек - Красной Звезды, у некоторых были такие редкие ордена, как орден Александра Суворова. Еще мальчишками суворовцы учились мужеству у фронтовиков.

Шли годы, уходили в самостоятельную жизнь воспитанники училища, но оставались на боевом посту и вновь отдавали свои знания и опыт, свое здоровье и нервы офицеры-воспитатели. К каждому суворовцу они находили свой подход, обучали его боевому мастерству. Выпускникам суворовского училища легко было учиться в военном училище, так как они хорошо знали материальную часть оружия, умели из него стрелять, ползать по-пластунски, знали тактику пехотного отделения и взвода, многие умели водить машину или мотоцикл.

За 20 лет сменилось несколько командиров рот в каждом учебном подразделении. Некоторые выдвигались по службе из офицеров-воспитателей. На них возлагалась главная задача - воспитательная. Так, Невский Г.Г в одном из приказов писал: «Командирам рот следует организовывать в роте всю воспитательную работу и систематически оказывать помощь преподавателям в этом, указывая на особенности в работе с каждым отделением и отдельными воспитанниками. Нужно иметь больше спокойствия и выдержки в обращении с воспитанниками и при создавшейся напряженной обстановке не доводить дело до конфликтов, а иногда даже превращать в шутки, и только после, когда разрядится обстановка, сделать соответствующий вывод и, если нужно, принять меры наказания» [4].







ГЛАВА 3. Храм знаний

Большая часть преподавателей Куйбышевского Суворовского военного училища – это люди, пришедшие с фронта. Очевидно, что на фронте не до учебников, но они были талантливыми педагогами, прекрасными специалистами, отличными воспитателями и патриотами. Многие лучшие учителя города Куйбышева тоже пришли в училище.

Не считаясь со временем, - в учебные часы, часы самостоятельной работы, во время дополнительных занятий, в кружках по интересам, - педагоги щедро делились с воспитанниками своими знаниями, обучали ненавязчиво, старались пробудить интерес к своему предмету. 

Изучали ребята психологию, логику, конституцию- чтобы знать, какие права- обязанности есть у советского гражданина. В училище была хорошая библиотека и суворовцы много читали.

Настоящими профессионалами были преподаватели математики. Суворовцы были частыми участниками математических олимпиад среди школ Куйбышева и под руководством преподавателей завоевывали призовые места.
      Среди преподавателей физики основательностью знаний отличался Холмцев Николай Иванович, бывший страстным радиолюбителем. И эту любовь к конструированию радиоприемников и передатчиков он привил многим суворовцам, занимаясь с ними в кружке. Суворовцам в диковинку были открытки, которые некоторые воспитанники - радиолюбители получали из Америки и других стран от радиолюбителей, установив с ними радиосвязь.

Преподаватели русского языка и литературы прививали ребятам любовь к великому русскому языку и литературной классике, воспитали патриотами.

До 1950 года в училище преподавали немецкий и английский языки. Позже единым иностранным языком стал французский. По мнению многих выпускников КбСВУ, преподавание иностранных языков в училище было поставлено на высокий уровень. И этим можно объяснить поступление многих выпускников в Военный институт иностранных языков.

За почти 20-летнюю историю существования в КбСВУ было сделано 15 выпусков. Всего было аттестовано 1121 человек - хорошо обученных, подготовленных к военной службе и работе в народном хозяйстве, преданных своему народу и нашей великой Родине воспитанников.

В 1949 году успеваемость в училище составляла 93,8%. В 1950 году успеваемость была стопроцентной. 18 воспитанников получили золотые и серебряные медали, а их имена были занесены на доску почета [13].

