СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "необычная достопримечательность посёлка Хлебороб - подвесной мост"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В исследовательской работе рассказывается об истории  постройки подвесного моста через речку Поспелиха в посёлке Хлебороб Поспелихинского района Алтайского края

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "необычная достопримечательность посёлка Хлебороб - подвесной мост"»



Комитет по образованию Администрации Поспелихинского района

Алтайского края

филиал МБОУ «Поспелихинская СОШ №1»

Хлеборобская СОШ


Муниципальный конкурс исследовательских работ для дошкольников

и младших школьников

«Продвижение – первая ступень»


Номинация: 4 класс


Необычная достопримечательность посёлка Хлебороб – подвесной мост

(исследовательская работа)


Автор: Королёв Илья, 4 класс,

филиал

МБОУ «Поспелихинская СОШ №1»

Хлеборобская СОШ

Руководитель: Веснина Лариса Сергеевна,

учитель начальных классов, филиал

МБОУ «Поспелихинская СОШ №1»

Хлеборобская СОШ







п. Хлебороб, 2025г.



Оглавление

Введение……………………………………………………… 3 стр.

1. Из истории посёлка и старого моста через речку Поспелиха…………………………………………………….. 4 -5 стр.

2. Строительство подвесного моста………………………… 6-8 стр.



3. Заключение……………………………………………… 9 стр.

4. Приложения…………………………………………………10 -18стр.





































Введение

Каждый человек имеет свои корни - это место где он родился и вырос. Мы привыкаем к своему родному посёлку, где нам известны все улочки и переулки, поселковые строения и часто даже и не задумываемся об их происхождении. А вновь прибывший человек с удивлением интересуется: ого, я такого раньше и не видел!

Это он про наш подвесной мост говорит. А ведь и, правда: я столько лет по нему хожу и даже на велосипеде по нему езжу, а когда его построили и почему не знаю.

Это и стало темой моего исследования.

Гипотеза исследования: постройка подвесного моста помогла жителям заречной стороны посёлка безопасно переходить на правую сторону посёлка

Цель работы: изучить историю постройки подвесного моста в посёлке Хлебороб через речку Поспелиха

Задачи работы:

- узнать историю постройки подвесного моста

- систематизировать данные, создать доклад и презентацию по данной теме

- познакомить одноклассников с историей подвесного моста в нашем посёлке.

Предмет исследования: конкретные исторические данные постройки подвесного моста

Объект исследования: подвесной мост посёлка Хлебороб

Формы работы:

- поиск информации через беседы с разными людьми

- создание презентации.

Методы:

- Беседа

Практическая значимость: полученные знания помогут мне расширить знания о своей малой родине- посёлке Хлебороб



1. Из истории посёлка Хлебороб и старого моста через речку Поспелиха

Посёлок Хлебороб располагается на правом и левом берегу реки Поспелиха рядом с федеральной трассой Новосибирск – Семипалатинск в 18- и километрах от районного центра Поспелиха, в северо-западной части Поспелихинского района.

На правой стороне речки находится большая часть посёлка, а на левом берегу только две улицы: Заречная и Степная с небольшим количеством жителей.

Из рассказа моего дедушки Королёва Петра Егоровича я узнал следующие факты:

В 60-ые годы 20 века река Поспелиха была очень полноводной с высокими и крутыми берегами. По этой реке местные жители плавали на лодках в районное село Поспелиха. Эту речку в народе называли Провалиха, потому что в ней часто тонули коровы, которые приходили на водопой, их копыта увязали в иле речки, и они не могли самостоятельно выбраться.

На левом берегу посёлка в то время была одна улица из 6-и саманных домов, в конце улицы находился большой колхозный курятник, который обслуживала женская бригада.

