МКОУ "СОШ № 7 им.Н.В. Кордюкова
Номинация – Исследовательская работа
«Духовный подвиг. Жизнь и подвиг православных христиан в России 20 веке. Священник П.А. Флоренский – русский Леонардо да Винчи ХХ столетия»
Подготовила: Любушкина Мария, 14 лет
Педагог: Земисева Ассоль Юрьевна
тел.: 8(953)963-49-04
г. Кимовск
Содержание
Аннотация…………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………..…..4
Жизнь православного христианина……………….....………………….......5
В чем заключается подвиг Флоренского?………………………………..…8
Заключение. …………………………………….…………………………..11
Источники и литература …………………………………………………..12
Приложение ..………..…………………………………………………......13
Введение
«Все то, что происходит кругом, для нас, разумеется, мучительно. Однако я верю и надеюсь, что, исчерпав себя, нигилизм докажет свое ничтожество, всем надоест, вызовет ненависть к себе и тогда, после краха всей этой мерзости, сердца и умы уже не по-прежнему, вяло и с оглядкой, а наголодавшись, обратятся к русской идее, к идее России, Святой Руси».
П. Флоренский,1917
Почему Павла Флоренского сравнивают с «великим» Леонардо да Винчи и называют его - русским Леонардо да Винчи? Что между ними есть общее? И как это проявилось? Мы знаем, что Леонардо да Винчи был непросто художником, а прежде всего мыслителем, философом, инженером и ученым. Оставил после себя огромное научное наследие. Своими изобретениями и научными трудами он опередил время, в котором жил. А что же после себя оставил П. Флоренский? Кто он? Инженер, философ, богослов, поэт, математик, историк? Что «внес» он своей краткой жизнью?
На эти вопросы я попытаюсь ответить в своей работе.
Актуальность темы. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) в своем докладе на конференции «Актуальность мысли Павла Флоренского» сказал: «Отец Павел Флоренский принадлежит истории России. Он сам свидетельствует о России первой трети XX века. Его судьба и творчество помимо интереса исключительно научного, привлекают внимание как судьба и творчество человека, оставшегося верным своему выбору. Любви к России – до Соловков, любви к своим детям - до самоотрешения, любви к Христу - до немоты, молчания».
Цель нашего исследования - проследить становление личности Павла Флоренского как философа, ученого, религиозного деятеля и гражданина и доказать значимость роли о. Павла в российской истории.
Задачи: 1) изучить биографию Павла Флоренского; 2) ознакомиться с его монографиям, статьями и обобщить их; 3) проанализировать критические отзывы на творчество философа; 4) определить вклад священника Флоренского в науку, искусство и русскую философскую мысль ХХ и ХХI веков; 5) определить, в чем состоял духовный подвиг П. Флоренского.
Жизнь православного христианина.
Россия известна многими великими умами, внесшими большой вклад в развитие мировой науки и культуры. Среди них особо выделяется имя Павла Флоренского – человека уникального и по силе мысли и по тем жизненным обстоятельствам, в которых ему довелось трудиться.
Павел Александрович Флоренский родился в 1882 г. на территории современного Азербайджана, близ местечка Евлах.
Павел Флоренский блестяще окончил кафедру математики в Московском Университете. Математика, вообще, была для него страстью, основой мироздания. Это очень сближало его с Платоном, труды которого он изучал. Его будущее и связывали с этим учебным заведением. Однако, разочаровавшись в материализме, Флоренский начал искать истоки мироздания в духовных вещах и после окончания университета поступает в Московскую духовную академию. После ее окончания он остался преподавать в академии историю философии.
Он принял священный сан в 1911 году. Едва ли его тянуло к службе просто на приходе. До самой революции он служил в Сергиевом Посаде. Был также полковым священником — на некоторое время, в 1915 году, во время первой мировой войны, его отправили на фронт, и он очень ярко описывает свои переживания.
Грянула революция, он не эмигрировал, а продолжал трудиться на благо Родины. Когда Советы захотели превратить Троице-Сергиеву Лавру в музей, Павел Александрович в научной работе попытался доказать, что музей сможет гармонично работать лишь в том случае, если там останутся монахи. Несмотря на все труды, и Лавра, и Академия были закрыты, но до конца 20-х годов студенты приходили в один из скитов за пределами Сергиева Посада, чтобы послушать лекции отца Павла.
