СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему "История репрессированных немцев на территории Успенского муниципального образования."

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассказывается о депортации немцев Поволжья в Сибирь в 1941 году, а именно на территорию с. Успенка Дор УРс, позже д. Малиновка. В статье исследуются причины переселения немцев в Сибирь, рассказывается о трудностях жизни репрессированых немцев в местах переселения во время и после войны..

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему "История репрессированных немцев на территории Успенского муниципального образования."»

6


История репрессированных немцев на территории

современного Успенского муниципального образования

Николаева Вероника Алексеевна

Российская Федерация, Тюменская область, Тюменский район, с. Успенка

МАОУ Успенская средняя общеобразовательная школа, 9 класс

Научная статья

Историю российских немцев принято считать с царствования Екатерины II, хотя уже при Иване Грозном в Москве возникла немецкая слобода (Кукуй), а при Петре I немецкие ремесленники, офицеры, врачи, инженеры, архитекторы активно участвовали в начинаниях царя-реформатора – помогали создавать новую столицу и придать ей особый, ни с чем несравнимый, облик. Но по-настоящему массовое переселение немцев в Российскую империю началось лишь в шестидесятые годы XVIII века и продолжалось до семидесятых годов XIX века. Стимулом для массового переселения немцев в Россию стали манифесты Екатерины II. В 1762 и 1763 годах Екатерина II издает два манифеста, приглашающих иностранцев и гарантирующих им значительные льготы при переселении: они получали казенные земли и деньги на переезд и обзаведение хозяйством, на тридцать лет освобождались от налогов и податей, в том числе от воинской службы. Колонисты сохранили свое самоуправление и свободу вероисповедания. В это время были основаны крупные колонии в Поволжье, Новороссии, Бессарабии, Закавказье, вблизи Петербурга1.

Следующим толчком к переселению послужила столыпинская реформа. Немецкими колонистами были заселены обширные пространства в Славгородском и Омском уездах. Революционные события 1917 года, гражданская война, коллективизация не миновали немецкие колонии. В октябре 1918 года был подписан декрет об образовании Трудовой коммуны немцев Поволжья и Закавказья. В 1924 году она получила статус автономной республики (АССР НП) и стала центром немецкой диаспоры2. 29 апреля 1937 года X съезд Советов АССР НП принял Конституцию Автономной Советской Социалистической Республики Немцев Поволжья, которая 2 июня 1940 года была утверждена Законом РСФСР.

Крутой поворот в судьбе российских немцев произошел в 1941 году. 28 августа 1941 года Президиум Верховного Совета принял закон, согласно которому все немецкое население Автономной немецкой республики Поволжья, районов Саратова и Сталинграда

должно было быть выслано. Из Постановления Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941г. о массовой депортации немцев: «По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья и Закавказья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, заселенных немцами Поволжья и Закавказья. Во избежание таких нежелательных явлений и для предупреждения серьезных кровопролитий Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым переселить все немецкое население, проживающее в районах Кавказа и Поволжья, в другие районы с тем, чтобы переселяемые были наделены землей, и чтобы им была оказана государственная помощь по устройству в новых районах. Для расселения выделены территории Сибири, Алтайского края, Казахской ССР и другие соседние местности, имеющие в изобилии пахотные земли»3. В то время как Красная Армия отступала на всех фронтах, теряя каждый день десятки тысяч убитыми и пленными, Берия выделил на эту операцию 14000 человек и войск НКВД под руководством заместителя наркомвнудела генерала Ивана Серова. Операция по выселению была проведена быстро и организованно. За 17 дней, с третьего по двадцатое сентября 1941 года, 446480 немцев были депортированы в 230-и эшелонах приблизительно по 50 вагонов в каждом, примерно по 2000 человек в каждом эшелоне. Передвигаясь по несколько километров в час, эти эшелоны шли до места назначения от четырех до восьми недель, а направлялись они в районы Омска и Новосибирска, район Барнаула, на юг Сибири и в Красноярск4. Сотни тысяч людей, единственной виной которых оказалась национальность, были объявлены преступниками. Многие из них так и ушли из жизни униженными и оскорблёнными, с чудовищным клеймом «фашистских диверсантов и шпионов. В ходе насильственной депортации погибло приблизительно 150 человек.

