Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на уроках русского языка»
г. Старый Оскол, Белгородская область
МБОУ НОШ №31
Учитель: Паршуткина Н.А.
Класс: 1
Тема: Загадки в словах.
Задача: Провести исследовательскую работу над группой слов, имеющих близкое лексическое значение и переносный смысл.
Цели: Обогащать словарный запас; учить объяснять лексическое значение слов с использованием толкового словаря; наблюдать Толковый словарь русского языка В.И. Даля над переносным значением слов по смежности и сходству.
Оборудование: Толковый словарь русского языка В.И. Даля; презентация.
1. - Сегодня на уроке мы проведем исследование. Что изображено на экране?
(глаза)
- А как называли глаза в старину? (Очи, око)
- Что это за предложения? Объясните, как вы понимаете смысл.
Не доглядишь оком, доплатишь боком.
Око видит, да зуб неймет.
Око за око, зуб за зуб (Моисеев закон)
Видит око далеко, а ум (думка) еще дальше
2. Работа над синонимами.
- Что мы скажем о словах глаза, очи (око)? (Имеют одинаковое значение)
- В русском языке, ребята, эти слова называются синонимами.
- Запишем слова с изученными буквами. (Глаза). Поставим ударение, поведем слогораздел.
3. Работа над переносным значением слов. Исследовательская деятельность.
- Определите по картинке специальность врача.
- Верно, это врач-окулист. Почему так названа специальность врача? (От слова око)
- Как называют черточки на клубне картофеля? (Глазки)
- Запишем, найдем «Опасные» места в слове. Докажем правильность написания сильными позициями слова.
- Что изображено на следующем слайде? (Очки)
Работа с толковым словарём. Очки – это прибор для глаз. Очи – форма множественного числа слова око.
- Как называется это блюдо? (Глазунья). Почему блюдо получило такое название?
- Посмотрите на следующий слайд. Что изображено?
- Окна в старину называли глазами дома.
3. Подведем итог нашей работы и сделаем выводы о словах русского языка.
- Как называются слова, имеющие близкое лексическое значение?
- Какие слова получили переносное значение по сходству и какие по смежности?
- Закончить наше занятие хочу словами К.Г. Паустовского:
«Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».
3