На правом берегу под речкой находилась молоканка, это деревянное здание, в которое привозили молоко во флягах из посёлков Соколовка и Ботенёво. Здесь его охлаждали льдом, который заготавливали в зимний период в реке и складывали, пересыпая соломой. Такие вырезанные куски льда долго не таяли и служили охладителями для фляг с молоком. С началом освоения целины увеличилось количество жителей посёлка, и на левом берегу речки была построена нечётная сторона улицы Степная.

Правый и левый берег посёлка связывали 2 деревянных моста: один в начале посёлка был широким и более прочный для транспорта, а другой в центре для перехода людей с одного берега на другой.

Из рассказа Руппель Валентины Андреевны

Женская бригада птичниц ежедневно по несколько раз в день ходила на работу через речку по «Жидким лавам». Это простые очень длинные доски, которые перекидывали с одного берега на другой, а готовили эти доски на колхозной пилораме, которая находилась рядом с молоканкой. Жидкими их называли потому, что когда люди по ним шли, то доски окунались под тяжестью в воду, и ноги всегда были мокрыми, поэтому приходилось всегда ходить в сапогах. Однажды женщины шли с работы и эти лавы под ними провалились, они упали в воду и пожаловались бригадиру. После этого сделали другие лавы тоже из дерева, но с натянутыми верёвками по обоим краям, чтобы можно было при переходе держаться за них руками.

Из рассказа Королёва Петра Егоровича

С приходом весны правый берег был отрезан от левого из-за того, что два моста в начале и середине деревни не выдерживали натиска весенних вод, их срезало льдинами и уносило по течению. Люди оставались отрезанными от районного центра и друг от друга до восстановления новых мостов.





































2. История постройки подвесного моста

В весенний период было трудно доставлять молоко в село Поспелиха на молочный завод из-за того, что мосты уносило водой, но доставка должна была осуществляться. Тогда это делали с помощью переправы через полноводную речку на плоту, которым управлял мой дедушка Королёв Пётр Егорович. На плот ставили фляги с молоком, и мой дедушка с помощью протянутой верёвки над речкой переправлялся с одного берега на другой и ему помогали мужчины с берега, которые тянули плот с флягами. Вода весной очень холодная и бурлящая, поэтому нужно было быть очень осторожными при переправе. Однажды волна захлестнула плот и перевернула его, фляги утонули, а моего дедушку понесло по течению в холодной воде. Дедушка смог выбраться на берег и потом даже смогли найти несколько фляг с молоком, но не все.

Летом делали насыпную дамбу и по ней перевозили фляги с молоком. Эта дамба наполняла речку водой, что давало всем жителям посёлка возможность купаться в ней и отдыхать на хорошем берегу с прекрасным речным песком. Растительности по берегам речки в то время не было, только низкорослая трава, а небольшие кустарники, которые вырастали, срезало весной сползающим льдом и вымывало талыми водами.

На месте нового подвесного моста в то время был деревянный подвесной мост, который тоже держали тросы, но он был неудобный тем, что поручни были низким не более 60 сантиметров. В безветренную погоду по нему идти было несложно, но в ветряную погоду приходилось пригибаться, чтобы двумя руками держаться за тросы. Были случаи, когда люди падали в воду, благо, что мост был невысоким, но людям это причиняло много неудобств. Старый мост был ниже уровня прежнего моста и находился низко над водой, поэтому его сразу смывало весной, и попасть детям в школу, детский сад и людям на работу в весенний период было очень проблематично. Впоследствии в 1976 году на правлении колхоза «Заветы Ильича» под руководством Андрея Ивановича Губаренко было принято решение построить новый подвесной мост.

Руководил постройкой нового моста инженер Иванченко Анатолий Фёдорович. Все детали для нового моста изготавливал колхозный кузнец Руппель Яков Яковлевич. Место для моста выбрали то же, где находился старый мост, но на высоких берегах речки, чтобы весенние воды были ниже уровня моста.

На подготовку понадобился месяц работы, а на возведение моста ушло более двух недель.