Художник Михаил Нестеров в 1917 году написал двойной портрет религиозных философов – Павла Флоренского и Сергея Булгакова на фоне пейзажа окрестностей Сергиева Посада.
В своих воспоминаниях Сергей Булгаков писал: «Это был, по замыслу художника, не только портрет двух друзей... но и духовное видение эпохи. Оба лица выражали одно и то же постижение, но по-разному, одному из них как видение ужаса, другое же как мира, радости, победного преодоления. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по эту и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем...». Перешедший к православному богословию от марксизма Булгаков в 1923 году эмигрировал во Францию. Судьба Флоренского оказалась трагичной.
В начал двадцатых годов наряду с религиозной философией Флоренский возвращается к занятиям физикой и математикой. С 1921 года он работает в системе Главного управления энергетического хозяйства Наркомата тяжелой промышленности и принимает участие в разработке Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО). Его научную деятельность поддерживает Лев Троцкий. Параллельно Флоренский занимается искусствоведением, является ученым секретарем Комиссии по охране памятников искусств и старины Троице-СергиевойЛавры.
В 1928 году Флоренский первый раз ссылают в Нижний Новгород, но благодаря Екатерине Пешковой (жене М. Горького) возвращается домой. Но в 1933 году после очередной травли в советской прессе, погромных и доносительских статей, его ссылают на десять лет на Дальний Восток в лагерь «Свободный» в распоряжении управления БАМЛАГа, в 1934 году направляют в Сковородино на опытную мерзлотную станцию.
Находясь в заключении, изобрел методы строительства промышленных и жилищных объектов в условиях вечной мерзлоты. По его методам были построены такие города как Салехард, Норильск, Сургут.
Находясь в лагере, в нечеловеческих условиях, Флоренский изобрел машину, которая добывала йод, так необходимый для заключенных.
За ним запатентовано свыше 30 изобретений, среди которых
айдограф – ручной аппарат для фотографирования в невидимых лучах при полной темноте, который стал прообразом современных приборов ночного видения. Карболит – первая советская пластмасса, которую использовали в производстве телефонных аппаратов и настольных ламп до 1964 года.
Создание заменителя эбонита, различных диэлектриков, способа получения теплоизоляционных материалов на основе ламинарий, способа фотографирования в ультрафиолетовых лучах в лабораторных условиях.
Перу Павла Александровича принадлежат многие литературные работы: «Мнимости в геометрии», «Столп и утверждение истины», «Иконостас».
Однако, многие из его идей остались лишь на бумаге: получение из водорослей целлюлозы, хлора, щелочи, брома и одного из самых необходимых химических элементов в организме человека – йода.
Но советской власти слишком умные гении не нужны. Думающий человек всегда был смертельным врагом советской власти. И в 1937 году особой тройкой он приговорён к высшей мере - расстрел, и погребен в общей могиле где-то под Ленинградом.
Родные не знали, где он и что с ним, поскольку в 1937 году его лишили права переписки. На самом деле Флоренского в это время уже не было в живых. При Хрущеве в 1958 году его жена подала на реабилитацию и получила справку, что он умер в 1943 году — то есть тогда, когда кончился его 10-летний срок (в 1933 ему дали 10 лет, как великому преступнику — такой срок дают за крупное преступление — 10 лет заключения «Свидетельство о смерти (стандартное)... Гражданин Флоренский Павел Александрович... умер 8 декабря 37-го года... Возраст — 55 лет (неверно — 56)... Причина смерти — расстрел... Место смерти... — Лениградская область».
Философ Сергей Булгаков в парижском некрологе на смерть своего друга писал: «Можно сказать, что жизнь ему как бы предлагала выбор между Соловками и Парижем, но он избрал ... родину, хотя, то были и Соловки, он восхотел до конца разделить судьбу со своим народом. Отец Павел органически не мог и не хотел стать эмигрантом в смысле вольного или невольного отрыва от родины, и сам он и судьба его есть слава и величие России, хотя вместе с тем и величайшее её преступление».
После гибели отца Павла его жена и пятеро детей, а в последствие и внуки главным долгом своей жизни сделали сохранение наследия великого мыслителя. Уберегли все его рукописи, которые в последствие были изданы в неполном, но многотомном (6 томов) собрании сочинений (1994 – 2004), составленных внуками — игуменом Андроником Трубачевым и ученым-геологом Павлом Флоренским. Капитальный философский труд «Столп и утверждение истины» не был включен в это издание, так как вышел в другой серии. Учреждены два музея Павла Флоренского – в Сергиевом Посаде и Москве.