В область были высланы немцы из трёх кантонов нагорной правобережной части АССР НП: Франского кантона (ныне Медведицкого района), Добринского и Эрленбахского кантона (ныне Камышинского и Жирновского районой Волгоградской области). А именно из сёл: Гуссенбах, Диттель,Франк, Розенберг, Гебель, Крафт, Мюльберг, Гильдман и др.

Обращение к истории поволжских селений вызвано тем, что большинство немцев, живущих в Тюменской области и в нашем краю, происходят их тех мест, а люди старшего поколения до сих пор хранят воспоминания о своём детстве в родных селениях, откуда они и были высланы и куда они стремились вернуться5.

В поселение Дор УРС и в наше село были высланы немцы в основном из села Франк, это подтверждают свидетельства о рождении и другие документы, где указано их место рождения, так же мы это узнаём по свидетельствам самих немцев. Это обусловлено тем, что в вагонах везли односельчан и до места разгрузки и расселения они добирались вместе. (Приложение 2)

На 20 октября 1941 года в Омскую область прибыло 82030 тысячи немцев, из них 32316 человек на территорию нынешней Тюменской области. Размещение всех 32216 человек было осуществлено в 24 районах по 120-800 хозяйств в каждом, а внутри районов в отдельные колхозы и совхозы группами семей. (Приложение 1)6

В селе Успенке и в д. Малиновка проживает большое число немцев. Это всё люди пенсионного возраста, во время их переселения они были детьми, но время не стёрло из их памяти тех трагических дней сентября 1941 года. «6 сентября подогнали подводы лошадей и был отдан приказ «грузиться», всего было дано 2 часа. Не был убран урожай, ничего не смогли взять с собой. На станции погрузили в товарные вагоны и повезли. Страшно было нам детям. В вагонах было холодно, голодно, душно. Никто не знал тогда конечной цели прибытия. В пути были 6 дней. Шёл дождь, погода плакала вместе с людьми. 12 сентября прибыли в Тюмень, до 18 жили на пристани, 18 приехали в Успенку», - воспоминает Эрна Карловна Гоферберг (Пушникова). По словам же Гиль Эрны Андреевны их семья прибыла другим эшелоном: «Состав из нескольких вагонов, не доходя до разъезда Гужевое, остановился. С нехитрыми вещами люди прошли глубокий ров и остановились.» Перед ними было небольшое поселение Дор УРС (дорожное управление рабочего снабжения), которое существовало там с 1930 года. На этом месте позже в 1966 году появилась деревня Малиновка, в основном, за счёт немцев, депортированных сюда и поселившихся здесь вовремя и после войны.

Хотя партийные органы дали распоряжение подготовить жилой фонд для расселения спецпереселенцев, средств на строительство и ремонт жилья не хватало, и немцы попали в крайне стеснённые жилищные условия. Прибывших немцев в Успенке и в Дор УРС селили в любые помещения по несколько семей, а семьи чаще всего были многодетными. Подселяли в дома и в квартиры, кто брал, кто не брал. В Малиновке же копали землянки и жили в землянках.

Отношение к высланным немцам было неоднозначным. Переселенцы чаще всего не говорили по-русски, поэтому русские их воспринимали как фашистов. Эрна Карловна Гоферберг рассказывает: «Первое время было трудно, не все приняли нас с пониманием, помогали неохотно». Детям не давали учиться, ровесники бросали в них камнями, били палками. Но было немало случаев, когда местные оказывали им помощь. «18 сентября приехали в Успенку. Председатель колхоза Лев Иванович Попов встретил нас с душой и расселил по квартирам», - так воспоминает Эрна Карловна Гоферберг. Также, по словам местных жителей, руководитель ДорУРС Мухоед … понимал переселенцев и старался помочь. Он давал им хозяйственное мыло, постельное бельё, верблюжьи одеяла, для них бесплатно готовили скудные обеды из лебеды, крапивы и комбикорма. При его руководстве были построены бани-жаровни, чтобы вытравить вшей. В 1942 году для немцев были построены 2 барака и избы.