Приготовили 25 металлических пролётов с металлическими кольцами для продевания тросов, подготовили площадки для столбов, которые будут держать натянутые тросы, изготовили прочные металлические платформы, которые будут лежать между столбами и держать между ними расстояние, вкопали в землю деревянные столбы под углом 45 градусов и на них надели трубы.

Затем с двух берегов одновременно тракторами «Кировец» натягивали тросы, продевая их через металлические кольца пролётов, затем с помощью сварки скрепляли со специальными крючками, находящихся на металлических столбах.

В таком виде мост стоял неделю, а рабочие следили за грунтом возле вкопанных столбов и платформами между ними.

На работу ходили в обход, а более крепкие мужчины цеплялись руками и ногами за висячие тросы и переправлялись с одного берега на другой, чтобы сократить свой путь.

Затем плотники готовили по размерам доски, которые укладывали вдоль пролётов. Размеры всех пролётов на мосту разные, доски накладывали внахлёст и закрепляли их гвоздями друг с другом. Длинные пролёты, которые больше метра снизу усиливали деревянными брусками под дугами, чтобы доски не ломались. Для безопасности людей вдоль пролётов сварщики наварили металлические прутья в два ряда. В начале моста с двух сторон на доски набивали деревянные планки, чтобы при переходе ноги не скользили по доскам, ведь начало моста находится под уклоном. Длина моста составляет 43 метра, ширина моста 1 метр: 5 досок по 20 сантиметров, высота моста 5 метров, высота поручней 110 сантиметров.

Когда мост был готов, то первыми по нему прошли сами строители. Вечером на нём собиралась молодёжь и раскачивалась, как на качелях. При сильном ветре мост раскачивало, потому что берега были голыми, без деревьев. Молодёжь к мосту привыкла достаточно быстро и не страшилась его раскачиваемости, а более взрослые люди при переходе держались за тросы. Ежегодно мост ремонтировался по мере необходимости.

После строительства нового подвесного моста фляги с молоком в весенний период носили по мосту на левый берег. На этот же берег приезжала машина с хлебом и люди переходили по мосту, чтобы его купить.

Это продолжалось до тех пор, пока в 1993 году не построили новый мост на бетонных сваях в начале деревни.

В настоящее время уровень воды в речке небольшой даже в весенний период, по берегам появилось много растительности, русло речки заросло ивами, и мост уже так сильно не раскачивается. Жители посёлка зареченской стороны привыкли к мосту, дети ходят ежедневно и в садик, и в школу в любую погоду и время года.

Мост помогает людям экономить время при переходе с одного берега на другой. Если идти с заречной стороны по мосту в центр деревни то это занимает не более 15 минут, а если идти в обход через бетонный мост в начале деревни, то на это уходит более 35 минут.





























Заключение

В ходе моего исследования я узнал об истории постройки подвесного моста, который соединяет правый и левый берег посёлка Хлебороб и пришёл к таким выводам:

- Постройка нового подвесного моста была обусловлена необходимостью переправы колхозного молока на левый берег посёлка в весенний период времени

- Постройкой подвесного моста занимались местные жители посёлка под руководством инженера Иванченко Анатолия Фёдоровича без привлечения районных и других специалистов

- Подвесной мост нашего посёлка является его достопримечательностью и помогает жителям заречной стороны посёлка экономить время при переходе с одного берега на другой

Если вы житель нашего посёлка и ещё не переходили по подвесному мосту, то советую перебороть свой страх и пройтись по нему, а если вы гость, то обязательно пройдитесь по нему, потому как не везде есть такие мосты и кто знает, будет ли у вас ещё такой шанс.























Приложения

1

Из воспоминаний Молодых Валентины Эммануиловны.