Кстати, дом ни только сохранился, но и сейчас, если вы пойдете по Пионерской улице, за кинотеатром вы увидите надпись, старую, 1920 годов, номер дома и надпись: «Хозяин П.А.Флоренский». Эта надпись каким-то чудом уцелела и пережила своего хозяина. Дети и внуки Флоренского стали учеными, а один из внуков — монах и биограф его, исследователь.
В чем заключается подвиг Флоренского?
Павел Флоренский вступал в самостоятельную жизнь в самые первые годы ХХ века, в обстановке, когда сам выбор молодого ученого-интеллигента в пользу Церкви был исповедническим подвигом.
Когда на рубеже веков, в 1899 году, в нем произошел внутренний переворот, когда в своих поисках истины он обратился от науки к религии, он натолкнулся на непонимание в семье и даже на угрозу потерять материнское благословение. Ведь семья только номинально принадлежала к своим вероисповеданиям, и была светской с такими неписанными правилами, согласно которым говорить о Боге и религии в доме было неловко и даже неприлично.
Он вопреки воле родителей совершает беспрецедентный по тем временам поступок: в то время, когда, следуя уже общей тенденции, наиболее талантливые и «продвинутые» представители «духовного» сословия, отучившись в семинарии, поступали в светские университеты, Флоренский, окончив светский университет, оставляет открывавшуюся ему карьеру ученого-математика и поступает в Московскую Духовную академию.
Как можно видеть из его записей, курсовых сочинений и конкретных действий этого периода (период учебы в МДА, 1904–1908), он менее всего был заинтересован в «церковной карьере». Это был деятель, опытно познавший спасительную силу жизни человека в Церкви и поставивший своей главной целью раскрыть это опознание для расцерковленного общества в России начала ХХ века.
Только с учетом этого обстоятельства получают свое объяснение многие, довольно странные факты из жизни Флоренского. Вот некоторые из них:
– за Флоренским ходит «слава» нестандартного для Церкви служителя, а ректор академии епископ Феодор (Поздеевский), один из будущих подвижников, отстаивавших Церковь в годы Советской власти в Свято-Даниловом монастыре, всячески покровительствует Флоренскому и делает все для того, чтобы Флоренский защитил в академии магистерскую диссертацию;
– известный владыка Антоний (Храповицкий) неоднократно в устном порядке очень жестко высказывается о богословских идеях и, как он считает, «новшествах» Флоренского, а в реальных действиях, по крайней мере, дважды его поддерживает, а весной 1917 года даже присылает ему телеграмму с благодарностью за стойкость, проявленную в обстановке революционной эйфории, коснувшейся также и МДА;
– свою диссертацию Флоренский издает отдельно в виде книги «Столп и утверждение Истины», и эта книга, несмотря на наличие в ней целого ряда концепций, не выверенных с точки зрения православного богословия, способствует возврату в Церковь российской интеллигенции начала ХХ века (и этот процесс продолжался весь ХХ век и продолжается до сих пор).
Своей книгой «Столп и утверждение Истины» Флоренский прежде всего реализовывал свой замысел, озвученный им еще в 1906 году на заседании Философского кружка в МДА: показать христианскую догматику именно с той ее стороны, с которой она имеет жизненно важное значение для каждого человека. Православие – это прежде всего живой религиозный опыт, это благодатное хождение человека пред Богом, это встреча и общение грешника со своим Спасителем в церковных Таинствах.
Флоренский испытывает на себе неприязнь и отторжение духовно-академической среды того времени вовсе не вследствие каких-либо своих частных богословских мнений, а как нарушитель общепринятого этикета. В его книге критикам не нравился язык, употребление философских терминов и т. п. Но он не услышал в свой адрес действительно конструктивной богословской критики.
Флоренский тяжело переживал окружающую обстановку лицемерия и почти всеобщего обмирщения, в которой его собственные (твердые и непреклонные) усилия по раскрытию подлинной сути Церкви и церковной жизни превращались в ежедневный подвиг исповедничества.
Флоренский был первым, кто оценил важное значение широко известной теперь беседы преподобного Серафима «О цели христианской жизни». В этой беседе преподобный объясняет, что хождение в церковь, творение молитв, милостыни и т. д. – лишь необходимые средства для главной цели – «стяжания Святого Духа». Далеко не везде в церковной среде того времени были говорить и свидетельствовать об этой великой тайне христианства. И в результате многие духовно ищущие люди, не найдя в Церкви ответов на свои вопросы, в поисках духовной «глубины» уходили в оккультизм и в разные мистические секты.
