СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
иследовательская работа на тему"Жизнедеятельность Ибрагима-хаджи Урадинского"является актуальной потому что он был единственный ученный арабист из Дагестана .
Ибрагим-хаджи Урадинского
В свете возникновения споров по прикутанным землям, а также других важных вопросов, имеющих на данный момент актуальность, нам представляется интересным проследить позицию по этим вопросам одного из видных дагестанских ученых Ибрагим-хаджи Урадинского (родился в 1680-х гг., а умер в 1770/71 г.) и его современников.
Материал этот написан в начале ХХ века дагестанским ученым, арабистом, как модно было говорить в советское время, Али Каяевым (1878—1943), являвшимся крупным специалистом по дагестанскому арабоязычному рукописному фонду, изучению которого он посвятил всю свою жизнь. Этот, судя по всему, еще черновой вариант биографии Али Абдулгамидович Каяев написал по-арабски, и хранится он у его внука — Ильяса Каяева. Перевод и некоторые комментарии к материалу сделаны историком Тимуром Айтберовым, который занимается исследованием его биографии. У него в распоряжении имеются многие фетвы и документы, на основании которых был написан материал Каяева. Согласно Айтберову, сравнение с другими источниками убеждает, что черновой вариант труда Каяева обладает значительной научной ценностью, но содержит в себе несколько фактологических ошибок чисто исторического характера, которые будут оговорены в тексте.
Биография
Ибрагим-хаджи являлся сыном Али-хаджи Урадинского (отцом ученого был Мухаммад-хаджи, который в свою очередь был сыном Али-хаджи. — Прим. Т.М. Айтберова). У него, таким образом, связь была с селением Урада, которое представляет собой одно из селений края гидатлинцев.
Ибрагим-хаджи стал со временем правителем над всем, причем, населением Гидатля (Каяев тем самым хочет показать рост его влияния за счет знаний, но в Гидатле правителей, конечно, не было. — Прим. Айтберова). Удалось же ему это благодаря научным познаниям, которые он обрел, кротости характера и общей осведомленности.
Ибрагим-хаджи был в свою эпоху самым знающим юристом Дагестана. У него был самый острый взгляд на вещи и самый широкий охват проблем. Этим человеком принято большое число полезных решений — в области юриспруденции. Им выпущены также великолепные фетвы, которые взяли к сведению кавалеристы (видимо, «наездники» — организаторы набегов. — Прим. Айтберова). Ученые, следует отметить, приняли большинство их и, мало того, одобрили.
При всем том научном уклоне, был Ибрагим-хаджи героем, испытанным в делах, храбрецом, который всегда рвался вперед. Он водил в бой эскадроны и даже целые полки. Был также названный урадинец умелым политическим деятелем, который руководил [дагестанским] народом и упорядочивал его дела.
Земельный вопрос
Ибрагим-хаджи был первым дагестанским ученым, кто вынес решение юридического характера: относительно гор, обширных равнин и иных тому подобных объектов. Все это отнес он тогда к числу харимов (общественных земель, не подлежащих переводу в частную собственность. — Прим. Айтберова). Что же касается последних, то являются они объектами общими для людей [Дагестана], ибо те извлекают от них — по мере надобности — пользу, в соответствии с принципом общего блага. Это означает, в свою очередь, то, что не может быть прочным владение горами, равнинами и иными объектами — со стороны отдельных лиц. Не допустимо, чтобы такие лица полновластно распоряжались бы там, — на горах, равнинах и иных объектах, — а именно, чтобы продавались они, покупались и сдавались в аренду.
Первым из ученых Дагестана, кто заговорил по поводу данной проблемы — насколько я, Али Кумухский, знаю это — был выдающийся ученый, известный как Кудутлинец (Мусал Мухаммад Кудутлинский (1652—1717). — Прим. Айтберова), живший в начале двенадцатого столетия по хиджре. Он, однако, какого-либо решения тут не принял — ни по вопросу гор, ни по вопросу равнин, а лишь написал письмо в Египет. В нем просил этот Кудутлинец египетских ученых дать фетву — решение по упомянутому выше вопросу.
На запрос Кудутлинца выпустил фетву шейх ал-Бушбиши, который был тогда шейхом соборной мечети ал-Азхар. Он объявил, что рукам отдельных лиц допустимо закрепляться на горах, на кутанах (зариба) и на иных тому подобных предметах. Ал-Бушбиши заявил также, что отдельным лицам допустимо приобретать во владение горы, кутаны и иные объекты, и их право на распоряжение горами, равниной и иными объектами является полным.
Точно такую же по содержанию фетву выпустил в свое время и Давуд Усишинский, когда дагестанский юрист, известный как Титалав Каратинский, попросил ее у этого Давуда.
Шейх Ибрагим-хаджи воспротивился, однако, мнению шейха ал-Бушбиши и Давида Усишинского, имеющему отношение к поднятому вопросу. Он разъяснил тогда, что приобретение отдельными лицами причем в качестве собственности обширных земель, подобных тем, которые названы выше, не является возможным по шариату. Полного распоряжения на таких землях — на горах, обширных равнинах и на иных объектах — отдельные лица иметь не могут, то есть последние не могут продавать их, покупать и сдавать в аренду.
Со стороны выдающегося ученого, известного как Кудутлинец, не увидел я — [Али Кумухский] — каких-либо слов, направленных против фетвы египтянина ал-Бушбиши. Он эту фетву не отверг. Но и не принял. Я не ведаю: удовлетворился ли Кудутлинец ее содержанием или нет.
Права женщин
Ибрагим-хаджи Урадинский был первым дагестанским ученым, обратившимся к защите прав женщин. Он изобразил перед людьми их плохое — на тот момент — положение и показал: как плохо обращаются с ними их мужья. Мало того, Ибрагим-хаджи выразил тут порицание: как последним — за их поведение в данном вопросе. Так и тем лицам, которые утверждают их, то есть грубых мужей, на той позиции.
Дело в том, что в эпоху Ибрагима-хаджи, как, кстати, и в более ранние времена, использовали мужья земли своих жен, а также их пашни. Речь идет здесь о тех земельных участках, которые отрезали этим представительницам женского пола отцы при жизни своей, или же унаследовали они их от последних после их кончины. Другая тут ситуация: мужья, в ходе работ на своих землях или на своих пашнях, использовали труд своих жен, также, кстати, как и на иных тяжелых работах.
Так вот, когда случалось так, что мужья разводились со своими женами и происходило затем их расставание, то не давали они последним ничего — за использование мужем земель, принадлежащих бывшей жене, которые получила она так или иначе от собственного отца. Не давали бывшие мужья бывшим своим женам в те годы — ничего абсолютно и за их тяжкие труды, которые были совершены ими. Также, кстати, поступали и наследники мужей, которые умерли.
Ученые [Дагестана] утверждали указанных лиц, получивших наследства, в правомочности их подхода к ситуации и говорили: мужья не обязаны давать плату своим бывшим супругам — ни за использование земель, ни за тяжелые работы. Ученые эти говорили также: между двумя сторонами, то есть между бывшими супругами не было заключено какого-либо акта по поднятому вопросу, а следовательно, бывшие мужья или те, кто стали их наследниками по закону, не обязаны давать плату бывшим женам.
Тут пришел в мир ученых Ибрагим-хаджи и высказал порицание той позиции — перед обеими сторонами, перед бывшими супругами. Ученым же, которые стояли на названных позициях, он дал красноречивый ответ. Ибрагим-хаджи разъяснил им, что мужья творят — в данных случаях — насилие по отношению к своим женам, когда привлекают их к работе, вынуждая их, таким образом, действовать против своего желания.
Ибрагим-хаджи Урадинский выразил также надежду, что плоды трудов, которые приложили жены, даже если сделали они это вопреки своему желанию, — будут возвращаться к ним, к их сыновьям и к их супругам. Если же, например, положение дел проявит себя не в соответствии с задумками женщин, — например, супруги расстанутся или муж умрет и будет иметь тут место переход наследникам по закону того, что оставлено, — то плоды женских трудов должны быть возвращены им. Эта же позиция касается всего урожая, который получен с земель, принадлежащих женам.
Война и политика
При всем том, что уже сказано выше, Ибрагим-хаджи Урадинский не избежал, однако, отдельных оплошностей. Как одно из материальных проявлений этого могу назвать здесь фетву Ибрагима-хаджи, текст которой хранится сейчас у меня, то есть у Али Кумухского.
Выпуском своей фетвы позволяет Ибрагим-хаджи дагестанцам: проливать кровь грузинских христиан [захватывать] их женщин и их имущества. Иногда он даже сам водил отряды в сторону Грузии и, как результат, нападал на ее население. Этот урадинец убивал тогда грузин. Брал их в плен и захватывал их имущество в качестве добычи. Со всем этим возвращался он затем в Дагестан.
Ибрагим-хаджи занимался иногда и политикой. К примеру, он дал приют эмиру Сурхаю, которого называли Чулак, являвшемуся повелителем края именуемого Газикумух, а также его семье, когда тот — потерпев поражение от Надир-шаха в 1734 году (1147 по хиджре), — искал убежище в краю гидатлинцев. Ибрагим-хаджи отнесся тогда к Чулак-Сурхаю — повелителю Газикумуха — с уважением. Он даже почтил то место, где остановился последний и, соответственно, поселился там на время.
Затем приложил Ибрагим-хаджи значительные старания, чтобы помочь Чулак-Сурхаю Газикумухскому, когда готовил тот [войско] для сражения с шахом и, как результат, к возвращению своего государства и своего трона.
