СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа На тему: «Влияние Солнца на планету Земля»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследовательской работы показать, что Солнце играет важную роль не только в космосе, но и в существовании жизни на планете Земля, причем оно может как благоприятно воздействовать на живые организмы, так и негативно.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа На тему: «Влияние Солнца на планету Земля»»

МАОУ Школа № 79 им. Н.А. Зайцева Влияние Солнца на планету Земля Выполнил : ученик 3 «Е» класса  Девятаев Артём Научный руководитель : Медведева  Екатерина Константиновна 2020 год

МАОУ Школа № 79 им. Н.А. Зайцева

Влияние Солнца на планету Земля

Выполнил : ученик 3 «Е» класса

Девятаев Артём

Научный руководитель : Медведева

Екатерина Константиновна

2020 год

Введение  Я заинтересовался Солнцем и Солнечной системой в целом. Мне было важно узнать, какое место занимает наша планета в Солнечной системе и как Солнце влияет на существование жизни на Земле.  Данная тема являлась актуальной во все времена, но именно в настоящее время она изучается учеными в наибольшей степени, так как появилось современное мощное оборудование, искусственные спутники, которыми человек может управлять с земли и видеть космос на мониторе компьютера, делать фотографии, изучать активность Солнца, наблюдать солнечные и лунные затмения, видеть приближение комет и астероидов и т.д.  Цель исследовательской работы показать, что Солнце играет важную роль не только в космосе, но и в существовании жизни на планете Земля, причем оно может как благоприятно воздействовать на живые организмы, так и негативно.  Мною проведено несколько простых домашних опытов и наблюдений, которые также описаны в данной работе.

Введение

Я заинтересовался Солнцем и Солнечной системой в целом. Мне было важно узнать, какое место занимает наша планета в Солнечной системе и как Солнце влияет на существование жизни на Земле.

Данная тема являлась актуальной во все времена, но именно в настоящее время она изучается учеными в наибольшей степени, так как появилось современное мощное оборудование, искусственные спутники, которыми человек может управлять с земли и видеть космос на мониторе компьютера, делать фотографии, изучать активность Солнца, наблюдать солнечные и лунные затмения, видеть приближение комет и астероидов и т.д.

Цель исследовательской работы показать, что Солнце играет важную роль не только в космосе, но и в существовании жизни на планете Земля, причем оно может как благоприятно воздействовать на живые организмы, так и негативно.

Мною проведено несколько простых домашних опытов и наблюдений, которые также описаны в данной работе.

 Солнечная система – это совокупность небесных тел, которые вращаются вокруг центрального светила – Солнца. Эта система расположена в галактике под названием Млечный путь.  Солнечная система включает в себя 8 больших планет вместе со всеми их спутниками, множество более мелких планет, космическую пыль, кометы и небольшие метеориты. Все эти космические тела находятся под влиянием гравитационного действия солнца.

Солнечная система – это совокупность небесных тел, которые вращаются вокруг центрального светила – Солнца. Эта система расположена в галактике под названием Млечный путь.

Солнечная система включает в себя 8 больших планет вместе со всеми их спутниками, множество более мелких планет, космическую пыль, кометы и небольшие метеориты. Все эти космические тела находятся под влиянием гравитационного действия солнца.

 Солнце – это большая яркая звезда, раскаленный шар гигантских размеров. Оно настолько массивно, что занимает большую часть массы всей системы. В пределах Солнечной системы находятся кометы – небесные тела, состоящие из твердых частиц, льда и пыли. Как правило они движутся в отдаленных участках системы и не видимы человеческому глазу, но при приближении к Солнцу начинают светится.

Солнце – это большая яркая звезда, раскаленный шар гигантских размеров. Оно настолько массивно, что занимает большую часть массы всей системы. В пределах Солнечной системы находятся кометы – небесные тела, состоящие из твердых частиц, льда и пыли. Как правило они движутся в отдаленных участках системы и не видимы человеческому глазу, но при приближении к Солнцу начинают светится.