Флоренский одним из первых в России того времени понял всю серьезность опасности оккультных увлечений. Фактически Флоренский и здесь шел на подвиг исповедничества, действуя «против течения».
В советское время Флоренский, несмотря на несомненные перспективы выдающейся научной карьеры, не отказывается от своего священного сана и, насколько это было возможно, старается появляться в научных учреждениях в рясе или подряснике. Это было подвигом: Флоренский не мог перестать быть тем, кем он был, – свидетелем живой силы Церкви, а это сопровождалось очень большим риском потерять работу и оставить семью (жену и пятерых детей) без средств к существованию.
Записи о. Павла, начиная с 1917 года, свидетельствуют, что он принял советскую власть как жесткое оперативное вмешательство Божественного Промысла в течение смертельной духовной болезни, поразившей российское общество к началу ХХ века. Он был уверен, что с годами кровоточащие раны от этой «операции» будут залечены и новый режим постепенно трансформируется, государство, и общество совместно осознают необходимость религии и Церкви. Настрадавшись в бездуховной атмосфере, люди сами свободно захотят религии.
Даже в лагерях он работал для нужд, строящегося тогда БАМа и осваивал методы промышленной переработки водорослей. Флоренский писал, что принимает выпавшие на его долю страдания с молитвой о том, чтобы страдания как можно меньше касались его семьи. В протоколах допросов его обозначали как «поп-профессор», и достаточно было убрать в этом обозначении первое слово – «поп» – как жизнь, что называется, была бы прекрасной (Флоренского очень ценили как ученого и инженера). Но о. Павел выстоял в своем подвиге.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Павел Флоренский - это фигура особая, особая — по своей судьбе. Потому что большинство из русских религиозных мыслителей было изгнано или добровольно покинуло отечество, и судьба их была связана с русской эмиграцией. Флоренский был один из немногих, кто остался здесь. Более того, Флоренский — это человек, которого никак нельзя однозначно охарактеризовать. Инженер? — да, тридцать патентов на изобретения в советское время. Философ? — да, один из ярчайших интерпретаторов платонизма, один из ярчайших русских платоников. Поэт? — да, может быть, не крупный, но все-таки создавший стихотворения и выпустивший книгу стихов, друг Андрея Белого, росший в атмосфере символистов. Математик? — да, ученик знаменитого профессора Бугаева (отца Андрея Белого), создавший очень интересные концепции в этой области;
Флоренский очень близко подошел к теории расширяющейся вселенной, которую он построил на основании уравнений Эйнштейна.
Мысль Флоренского простиралась на историю искусства. Флоренский был утонченным богословом. Эрудитом.
Люди, которые знали Флоренского, говорили, что можно было получить от него обстоятельный ответ практически на любой вопрос в самых различных областях гуманитарных и технических наук.
Флоренский — историк, хотя историческая тема мало присутствует в его произведениях, но он историк-археолог, он автор многочисленных небольших монографий, статей по исследованию древнерусского, средневекового творчества, иконописи, мелкой пластики.
Флоренский был связан с Московским университетом, с планами и с институтами по электрификации страны; Флоренский — преподаватель Московской Духовной Академии, профессор истории философии; одновременно он редактор журнала «Богословский вестник». И на мой взгляд, его совершенно не зря называли русским Леонардо да Винчи. Но когда мы говорим «Леонардо да Винчи», нам представляется величественный старец, как бы взирающий с высоты своих лет на человечество. Флоренский же умер молодым. Он просто исчез. Но не исчезли его многогранные труды.
Источники и литература
Из доклада Николая Павлюченкова, прочитанного на 6-х Феодоритовских чтениях. Москва, 2014.
Дионисий Данилов, Православие на Северной земле, 2016
Сайт «Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»».
Работы П.А. Флоренского:
Собрание сочинений: в 4-х т. Т. 1, 2, 4, — М., 1994-1996
Детям моим. Воспоминания прошлых дней. — М., 1992
Записки о православии // Сибирские огни. — 1991. — № 5. — С. 263-272
О духовном наследии русских мыслителей ХХ в. // Наш современник. — 1997. — № 5. — С. 216-225
Приложение

П.А. Флоренский

Павел Флоренский с будущей женой Анной Михайловной Гиацинтовой

М.Нестеров репродукция «Философы»