Также, кстати, поступил Ибрагим-хаджи и в 1741 г. (1153), во время прихода шаха в Газикумух, после чего выступил он в направлении горы Турчи. Дело в том, что этот шах хотел двигаться затем на [наши] горные края — для того, чтобы рассеять отряды, которые собрали там ранее Сурхай-хан и два его сына Муртазаали и Мухаммад. Что же касается Ибрагима-хаджи, то он возбудит население своего Гидатлинского края — помочь Сурхай-хану Газикумухскому — и написал, соответственно, письма к разным горным племенам (кабила).
В письмах своих Ибрагим-хаджи Урадинский сообщал упомянутым племенам о том, что он сам и население его родного края намерены выступить навстречу шаху и сражаться с ним. Ибрагим-хаджи призывал поэтому и членов племен присоединиться к гидатлинцам.
В том именно отношении он и возбуждал тогда горцев. При этом названный урадинец сообщал последним, что Сурхай-хан берет на себя обязательство произвести соответствующие затраты на содержание воинов и предоставить фураж их верховым животным.
При всем этом, однако, Ибрагим-хаджи призвал того шаха, носившего имя Надир, а также шамхала [Хасбулата], который выступил тогда. Чтобы оказать помощь последнему: к заключению перемирия с [дагестанцами], а затем и полновесного мира. Он призвал шаха также и к тому, чтобы тот удержал от ожидаемого сражения и, как результат, от пролития крови мусульман, ибо соответствующих шариату причин тут не имеется.
Ибрагим-хаджи посетил однажды Мекку, но затем вернулся к себе домой. Затем, однако, он еще раз выступил оттуда, имея — на этот раз — желание постоянно находится по соседству с Каабой, а для этого задумал поселиться в Мекке.
По данной причине он оставил [всех] своих людей на родине, но тут получилось так, что какие-то цунтинцы убили двух его сыновей.
Жена Ибрагим-хаджи написала ему о том, что произошло, о том, что стало с его сыновьями, и попросила его вернуться к ней. Что же касается Ибрагим-хаджи, то он в ответ выступил тогда из Мекки и двинулся назад. В конце концов он прибыл в край гидатлинцев, где и нашел свою жену, но тут оказалось, что по всему Гидатлю была распространена чума. Поэтому не смог Ибрагим-хаджи снять там свою обувь и, как результат, остановился в палатке, которую разбили для него за пределами селения [Урада]. Однако и там настигла его чума, от которой он умер в 1770/71 году (1147).
Шамильский район \ Урада
Поделиться
Автор: А.Р. Шихсаидов
Исторические условия сложились так, что духовное развитие Дагестана шло не замкнуто, не изолированно от других географических ареалов и исторических цивилизаций, а в русле того обширного интеллектуального поля, которое было сформировано арабским языком и идеологией ислама.
Итоги этого историко-культурного диалога были грандиозны. В течение примерно тысячи лет, начиная с X в. (как это можно уловить на фактическом материале) шел триединый процесс: интенсивное проникновение письменных памятников, созданных в арабо-мусульманском мире; их тиражирование, размножение от руки и создание, таким образом, огромных количественных показателей; и, наконец, создание оригинальной, собственно дагестанской литературы на арабском языке, к которой с определенным хронологическим разрывом присоединилась дагестанская литература на персидском, тюркском и дагестанских (на арабской графике) языках.
Это рукописное книжное наследие было тематически богатым, разнообразным, охватывало все отрасли средневековой науки и литературы и, вместе с тем, представляло собой часть общемусульманской культуры в целом.
В итоге длительных историко-культурных контактов со многими странами мира в Дагестане сложился интеллектуальный фонд - арабские книжные коллекции. Рукописные книги Дагестана несут неоценимую информацию по истории и культуре не только Дагестана, но и всего Кавказа, а также стран Переднего Востока. Частные коллекции, как и коллекции в мечетях, школах, музеях Дагестана до недавнего времени не были предметом внимания специалистов и даже не выявлены в полном объеме. Вместе тем с почти все арабские коллекции мира учтены, каталогизированы (известно более 1600 изданных каталогов арабских рукописей), имеются фундаментальные справочники (Катиб Челеби, Альвардт, К.Брокельман, Ф. Сезгин, А.Б. Халидов.и др).
Систематические исследования дагестанских востоковедов открывают ныне все новые и новые рукописные собрания. Нередко находки бывают сенсационными.
К числу таких редких находок относится рукописная коллекция Хаджи Ибрагима Урадинского, замечательного ученого, основателя и руководителя медресе, блестящего знатока мусульманского права, грамматики арабского языка, одного из первых энциклопедистов Дагестана. И еще: одного из главных организаторов борьбы против полчищ Надиршаха, ворвавшихся в середине XVIII в. в Дагестан.
Известный дагестанский ученый Абдурахман Газикумухский (1837-1901), историограф и единомышленник имама Шамиля в своих "Воспоминаниях" среди ведущих дагестанских правоведов XVII-XIX вв. рядом с выдающимися представителями науки и образования Шабаном Ободинским (ум. в 1667 г.), Мухаммадом из Кудутля (ум. в 1717 г.), Саидом Араканским (ум. в 1834 г.), Мухаммадтахиром ал-Карахи (ум. в 1880 г.) называет также Ибрагима из Урады.
Ибрагим (впоследствии - Хаджи Ибрагим) родился в селении Урада, в семье знаменитого знатока шариата, мусульманского права, арабской литературы вообще, основателя и руководителя медресе Хаджи Мухаммада из Урады. Селение Урада - одном из старейших населенных пунктов Дагестана (ныне селение находится в составе Шамильского района), оно входило тогда в состав Гидатля, одного из самых интересных, независимых союзов сельских общин Дагестана. На этой территории обнаружены замечательные памятники истории и культуры. Археологические памятники, обнаруженные здесь относятся к V-IV тысячелетиям до н.э. Замечательные памятники резьбы по камню и дереву Гидатля известны далеко за его пределами. Сохранились замечательные памятники башенной архитектуры XV-XVI вв. В XVII-XVIII вв., он представлял собой один из важных очагов культуры, особенно памятников письменной культуры.
Несколько слов о самом Гидатле (Хид). В XV в. Гидатль существует как самостоятельный союз сельских общин. Сохранилась надпись на камне, которая сообщает о том, что Гидатль принял в 880/1475 году ислам. Знаменитое "Завещание Андуник-нуцала" (Кайтагская редакция), сотавленная в 890/1485 году упоминает наряду с эмиром вилайата Кайтаг (Хайдак) эмира вилайата Гидатль, самостоятельной политической единицы1.
Гидатлинский союз (авар. Гьид), где были составлены "Гидатлинские адаты", занимал долину Аварского Койсу. Гидатлинская федерация была создана джамаатами шести селений - Урада, Гинта, Тидиб, Хотода, Гоор и Кахиб2.
Представляется, что еще в XVI в. Гидаль представлял собой один из центров книжной культуры Дагестана. Особой популярностью пользовались юридические трактаты. В частности сочинения выдающегося биографа и законоведа имама Мухйиаддина Абу Закарийа ан-Навави (ум. в 676/1278 г.) - "Минхадж ат-талибин" и не менее знаменитого шафиитского правоведа, теолога и комментатора Корана Джаладдина ал-Махалли (ум. в 864/1459 г.) - Шарх ал-Минхадж", или "Канз ар-рагибин шарх Минхадж ат-талибин". Ал- Махали был комментатором названного выше юридического сочинения ан-Навави.
В мечетской библиотеке сел. Кахиб (одного из селений Гидатля, ныне Шамильского района) среди других старых книг хранится и том "Минхадж ат-талибин" ан-Навави, переписанный мусульманином с христианским именем: "Завершил книгу "ал-Минхадж" ... Тидури, сын Илбузара, сына Кими в селении Маккух3 в предвечернее время десятого мухаррама в медресе мавлана достойного совершенного имама ..."
Как рассказывают местные любители старины, имена Тидури (Федор) и Илбузар ранее бытовали среди аварцев, а имени Кими они совершенно не6 помнят. Время переписки не указано, но оно устанавливается более или менее точно по следующей датированной рукописи, переписанной тем же Тидури. Рукопись представляет собой упомянутый юридический трактат Джаладдина ал-Махалли: "Завершил Махалл (т.е. сочинение ал-Махалли) ... Тидури, сын Илбузара, сына Кими в селении Кахиб ал-Хидати (Гидатлинский) из селения Кибданаб (Кибдануб) в последний день благословенного месяца зу-л-када... Дата - тысяча шестнадцатый год".
Последний день зу-л-хиджжа 1016 г. хиджры - 16 апреля 1608 г. Кахиб, упомянутый здесь - это одно из старейших селений в обществе Гидатль4.
Ибрагим получил хорошее образование у местных алимов, в том числе у своего отца "устада Хаджи Мухаммада, затем совершенствовал свои знания как в Дагестане, так и за его пределами, в странах арабо-мусульманского мира. Имя его было чрезвычайно популярно в Дагестане, особенно как крупного знатока мусульманского права, этико-догматических трактатов. Жители Гидатля, знатоки арабского языка и литературы, единодушно рассказывают о том, что Ибрагим отличался исключительным трудолюбием, жаждой знаний, что он совершил хадж (после которого именовался Хаджи Ибрагим) и 'умру (малый хадж), встречался со многими учеными Мекки, Басры, Дамаска, участвовал в дискуссиях по вопросам теории и практики ислама, науки, мусульманского права.
