VI Республиканская научно-практическая конференция
для школьников «Их имена составили славу России»
Исследовательская работа на тему
«И что за диво этот лес!»
Секция «Шишкин на все времена»
Алексеева Виктория Николаевна,
ученица 5 класса МБОУ «Ижевская СОШ»
Менделеевского муниципального района
Республики Татарстан
Соавтор
Салиева Диана
ученица 5 класса МБОУ «Ижевская СОШ»
Менделеевского муниципального района
Республики Татарстан
Руководитель: Галкина Елена Васильевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Ижевская СОШ» ММР РТ
2017
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. История создания картины И.И.Шишкина «Корабельная роща»….…4
& Пейзаж в русской живописи…………………………………………………….4
& История картины…………………………………………………………………5
Глава 2. Анализ образно-символического содержания картины........……….….5
& «Корабельная роща»: описание картины ………………………………………5
& Палитра картины …………………………………………………………………5
& Детальный анализ ………………………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………….….9
Список использованной литературы………………………………………….…..10
Введение
Тему исследовательской работы мы выбрали не случайно. Как-то на уроке ИЗО мы совершили виртуальную экскурсию по Государственному Русскому музею в Петербурге. Именно там мы увидели удивительную картину И.Шишкина «Корабельная роща».
Нас поразила сила таланта великого художника, и поэтому мы решили посвятить свою исследовательскую работу по данной картине.
Цель исследования: воспитание патриотизма путем повышения интереса к истории родного края.
Задачи:
-развитие умения видеть окружающий мир, понимать его красоту;
-сбор информации об И.И.Шишкине;
-развитие интереса к истории родного края;
-умение выразить свое отношение к окружающему миру языком художественных образов.
Объект исследования: картина И.И.Шишкина «Корабельная роща». Актуальность исследования: в современном мире, чтобы стать гармонически развитой личностью, надо учиться творчески мыслить, видеть, анализировать явления окружающей действительности и уметь отображать свои мысли, развивать образное мышление.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава содержит сведения об истории создания картины И.И.Шишкина «Корабельная роща». Вторая глава представляет собой анализ образно-символического содержания картины.
Глава 1. История создания картины И.И.Шишкина «Корабельная роща»
Великий художник-пейзажист Иван Шишкин занимает особое место среди русских художников. Никто не писал природу так бескомпромиссно, красиво и с реализмом, способным по обилию любви и души в произведении поспорить с любым романтическим полотном. Практически весь многолетний опыт в изображении родного края воплощен в полотне «Корабельная роща». Шишкин сумел передать светлое спокойствие летнего леса благодаря богатой палитре оттенков.
Зимой 1898 г. Шишкин оканчивает последнюю картину — "Корабельная роща”, одно из самых больших по размеру, самых величественных по замыслу и самых совершенных своих творений. В этой последней своей работе Шишкин продемонстрировал в 1898 году все свое нажитое за многие годы мастерство, которое нисколько не угасло к концу жизни, доказывая многим молодым твердую стать и пыл художника, талант которого неиссякаем и в старости.
Корабельная роща впервые была выставлена на передвижной выставке и вызвала всеобщую похвалу и восхищение коллег художников и посетителей. Картина навеяна лиризмом и любви художника к лесу с его неиссякаемым богатством, она легко воспринимается всеми любителями лесной природы, даже детьми, которые очень хорошо знакомы по репродукциям с этой сказочной красоты работой, что в наследство оставил великий маэстро.
Пейзаж в русской живописи
В XIX веке пейзаж как жанр изобразительного искусства приобрел необычайную популярность у русских художников и, соответственно, у публики. Этот период знал многих выдающихся пейзажистов, таких как Левитан, Лагорио, Айвазовский, Васильев и других художников-передвижников. Однако особое место в русской пейзажной живописи, как и в сердцах публики, занимает Иван Шишкин. Первое общественное признание художник получил за виды пригородов Санкт-Петербурга, а полотном «Корабельная роща» Шишкин завершил свой творческий путь.
И. Шишкина считают исконно русским художником не только потому, что пейзажист, как никто другой, умел изобразить природу родного края, но и потому, что он любил ее более всего на свете. По иронии судьбы, звание академика принесло Шишкину творение «Вид на окрестности Дюссельдорфа».