 Всего в пределах Солнечной системы находятся 8 крупных планет.  Меркурий, Венера, Земля, Марс находятся ближе всего к солнцу и считаются внутренними планетами.  Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун являются внешними планетами и отделены от внутренних поясом астероидов.

Всего в пределах Солнечной системы находятся 8 крупных планет.

Меркурий, Венера, Земля, Марс находятся ближе всего к солнцу и считаются внутренними планетами.

Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун являются внешними планетами и отделены от внутренних поясом астероидов.

 Меркурий  – самая ближайшая к Солнцу и самая маленькая планета Солнечной системы. У неё нет спутников.  Венера  – это самая горячая планета, на поверхности которой температура превышает 400 градусов. Из-за размеров и сходного строения её часто называют «сестрой» Земли. Спутников у Венеры нет.  Земля – самая крупная из всех внутренних планет. Главное её отличие – это атмосфера с содержанием кислорода, благодаря которому стала возможна жизнь. Естественным спутником Земли является Луна.  Марс – поверхность этой планеты покрыта кратерами и высокими вулканами. Атмосфера Марса состоит из углекислого газа.

Меркурий – самая ближайшая к Солнцу и самая маленькая планета Солнечной системы. У неё нет спутников.

Венера – это самая горячая планета, на поверхности которой температура превышает 400 градусов. Из-за размеров и сходного строения её часто называют «сестрой» Земли. Спутников у Венеры нет.

Земля – самая крупная из всех внутренних планет. Главное её отличие – это атмосфера с содержанием кислорода, благодаря которому стала возможна жизнь. Естественным спутником Земли является Луна.

Марс – поверхность этой планеты покрыта кратерами и высокими вулканами. Атмосфера Марса состоит из углекислого газа.

 Юпитер – самая большая планета Солнечной системы, которая в 2,5 раза тяжелее всех остальных планет, вместе взятых. Юпитер является рекордсменом и по количеству спутников: их у него 67.  Сатурн  - вторая по величине планета, главной особенностью корой является наличие внушительной системы колец. У планеты есть 62 спутника.  Уран  – внешняя планета, которая отличается от остальных углом своего вращения: Уран вращается словно лежа на боку. У него есть 27 спутников.  Нептун – последняя планета Солнечной системы, достаточно массивная и плотная. У Нептуна есть 14 естественных спутника.

Юпитер – самая большая планета Солнечной системы, которая в 2,5 раза тяжелее всех остальных планет, вместе взятых. Юпитер является рекордсменом и по количеству спутников: их у него 67.

Сатурн - вторая по величине планета, главной особенностью корой является наличие внушительной системы колец. У планеты есть 62 спутника.

Уран – внешняя планета, которая отличается от остальных углом своего вращения: Уран вращается словно лежа на боку. У него есть 27 спутников.

Нептун – последняя планета Солнечной системы, достаточно массивная и плотная. У Нептуна есть 14 естественных спутника.

 Домашний опыт: « Установить, как расстояние от Солнца  влияет на температуру планет»  Материал: настольная лампа, строительная рулетка, 2 термометра.  Возьмем рулетку и поместим один термометр на отметку 10 см, а второй термометр - на отметку 100 см. Поставим настольную лампу у нулевой отметки рулетки. Включим лампу и ждём 10 мин, потом сравниваем показания обоих термометров.  Ближний термометр показывает более высокую температуру. Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии, соответственно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое. Меркурий получает больше энергии, чем например Нептун.

Домашний опыт: « Установить, как расстояние от Солнца

влияет на температуру планет»

Материал: настольная лампа, строительная рулетка, 2 термометра.

Возьмем рулетку и поместим один термометр на отметку 10 см, а второй термометр - на отметку 100 см. Поставим настольную лампу у нулевой отметки рулетки. Включим лампу и ждём 10 мин, потом сравниваем показания обоих термометров.