В докладной записке УНКВД по Омской области отмечалось, что «… между местным населением и переселенцами немцами Поволжья никаких эксцессов не наблюдается». Некоторые руководители колхозов, отнеслись к новоселам хорошо, потому что видели в приехавших своих будущих работников. В то время, как мужчины поголовно ушли на фронт, в деревнях кстати пришлись работящие немцы7.

Конечно же, большой проблемой для выселенных немцев было отсутствие запаса продовольствия. В первую зиму было трудно, «был холод, голод, начались болезни. Питались мороженой картошкой, колоски собирали, делали крупу, варили кашу», - вспоминает Эрна Карловна Гоферберг. Так же Дангаева Ильда Фёдоровна рассказывает: «Моей сестрёнке было 2,5 года. Она заболела и умерла морозным зимним утром. У нас ничего не было, чтобы её похоронить. Добрые люди дали санки, лопату. Мама отвезла её на кладбище и похоронила.»

Немедленно по прибытию переселенцы были привлечены к работе по уборке урожая. Работали в полях, в теплицах. Также взрослые работали на ферме, ухаживали за коровами и телятами. При депортации почти 50% составляли дети, не достигшие 16-летия, среди них были такие, которые на родине успели закончить 4-5 классов, здесь же обучение было продолжить невозможно по причине незнания русского языка и из-за тяжелых материальных условий. Поэтому многие дети в школу не ходили. «Я нигде не училась. В 8 лет я приехала в Лебедёвку. Пока научилась говорить на русском, годы прошли, так и осталась неграмотной», - по словам Шмидт Лидии Андреевны. «Не зная русского языка, учиться больше не пришлось. А в 1943 уже работала со взрослыми. Пололи, тяпками тяпали на полях, гребли сено», - воспоминала Гоок Эмма Егоровна. Многие дети работали в так называемых детских бригадах.

Шло время, люди обживались. Немецкий народ отличался необычайным трудолюбием, аккуратностью, наверное, именно это и помогло им выжить. Женщины немки вязали вещи для местного населения: кофты с узором, ажурные шали, цветные варежки, вышивки - все это именно они привнесли в нашу жизнь.

«Мы жили и работали рядом с немецкими семьями, за всю нашу соседскую жизнь я не слышала ни одного бранного слова. Это были люди необычайного трудолюбия. А тому, как они готовили, мог позавидовать даже самый искусный повар. Штрудели, кребли, хворост, бисквитные торты и др.», - вспоминает местная жительница Мурзыкаева Нафиса Рамазановна.

В 1942 году руководство страны уготовило им новое испытание, было принято решение о мобилизации немцев в рабочие колонны для использования их на предприятиях и стройках НКВД СССР. Все немцы мужчины от 15 до 55 лет и женщины немки были мобилизованы в рабочие колонны. Многие не возвращались обратно, а те, кто приходил, были больными людьми. Манжеева Фрида Ивановна рассказывает: «Маму с папой мы почти не видели, они постоянно были на работах. Отец работал трактористом в полях, но не долго, забрали в трудармию, откуда он не вернулся».

Желание жить, осознание того, что на руках малые дети, надежды на возвращение - все это и помогло выжить. Многие немцы не спешили обустраиваться на новых местах, они считали, что после войны смогут вернуться на прежнее место жительства.

