Исследовательская работа на тему: «Эволюция архетипа проблемы
«отцов и детей» в русской классической литературе»
Автор
Тулумбаева Алина.
Куратор
Веремчук О.А.
Актуальность исследования
Актуальность исследования
- Проблема «отцов о детей» – проблема вечная. Смена поколений, сопровождающаяся обновлением вкусов, взглядов, неизбежно вызывает споры между родителями и детьми.
- Всем известно, что русская литература всегда отражала как важные моменты истории, так и вопросы, волнующие людей во все времена. Многие из них корнями уходят в древность.
Цель исследования
- Изучить эволюцию архетипа «отцов и детей» в русской классической литературе.
Задачи исследования:
Исследуя данную проблему, мы поставили перед собой задачи:
- проследить связь архетипа «отцы и дети» с конкретной исторической эпохой на примере определенного художественного произведения;
- выявить актуальность одной из «вечных» проблем взаимоотношений «отцов и детей» для моих сверстников и их родителей;
- выявить причины конфликта;
- Провести анкетирование среди учащихся и родителей.
Объект исследования
- Древнерусская литература;
- Русская литература 18, 19, 20 веков;
- Современные дети и их родители.
Предмет исследования
- Проблема эволюции архетипа «отцов и детей» в русской классической литературе.
Гипотеза исследования
- В отечественной литературе тема «отцов и детей» берет своё начало в книгах, написанных во времена Киевской Руси, и остается одной из самых актуальных в современном литературоведении.
Методы и методики исследования:
- Чтение текстов древнерусской и русской литературы, в которых раскрывается данная проблема;
- Анализ проблемы отцов и детей в литературе;
- социологический опрос;
- анализ социологического опроса.
Введение
Именно в семье от отца и матери человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от этого, зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что для него будет самым главным в жизни. Рассматривая данную тему, нельзя не обратиться к понятию архетипа, которое ввел швейцарский психоаналитик и исследователь мифов К.Г.Юнг. Вслед за ним обращались к проблеме архетипа ученые (даже биологи), исследователи религий, мифов, такие деятели искусства, как Т.Манн, великие режиссеры кино Ф.Фелинни, И.Бергман и другие. К одному из древнейших архетипических образов и относится архетип «отцы и дети».
Введение
По мнению исследователей, все важнейшие архетипы сформированы в древности и связаны с фольклорными текстами. Таким образом, занимаясь исследованием проблемы эволюции архетипа «отцов и детей» в русской классической литературе, нам показалось интересным сказать об особенностях взаимоотношений поколений на раннем этапе развития человеческого общества, что нашло свое отражение в сказках и фиксирует остатки прежней морали.
Введение
С развитием цивилизации, появлением первых литературных памятников понятие архетипа «отцы и дети» меняется, наполняясь новым содержанием в каждом историческом времени.
Целью нашей работы является изучение эволюции архетипа «отцы и дети» в русской классической литературе. Исследование проведено на основе следующих художественных произведениях:
Введение
- «Поучение» Владимира Мономаха
- А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- М.А. Шолохов «Родинка»
- В.Г. Распутин «Женский разговор»
Теоретическая часть
В литературоведении архетип понимается как универсальный прасюжет или праобраз, зафиксированный мифом и перешедший из него в литературу.
Итак, в мировой и отечественной науке сложились разные концепции архетипа, каждая из которых, бесспорно, заслуживает внимания. И следует признать, что они принимаются не всеми исследователями.
Архетипы дают возможность увидеть глубинные содержательные стороны произведений: «преемственность в жизни человеческого рода, неразрывную связь времен, сохранение памяти о прошлом, т.е. архетипической памяти, в чем бы она ни проявлялась» (Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины / ред. Л.В.Чернец. М., 19)
Соотношения отцов и детей как гармоническое единство в «Поучении» Владимира Мономаха.
С развитием цивилизации, появлением первых литературных памятников понятие архетипа «отцы и дети» меняется, наполняясь новым содержанием в каждом историческом времени.