Ближний термометр показывает более высокую температуру. Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии, соответственно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое. Меркурий получает больше энергии, чем например Нептун.

2. Роль Солнца в существовании жизни на Земле 2.1 Воздействие Солнца на Землю  Для Земли Солнце мощный источник космической энергии. Оно дает свет и тепло, необходимые для растительного и животного мира, и формирует важнейшие свойства атмосферы Земли.  Солнце относится к такому типу звезд, который идеально подходит для поддержания жизни на Земле. Огромное большинство звезд в нашей Галактике гораздо меньше Солнца, и не одна из них не излучает именно такого света и такого количества тепла, которое необходимо для поддержания жизни на планете, подобной Земле.  Для возникновения и обеспечения жизни особенно важна роль лучистой энергии Солнца, которая постоянно поддерживает необходимую для жизни среду обитания.

2. Роль Солнца в существовании жизни на Земле

2.1 Воздействие Солнца на Землю

Для Земли Солнце мощный источник космической энергии. Оно дает свет и тепло, необходимые для растительного и животного мира, и формирует важнейшие свойства атмосферы Земли.

Солнце относится к такому типу звезд, который идеально подходит для поддержания жизни на Земле. Огромное большинство звезд в нашей Галактике гораздо меньше Солнца, и не одна из них не излучает именно такого света и такого количества тепла, которое необходимо для поддержания жизни на планете, подобной Земле.

Для возникновения и обеспечения жизни особенно важна роль лучистой энергии Солнца, которая постоянно поддерживает необходимую для жизни среду обитания.

Домашний опыт : «Моделирование затмения».  Материал: теннисный мячик, шарик для настольного тенниса и фонарик.  Теннисный мяч кладу на дистанцию 60 см от фонарика, а между ними (посередине) положу шарик для настольного тенниса.  Выключаю в комнате свет.  Включаю фонарик и направляю луч света на мяч, одновременно передвигая шарик вокруг мяча.  А теперь представляю, что теннисный мяч – это Земля, а теннисный шарик – это Месяц. Естественно фонарик – это Солнце.  Внимательно слежу, что будет происходить, когда шарик (Месяц) будет проходить между фонариком и мячом, и когда он будет продвигаться позади мяча (Земли). Я увижу модель настоящего затмения.

Домашний опыт : «Моделирование затмения».

Материал: теннисный мячик, шарик для настольного тенниса и фонарик.

  • Теннисный мяч кладу на дистанцию 60 см от фонарика, а между ними (посередине) положу шарик для настольного тенниса.
  • Выключаю в комнате свет.
  • Включаю фонарик и направляю луч света на мяч, одновременно передвигая шарик вокруг мяча.
  • А теперь представляю, что теннисный мяч – это Земля, а теннисный шарик – это Месяц. Естественно фонарик – это Солнце.
  • Внимательно слежу, что будет происходить, когда шарик (Месяц) будет проходить между фонариком и мячом, и когда он будет продвигаться позади мяча (Земли). Я увижу модель настоящего затмения.
2.2 Влияние Солнца на живую природу  Благодаря тому, что тепло на планету поступает в неравномерных количествах, что обусловлено также наклонённой осью орбиты, наступает смена времён года, а на Земле образовались различные климатические пояса.  Зимой природа «засыпает» и ждёт периода с более длинными днями, когда солнечная активность возрастает.  Весной же вся природа просыпается, появляется трава, деревья выпускают листья, распускаются цветы, оживает животный мир. И всё это благодаря всего одному-единственному Солнцу.  Реакция воды и углекислого газа происходит с поглощением энергии, поэтому в темноте фотосинтез не происходит. Фотосинтез, преобразуя солнечную энергию и производя при этом кислород, дал начало всему живому на Земле.