Выпускники должны были стать всесторонне развитыми, грамотными и культурными людьми. В училище дисциплина была на высоком уровне. Здесь не было ни одного второгодника. Из общего количества оценок знаний 86,6 процента составляли отличные и хорошие отметки [9].
Нижеприведенная таблица подтверждает это:

Год выпуска

Аттестовано

Медали

Золотая

Серебряная

1949
1950
1951
1952
1953
1954
1955
1956
1958
1959
1960
1961
1962
1963
1964

39
100
85
83
71
62
71
120
54
67
60
63
65
63
118

3
7
11
10
5
12
4
3
4
4
2
5
4
1
5

2
6
12
20
15
3
9
14
7
3
15
14
1
4
7

Итого

1121

80

128

Осуществляемый учебный процесс опирался на прочную учебно-техническую базу: лаборатории физики, химии и биологии, кабинеты математики, литературы, истории, географии, черчения, военной подготовки, иностранного языка, специальные классы электротехники, автомобильной подготовки, столярные и слесарные мастерские, библиотеки учебной и художественной литературы, клубы со стационарными киноустановками, спортивные залы [3].

Такие высокие показатели успеваемости зависели и от дисциплины тоже. Когда ученик получал двойку, ему нельзя было заниматься самодеятельностью, спортом, он дополнительно учил предмет, пока оценка не будет исправлена. Распространенным наказанием был наряд вне очереди. Помимо этого, дисциплину удавалось держать личным примером [12].

Важная роль в воинском воспитании отводилась строевой подготовке, строевым смотрам, занятиям по тактике с использованием стрелкового оружия, взрывпакетов, химических патронов, сигнальных ракет и полевых телефонов. Периодически училища в полном составе выходили на прогулки по городу с оркестром и исполнением строевой песни, что к тому же способствовало сплочению коллектива.

Учитывая статус закрытого военного заведения, применялись дисциплинарные взыскания и поощрения суворовцев, максимально приближенные к предусмотренным Уставами требованиям. Видами поощрений являлись: благодарность, награждение ценным подарком, похвальной грамотой, назначение на должность, фотографирование при развернутом Знамени училища, занесение на Доску отличников, благодарственное письмо родителям и др. Виды взысканий отличались большим разнообразием, чем поощрения: выговор перед строем или лично, лишение отпуска в город и на каникулы, назначение в наряд вне очереди, снижение балла за поведение, отстранение от исполнения должностных обязанностей, снятие погон на некоторое время, простой арест, строгий арест с содержанием на гаупвахте или в карцере, оставление в училище условно, отчисление из училища. Были и такие виды взысканий, которые нигде не фиксировались: лишение посещения кино, удаление из класса и др.[18].

Приз за успехи в учебно-воспитательной работе, боевой подготовке и воинской дисциплине – переходящее Красное Знамя и бюст генералиссимуса А.В.Суворова, учрежденный в 1950 году, гостил в стенах КбСВУ в 1950, 1951, 1953, 1956 гг. Ни одно училище не смогло превзойти этот результат, и этот приз был оставлен в Куйбышевском суворовском военном училище навечно.

Ну и, конечно, самым любимым занятием был спорт. Суворовцы с нетерпением ждали уроков физкультуры и старались не пропускать занятия спортивных секций. Многие предпочитали спортзал другим культурным мероприятиям. Все преподаватели физкультуры были замечательными спортсменами-мастерами и педагогами. Это они дали путевку в большой спорт многим суворовцам, окончившим военный институт физкультуры им. Лесгафта.

Успехи училища в спорте проявлялись на спартакиадах. Летом 1949 г. в Москве состоялась первая спартакиада суворовских и нахимовских училищ. Куйбышевское училище заняло 3-е общекомандное место. Команда гимнастов заняла 1-е место. Абсолютными чемпионами спартакиады стали: по гимнастике - Виктор Шерстюк, II разряд, (впоследствии он стал мастером спорта); по боксу - Валентин Михайловский (второй наилегчайший вес, т.е. «вес мухи»); по штурмовой полосе - Олег Емельянов.

Училище занимало первые места на спартакиадах ПриВО в 1951 и 1957 годах.

Последняя пятая спартакиада суворовских военных училищ состоялась в июле 1963 года. Как и на всех предыдущих спартакиадах, команда КбСВУ заняла первое место по гимнастике и третье общекомандное.  

Считалось, что каждый суворовец при выпуске должен иметь какой-нибудь спортивный разряд, например по лыжам, легкой атлетике, плаванию, волейболу. Тренировки проходили на стадионе Динамо.  Летом распространенным видом спорта был мото- и велоспорт. С большим удовольствием суворовцы учились водить мотоцикл. Более сотни из них стали отличными мотоциклистами [9].