Назир из Дургели (ум. в 1935 г.) в своем замечательном био-библиографическом словаре "Прогулка умов по биографиям дагестанских ученых" оставил ценные сведения из жизни ученого: "Хаджи Ибрагим, сын ученого Мухаммада ал-Уради. Урада - это селение в обществе Хид (Гидатль) в Дагестане. Изучал науки у крупных ученых того времени. Он был блестящим ученым и крупным правоведом, чья слава была широко распространена и кто достиг своей цели. Шейх и ученый правовед Мухаммадали Чохский Аварский сказал о Хаджи Ибрагиме: "Он был широкообразованным ученым Дагестана, совершил хадж и малый хадж, встречался с известными учеными, у которых учился. В частности он встречался в Мекке с шейхом Саидом Мекканским, автором знаменитых фетв, как и с шейхом и большим ученым ал-Газзи, который был шафиитским муфтием а Дамаске, и написал комментарий к сочинению ал-Бухари и с шейхом Абдаллахом ал-Басри и др. Они поддерживали дружеские отношения и участвовали в дискуссиях по вопросам науки".
После этих слов, извлеченных из сочинения Мухаммадали Чохского, Назир рассказывает об отце ученого Хаджи Мухаммаде и его сына Дирха (брат Ибрагима), которые также славились своей ученостью и знаниями мусульманского права.
Таким образом, Ибрагим - выходец из ученой семьи, "он имеет много трудов и многочисленные глоссы по вопросам права и других (областей знания). Эти (работы) существуют до сих пор".
К сожалению, год рождения Ибрагима из Урады точно не известен, о нем не сохранилось сведений. Ни Абдурахман Казикумухский, ни Мухаммадали Чохский, ни Назир из Дургели, ни Али Каяев об этом не пишут. Однако сведения о дате его смерти имеются. Дается несколько дат 1761, 1810, 1850 и т.д. Мухаммадали Чохский указывает на 1810 или 1811 год, с чем не согласен Назир из Дургели, который называет 1760 или 1761 г. Однако арабская надпись надмогильной плиты в сел. Урада дает другую дату.
Могила Ибрагима Урадинского расположена на старом кладбище, влево от дороги, ведущей к селению со стороны селения Тлях. На могиле стоит высокая прямоугольная плита, обвешанная многочисленными кусками разноцветной материи - обычай, пришедший к нам от доисламских времен. Так обычно украшают могилы, признанные народом священными, т.е. знаменитые святилища (пиры или зияраты)
Изящная, красивая надпись на плите нанесена в плоском и низком рельефе с изъятием фона. На фотографии текст еле различим. В моем распоряжении имеется арабский текст, который переписан жителем селения Абубакаром аш-Шихивали. В моем переводе этот текст звучит следующим образом:
" Год 1184 (1770 или 1771). Этот (текст) составил сын Ибрагима.
Когда исчезают с моих глаз усыпальницы,
Усиливается (страшное) желание
К ним и (душевное) волнение.
Мы нанесли на камни имена любимых,
которые стали противоядием и лекарством.
Это могила шейха шейхов народа (шайх машиих ал-анам"), известного знанием шариата,
Мученика от всеобщей чумы,
Оживителя истлевших следов предшественников (предков),
Хаджи Ибрагима, сына сведущего (мудрого) Хаджи Мухаммада, сына Хаджиали благоразумного.
Да смилостивится над ним Аллах в раю".
В этом замечательном тексте указан не год смерти, а год занесения текста, но зная местную практику установки каменных плит у изголовья погребенного, можно предположить, что Ибрагим из Урады умер в 1770 или 1771 г., т.е. примерно 240 лет тому назад.
В 2010 году мы можем отметить 240-летие со дня кончины одного из самых ярких представителей мусульманской элиты Дагестана.
В июле 2007 г. мне была представлена возможность ознакомиться с рукописной коллекцией Ибрагима из Урады, бережно охраняемой его потомками. Для меня это было большой честью, ибо вот уже прошло около 240 лет со дня смерти владельца, но редко кто, как мне кажется, был допущен к этому сокровищу. Во всяком случае, я знаю о двух неудачных попытках, имевших место несколько десятков лет тому назад.
За 2 дня я просмотрел, нет фактически пролистал 24 рукописи., а в коллекции около 150 рукописей. Потом было еще 3 такие же краткосрочные поездки. В результате - самое поверхностное описание коллекции, включающей 150 рукописей в составе около 200 единиц описания. Здесь я воспользуюсь случаем, чтобы поблагодарить Магомеда Арипова, Абубакара аш-Шихинави, знающих арабский язык и оказавших мне всяческую помощь в описании рукописных книг, особенно сборных рукописей в составе нескольких, иногда до 10, самостоятельных сочинений. Вся библиотека сформирована из книг на арабском языке. Тематика охватывает много областей знания: мусульманское право, правила чтения Корана, комментарии к Корану, суфизм, риторика, грамматика арабского языка, логика, теология, хадисы, теория стихосложения, сира - жизнеописание пророка, арифметика, медицина, ритуал и обряды, оккультные науки. Теперь понятно, почему Ибрагима Урадинского называли одним из самых образованных людей своего времени.
Хронология рукописей впечатляет в не меньшей степени: старейшая рукопись относится к XII в., а дальше они распределяются следующим образом:
XV-XVI вв. - 8 рукописей, XVII век - около 25, XVIII в около 60, XIX - несколько рукописей, попавших в коллекцию после смерти ученого. Остальные - не датированы, но в основном, они относятся к XVIII в. По числу старых рукописей коллекция Хаджи Ибрагима из Урады не имеет себе равных в Дагестане.
Обстоятельное изучение всей коллекции еще впереди, оно требует много времени и усилий. Я же дам лишь самую общую характеристику библиотеки. Старейшая рукопись, как уже указывалось, это сочинение по алгебре, его полное название "Китаб ал-Фахр фи синаат ал-джабр ва-л-мукабала", т.е. "Великолепная книга по искусству алгебры и уравнения". Эта небольшая по формату рукопись (16 х 13 см.) - одна из древнейших копий знаменитого сочинения Абу Бакра Мухаммада б. ал-Хусайна ал-Карджи, посвященной буидскому везиру Фахр ал-Мулку (ум. в 407/1016 г.) Наша копия переписана в месяце зу-л-када 535 / в июне или июле 1141 г., на превосходной плотной восточной (самаркандской) бумаге. Владельческая надпись гласит: "Из книг Мухаммада, сына Хаджи Урадинского, т.е. сына Ибрагима".
Мусульманское право представлено большим числом рукописей. Среди них популярное в Дагестане сочинение знаменитого арабского правоведа, хадисоведа и биографа Абу Закарийа Йахйа ан-Навави (ум. в 1278 г.) Оно называется "Минхадж ат-талибин" ("Путь ищущих"). Именно на это сочинение писали свои комментарии выдающиеся правоведы XV-XVI вв. ал-Махалли и Ибн Хаджар. Рукопись переписана около 540 лет тому назад в одном из ближневосточных городов и попала впоследствии в Дагестан. Переписчик использовал белого цвета плотную восточную бумагу, указал свое имя и дату снятия копии: Хасан, сын Мухаммада Тавати ал-Иззи аш-Шафии, 18 числа месяца зу-л-када 871 г. хиджры, т.е. 21 июля 1467 г.
Другое сочинение по мусульманском управу (оно начинается с раздела "Никах" - "Брак", имя автора не указано, но это можно установить) также переписано в 1467 г., красивым почерком насх, густыми блестящими черными чернилами.
В арабо-мусульманском мире было широко распространено сочинение по основам мусульманской религии "Джам ал-джавами", принадлежащее перу Абдалваххаба ас-Субки (ум. в 1369 г.) На этот юридический тракта было составлено много комментариев и субкомментариев. В коллекции ученого хранится одна такая рукопись, переписанная в 1734 г.
Имеются и более старые экземпляры. Так, например, на основе юридического трактата ан-Навави другой известный египетский законовед Ибн Хаджар ал-Хайтами (ум. в 1565г.) составил свой, сокращенный вариант. В коллекцию Хаджи Ибрагима трактат попал по наследству. В копии рукописи указано, что ее переписал "Мухаммад, сын Али, паломника обоих храмов Гидатлинский, Урадинский в субботу, в благословенном Аллаха месяце джумада ал-ахир 1695 г.", т.е. в мае или июне 1684 г.
Владельческие записи - свидетели о читателях, пользовавшихся юридическими трактатами в научных, учебных и в практических целях. Рукопись, переписанная в 1058/1648 г. принадлежала "Ибрагиму, сыну Хаджи ал-Харамайн ("паломника обоих храмов"), т.е. Мухаммада, отцу Хаджи Ибрагима из Урады. Владельческая запись Ибрагима стоит на многих рукописях. Но были записи собственности и других лиц: "Из книг Мухаммада, сына Хаджи ал-Уради", "Из книг презренного бедняги Абдаррахмана, сына Хаджи ал-Харамайан", "переписал Абубакар, сын Мухаммада Ругуджинского 1045/1635-36 г.", "из книг Мухаммада, сына Исмаила".
Грамматические трактаты занимают в коллекции по своей численности и популярности второе место. В отличие от юридических трактатов грамматические труды, как правило, не имеют даты. Однако, датировка подобных рукописей определяется в пределах одного века. В коллекции Ибрагима из Урады грамматические сочинения имеются преимущественно в копиях XVII- первой половины XVIII вв. Многие из них написаны на бумаге дагестанского происхождения, датируемой обычно XVII-XVIII веками.