В отечественной литературе тема «отцов и детей» берет своё начало в книгах, написанных во времена Киевской Руси. Одним из ярчайших произведений той эпохи является «Поучение» Владимира Мономаха детям. В контексте произведения слово «дети» является многозначным и употребляется как в отношении подданных, так и наследников. Нас интересует в связи с анализом темы поучение князя своим сыновьям. Именно благодаря этому историческому документу, современный читатель узнает об особенностях воспитания детей на Руси в одиннадцатом веке.
Делая вывод о воспитательной роли «Поучения», необходимо обратиться к утверждению Д.С. Лихачева: «Письмо Мономаха должно занять одно из первых мест в истории человеческой Совести, если только эта История Совести будет когда-нибудь написана». «Поучение» иллюстрирует не отношения «отцов и детей» как таковые, а показывает незыблемость нравственных заповедей старшего младшим, призывая не к простому послушанию, а взаимоуважению и любви.
Столкновение века «нынешнего» и «минувшего» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
«Яблочко от яблоньки недалеко падает», - гласит старинная русская пословица. Действительно, каждое последующее поколение наследует от предыдущего не только материальные ценности, но и основные мировоззренческие и жизненные принципы. Когда принципы, выработанные веком минувшим, не принимаются веком нынешним, возникает конфликт поколений. Этот конфликт не всегда имеет возрастной характер. Случается так, что представители двух разных поколений одинаково смотрят на жизнь. Вспомним Фамусова. Как восхищается он своим дядей Максимом Петровичем, полностью разделяя его взгляды, стремится подражать ему и постоянно ставит в пример молодежи.
Молчалин тоже разделает взгляды старшего поколения, что очень помогло ему в жизни. Придерживаясь завета отца, он готов:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику для избежанья зла.
Собаке дворника, чтоб ласкова была...
И следование этим советам помогают ему добиться и чина асессора, и стать секретарем у московского ҭуза Фамусова, его любит светская барышня. В итоге он стал незаменимым посетителем всевозможных балов и приемов.
Отношение детей к родителям в повести Пушкина «Станционный смотритель».
Очень часто дети, когда вырастают и начинают жить самостоятельной жизнью, уделяют своим родителям все меньше и меньше внимания, все больше отдаляются от них.
В повести Пушкина Станционный смотритель дочь главного героя Дуня убежала в Петербург с проезжим гусаром. Ее отец очень волновался за нее, за ее будущее. Он по-своему желал Дуне счастья. В этом случае конфликт между отцом и дочерью заключается в разном понимании счастья.
Конфликтность взаимоотношений «отцов» и «детей» как общественно – социальное противостояние в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
В «Отцах и детях» показан раскол, коснувшийся не только политических, социальных, но и непреходящих, вечных ценностей жизни: любви и взаимоуважения отцов и детей, почитания старших. В способности русского человека легко «поломать себя» Тургенев увидел теперь не столько великое наше преимущество, сколько опасность разрыва связи времен.
«Отцовство» предполагает покровительственное и любовное отношение старших к идущим на смену молодым, терпимость и мудрость, разумный совет и снисхождение. Мир так устроен, что «молодость» и «старость» в нем взаимно уравновешивают друг друга: старость сдерживает порывы неопытной юности, молодость преодолевает чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивает жизнь вперед. Такова идеальная гармония бытия в представлении Тургенева.
Патриархальный уклад семьи, авторитет отцов и их забота о детях в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Тонкий исследователь человеческой души, Л.Н. Толстой утверждал, что "люди, как реки": у каждого свое русло, свой исток. Исток этот - родной дом, семья, ее традиции. В романе "Война и мир" Толстой внимательно рассматривает историю трех семейств: Ростовых, Болконских и Курагиных. Семья Ростовых и семья Болконских близки духовным родством, патриархальным укладом.
В своем романе "Война и мир" Толстой показал нам семью идеальную (Болконские) и семью лишь формальную (Курагины). И толстовский идеал - патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на "добре и правде". Каждый должен стремиться к этому. Ведь счастье - в семье.