С сентября 1941 года по 15 февраля 1956 года переселенцы пребывали под надзором с ограничением прав и свобод. «В 1948 году мы все ходили на отметку в комендатуру. Без отметки нас никуда не выпускали, не разрешали даже просто передвигаться без надсмотра. Людей, которые не отмечались в комендатуре, садили, наказывали. Но злобного отношения властей к нам не было. Сам же я не считаю, что власти были плохие. А люди в основном были разных национальностей, но они не относились к нам плохо», - рассказывает Манвейлер Андрей Яковлевич.

Нельзя не упомянуть и тот факт, что среди немцев, переселённых в с. Успенка есть и ветеран Великой Отечественной Войны. С началом ВОВ многие немцы, проживавшие в Советском Союзе, выразили готовность встать на защиту своей родины и наряду с другими гражданами принять активное участие в борьбе с фашизмом. 8000 немцев вступили в ряды народного ополчения. Одним из них был Лапп Иван Кондратьевич, находился на фронте с июля 1941 по сентябрь 1941 в звании рядовой. Но как многие другие немцы был мобилизован. Награжден медалью «За победу над Германией.» (Приложение 3)

Шло время, закончилась война, но депортированные немцы продолжали себя чувствовать пленниками. Ведь необходимо было регулярно отмечаться у коменданта. И лишь 28 февраля 1956 года на основании Указа ПВС СССР от 15 декабря 1955 года все немцы были освобождены от поселения.

По данным похозяйственных книг за 1964-1966 год на территории Малиновки проживало 67 человек немецкой национальности и 40 человек немецкой национальности в селе Успенка. (Приложение № 7)8

В 60-е годы наконец было восстановлено юридическое существование некоторого числа автономных республик, стертых с карты страны из-за сотрудничества с оккупантами. Только в 1972 году представителям депортированных народов фактически разрешали свободно выбирать место жительства. После военного лихолетья жизнь постепенно налаживалась.

Немцы не вернулись обратно в свои селения. Деревня Малиновка и село Успенка стали их второй родиной. Здесь они создали семьи, здесь родились их дети и внуки. Они сдружились, стали жить одной большой сибирской семьей. И никто никогда не делил всех на немцев и русских. Многие из них пошли работать в колхоз. Трудились на совесть, неоднократно становились ударниками труда, их представляли к наградам, вручали грамоты и благодарственные письма. Живя в Малиновке, немцы поднимали культуру деревни. По рассказам местных жителей, немцы построили в парке деревянную площадку, провели свет и каждый вечер играли на скрипках и цимбалах, устраивали танцы и концерты. Молодёжь из других сёл и деревень приходила в Малиновку на танцы. Немцы отличаются своим трудолюбием и любовью к порядку, до сих пор известны и даже есть дворы с табличками «Дом образцового порядка».

Нельзя не упомянуть и о людях, которые хотели, чтобы их деревня росла и процветала, и внесли огромный вклад в её развитие. Нина Ивановна Райдер, человек великого трудолюбия, большой любви и веры в Бога. Многие годы Нина Ивановна была депутатом, защищала и отстаивала интересы своих земляков. Благодаря ей в Малиновке появились водопровод, газопровод, баня, магазин, «выбила» депутат пастбище для частных коров. В 1983 году Нина Ивановна Райдер получила медаль «За доблестный труд». А работать ей пришлось немало – учетчицей на ферме, бригадиром, несколько лет возглавляла одну из лучших в районе ферм, насчитавшую более тысячи голов крупного рогатого скота.9

С конца 1980-х годов у российских немцев появилась возможность эмигрировать в ФРГ. Из Малиновки, некогда считавшейся «чисто немецкой», никто на свою историческую родину не уехал. Земля и корни держат. Из Успенки уехали несколько семей: Гартунги и Штробели. (Приложение № 4)

На сегодняшний день количество людей немецкой национальности на нашей территории, конечно же сократилось. Если в 1964 году в д. Малиновка немцы составляли 32% от всего живущего там населения, в с. Успенка 5,4%, то сегодня это всего лишь 9% в д. Малиновка и 1,6% в с. Успенка. ( Приложение №6) И этому есть свои причины. Основная причиной является то, что люди старшего поколения, которые были депортированы на нашу территория уже умерли, а их дети и внуки ассимилировались к жизни в России и теряют свою идентичность. Другая причина – это смешанные браки, и при выборе национальности люди выбирают русскую национальность, поскольку это национальность большинства. Так же существует явное доминирование русского языка и русской культуры. И только немецкие фамилии, встречающиеся нам по жизни, напоминают нам о том, что была в истории нашей страны ещё одна страница. История жизни целого народа и трагедия многих судеб, и об этом надо помнить.