Наиболее популярным в XVIII в. оказался учебный трактат выдающего ученого и поэта Абдурахмана Джами (ум. в 1492 г.) под названием "ал-Фаваид ад-Дийаийа" ("Наставления Дийааддину"). Это комментарий на один из самых распространенных кратких учебных трактатов по основам синтаксиса арабского языка, автор его - известный египетский ученый Ибн ал-Хаджиб (ум. в 1249 г.). В коллекции несколько списков грамматического учебника. Характерно, что все они переписаны дагестанцами для учебных нужд местных медресе. На одной из них запись: "Из книг Хаджи Ибрагима" Еще одна характерная черта учебных пособий Абдурахмана Джами - на полях рукописей записаны выдержки из грамматических текстов, принадлежащих Мухаммаду Кудутлинскому (ум. в 1717 г.), известному дагестанскому ученому-энциклопедисту.
Интерес к творчеству Мухаммада ал-Кудуки был не случайным. Ал-Кудуки комментировал знаменитое сочинение ал-Джурджани "ал-Авамил ал-миа" ("Сто управляющих") и назвал этот комментарий "Таркиб Миат амил". В коллекции Ибрагима ал-Уради этой книги нет. Однако она существовала, так как была в свое время переписана им. Ныне эта рукопись хранится в рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. Сочинение это небольшое, всего 40 листов, оно переписано в 1152/1739-40 г. "Ибрагимом Урадинским".
По всей вероятности, в свое время в упомянутый Рукописный фонд попали и другие грамматические сочинения. В Дагестане в XVI-XVII вв. местные ученые были хорошо знакомы с трудами известного азербайджанского ученого Сададдина ал-Барда'и (конец XIV- первая половина XV в.), с его трактатом-комментарием, широко известным под названием "Хадаик ад-дакаик" ("Сады тонкостей"). В 1515 г. это сочинение переписал Мухаммад из Кумуха. В коллекции Ибрагима из Урады эта рукопись также была, на титульном листе одной из рукописей Рукописного фонда стоит запись: "Собственность Ибрагима, сына Мухаммада Урадинского".
Хаджи Ибрагим из Урады знал и другие сочинения арабских ученых-грамматиков. Он хорошо знал сочинения знаменитых в арабо-мусульманском мире Абдалкахира ал-Джурджани (ум. в 1078 г.), одного из основателей арабской грамматической школы Махмуда аз-Замахшари (ум. в 1144 г.), Ахмада ибн Динкузи (ум. в 1481 г.), Мухаммада ал-Ардабили (ум. в 1626 г.) и многих других. На титульных листах, хранящихся в коллекции рукописей хранились записи: "из книг бедняги Ибрагима, сына Хаджи Урадинского", "из книг покойного Хаджи Ибрагима Урадинского".
Здесь же сочинения по риторике ("Хашийат ала шарх Талхис ал-мифтах" ат-Тафтазани (ум. в 1390 г.)), поэтические тексты ("из книг бедняги Ибрагима, сына Хаджи Урадинского", "из книг презренного бедняги Абдаррахмана, сына паломника священных храмов"), большое число сборных текстов, где в одном переплете, "под одной крышей" собраны сочинения по различным отраслям знаний (право, догматика, суфизм; грамматика, тафсир; стихи, теория диспута, грамматика; логика, стихи, богословие и т.д.
Нет возможности в маленькой статье дать представление о богатстве, своеобразии, уникальности рукописного наследия, сосредоточенного в доме потомков Ибрагима Урадинского. Перечислю еще только несколько сочинений: "Минхадж ал-абидин" - суфийский трактат великого представителя средневековой науки ал-Газали (ум. в 1111 г.), широко распространенный среди дагестанских ученых в XV-XVII вв.; тафсиры (комментарии к Корану), с владельческой записью Мухаммада, сына Исмаила и Мухаммада, сына хаджи ал-харамайн Ободинского - оба жили в XVII в., а в одном из списков тафсира переписаны все 99 прекрасных имен Аллаха; несколько сборников хадисов, один из них - "ал-Джами' ас-сагир", комментарий на сочинения ас-Суйути, переписанный 2 зу-л-хидджа 1041/20 июня 1632; а знаменитый "Масабих ад-дуджа" ("Светочи в темноте") Абу Мухаммада ал-Хусайна ал-Багави (ум. в 1122 г.), непререкаемого авторитета в области хадиса, в копии первой половины XVIII в., принадлежит Хаджи Ибрагиму из Урады. Почти все собрания хадисов отмечены этой записью - знаком собственности.
В XVIII - XIX вв. в Дагестане наряду с грамматической, юридической, "коранической" литературой широкое распространение получили произведения по логике. Логика и диалектика, как и перечисленные дисциплины, были предметом преподавания в медресе. В качестве учебных пособий служил ряд комментариев, среди которых наиболее известны были "ал-Исагуджи" Асираддина ал-Абхари (ум. в 1265 г.) и "ар-Рисала аш-Шамсийа" Кутбаддина ар-Рази (ум. в 1365 г.) К обоим сочинениям были написаны комментарии и субкомментарии, которые по числу своему превосходили сами эти сочинения. Субкоментарий к "ал-Исагуджи" (это арабская версия сочинения "Эйсагоге" греческого автора VI в Порфирия), принадлежал ал-'Имади. Сборная рукопись, в составе которого имеется также и это сочинение, принадлежала другому автору, а потом попала в Ураду. Произошло это в 1743 или 1744 г.: "Из книг Мухаммада Дибира ар-Ругуджи (Ругуджинского) Потом она перешла в собственность бедняги Ибрагима Хаджи Урадинского. 1156 год хиджры".
Комментарий на другой же трактат "ар-Рисала аш-Шамсийа", что хранится в коллекции Ибрагима Урадинского, переписан чуть раньше, в 1144/1731-1732 "рукой Абдуррахмана, сына паломника священных храмов (ал-хадж ал-харамайн) Гидатлинского Урадинского"
И, наконец, о единичных экземплярах. По одной рукописной книге представлены в коллекции небольшие тексты, посвященные системе наук (пропедевтика), оккультным наукам, ритуалу, теории стихосложения, медицине, сире (жизнеописание Мухаммада), вопросам курения.
Почти на всех титульных листах рукописей коллекции сохранились записи владельцев рукописей. Огромное число рукописей принадлежало Хаджи Ибрагиму Урадинскому ("Из книг бедняги Ибрагима", "Из книг бедняги Ибрагима, сына Хаджи Урадинского", "Эта книга перешла в собственность бедняги Ибрагима, сына Хаджи Урадинского", "Эта книга переписана по просьбе Хаджи Ибрагима, сына Хаджи Мухаммада Гидатлинского, Урадинского" и т.д.).
Хаджи Ибрагим Урадинский сосредоточил в своей коллекции такие рукописи, которые были в ходу, представляли лучшие образцы средневековой арабо-мусульманской культуры. Были и старейшие экземпляры, попавшие из арабских стран, но преобладающее число их - дело рук дагестанских переписчиков, особенно начиная с XV-XVI в., когда воспроизводство рукописной продукции многократно выросло в связи с тем, что с этого времени фактически прекратился поток в Дагестан, как и в другие окраины мусульманского мира, рукописных научных, популярных, ученических текстов. Среди владельцев рукописей, оказавшихся в коллекции, были экземпляры бывшие в разное время в собственности (в коллекциях) Ахмада из Тинди, Мухамммада, сына Дибира из Ругуджи, Мухаммада, сына Исмаила, Джафара из Могоха, Мусы, сына Мухаммада из Тидиба (все - по одному экземпляру) и несколько рукописей - принадлежали Мухаммаду, сыну Хаджи Урадинского, Абдурахману, сыну хадж ал-харамайн и т.д.
Знаменитый Али Каяев (1878-1943), этот последний дагестанский энциклопедист, оставил небольшую, но замечательную статью о местных библиотеках. Он писал: "В разных местах Дагестана со стародавних времен имелось очень много частных и общественных библиотек. Так, в мечетях находились общественные библиотеки джамаатов, а в частных домах имелись библиотеки, составленные из личных книг... Хотя многие из этих библиотек подвергались уничтожению, однако в большом количестве еще сохранилось книг, которые имеются в мечетях и в частных домах, а среди них немало раритетов". В качестве примера ученый называет наиболее крупные общественные библиотеки в селениях Акуша и Усиша и частные библиотеки Мухаммада-эфенди из селения Убра, Рафи-эфенди Шамгодинского. Коллекция последнего считалась одной из крупнейших частных библиотек Дагестана.
В статье Али Каяева названы лишь четыре библиотеки, но она положила начало изучению дагестанских книжных собраний. Ежегодные археографические экспедиции Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, а также Дагестанского государственного университета последних двух десятилетий выявили более 300 частных и мечетских библиотек. Среди них коллекции из населенных пунктов: Согратль, Ахты, Кудутль, Мегеб, Кумух, Мачада, Куштиль, Мискинджи, Эндирей, Ругуджа, Унцукуль, Гурик, Гасик, Гергебиль, Кахиб, Могох, Акуша, Гента, Датуна, Нижний Дженгутай, Хучни, Гонода, Курах, Хасавюрт, Харахи, Хунзах, Обода, Гоцатль, Карабудахкент, Аргвани и многих других, где сосредоточено много рукописей и старопечатных книг.
