Министерство образования и науки Республики Дагестан
Республиканский конкурс исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет»
« Компьютер и мы»
«кОМПЬЮТЕР: ВРАГ ИЛИ ДРУГ »

Выполнил: Аслангереев Аслангере
ученик 4 класса МКОУ ЛСОШ № 2 Село Ленинаул Казбековского района РД
Руководитель: Шамирзаева Пайнусат Мавсуровна
Учитель русского языка и литературы
2018 год
Содержание
Введение………………………………………………………………2
Основная часть……………………………………………………….3
Что же такое компьютер – угроза для здоровья детей
или друг и помощник?
Исследовательская часть……………………………………………3-5
3.1Анкетирование и опрос.
3.2Результаты исследования.
Заключение………………………………………………………….5
Список литературы и интернет-источников……………………..5
Приложения…………………………………………………………6-10
Введение
… А теперь прогресс на свете,
За компьютер сели дети.
Невозможно представить современный мир без компьютеров.
Как телефоны и телевизоры, так и компьютеры стали частью нашей жизни. Дома, в школе, на работе – всюду мы встречаемся с компьютерами.
В основном школьниками используется компьютер не для обучения, а для развлекательных игр.
Да. Кто не любить играть на компьютере?
И дети, и подростки, и даже взрослые могут часами просиживать за компьютером, увлекшись в свою любимую компьютерную игру.
Но не всегда родители детям разрешают сидеть за компьютером долго, объясняя это тем, что плохо влияет на здоровье и не все игры полезны для детей.
Поэтому, совсем не удивительно, что вопрос о пользе или вреде компьютерных игр беспокоит большое количество пользователей.
И меня волновал вопрос: «Что же такое компьютер: враг или друг?»
И мы выбрали для исследования тему « Компьютер: враг или друг?»
Я считаю, что исследуемая тема актуальна, так как современные дети пропадают перед компьютером долго, играют в разные игры , при этом не думают, как это все может подействовать.
Цель исследовательской работы:
Чтобы раскрыть цель, мы поставили перед собой следующие задачи:
Выяснить, какую пользу и какой вред несут для детей компьютерные игры.
Узнать, как организовать рабочее место за компьютером.
Узнать, какие гигиенические требования должны соблюдать дети перед компьютером.
Провести анкетирование среди школьников начальных классов и опрос родителей учащихся,
Проанализировать полученную информацию.
Разработать Памятку по безопасному пользованию компьютерными играми.
Ознакомить одноклассников, друзей, близких правилами безопасного использования компьютерными играми.
Составить список развивающих игр для детей 5-10 лет .
Предполагаемый результат. После завершения проекта учащиеся смогут:
рассмотреть положительные и отрицательные стороны компьютерных игр;
выбирать игры, развивающие мышление, логику, моторику руки;
выполнять гимнастику для мышц и глаз, следить за временем, которое проводится перед компьютером;
рассказывать одноклассникам и друзьям о необходимости соблюдения правил безопасного поведения за компьютером .
Ход работы
Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы составили вопросы для анкетирования детей начальных классов и провели анкетирование в двух 4-х классах.
Составили вопросы для опроса родителей учащихся и провели опрос.
По интернету изучили интересующий нас материал.
Анкетирование одноклассников и опрос родителей. (Приложение 1)
Цель анкетирования и опроса: выяснить, в какие игры любят играть ученики и их отношение к компьютерным играм, как долго разрешают играть на компьютере и соблюдают ли требования по безопасному использованию компьютера.
Учащиеся 4а и 4б классов с интересом ответили на вопросы анкеты.
Результаты исследования показали, что почти все ребята в 2-х классах (34 человек из 41) имеют дома компьютер.
На 2- й вопрос «Любишь ли играть в компьютерные игры?»
98% учеников ответили ДА
2% ответили НЕТ.
На вопрос: «Вы разрешаете детям сидеть за компьютером?»