Воспитанники Куйбышевского суворовского училища в своё время принесли немало наград в спортивную копилку города и области. Зимой суворовцы активно занимались конькобежным спортом, лыжами. По легкой атлетике и гимнастике были свои рекордсмены, неоднократно завоевывавшие первенство в городских соревнованиях. Многие старшеклассники сдали нормы на ГТО 1 и 2 ступени. Сочетая напряженную учебу с разумным отдыхом, ребята готовились к тому, чтобы в будущем стать всесторонне развитыми, готовыми в любую минуту по зову правительства встать грудью на защиту Родины [10].

Суворовцам преподавали и бальные танцы. Рядом с училищем располагалась 63-я школа (она и сейчас существует). Когда устраивали балы, оттуда приглашали школьниц. Балы- источник знакомств [12].Суворовцы были желанными гостями на школьных балах и вечерах, привнося в них особый шарм [17].

Ребята никогда не жили замкнуто. Они часто ходили в театры, участвовали в смотрах (в училище был сильный хор), посещали филармонию. Еще были встречи с учеными, беседы на предприятиях.

Несмотря на трудное положение, государство выделяло немалые средства на обеспечение воспитанников (40000 рублей в год на одного суворовца). Норма продуктов суточного довольствия суворовцев включала в себя все основные продукты необходимые для нормального роста и развития воспитанников. Приказом Министерства Обороны СССР была установлена специальная форма одежды суворовцев, а также необходимый перечень предметов личного обихода. В целом материально-техническая база училищ, полностью укомплектованная к 1950 году, имела удовлетворительное состояние и способствовала успешной деятельности суворовских училищ. Однако, говоря о Куйбышевском СВУ, нужно отметить, что оно изначально не соответствовало требованиям, выдвигаемым к закрытым военным учебным заведениям: оно располагалось в здании, которое не было предназначено для проживания воспитанников и одновременно проведения педагогического процесса. Училище располагалось в старинном здании, которое требовало капитального ремонта. Данная статья расходов требовала больших средств, которых государство не могло выделить. Это стало одной из причин, которая привела к расформированию суворовских училищ.

В 1964 году училище было закрыто. Тогда, в 60-х, у училища не хватило базы, учебных корпусов. А в Казани был целый военный городок…























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всестороннее образование и воспитание позволили выпускникам КбСВУ занять достойное место в рядах защитников и тружеников нашей Родины. Они стояли у пультов ракет, управляли сверхзвуковыми реактивными самолетами, были командирами атомных подводных лодок. Многие командовали воинскими частями, стали начальниками политических органов, работали преподавателями в ВВУЗах, служили в различных структурах МО, в крупных штабах военных округов и групп войск за рубежом, были военными советниками в армиях дружественных стран, дипломатами. Значительная часть выпускников занималась и занимается наукой.

У выпускников училища есть замечательная традиция встречаться по юбилейным датам КбСВУ в родных стенах. Каждая из этих встреч по-своему замечательна и памятна. На встречу в 1984 году бывший выпускник Валерий Соколов из Центрального музея Вооруженных Сил СССР привозил «Красное Знамя» училища. На здании учебного корпуса торжественно была открыта памятная доска, на которой начертаны слова: «Здесь с 1944 года по 1964 год размещалось Куйбышевское суворовское военное училище». Время стремительно и неумолимо бежит и сегодня все бывшие выпускники стали пенсионерами, большинство преподавателей, офицеров-воспитателей, да и многие суворовцы завершили свой жизненный путь. Но светлая память о них и об этих традициях должна вечно жить в нашей памяти.