Урадинская библиотека занимает в этом ряду особое место. Эта самая ранняя рукописная коллекция, сохранившая в полном объеме. Книжные собрания предыдущих или современных представителей дагестанской духовной интеллигенции (Шабан из Обода, Мухаммад из Кудутля, Дамадан из Мегеба, Мухаммад из Убры, Давуд из Усиша и др.) дошли до нас в ущербном виде, или дошли в единичных экземплярах и не могут создать общего впечатления о рукописном наследии первых дагестанских энциклопедистов.
Коллекция Хаджи Ибрагима из Урады, сохранившаяся благодаря заботам его потомков, особенно в 20-30-х годах XX в. - уникальное явление местной дагестанской (вернее, общедагестанской) культурной традиции. Фактически это прообраз, общий облик, частных библиотек, существовавших до Хаджи Ибрагима и после него, вплоть до середины XIX в. Уникальность ее заключается в том, что она сохранила тот объем знаний, ту тематическую структуру, тот состав учебной и научной литературы и те пути, язык и особенности формирования, что было свойственно, как правило, другим рукописным собраниям Дагестана. Еще одно обстоятельство особо подчеркивает значимость коллекции - почти вся она состоит из старых рукописей, созданных до последней четверти XVIII в. Все рукописи - на арабском языке. Два небольших текста - на аварском языке, арабскими буквами, слабо приспособленными к особенностям этого языка.
Как уже указывалось, почти все рукописи переписаны в Дагестане. Переписка рукописей было обычным делом, она производилась индивидуально, часто - дома, для собственных нужд или для подарка, или по заказу, на продажу. Однако значительная часть рукописей копировалась в медресе. В Дагестане не было специальных мастерских для копирования, художественного оформления, изготовления пееплета или бумаги. Многие из этих функций производились в стенах медресе, получивших в Дагестане в XVII-XVIII вв. повсеместное распространение.
Почти все видные представители дагестанской духовной элиты XVII-XVIII вв., были основателями и медресе, где вели научную и преподавательскую работу или получали эти учебные заведения в наследство от своего отца, также основателя медресе и преподавателя.
Союз знаний и учебы был обычным явлением. Ученый одновременно создавал свое медресе, руководил им, преподавал там, воспитывал своих учеников. Дагестанские алимы считали само собой разумеющимся единство научного знания и образования. Отсюда - особый престиж отдельных медресе, преподавателей, широкая практика передачи способного ученика от устада к устаду.
Тексты из коллекций Хаджи Ибрагима сохранили нам ценнейшие сведения о переписчиках XVII-XVIII вв., а также о медресе, где эти работы выполнялись: знаменитая книга - собрание хадисов "Хисн ал-хасин" ("Укрепленная крепость") автора XIV в. шейха ал-Джази была переписана в 1722 г. "в медресе Мусы Длинного Тидибского"; грамматическое сочинение переписано в 1667 г. "когда в селении Цулда, что в Карахе не было ни правителя, ни кадия"; упомянутое выше сочинение по логике "ар-Рисала аш-Шамсийа" переписано в 1733 г. в медресе "устада Хаджи Махада из селения Кирид, одном из селений Кумуха"; часть первая юридического трактата "Тухфат ал-мухтадж Шарх ал-Минхадж" Ибн Хаджара переписана рукой Мухаммада, сына Мусы из селения Тидиб"; часть книги ал-Махалли, начинающийся с раздела "ат-Тахара" ("Ритуальное омовение") была переписана "рукой слабейшего из рабов Аллаха и презреннейшего из них Мухаммада, сына хаджи ал-харамайн Урадинского".
Известного между людьми своими знаниями арабского и персидского языков Мухаммада, сына Загала в сел. Акуша, в коллекции Чарака Омарова археографическая экспедиция Института ИАЭ обнаружила известный юридический трактат "Анвар" ("Светочи") знаменитого ученого Юсуфа ал-Ардабили, который был скопирован в июле-августе 1702 г. "Мухаммадом, сыном Абдалазиза из Акуша в медресе нашего благодетеля Хаджи ал-харамайн Урадинского" (здесь речь идет о медресе отца Ибрагима Хаджи).
Выше мы уже писали о грамматическом трактате "Таркиб ал-Авамил ал-миа" Мухаммада Кудутлинского, переписанном в 1739 или 1740 г. Хаджи Ибрагимом Гидатлинским. В Рукописном фонде Института ИАЭ хранится учебник грамматики арабского языка, составленный Ахмадом ал-Чарпарди (XIV в.) в копии, выполненной "Курбанали, сыном Кебеда ал-Х.н.хи(?) в медресе имама Абдаррахмана, сына Хаджи Мухаммада Урадинского" в 1751 г. В коллекции Хаджи Ибрагима еще одно важное известие: в 1736 или 1737 г. "завершил переписку книги, называемой Абдалгафур (очевидно, это автор XV в. Абдулгафур ал-Лари, автор субкомментария на учебное пособие по арабской грамматике Абдаррахмана Джами) презренный раб Аллаха Абдурахман, сын Хаджи ал-харамайн Урадинского в селении Тлях у своего брата Ибрагима".
Выше указывалось, что знаем очень мало о жизни Хаджи Ибрагима. В его коллекции, на титульном листе субкомментария на юридический трактат "Джам' ал-джавами'" мы обнаружили текст с ценной информацией. Даем его полный перевод: "Хаджи Старший и его дети: Хаджи Ибрагим и Д.р.х. называемый (над этим словом добавлено: "первоначальное имя") Абдурахман и Мухаммад, названный Канджадулав. Дети Хаджи Ибрагима - Самилав, Абдаллах. Дети Д.р.х. - Али, Абубакар, Дарахилав и Умар".
Далее идет перечисление имен потомков указанных лиц. У сына Хаджи Ибрагима Канджадулава упомянуты сын его Маджисулав и сын Маджусилава Захулар (первоначально Мухаммад) и дети Захулава - Мукуч баар(?), Хаджилав и Самилав.
У Канджадулава - дочери Хадижат, мать Мусаласул Мухаммада и Салимат, мать Руккулава и т.д.
У Хаджи Ибрагима - дочь Марьям.
У Абдаллаха - (не ясно).
У Д.р.х. Али - дочери Умму Джухуби Мухаммад, Умму Хидирилав и Умму Нутубулбул и Хадижат.
У (него же) - сыновья Усман и Ибрагим Халил и его сын УхтуХундур.
У Абубакара - сын Аликади и дочь Уммукалал Мухаммад и Умму Абдурахман ибн(?) Куршилав.
У Д.р.хилава - сыновья - Нурмухаммад и Хаджияв и жена-дочь (имя неразборчиво)".
В книге по праву Ибн Хаджара была также сделана соответствующая запись: "У Ибрагима, сына Хаджи двое сыновей (одного из которых) назвали по имени родного брата, который скончался в 1155/1742 году (сверху добавлено: "Это было в месяце раби ал-аввал, а сын его Абдаллах скончался в месяце сафар этого же года") в ночь на понедельник незадолго перед вечерней молитвой в благословенный месяц джума ал-ахир того же года (т.е. 1742). Затем у него родился другой сын, Абдаллах в 1160 году, во вторник 20 числа почтенного месяца рамадан (т.е. 25 сентября 1747 г.). Затем у его сына Самилава родился сын, названный Мухаммадом в 1181 году перед полуднем, в понедельник, 5 раби ал-ахир (т.е. 31 августа 1767 г.).
Здесь представлены интересные сведения о потомках Ибрагима Урадинского, что дает возможность приступить к составлению родословных таблиц.
* * *
Еще предстоит исследовать активную роль Хаджи Ибрагима Урадинского в организации противостояния полчищам Надир-шаха, вторгшимся в Дагестан в начале 40-х годов XVIII в. Хаджи Ибрагим, один из ярких представителей духовной элиты Дагестана, посылал письма-обращения к горским обществам с призывом сплотиться в борьбе против завоевателей.
Подлинники этих писем хранились у М.Г. Нурмагомедова, научного сотрудника Института ИАЭ, замечательного знатока дагестанской арабоязычной литературы. К сожалению, они никогда не издавались ни в подлиннике, ни в полном (или полном комментированном) переводе. Краткое сообщение о хранящихся из него письмах Хаджи Ибрагима было опубликовано М.Г. Нурмагомедовым в тезисах "Бартольдовских чтений" 1990 г.
Здесь сообщается о четырех письмах Хаджи Ибрагима. Одно письмо написано на имя Надир-шаха, в нем упоминается сражение в Аймакинском ущелье в 1741 г., где горцы вынуждены были отступить перед натиском превосходящих сил Надир-шаха. Приводится отрывок из письма: "... Вы не гордитесь, что вас много. Мы все равно вас одолеем. Лучше оставьте нас в покое и возвращайтесь домой".
Остальные письма отправлены на имя различных аварских обществ. Из письма к Гидатлинскому обществу: "Вы обязаны построить вал вокруг селения Тидиб и обеспечить продукты питания ... Постараемся объединить мусульман и заставим врага заключить мир".
Другое письмо адресовано жителям четырех обществ - гумбетовцам, андийцам, ботлихцам и ансалтинцам. Адресат призывает эти общества подготовиться к борьбе с Надир-шахом, ибо ныне "самое подходящее время для этого". Обращение составлено осенью 1741 г., когда войска Надир-шаха вторглись в Андалял. О содержании четвертого письма не сообщается. Очевидно, в статье упомянуты не все письма, которые были в распоряжении М.Г. Нурмагомедова. Он представил в распоряжении профессора В.Г. Гаджиева близкие к оригиналу переводы, который опубликовал их в книге "Разгром Надир-шаха в Дагестане" (Махачкала, 1996, с. 161-165). Мы пользуемся этими переводами.