2.2 Влияние Солнца на живую природу

Благодаря тому, что тепло на планету поступает в неравномерных количествах, что обусловлено также наклонённой осью орбиты, наступает смена времён года, а на Земле образовались различные климатические пояса.

Зимой природа «засыпает» и ждёт периода с более длинными днями, когда солнечная активность возрастает.

Весной же вся природа просыпается, появляется трава, деревья выпускают листья, распускаются цветы, оживает животный мир. И всё это благодаря всего одному-единственному Солнцу.

Реакция воды и углекислого газа происходит с поглощением энергии, поэтому в темноте фотосинтез не происходит. Фотосинтез, преобразуя солнечную энергию и производя при этом кислород, дал начало всему живому на Земле.

Домашний опыт : «День-ночь». Материал: глобус и фонарь.  Направляю луч фонарика на глобус. Условно я буду считать фонарик – Солнцем, а глобус – Землей. В тех пунктах Земли, куда попадают солнечные лучи (свет от фонаря) – ясно, там день. А куда они не доходят – ночь, ведь там темно.  А теперь поворачиваю глобус, солнечный свет будет освещать другие районы земли. На глобусе отлично видно, что земная ось слегка наклонена. Именно благодаря этому, на нашей планете имеется полярная ночь и полярный день.  Освещая то одну, то другую долю глобуса, я убедился, что один полюс всегда темный, а другой светлый.  Из этого опыта я сделал вывод что люди, существующие на той стороне, что в данный момент повернута к Солнцу, встречают рассвет, а люди с другой ее стороны любуются звездами и собираются ложиться спать.

Домашний опыт : «День-ночь».

Материал: глобус и фонарь.

  • Направляю луч фонарика на глобус. Условно я буду считать фонарик – Солнцем, а глобус – Землей. В тех пунктах Земли, куда попадают солнечные лучи (свет от фонаря) – ясно, там день. А куда они не доходят – ночь, ведь там темно.
  • А теперь поворачиваю глобус, солнечный свет будет освещать другие районы земли. На глобусе отлично видно, что земная ось слегка наклонена. Именно благодаря этому, на нашей планете имеется полярная ночь и полярный день.
  • Освещая то одну, то другую долю глобуса, я убедился, что один полюс всегда темный, а другой светлый.
  • Из этого опыта я сделал вывод что люди, существующие на той стороне, что в данный момент повернута к Солнцу, встречают рассвет, а люди с другой ее стороны любуются звездами и собираются ложиться спать.
Фотосинтез

Фотосинтез

Домашний опыт и наблюдения: « Движение растений к свету» Материал: цветок в горшке, подоконник  Целенаправленно я неделю не трогал домашнее растение Толстянку, т.е. оно одним боком было обращено к уличному свету, а другим боком в помещение. Спустя неделю было видно, что растение наклоняет стебель и листочки в сторону света. Такое явление называется фототропизм. А если наблюдать за подсолнечником, то у него этот процесс происходит ещё быстрее, головки подсолнечника поворачиваются вслед за солнцем в течение световых суток. До начала опыта После окончания опыта

Домашний опыт и наблюдения: « Движение растений к свету»

Материал: цветок в горшке, подоконник

Целенаправленно я неделю не трогал домашнее растение Толстянку, т.е. оно одним боком было обращено к уличному свету, а другим боком в помещение. Спустя неделю было видно, что растение наклоняет стебель и листочки в сторону света. Такое явление называется фототропизм. А если наблюдать за подсолнечником, то у него этот процесс происходит ещё быстрее, головки подсолнечника поворачиваются вслед за солнцем в течение световых суток.