Суворовские военные училища занимали важнейшее место в подготовке профессиональных военных кадров в советский период. Кроме этого они решали важнейшую проблему советского социума военного и послевоенного периода, связанную с детской беспризорностью - дети погибших воинов принимались в суворовские военные училища в обязательном порядке и вне конкурса. Несмотря на тяжелое экономическое положение, государство оказывало всестороннюю помощь суворовским училищам в осуществляемой ими деятельности, тем самым заботясь о подрастающем поколении, о его воспитании и обучении.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны была создана эффективная система начального военного образования в лице суворовских военных училищ, в основу которой были заложены лучшие традиции кадетских корпусов и русской армии. Воспитанники суворовских училищ всегда отличались глубокими профессиональными знаниями, широкой образованностью и эрудицией, высоко развитым понятием патриотизма, воинского долга, офицерской чести и войскового товарищества.























Список литературы и интернет- ресурсов

  1. Белов С.Н. Начало деятельности Куйбышевского суворовского военного училища / Всероссийские Платоновские чтения: Сборник научных трудов / Под ред. П.С. Кабытова. Вып. V. – Самара, 2003;

  2. Белов С.Н. Куйбышевское суворовское военное училище (1944-1964). – Самара: Изд-во «Научно-технический центр», 2007;

  3. Попов А.А., Плеханов А.М. От кадетских корпусов к суворовским военным училищам войск НКВД (МВД) СССР (1731-1960 гг.)/ А.А. Попов, А.М. Плеханов.- М.,1998;

  4. Суворовские, нахимовские…: Суворовские военные и нахимовские военно-морские училища. Сб./Авт.-сост. Г.П. Толокольников.- М., 2003;

  5. Холопов И.А. В сердце навеки с суворовцами/ И.А. Холопов.- М.,2000;

  6. В. Попов, Ю. Миганов. Встреча через годы. 40 лет в строю// Волжский комсомолец от 05.10.1984;

  7. В.В. Шемякин. Нами восхищались на парадах. И на выпускных экзаменах// Самарские известия от 08.10.1999;

  8. В. Жданов. Уверенно шагают по «ступенькам»// Волжский комсомолец от 03.01.1959;

  9. Г. Лентовский. Они станут офицерами// Волжская коммуна. № 45 от 23.02.1951;

  10. Г. Лентовский. Суворовцы// Волжская коммуна. №267 от 20.11.1949;

  11. Д.Гужба. Куйбышевскому СВУ- 60 лет// Солдат отечества. №2 от 02.10.2004;

  12. Е.Верченова. Наука побеждать// Волжский комсомолец. № 27 от 04.06.2004г;

  13. Куйбышевское суворовское…// Волжская коммуна. № 288 от 08.12.1950;

  14. М. Морозова. Суворовцы// Волжская коммуна от 30.12.1944;

  15. Н. Чеботарев. Суворовцы из Самары// Самарская неделя. № 196 от 16.10.1999;

  16. П. Пряшников. Юбилей// Волжский комсомолец. № 197 от 04.10.1959;

  17. Ю. Миганов. Разрешите встать в строй// Волжская заря. № 89 от 28.05.1996;

  18. http://mnsvu.org/index.php?id=2646&option=content&task=view

  19. http://www.kadet.ru/lichno/Tolok/Suv_nah/Kuibysh/Kuibysh.htm

  20. http://www.regsamarh.ru/info_act/exhibitions/suvorovcy/

  21. http://www.russer.ru/a/a/kuybyishevskoe_suvorovskoe_voennoe_uchilische

  22. http://samsud.ru/blogs/hroniki-samarochki/-chest-mundira-k-70-letiyu-sozdanija-kui.html

  23. http://www.ruscadet.ru/history/sms_nmns/sms/kuyb/comm.htm






















Приложение №1

Постановлением ГКО от 4 июля 1944 года об открытии Куйбышевского суворовского военного училища.



Приложение № 2

1 октября 1944 г. Вручение Знамени на площади имени В.В. Куйбышева.

Приложение № 3

Здание училища по адресу: ул. Казанская (ныне – ул. А.Толстого) и ул. Успенской (ныне ул. Пионерская).

Приложение №4

Первый начальник училища (с 1944 по 1946гг.)- генерал-лейтенант Невский Георгий Георгиевич.

Приложение № 5

Начальник училища- генерал-майор Владимир Васильевич Баланцев.


Приложение №6

Полковник Павел Петрович Пряшников- начальник Куйбышевского суворовского военного училища в период с 1954 по 1964 гг.