Письмо Хаджи Ибрагима выглядит следующим образом: "Вы, всесильный властелин, если вы прибыли в Дагестан с огромной армией, с шамхалом, с намерением разорить жилища и унизить мусульман, - да помилует вас Аллах! До сих пор мы не обращали внимания на всякого рода призывы, зовущие нас на борьбу, и оставались спокойными, учитывая указания Корана, который гласит: "Как бы вы хотели, чтобы с вами обращались, так обращайтесь и вы с другими". И ныне вам говорим: Ай Тамаз (Тахмаз-кули-хан), вы сполна отомстили Сурхаю. Забрали все его имущество, разорили его села, истребили его людей. Какие же претензии у вас к остальным джамаатам Дагестана? И с какой целью шамхал отправлен в сторону Аймакинского ущелья? Опомнитесь! Ради Аллаха, просим прислушаться к аятам Корана и указаниям нашего пророка, где сказано, что творящие насилие на земле - враги Аллаха, поэтому-то Аллах призывает насильников к ответу. Прислушайтесь к словам нашего пророка! Вернитесь к себе домой! Клянемся Аллахом, мы не хотим с вами воевать, особенно с шамхалом, ибо с ним у нас издавна велась дружба... Надо ведь с насильниками сражаться до тех пор, пока они не будут послушны Аллаху. Таковы требования Корана. Мы бы из своих домов не вышли бы и вы не проливайте кровь мусульман. Мы не ваши раияты, и мы никаких податей и повинностей вам не несем. И мы не какие-то кяфиры, чтобы с нами воевать. Поэтому-то мы просим вас, возвращайтесь назад. И если вы, не приняв во внимание нашу просьбу, не вернетесь обратно, мы положимся на великодушие Аллаха и как сказано, "будет то, что не будет того, что не предписал Аллах".
Как указывает В.Г. Гаджиев, имеется и второй вариант письма Хаджи Ибрагима, более жесткий, более конкретный: "Вы не гордитесь, что вас много, что вам никто не оказал достойного сопротивления. Аллах сказал: "Ваше общество не поможет вам, сколько бы вас ни было. Помощь будет только от Аллаха". Как сказал пророк: "Угнетатель выполняет волю Аллаха на земле, а потом Аллах наказывает угнетателя за людей". Вы возвращайтесь домой, ради Аллаха, с вашей гордостью. Возвращайтесь, пока жители не начали проклинать вас. Как сказал пророк: "Один день мы выигрываем, на другой день проигрываем". Мы не хотим с вами воевать, хотя мы знаем, что одолеем вас... А вы, не проливайте кровь мусульман. И не думайте, что вы все время будете побеждать... Как сказал один хаким: "Кто борется за справедливость, тот победит"".
Одновременно Хаджи Ибрагим обратился (совместно с предводителем гидатлинского отряда Денга "к гумбетовцам, ботлихцам и ансалтинцам", а его сын - от себя и "всей гидатлинской молодежи" к "молодым героям Каралал, Багулал, ахвахцам и жителям сел. Асхаб": "Мы надеемся на ваше геройство, что вы поможете нам на этот раз... Мы ждем вас, выступить мы должны в четверг, 8 числа августа".
В 2008 г. в газете "Новое время" (№ 26, 28) был опубликован расширенный вариант статьи Али Каяева "Разгром Надир-шаха в Дагестане", написанный в 30-х гг. XX в. на лакском языке. (Кстати, впервые эти письма были опубликованы в 1990 г. в журнале "Советский Дагестан" № 3-4). Али Каяев был видимо, знаком с подлинниками посланий Хаджи Ибрагима к некоторым аварским обществам, к Надир-шаху и поддерживавшего его Хасбулат-шамхалу: "Эй, общество Надир-шаха, зачем вы идете на нас, разве мы не такие мусульмане? Вы отомстили за все Сурхай-хану? Богатство, как вы утверждаете, собранное с ваших земель, вы у него отняли? Вы лишили его всего? Что вы хотите от нас услышать и что вам от нас нужно? Если вы идете, чтобы обратить нас в ислам, как неверных, то в этом нет никакой надобности, ведь мы мусульмане, а не неверные. Если вы идете, чтобы наложить на нас подати и повинности, то мы заявляем, что мы не рабы, а свободные люди и никому не платим податей и повинностей и не собираемся этого сделать. Мы никого не грабим и не угнетаем. Мы люди, которые выступили на помощь бедному и угнетенному народу, услышали призыв о помощи, и мы спасем их. Нас не остановит ни ваше многочисленное войско, ни ваша мощь. Побеждает не тот, у кого много войска, а проигрывает не тот, у кого его мало. Известно много случаев, когда малочисленное войско обращало в бегство многочисленное войско".
* * *
Как известно, XVIII в. занимает особое место в истории письменной культуры и духовной жизни дагестанского общества, в формировании особого характера литературной традиции. Для Дагестана это была эпоха универсализации научной мысли, четкого обозначения научных школ (школы Мухаммада из Кудутля, Дауда из Усиша, Гасана Старшего из Кудали, Дамадана Мегебского, Дибир-кади Хунзахского, Саида Шиназского), время повышенного интереса к некораническим наукам - арифметике, математике в целом, медицине, практической астрономии.
Это было время значительного роста письменной культуры, ориентированной на дагестанское селение. Политическая децентрализация, своего рода демократизация общественной жизни, выдвинув сельские общества и их союзы на гребень политической жизни, не прошли бесследно и для сферы культурной жизни. Как никогда раньше, крупные населенные пункты стали очагами культурных традиций. Административные, политические и экономические центры выполняли функции интеллектуальных лидеров. Эти крупные селения выступали в роли городов. В них была сосредоточена интеллектуальная жизнь микрорегиона, связи микрорегионов в сфере культуры были обычным явлением.
Цахур, Рутул, Ахты, Могох, Хучни, Кумух, Корода, Эндирей, Мачада, Унцукуль, Хунзах, Цудахар, Акуша, Гапшима, Кахиб, Тарки, Карата, Урахи, Хуштада, Кубачи, Цугни, Курах и многие другие селения - в них существовали большие мечети, медресе со значительным фондом разнообразной книжной продукции.
К таким населенным пунктам относится и селение Урада, родина Ибрагима Урадинского.
Замечания, предложения, а также дополнения автор просит направить в Институт истории, археологии и этнографии, расположенного по адресу: 367030, г. Махачкала, ул. Ярагского, 75, которые автор учтет при публикации статьи в книжном варианте.
Ибрагим-Хаджи Урадинский(прадед первого Имама Дагестана Газимагомеда)
Известный не только в Дагестане, но и на арабском Востоке ученый-арабист Ибрагим-Хаджи Урадинский, работавший 8 лет Шерифом Мекки и 3 года ректором Дамасского университета «Аль-Азхар». Ибрагим-хаджи из Урада, в литературе исламского мира знают как «Сайид аварский». В годы нашествия на Дагестан иранцев во главе с Надир-Шахом, Ибрагим — хаджи был одним из главным объединителем народов Дагестана в отражении нападения иранцев. С ним советовались ханы, шахи, даже Крымский хан (в то время Крым был под влиянием Турок).
Ибрагим-Хаджи Урадинский родился примерно в 1683-1685 гг. (точная дата неизвестна). Он четыре раза побывал на хадже, в совершенстве владел арабским, персидским, турецким и многими дагестанскими языками.
В 1118 году по хиджре (1706г.) находясь на хадже Ибрагим-Хаджи узнает, что в Мекке проводится конкурс на должность Шерифа города и решил участвовать в ней. Он пришел в назначенный час в место проведения конкурса. Только Ибрагим-Хаджи Урадинский смог ответить на все вопросы комиссии. В это время члены комиссии, видя безысходность ситуации, пришли в негодование, как арабами может руководить ажамияв( мусульманин неарабского происхождения) . «Почему мне нельзя быть Шерифом, если я побеждаю в конкурсе?»,- спрашивает их Ибрагим-Хаджи. «Разве ты не знаешь в чем отличие арабов и от неарабов?»,- спрашивают его члены комиссии. «Знаю, такое же отличие, как лопаты от весла. У нас лопатой землю, а веслом снег разгребают. Мы , так же как и Вы , являемся мусульманами и последователями пророка Мухаммада (с.т.г1.в.). Мы не хуже Вас знаем шариат и строго следуем по его пути, в то время как вы, арабы, допускаете осквернение и очернение религии ислама, вы казнили асхабов пророка Умара, Усмана, Али, Хасана, Хусейна!»
Арабы, убедившись, какими глубокими знаниями обладает Ибрагим-Хаджи, начали задавать ему вопросы из грамматики, астрономии, логики, но и на них он ответил и даже указал в какой книге и на какой странице об этом написано. Комиссии не остается ничего, кроме как констатировать убедительную победу Ибрагим-Хаджи Урадинского в конкурсе.
Умер Ибрагим-Хаджи Урадинский 1771 году по возвращению домой от эпидемии чумы, похоронен в сельском кладбище, там же находится и его зиярат.
Ибрагим-Хаджи Урадинский оставил после себя замечательных потомков, которые продолжали распространение и укрепление ислама в Дагестане. У него было два сына. Один из сыновей Исмаил поехал учиться в Генуб, там же женился и родился сын Магомед, у которого впоследствии тоже родился сын Газимагомед, который затем стал первым Имамом Дагестана.