История картины
Среди самых сложных работ особенно выделяется картина И.Шишкина «Корабельная роща» — последнее, почти предсмертное полотно художника. Многие критики и искусствоведы называют ее «причесанным» «Сосновым бором» не только потому, что сосны на картине прямые, а больше из-за того, что в своей последней картине Шишкин прекрасно использовал 40-летний опыт рисовальщика и знатока растительности. Картину «Корабельная роща» И.Шишкин написал в год своей смерти, и ею представлен финальный этап его творческого пути. На большом холсте художник решил изобразить свой любимый сосновый лес — сюжет, который в каждой его картине раскрывается по-новому, играет свежими красками и не перестает удивлять.
Глава 2. Анализ образно-символического содержания картины
«Корабельная роща»: описание картины
На холсте изображена роща близ Елабуги — родного места художника. В записке автора к картине указано, что это «Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги». Этот лес был знаком Шишкину с детства, и кажется символичным, что именно его автор изобразил на своей последней картине. Простой сюжет картины позволяет зрителю углубиться в идеальное сочетание цветов и общую атмосферу летнего леса, не смущенного ветром и дождем. Непрерывный сорокалетний опыт изучения русской природы проявил себя в каждом дереве и каждой травинке, изображенной на картине.
Палитра картины
Лес купается в солнечном свете и утопает в многообразии цветов и оттенков, нехарактерных для более раннего Шишкина. Палитра этого полотна, при детальном рассмотрении, поразила бы художников импрессионистов своим богатством и разнообразием. Однако Шишкин со свойственным ему чувством меры не позволяет палитре нарушать естественную красоту пейзажа, а наоборот, использует цвета, чтобы подчеркнуть ее. Небесная лазурь смешивается на холсте с розоватыми оттенками заката, темной зеленью леса и фиолетово-черными мазками глубоких теней. Голубые или местами откровенно синие цвета на стволах высоких сосен говорят о замшелости древних исполинов, а выжженная солнцем зелень опушки напоминает об эстетических предпочтениях художника — Шишкин всегда предпочитал неброскую, почти тусклую прелесть летнего леса северо-западной России.
Детальный анализ
Характерной чертой художника в пейзажной живописи было умение всегда держать лес в главном фокусе зрителя, при этом выводя его на второй план. Картина Шишкина «Корабельная роща» лишь подтверждает правило. На переднем плане перед зрителем предстает солнечная опушка и ручей с коричневатой от обилия железа водой, за опушкой молодые сосенки, позади которых возвышаются сосны-исполины, согретые лучами летнего солнца, чьи кроны оставляют всего несколько сантиметров для летнего неба.
Сосны, изображенные на картине, не обычные, а корабельные — возрастом от 80 до 100 лет, высокие и легкие, до полуметра в диаметре. Доски из этих сосен использовались для строительства кораблей, а стволы-бревна отлично служили корабельными мачтами. Простота сюжета картины с лихвой восполнена мелкими деталями, точностью воспроизведения каждого элемента флоры, а также глубиной и богатством оттенков — всем тем, чем полюбился зрителю Иван Шишкин. «Корабельная роща» по праву считается вершиной творчества великого художника-пейзажиста.
"Сосной на выставке запахло, солнца, света прибыло", - писал К. Савицкий, увидев картину. Это полотно, сочетающее в себе гармонию и величие, стало достойным завершением цельного и самобытного творчества "певца русского леса".
Эта картина - художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. Она свидетельствует о том, что и в старости художник нисколько не утерял твердости руки, зоркости взгляда, способности к типизации при сохранении точности фактуры и деталировки, - словно суммирует все достоинства шишкинской творческой манеры. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев. Сосна - одна из них.
А между тем картина сразу покоряет зрителя национальными особенностями русского пейзажа - величавой своей красотой, силой и крепостью. Конкретные земные силы природы у И. Шишкина кажутся по неземному мощными, поглощающими все случайное, низменное и мелкое.
Первое впечатление от картины - это величавое спокойствие и невозмутимость. И. Шишкин написал ее, не ища тех переменчивых эффектов - утра, дождя, тумана, какие были у него раньше. Это полотно как будто напоминает и "Сосновый бор", но разница между ними очень многозначительна. Если деревья в "Сосновом бору" изображались целиком - полностью с небом над ними, то в "Корабельной роще" кусты и деревья слева полотна исчезли, а другие надвинулись на зрителя и заняли весь холст. Строй сосен выровнялся, и контраст близкого и удаленного отсутствует. Взамен прежней детализации И. Шишкин находит другой прием привлечь внимание зрителя, противопоставляя то сходные, то разнородные мотивы.