Разные судьбы у этих людей, но их объединяют те испытание, которые им довелось пережить, и из которых они сумели выйти достойно. Ваккеры, Бернгардты, Бастроны, Гартунги, Гокк, Гиль, Райдеры, Манвейлеры, Фишеры, Штробель, Эйрих и другие, целые семейные династии, волей судьбы бросившие якорь на нашей земле. О каждом из представителей этих фамилий можно написать очерк – в отношении некоторых, кстати, это будет сделано. (Приложение № 5)




























Выводы:

Целью данной работы являлось изучение особенностей судеб репрессированных немцев, проживающих на территории деревни Малиновка и села Успенка более 70 лет.

Мы попытались доказать, что эти люди смогли выжить, сохранить тот внутренний стержень, который зовется человечностью. Они гнулись, но не ломались, смогли отстоять свое право на жизнь, сохранить свою культуру и самобытность. Их не испугали трудные условия жизни, так как они не утратили живости ума и сумели быть полезными в жизни. Стоит только позавидовать их стойкости и выдержанности, не каждый может вытерпеть все то, что они вынесли и при этом остались людьми в полном смысле этого слова. Они не просто сумели выжить, но и заслужить почет и уважение окружающих.

Мне кажется, что свой вклад в Победу и развитие нашей страны они доказали не словом, а делом.





















Список использованных источников и литературы

Литература:

1. Фрик Г. Во благо всех наших верноподданных [Текст] / Г.Фрик // Globus. – 1991. – № 3. – С.4-6.

2. Малиновский Л.В. История немцев в России [Текст]/Л.В. Малиновский. – Барнаул: Позиция, 1996. – 186 с.

3. Бруль В.П. «Немцы в Западной Сибири», Топчиха, 1995.

4. Эйхельберг У. А. «Немцы в Тюменской области : история и современное положение.» - Тюмень: изд-во "Вектор Бук", 1999. - 152 с. ; ISBN 5-88131-078-

5. Кружинов В. М. «Очерки истории Тюменской области», издательско-полиграфическое предприятие, 1994, 272с.

Неопубликованные источники:

  1. Материалы архива Успенской сельской библиотеки.

  2. Записи похозяйственных книг. Администрация Успенского МО.
























1. См. об этом: Во благо всех наших верноподданных [Текст] / Г.Фрик // Globus. – 1991. – № 3. – С.4-6.


2 См. об этом: История немцев в России [Текст]/Л.В. Малиновский. – Барнаул: Позиция, 1996. – С. 23.


3 См. об этом: Бруль В.П. «Немцы в Западной Сибири», Топчиха, 1995.- с. 31.


4 См. об этом: Бруль В.П. «Немцы в Западной Сибири», Топчиха, 1995.- с. 46


5 См. об этом: «Немцы в Тюменской области : история и современное положение.» Эйхельберг У. А. - Тюмень: изд-во "Вектор Бук", 1999. – с. 34


6 См. об этом: «Немцы в Тюменской области : история и современное положение.» Эйхельберг У. А. - Тюмень: изд-во "Вектор Бук", 1999. – с. 33- 34


7 См. об этом: «Очерки истории Тюменской области». Кружинов В. М. издательско-полиграфическое предприятие, 1994г. – с. 98.


8 Администрация Успенского МО. Похозяйственные книги за 1964-1966 год.

9 Из архива Успенской сельской библиотеки. Газета: Тюменская область сегодня, от 3 августа 2006 года.