0
0
0
0
0
0
0
0
рЕЛИГИЯ. ЗИЯРАТЫ В ШАМИЛЬСКОМ РАЙОНЕ
Жители района проповедуют традиционный для Дагестана ислам, являются последователями шейха Саида Афанди Чиркейского и исполняют тарикат накшубандийского и шазилийского направлений. В районе функционируют 42 джума и 35 квартальных мечетей, 2 исламских института (Ассаб и Батлух), 14 медресе. Район является родиной 11 устазов тариката накшбандийского и шазалийского направлений. Для понимания истинного величия тарикатских муршидов необходимо иметь правильное представление о самом тарикате. Это учение призвано дать истинные знания не только о том кто есть человек, но и каким он должен быть в идеале. Отсюда необычность, труднопостижимость сущности принципов, методов и средств духовной практики тариката.
Выходцы из нашего края известны своей ученостью во всем Арабском Востоке. Признав духовную ученость Ибрагим-Хаджи-шейха, его избрали имамом центра мусульманского мира – г. Мекки.
За последние годы сделано очень многое в духовном развитии населения района. В каждом населенном пункте отреставрированы старые или построены новые мечети. Но в то же время , мы осуждаем любой религиозный или политический экстремизм, попытки сеять раздор и вражду в единой семье народов Дагестана. Образована комиссия по антитеррористической деятельности, активизирована работа комиссии по противодействию политическому и религиозному экстремизму. Свою работу комиссия проводит в соответствии с планом. На заседания приглашаются заинтересованные лица, руководители организаций и учреждений правоохранительных органов, главы администраций сельских поселений. В соответствии с планом работы практикуется проведение встреч с интеллигенцией, ветеранами войны и труда, имамами мечетей, молодежью, на которых обсуждаются проблемы экстремизма и терроризма.
Функционируемые в районе два исламских высших учебных заведений, обучение в которых в основном бесплатное, учащиеся за счет вузов обеспечиваются жильем и питанием, располагают современными благоустроенными учебными корпусами и общежитием:
Исламский институт им. Саадухаджиясул Мухаммада-афанди, с.Нижний Батлух;
Исламский институт им. Абдурахмана-Хаджи Ассабского, с. Ассаб.
Наиболее почитаемые религиозные памятные места в районе
Могила и зиярат Ибрагима-Хаджи из с.Урада, бывшего в течении 8 лет духовным и светским главой г.Мекки, находится в с.Урада.
Могила и зиярат шейха (устаза) Хумайд-афанди из с.Андыха, находится с.Андых.
Могила и зиярат шейха (устаза) Хусенил Мухаммада-афанди из с.Уриб, находится в с.Уриб.
Могила и зиярат шейха (устаза) Хамзат-афанди из с.Тляха, находится в с.Тлях.
Могила и зиярат шейха (устаза) Ибрагимхалил Мухаммад-афанди из с.Тидиб, находится в с.Тидиб.
Могила и зиярат шейха (устаза) Сааду Хаджиясул Мухаммад –афанди из с.Батлух, находится в с.Нижний Батлух.
Зияраты связанные с жизнью или пребыванием шейхов (устазов):
Шейха (устаза) Хасанхилми-афанди в с.Кахиб;
Шейха (устаза) Мухаммадарип-афанди в с.Кахиб;
Щейха Хабибулахаджи-афанди в с.Кахиб;
Шейха Али в с.Голотль;
Шейха Ахмеда в с.Телетль;
Шейха Удурата в с.Мачада;
Шейха(устаза) Меселасул МухIаммад-афанди в с.Хучада;
Шейха (устаза) Абдурахмана-Хаджи в с.Ассаб;
Шейха(устаза) Дибирасул Мухамад Яг1суби в с.Ассаб;
Шейха Вокун в с.Ратлуб.
Мечети в с.Батлух, Ассаб,Тлях, Урада, Телетль.
Христианская часовня 10-11 веков у с.Датуна.
Село Андых
За почти пятисотлетнюю историю своего существования из Андыха вышла блестящая плеяда арабоязычных ученых во главе с тарикатским шейхом Хумайд-Афанди и ученым богословом, астрономом и историком Хадис-дибиром.
Село Ассаб
Многие ассабцы, как учёные арабисты были известны далеко за пределами села и даже Дагестана. Из села вышли немало учёных арабистов: Накшубандийский шейх Абдурахман-Хаджи, устаз шазалийского и накшубандийского таррикатов Мухаммад-афанди(Яъсуб), и др. Устаз шазалийского и накшубандийского тариката Мухаммад-афанди ( Яъсуб ), жил в самое трудное время, был репрессирован, в I937-42гг. сидел в Дербентской тюрьме, там же умер. Через I7 лет был перезахоронен в с. Верхнее Казанище Буйнакского района, рядом с шейхом Сайпулой-кади.
В 2001 году селении открыт исламский институт, имеющий государственную лицензию на преподавание исламских наук носящий имя Шейха Абдурахман-Хаджи.
Село Батлух
На съезде ученых-алимов Дагестана, созванном в ноябре I923 года в селении Кахиб, среди более чем 70 ученых были и батлухцы Сааду-хаджи и Яхья-хаджи. Большую известность и значение приобрел сын Сааду-хаджи - Сааду-Хаджиясул МухIамад, (да очистится его душа) и много его учеников. Среди его учеников-алимов большую популярность в Дагестане имеет ученый- арабист Абдулгапурил Гитиномухаммад. Исполняя указание Саадухаджиясул Мухамада, в начале 90-х годов в Батлухе построили одну из первых в Дагестане медресе. В медресе стали обучатся дети со всех концов Дагестана и вскоре выпускники медресе стали учителями и имамами почти во всех уголках Дагестана. На сегодняшний день они работают не только в селах Шамильского, но и в Ахвахском, Хунзахском, Гунибском, Чародинском, Гергебильском, Унцукульском, Буйнакском, Ботлихском, Кизилюртовском, Хасавюртовском, Кизлярском, Тарумовском районах, в нескольких мечетях и исламских учебных заведениях города Махачкалы.
В 2005 году в селе открыт исламский институт, имеющий государственную лицензию на преподавание исламских наук.
6 августа 2005 года в сел. Батлух состоялся съезд алимов Дагестана и одновременно день села, на которое приехали со всего Дагестана, из Казани, из Москвы более I0 тысяч гостей и приглашенных. Здесь присутствовали четыре тарикатских шейха: Саид-Афанди Чиркейский, Мансурил Магомед-Афанди, Арслан -али Хаджи Афанди, Абдулвахид- Афанди.
Село Кахиб
Кахиб называют аулом Алимов. Ислам жители Кахиба приняли в I460 году, когда Удурат Хаджи Мачадинский вернулся из Аравии в Гидатль. Кахиб - родина трёх шейхов: Хасана- Хильми афанди, Хабибула Хаджи, Мухаммадарифа-афанди. В Кахибе открыт мемориал - зиярат трёх названных шейхов.
В I923 году 20 ноября в Кахибе открылся съезд Алимов Дагестана. Председателем был избран шейх Хабибула Хаджи. На съезде приняли участие 76 делегатов. Делегаты осудили войну, начатую Нажмудином Гоцинским.
Село Мачада
Распространение ислама в селении связано с именем шейха Хаджи-Удурата и перенесением селения Чолода на другое место.
Шейх Хаджи-Удурат жил в XV веке. Он был одним из первых Алимов своего времени, после Абулмуслим - шейха. Историки и ученые Дагестана хорошо знакомы с его именем. Шейх Хаджи-Удурат распространил и укрепил ислам не только в гидатлинских селах, но и в целом Аваристане. Этому способствовало его глубокие знания, которые он получил в Мекке, в Аравии, где учился в течении долгих лет.
Как же оказался Шейх Хаджи-Удурат в Мекке? Вот что гласит об этом в предании: чтобы закончить распри между чолодинцами и грузинами, первые должны были отдать грузинам одного мальчика якобы для «аманата». Таким образом, мальчик оказался в Грузии, а из Грузии, по велению Всевышнего, мальчик попал в Мекку. Примерно 550 лет назад, в I460 году, Хаджи-Удурат вернулся на родину, по пути домой у реки, примерно за километр до селения, Хаджи-Удурат остановился для совершения обеденного намаза. Во время молитвы к нему подошел человек по имени Абдурахман. Это был сельский староста. Он не узнал Хаджи-Удурата и спросил, кто он, откуда едет и куда направляется. Хаджи-Удурат рассказал все о себе. Он говорил о том, что Аллах един и всемогущ, что все вокруг и Солнце и Луна, Земля и небо, моря и реки - создано Всевышним и все преклоняется ему и мы обязаны преклоняться и молиться Всевышнему. Абдурахману очень понравилось все, что делал и о чем говорил путник, и попросил просветить его теми знаниями, которыми он обладает. Тогда Хаджи-Удурат научил Абдурахмана произнести слова - шагьадат, что означало совершение первого обряда принятия ислама. С тех пор это место признают местом откуда началось принятие мусульманства и исламизации Гидатли. Теперь здесь стоит небольшая молитвенная комната. Благодаря стараниям и усилиям Хаджи-Удурата ислам распространяется не только в гидатлинских селах, но и за пределами, а сам он стал популярен как Шейх Хаджи-Удурат. Потомки Хаджи-Удурат шейха и сейчас живут в селении Мачада. Умер он в I475 году. Похоронен на кладбище в селении Чолода.