До начала опыта

После окончания опыта

2.3 Влияние Солнца на неживую природу  Земная поверхность и нижние слои воздуха – тропосфера, где образуются облака и возникают другие метеорологические явления, непосредственно получают энергию от Солнца.  Под действием солнечного тепла образуются облака, бушуют ураганы, дует ветер, образуются волны на море, а также происходят медленные, но необратимые процессы выветривания, эрозии горных пород.  Все эти явления и делают нашу планету настолько разнообразной, неповторимой и красивой. Все эти процессы на Земле происходят за счет воздействия видимого и инфракрасного солнечного излучения. Именно воздействие последнего вида излучения нагревает Землю и создает погоду на ней, определяет тепловой режим планеты.

2.3 Влияние Солнца на неживую природу

Земная поверхность и нижние слои воздуха – тропосфера, где образуются облака и возникают другие метеорологические явления, непосредственно получают энергию от Солнца.

Под действием солнечного тепла образуются облака, бушуют ураганы, дует ветер, образуются волны на море, а также происходят медленные, но необратимые процессы выветривания, эрозии горных пород.

Все эти явления и делают нашу планету настолько разнообразной, неповторимой и красивой. Все эти процессы на Земле происходят за счет воздействия видимого и инфракрасного солнечного излучения. Именно воздействие последнего вида излучения нагревает Землю и создает погоду на ней, определяет тепловой режим планеты.

Заключение  В результате проделанной работы я ещё раз убедился в том, что Солнце оказывает огромное влияние не только в космосе, но и на живую и не живую природу на нашей планете Земля. Учеными доказано, что магнитные бури, рождаемые взрывами солнечной активности, приводят к сбоям механизма свёртывания крови. Человек быстрее утомляется, а количество дорожных происшествий увеличивается. Это происходит из-за влияния магнитных бурь на биоритмы мозга человека. На личном опыте убеждался, что длительное нахождение на солнце приводит к тепловому удару и ожогам на коже.  Из опыта « Установить, как расстояние от Солнца влияет на температуру планет» я извлёк то что, чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое, например Меркурий получает больше энергии, чем Нептун.

Заключение

В результате проделанной работы я ещё раз убедился в том, что Солнце оказывает огромное влияние не только в космосе, но и на живую и не живую природу на нашей планете Земля. Учеными доказано, что магнитные бури, рождаемые взрывами солнечной активности, приводят к сбоям механизма свёртывания крови. Человек быстрее утомляется, а количество дорожных происшествий увеличивается. Это происходит из-за влияния магнитных бурь на биоритмы мозга человека. На личном опыте убеждался, что длительное нахождение на солнце приводит к тепловому удару и ожогам на коже.

Из опыта « Установить, как расстояние от Солнца влияет на температуру планет» я извлёк то что, чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое, например Меркурий получает больше энергии, чем Нептун.

 Мне понравился опыт «Моделирование затмения», хотя я и не видел в живую солнечное затмение, у меня получилось его смоделировать в домашних условиях.  Из опыта «день-ночь» я сделал вывод что люди, существующие на той стороне, что в данный момент повернута к Солнцу, встречают рассвет, а люди с другой ее стороны любуются звездами и собираются ложиться спать.  Опыт «Движение растений к свету» меня заставил убедиться что цветам просто необходим свет. Спустя неделю было видно, что растение наклоняет стебель и листочки в сторону света.  Вот такое оно неоднозначное великое и могучее Солнце, с одной стороны поддерживает жизнь на Земле, с другой стороны может эту жизнь погубить.

Мне понравился опыт «Моделирование затмения», хотя я и не видел в живую солнечное затмение, у меня получилось его смоделировать в домашних условиях.

Из опыта «день-ночь» я сделал вывод что люди, существующие на той стороне, что в данный момент повернута к Солнцу, встречают рассвет, а люди с другой ее стороны любуются звездами и собираются ложиться спать.

Опыт «Движение растений к свету» меня заставил убедиться что цветам просто необходим свет. Спустя неделю было видно, что растение наклоняет стебель и листочки в сторону света.

Вот такое оно неоднозначное великое и могучее Солнце, с одной стороны поддерживает жизнь на Земле, с другой стороны может эту жизнь погубить.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!