63% родителей ответили - ДА,
30% - НЕТ,
7 % ответили- нет компьютера.
На вопросы «Как долго играешь в компьютерные игры?» ,
«Сколько времени вы разрешаете сидеть детям за компьютером?»
мы получили следующие результаты:
Дети: больше- 71 %
1 час- 23%
20 минут- 6 %
Родители: иногда больше – 7 %
1 час-63%
20 минут -30 %
Тут сильное расхождение ответов родителей и учащихся. Ответы не совпадают.
На вопрос «Делаете ли вы упражнения для снятия усталости глаз?»
ответили:
ДА- 43%
НЕТ- 57%
Мы обработали и проанализировали все игры, которые указали в анкете школьники начальных классов и пришли к интересным выводам.
Если распределить эти игры по категориям:
Среди учеников популярными играми являются ШУТЕРЫ, ГОНКИ, ПРИКЛЮЧЕНИЯ, СТРЕЛЬБЫ, КУКЛЫ, КОНСТРУКТОР, ШАШКИ.
Родители считают популярными играми у детей: ШУТЕРЫ, ГОНКИ и ГОЛОВОЛОМКИ.
Нами сделан вывод, что не всегда родители знают, в какие игры играет их ребенок и как часто он находится перед компьютером. Ребята не умеют выбирать полезные развивающие игры. Игры предлагают им старшеклассники, друзья, одноклассники.
На вопрос «Пользу или вред приносят компьютерные игры?»
53 % родителей считают, что компьютерные игры вредны, но не все могут ответить почему.
Среди ответов чаще всего попадались следующие ответы : «портят зрение», «мало проводит времени на улице», «страдает учеба».
23 % родителей считают, что компьютерные игры приносят пользу:
развивается логика, внимание, память.
24% компьютер - вещь ненужная.
На 7-й вопрос анкеты «Можно ли заболеть от компьютера?»
Почти все дети ответили- НЕТ
Руководитель мне предложила обратиться по этому вопросу к учителю информатики Магомаевой СА, психологу школы Гирисхановой ХТ и школьной медсестре Джаватхановой ЗА .
Сначала они нам рассказали, какие плюсы имеют компьютерные игры. К ним можно отнести развивающие характеристики, которые формируют игры. К основным достоинствам относятся: развитие логического и творческого мышления. Это обучающие игры, игры – тренажёры.
Игры способны развить смелость, лидерство, научить эмоциональной устойчивости.
А к минусам компьютерных игр можно отнести: развитие жестокости и агрессии, появление рассеянного внимания , потерю связи с реальным миром. А самое опасное - возникновение зависимости. Поэтому, чтобы избежать зависимости от виртуальных игр, нужно знать, какие именно виды игр опасны для детской психики. Лидерами считаются ролевые игры. К ним относятся шутеры, бродилки, стрелялки. В отличие от ролевых виртуальных, неролевые игры, такие как карточные пасьянсы, мир танков и другие оказывают минимальное влияние на психологическое состояние человека. Поэтому в них можно играть практически всем, даже детям.
Медицинская сестра объяснила, что компьютерные игры , при не соблюдении правил по безопасному пользованию несут вред:
снижают остроту зрения, получаем нагрузку на позвоночник, перегрузка суставов кистей рук.
Также мало времени проводят на улице, на свежем воздухе.
( Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья! ).
Мы выяснили вместе с учительницей , медицинской сестрой и психологом , какие правила необходимо соблюдать детьми при игре на компьютере и составили Памятку для учащихся.
1. Выбирать игры в соответствии с возрастом.
2. Принимать правильную позу при игре: не наклоняться близко к монитору, не горбиться.
3. Учитывать время игры: не больше часа в день, каждые 20-25 минут делать перерыв.
4. Делать зарядку для глаз и гимнастику для опорно-двигательного аппарата .
5. Массаж шеи, чтобы нормализовалось кровообращение.