Тема распада семейных связей в условиях «классовой борьбы» в рассказе М.А. Шолохова «Родинка»
Трагедия Гражданской войны раскрывается через конкретные судьбы людей. Автор ставит по разные стороны баррикад самых близких людей. В рассказе «Родинка», в одном из самых проникновенных произведений этого цикла, белый атаман убивает красного командира, перерубив его шашкой; затем снимает сапоги с покойника как трофей и замечает на ноге убитого родинку с куриное яйцо. Такая же есть и у него. Страшен момент узнавания, и старый казак стонет над убитым сыном: «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя… Да скажи же хоть слово? Как же это, а?». Атаман понимает, что убил своего собственного сына и пускает себе пулю в рот.
Так Шолохов на очень маленьком художественном пространстве смог развернуть колоссальную картину человеческого горя. Он столкнул здесь интересы не только семьи, но и всего человечества. Что же это за правда, что за неё нужно убивать своих детей, ради кого тогда жить, если не для них?
Тема отчуждения «отцов» и «детей» в рассказе В. Г. Распутина «Женский разговор»
Рассказ построен на антитезе миропонимания главных героинь: нравственного (старухи-праведницы) и реалистического, распущенного, жестокого (Вики). Спор старшего и младшего поколений о человеческой морали традиционных представлений о назначении женщины в современном обществе. В. Г. Распутин пишет о мудрости и легкомыслии, равнодушии и душевной теплоте, о том, что люди на этой земле обманывают себя.
Постепенно под влиянием малограмотной старухи Вика прислушивается к себе, затем задает вопросы, задумывается, потому что в словах безграмотной старухи таится глубокая мудрость, отражается все богатство её внутреннего мира: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры.
Финал рассказа остается открытым. Страшен мир, в котором мы живем, рушатся традиционные ценности: нет семьи, нет добра Убогость быта, бездуховность, враждебность вокруг. Изменит ли разговор взгляды внучки на этот мир? Есть ли надежда на возрождение души Виктории? Да, потому что в этом мире живут Натальи, хранительницы нравственных устоев жизни, основанных на традициях народной культуры, трудолюбии и сохранении материнского предназначения женщины на земле.
Исследование
Изучая данную проблему, я провела анкетирование.
Были заданы вопросы учащимся 4, 7, 10 классов:
1. Всё ли вы рассказываете своим родителям?
2. Доверяете ли вы им?
3. Как часто вы разговариваете откровенно со своими родителями?
На вопросы отвечали и их родители:
1. Как часто вы разговариваете откровенно со своим ребёнком?
2. Знаете ли вы о его увлечениях?
3. Чувствуете ли вы полное доверие со стороны своего ребёнка?
Получили следующие результаты:
Дети: на первый вопрос да- 67% опрошенных, не всё- 38%
на второй вопрос да- 70%, нет- 28%
на третий вопрос часто- 49%, редко- 37%, никогда- 15%
Родители: на первый вопрос часто- 47% опрошенных, редко- 34%, никогда- 13%
на второй вопрос да- 84%, догадываюсь- 15%, не знаю- 5%
на третий вопрос да- 68%, нет- 25%, затрудняюсь ответить- 10%
Проанализировав полученную информацию, а также результаты опроса, мы выявили:
Проанализировав полученную информацию, а также результаты опроса, мы выявили, что между опрошенными родителями и детьми существуют в основном доверительные отношения, родители интересуются жизнью своих детей. Но, к сожалению, есть родители, которые знают мало о жизни детей.
Заключение
Итак, как мы видим, проблема отцов и детей нашла наиболее полное отражение в русской классической литературе, многие писатели обращались к ней, считая ее одной из злободневных проблем современной им эпохи. Но эти произведения популярны и актуальны и в наше время, что свидетельствует о том, что проблема взаимоотношений между поколениями принадлежит к вечным проблемам бытия.
Хочется закончить свою работу стихотворением Д. Минаева, который очень точно охарактеризовал важность и актуальность во все времена проблемы «отцов и детей».
Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья,
Кровавую войну:
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой «отцы» и «дети»,
Разят друг друга те и эти
Как прежде, в старину…
Спасибо за внимание