В то время я была главным экономистом колхоза «Заветы Ильича» при председателе Губаренко Андрее Ивановиче. Действительно в весенний период была проблема с двумя мостами, которые соединяли два берега деревни из – за того, что в весенний период их срезало льдинами и уносило вниз по течению. Более месяца деревня была отрезана от районного центра. Тракторами делали объездную дорогу по полям до первого моста за деревней, но и она не всегда спасала в весеннюю распутицу. Ежегодно в короткие сроки старались установить новый мост на въезде в посёлок. Жители попросили установить высокий подвесной мост на месте прежнего подвесного деревянного моста, чтобы переходить по нему на работу. На правлении решили, что такой мост можем сделать своими силами. Дали распоряжение Иванченко Анатолию Фёдоровичу контролировать это строительство. В возведении нового подвесного моста участвовали все жители посёлка: трактористы, кузнецы, плотники и строители. В архивных материалах сведений не будет, потому что это строительство было местного масштаба, и выделение денег было из колхозного бюджета.



Из воспоминаний Королевой Елены Петровны.

Когда я была маленькой девочкой, то помню, что под речкой был подвесной деревянный мост, который был низко над водой, и мы по нему переходили, но с приходом весны его смывало. Уровень воды весной в реке был очень большой. Через месяц уровень воды снижался. Выше по речке тракторами делали высокую насыпную дамбу, по которой ездили на лошадях и машинах. Эта дамба перекрывала речку и внизу по течению она наполнялась водой, где мы всё лето купались. Когда мост сносило, то дети не ходили ни в садик, ни в школу, пока не построят новый мост.

После постройки нового моста сначала родители водили детей по нему, а потом мы сами по нему бегали и не боялись.





Из воспоминаний Руппель Валентины Андреевны

Женская бригада птичниц ежедневно по несколько раз в день ходила на работу через речку по «Жидким лавам». Это простые длинные доски, которые перекидывали с одного берега на другой. Эти доски готовили на колхозной пилораме, которая находилась рядом с молоканкой. Их сразу делали в большом количестве, потому что часто меняли из-за того, что они быстро выходили из строя. «Жидкими лавами» их называли потому, что когда люди по ним шли, то доски окунались под их тяжестью в воду, и ноги всегда были мокрыми, поэтому приходилось всегда ходить в сапогах. Однажды женщины шли с работы и эти лавы под ними провалились, они упали в воду и пожаловались бригадиру. После этого сделали другие лавы тоже из дерева, но с натянутыми верёвками по обоим краям, чтобы можно было при переходе держаться за них руками.

Фотографий тех лет не осталось, нечем было фотографировать, да и жителей нашей заречной стороны деревни тоже уже, к сожалению нет. Это раньше здесь было много и семей, и детей.





























Приложения

2

Фото 1

Вид посёлка Хлебороб с федеральной трассы Новосибирск - Семипалатинск





Фото 2 Фото 3



Вид улицы Заречная Вид улицы Степная









Фото 4

Весеннее половодье, разлив реки Поспелиха в посёлке Хлебороб





Фото 5

Переправа колхозного молока на плоту через реку в посёлке Хлебороб в весенний период Королёвым Петром Егоровичем.





Фото 6

Кузнец Руппель Яков Яковлевич





Фото 7

Трактор «Кировец», с помощью которого натягивались тросы для подвесного моста.











Фото 8

Бригада птичниц колхоза «Заветы Ильича»



Фото 9

Руппель Валентина Андреевна



















Фото 10

Новый подвесной мост посёлка Хлебороб через реку Поспелиха





























Приложения

3





Замеры подвесного моста

длина моста

высота моста

количество

перегородок (пролётов) моста

ширина моста

высота поручней

количество досок по ширине моста

43 метра

5 метров

25

1 метр

110 см.

5 штук

по 20 см.





Замеры времени движения

время движения с левого берега на правый берег до центра посёлка по мосту

время движения с левого берега на правый до центра посёлка в обход через основной мост

15 минут

35 минут

















Фото замеров моста

Замер высоты поручня Замер длины моста



Замер высоты моста Замер длины пролётов



Замер ширины моста Крепление троса в металлических петлях



14