6. Выбирать развивающие компьютерные игры, как «Дидактические игры для сенсорного развития детей», «Соберите фигуры из блоков», «Рисовалка песком», «Математическая мозаика» , «Судоку на русском языке» и другие
Я думаю, что наша работа была полезной и для меня и для других , которые увлекаются компьютерными играми. Я сам теперь очень внимательно выбираю игры. Слежу за братьями и сестрами. Советую им, в какие игры играть, а в какие - нет.
Результаты нашего исследования показали, что предположения подтвердились. Так как при правильном оборудовании рабочего места и правильном подборе занятий на компьютере, он превращается в очень хорошего друга, облегчающий нашу жизнь.
А в обратном случае компьютер наш враг, который вредит здоровью, нарушает психику.
Значит, компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный век – век информационных технологий. Удержать нас от компьютера все равно не удастся, да и не нужно Учеными доказано , что при работе за компьютером, вырабатываются умение быстро принимать решения и не теряться. А следить за детским здоровьем нужно. Главное, следить, чтобы мы, дети , соблюдали правила, которых нужно придерживаться , сидя за компьютером.
Я сделал вывод, что работа на компьютере необходима, она даже полезна в работе, так как облегчает работу с информацией в 1000 раз.
Но и следует помнить, что выполнение санитарно-гигиенических правил необходимо, чтобы уменьшить отрицательное воздействие компьютера на организм. В нашей школе почти в каждом классном помещении имеются компьютеры. Не только дети, но и даже учителя часто долго сидят за компьютером. Поэтому мы решили, что Памятка должна висеть в каждом классном кабинете не только в начальных классах, но и в старших. Разработанную Памятку мы предложили разместить на классный уголках .
ЛИТЕРАТУРА
Марысаев В.Б. 1001 вопрос и ответ про компьютер.-М.: Терра, 2000.-384с.:ил.
Метьюз М., Метьюз К. – Windows 98: книга ответов. СПб: Издательство «Питер», 1999
Приложение1)
Анкетирование «Польза и вред компьютера» Класс _______________
Есть ли у вас дома компьютер? (пометить нужный ответ галочкой или крестиком)
Да: _______
Нет _______
Любишь ты играть на компьютере?
ДА—
НЕТ--
3.Сколько времени вы сидите за компьютером?
20 мин ______
1 час _____
Больше______
Для чего нужен компьютер?
Для того, чтобы играть _______
Для того, чтобы работать _______
Просмотр от нечего делать _______
Не знаю _______
Устают ли глаза от компьютера?
Да ______
Нет ______
Иногда _____
5.Пользу или вред приносят компьютеры?
Да ______
Нет ______
Иногда _____
Делаете ли вы упражнения для снятия усталости с глаз?
Да ______
Нет ______
Иногда _____
Можно ли заболеть от компьютера?
Да ______
Нет ______
Не знаю _____
Нервничаете ли вы, когда у вас что-то не получается или теряется информация?
Да ______
Нет ______
Иногда _____
9.Какие игры вы любите играть? ______________________________
________________________________________________________________
( Приложение2)
Опрос родителей
- У вас дома компьютер имеется?
- Вы разрешаете детям сидеть за компьютером?
- Сколько времени вы разрешаете сидеть за компьютером?
20 минут
1 час
Больше
-А не опасен ли компьютер вашему ребенку?
-Пользу или вред приносят компьютерные игры?
-Не мешает ли он нормальному развитию детей?
Памятка для учащихся. ( Приложение 3)
1. Выбирать игры в соответствии с возрастом.
Принимать правильную позу при игре: не наклоняться близко к монитору, не горбиться.
Учитывать время игры: не более часа в день, каждые 20-25 минут делать перерыв.
Делать зарядку для глаз и гимнастику для опорно-двигательного аппарата.
Выбирать развивающие компьютерные игры, как «Дидактические игры для сенсорного развития детей», «Соберите фигуры из блоков», «Рисовалка песком», «Математическая мозаика» , «Судоку на русском языке» и другие





13