В центре картины он выделяет несколько сосен, освещенных солнцем. Левее сосны уходят в глубь рощи, то появляясь на свету, то скрываясь в тени. По другую сторону полотна показан сплошной массив зелени. Рядом с могучими деревьями, живущими уже сотни лет, И. Шишкин изображает молодую поросль, идущую на смену старым великанам - тянутся кверху, говоря о молодой жизни, тонкие сосенки. Вершины огромных деревьев скрываются за рамой картины, как будто им не хватает места на полотне, и наш взор не может охватить их целиком. Тут же на первом плане тонкие жердочки переброшены через мелкий ручеек, растекающийся по песку слоем прозрачной воды.
Об его отношении к этюдам ходили легенды. То, что для других художников было своего рода тренировкой, у Шишкина превращалось в священнодействие. Никакой приблизительности в изображении природы - таким был его девиз. Натурные этюды, исполненные в родных прикамских лесах, легли в основу самого масштабного полотна в творчестве Шишкина – «Корабельной рощи», о чем свидетельствует эскиз, подписанный мастером «Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги».
Эта картина поражает зрителя эпическим, былинным размахом: как тут не вспомнить, что современники называли Шишкина «лесным богатырем», «царем леса»! Огромные стволы вековых сосен создают удивительное ощущение могущества природных сил, перед которыми все человеческое - суета. Чтобы усилить это впечатление, Шишкин прибегает к излюбленному приему, «срезая» рамой верхушки деревьев - им как будто не хватает места на холсте. Если слева на картине изображены старые деревья, то справа тянется к свету множество молодых тонких сосенок. Их буйная зелень олицетворяет вечное движение жизни, постоянное обновление.
Но...через несколько дней после открытия выставки Иван Шишкин скончался в своей мастерской за мольбертом. «Корабельной роще» было суждено стать художественным завещанием патриарха русской живописи, последним аккордом той симфонии леса, которую он писал всю жизнь.
Вскоре после окончания «Корабельной рощи» Шишкин умер – 8 марта 1898 года.
Жизнь Шишкина была заполнена постоянной деятельностью. Он написал много картин и этюдов, создал прекрасные рисунки, много сделал для развития и популяризации в России гравюры. Он был активным и авторитетным участником Товарищества передвижников, занимался с начинающими художниками. За свою относительно короткую жизнь ( 66 лет) он создал более 500 живописных полотен. Параллельно с занятиями живописью много времени и труда уделял работе в области рисунка и гравюры. Офорты Шишкина (печатные оттиски с рисунка, вытравленного на медной доске) сыграли большую роль в развитии гравировального искусства. Зрелая мысль и строгая поэзия радуют до сих пор в картинах Ивана Ивановича Шишкина, выдающегося русского пейзажиста, достойно заслужившего широчайшее народное признание. Весь творческий путь художника предстает перед нами как подвиг русского человека, который в своих произведениях прославил родину, горячо и нежно любимую им. В этом сила его творчества, его таланта.
Заключение
В последние годы жизни Ивану Ивановичу Шишкину было одиноко. Жена умерла, старшая дочь уехала в Финляндию и стала жить на вилле Мери-Хови среди холодных скал, на берегу моря. И хотя дочь звала его к себе, ощущение пустоты, одиночества не покидало художника.
«Корабельная роща» - это в определенном смысле завещание художника, ведь она стала последней его картиной. Несмотря на кажущееся сходство с другими пейзажами, вышедшими из-под кисти Шишкина (например, с «Утром в сосновом бору»), эта работа будто обобщает весь его творческий опыт. Здесь в один узел сплетаются многочисленные мотивы, рассеянные по прежним работам мастера. И еще один нюанс: по размерам полотно превосходит все остальные, созданные живописцем.
Вплоть до нынешнего времени картина «Корабельная роща» считается одной из самых популярных в творчестве Шишкина и, между прочим, широко репродуцируемой. Ее можно встретить на почтовых открытках и марках, на футболках, коврах и даже (внимание!) фотообоях.
Глядя на картину, есть ощущение присутствия в этом лесу.
Слышишь журчание ручья, шелест деревьев, которые заставляет пошевелиться ветер, пение птиц и стук дятла. Чувствуешь запах хвои, тепло солнца и прохладу воды в ручье. Шишкин помогает нам окунуться в мир прекрасной русской природы благодаря тонкому чувствованию природы.
Только он один может так точно передать всю красоту и уникальность нашего леса.
Список использованной литературы
Даль В.И., Толковый словарь русского языка: современная версия-М.: Эксмо, 2009
Панофский Эрвин, Этюды по иконологии. - СПб,: Азбука-классика, 2009