В народе существует поверье, согласно которому в том селении, где родился и вырос святой человек, то есть человек, посвятивший свою жизнь интересам мусульманства, обладающий так называемой божественной благодатью, а после смерти признанный образцом мусульманской жизни и носителем чудодейственной силы, количество молодых людей не может превышать шестидесяти. Поэтому жители селения Чолода постепенно стали перебираться на другое место, то есть на то место, где село в настоящее время располагается. Переселение людей началось примерно 460 лет назад.
В начале XVII века в селении Мачада жил Шейхмухаммад - шейх. В молодости он учился у известных тогда ученых-алимов: Шабана из Обода и Тайгиба из Харахи. Шейхмухаммад - шейх остался в истории не только как крупный ученый-алим, но и как крупный тарикатист. На надгробной плите Шейхмухаммад-шейха указана дата его смерти - II06 год по мусульманскому календарю. Могила Шейхмухаммад-шейха стала зияратом тысячи мусульман со всего Дагестана.
Также существует много преданий и о Хадис- шейхе, который жил во второй половине XVII столетия, современнике известного не только в Дагестане, но и на арабском Востоке ученого-арабиста Ибрагим-Хаджи Урадинского. Хадис - шейх умер в I770году. В последний путь Хадис-шейха провожал упомянутый выше Ибрагим–Хаджи Урадинский. Хадис-шейха признали в Дагестане не только как шейха- тарикатиста, но и как крупного ученого -арабиста. В I770 -I77I г.г. много людей умерли в Гидатле от эпидемии чумы. И среди них был и Хадис -шейх. А через год умерли Ибрагим-Хаджи Урадинский и приехавшие с ним арабские проповедники ислама. Их зиярат находится в селении Урада. Хадис -шейх похоронен в старом кладбище селения Мачада.
Современником, другом и соратником великого Имама Шамиля был Магомедамин из Мачада. Он больше известен под именем Мурадило. Есть предание, свидетельствующее о том, что Мурадило в молодые годы, вместе с Шамилем, учился у знаменитого ученого-алима Саида Араканского. Есть предания о том, что Имам Шамиль считал Мурадило большим алимом. Мурадило умер на 5 лет позже (после) Имама Шамиля -I876 году. Об этом говорит надпись на его надгробной плите. На которой также по-арабски: «Здесь похоронен сын Мурада -Магомедамин - большой алим».
В начале XX века известным в Аравии ученым-алимом был Ачурало-дибир. Его считали большим знатоком шариатского права. Известно, что Ачурало-дибир приобретал знания у многих алимов Дагестана.
Село Тидиб
Из селения вышло немало людей о глубокими знаниями об исламе, тарикате. К таким шейхам, устарам относился шейх накшбандийского и шазилийского тарикатов Магомед Ибрагимхалил-афанди (1895-1985 гг.), который являлся хафизом. Его зиярат находится в сел.Тидиб.
Село Урада
Известный не только в Дагестане, но и на арабском Востоке ученый-арабист Ибрагим-Хаджи Урадинский, работавший 8 лет Шерифом Мекки и 3 года ректором университета «Аль-Азхар». Ибрагим-хаджи из Урада, в литературе исламского мира знают как «Сайид аварский». В годы нашествия на Дагестан иранцев во главе с Надир-Шахом, Ибрагим - хаджи был одним из главным объединителем народов Дагестана в отражении нападения иранцев. С ним советовались ханы, шахи, даже Крымский хан (в то время Крым был под влиянием Турок).
Ибрагим-Хаджи Урадинский родился примерно в 1683-1685 гг. (точная дата неизвестна). Он четыре раза побывал на хадже, в совершенстве владел арабским, персидским, турецким и многими дагестанскими языками. В 1118 году по хиджре (1706г.) находясь на хадже Ибрагим-Хаджи узнает, что в Мекке проводится конкурс на должность Шерифа города и решил участвовать в ней. Он пришел в назначенный час в место проведения конкурса. Только Ибрагим-Хаджи Урадинский смог ответить на все вопросы комиссии. В это время члены комиссии, видя безысходность ситуации, пришли в негодование, как арабами может руководить ажамияв( мусульманин неарабского происхождения) . «Почему мне нельзя быть Шерифом, если я побеждаю в конкурсе?»,- спрашивает их Ибрагим-Хаджи. «Разве ты не знаешь в чем отличие арабов и от неарабов?»,- спрашивают его члены комиссии. «Знаю, такое же отличие, как лопаты от весла. У нас лопатой землю, а веслом снег разгребают. Мы , так же как и Вы , являемся мусульманами и последователями пророка Мухаммада (с.т.г1.в.). Мы не хуже Вас знаем шариат и строго следуем по его пути, в то время как вы, арабы, допускаете осквернение и очернение религии ислама, вы казнили асхабов пророка Умара, Усмана, Али, Хасана, Хусейна!»
Арабы, убедившись, какими глубокими знаниями обладает Ибрагим-Хаджи, начали задавать ему вопросы из грамматики, астрономии, логики, но и на них он ответил и даже указал в какой книге и на какой странице об этом написано. Но на последний вопрос председателя комиссии ему пришлось задуматься дольше обычного. Его спросили: « Если овца родит щенка, то можно ли будет мусульманину есть ее мясо?» Задумываясь над ответом Ибрагим-Хаджи увидел над головой араба ответ на вопрос в форме радуги : «Если щенок будет кушать сено- то можно, если мясо – нет».
Комиссии не остается ничего, кроме как констатировать убедительную победу Ибрагим-Хаджи Урадинского в конкурсе.Четыре года Ибрагим-Хаджи Урадинский был Шерифом Мекки, он стал широко известен в мусульманском мире, с ними советовались арабские правители.После, Ибрагим-Хаджи Урадинского назначают ректором Дамасского университета, где он проработал три года.
Умер Ибрагим-Хаджи Урадинский 1771 году по возвращению домой от эпидемии чумы, похоронен в сельском кладбище, там же находится и его зиярат.
Ибрагим-Хаджи Урадинский оставил после себя замечательных потомков, которые продолжали распространение и укрепление ислама в Дагестане. У него было два сына. Один из сыновей Исмаил поехал учиться в Генуб, там же женился и родился сын Магомед, у которого впоследствии тоже родился сын Газимагомед, который затем стал первым Имамом Дагестана.
Из Гидатля вышло более I00 крупных ученых арабистов, I6 шейхов и 5 муршидов. Среди них: Ибрагим- хаджи, Муслим апанди, Ундал - хаджи, Замирил МухIамад, Муртазаали, Удурат, Муртазаали (Мурли), Исмаил, Абдулхамид, Абдуладибир и многие другие.
Урадинцы ислам приняли от первого мусульманина Гидатля шейха Удурата - хаджи в I475 году. После кончины Абумуслима - шейха Казикумухцы и Гидатлинцы совершали набеги в сторону теперешнего Ботлиха и Аргуна для распространения ислама. Гидатлинцы в целом активно поддерживали движение имамов, так как предки с отцовской стороны первого, третьего имама были из Урада. Имам Газимагомед и Шамиль были родственниками. В Гимри их дома тоже расположены рядом. В книге Магомед-Тахира аль-Карахского «Блеск Дагестанских сабель в некоторых Шамилевских битвах» на стр. 38 о сражении в Кутиша пишет: «….. Остались также осажденными в одном доме около 6 человек из округа Хид «Гьид». Солдаты три раза пытались приступом взять их, но не смогли одолеть. С наступлением темноты русские повернули обратно, а эта шестерка вышла, и присоединилась к имаму в Салатау. Сын известного тарикатиста муршида, шейха Джамалудина Казикумухского, зять Имама Шамиля. Абдурахман пишет:«Гидатль является краем добропорядочных и мужественных людей, источником духовности, чистоты веры и крупных ученых».
Село Тлях
Здесь, по словам выходца из села , знаменитого шейха накшбандийского и шазилийского тарикатов Гамзата-афанди ( 1892-1977 гг.) покоятся I7 крупных ученых-арабистов, таких же муридов, устазов, как он сам. Его зиярат находится в родном селении.
Село Уриб
Уриб издавна славился богословами, учеными-алимами. Из села вышел шейх Накшубандийского и Шазалийского тарикатов, устаз ХIусенил МухIамад Афанди (къ.с.) В Дагестане и во всем арабском мире большой популярностью пользуются книги, выпущенные Газимагомед-дибиром, работавшего катибом в басмахане Мавраева. На всемирной выставке рукописей, состоявшейся недавно в Индии, рукописное издание Корана Газимагомед-дибира заняло первое место. А его внук Алимагомед-хаджи из Уриба в течение ряда лет являлся председателем Совета алимов Дагестана.
Село Хучада
Гордятся сельчане именами своих известных духовных алимов. Это дважды посетившие хадж в начале 20 века пешком Али-хаджи и Ахмад-хаджи, а также известный проповедник ислама в Дагестане Ахмад-дибир. В рядах дагестанских накшубандийских шейхов одно из мест занимает и Меселасул МухIаммад-афанди ал-Хучади. Шейх накшбандийского и шазилийского тарикатов Мухаммад-афанди (1909- 1987 гг.) родился в сел.Хучада, долгое время жил в Чечне, затем переселился в сел.Нечаевка Кизилюртовского района.Подвергался жесткой критике со стороны государства, но все же продолжал воспитывать мюридов. В селениях Нечаевка и Хучада находится его зиярат.